Причины возникновения ювенологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины возникновения ювенологии.



Причины возникновения ювенологии.

Ювенологией (или также ювентологией, юнологией)

уже достаточно часто называют «науку о юношестве, молодежи», производя этот термин из сочетания латинского слова juventilis — молодость и греческого logos— учение. Основание для создания новой науки (или научной дисциплины) со всей определенностью сформулировал один из ее активных сторонников В. В. Павловский:«Стихийно идущий в различных научных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о молодежи в конечном итоге не позволяет получить обобщения такого уровня, в которых нуждается общество, не позволяет добиться эффективного практического и прогностического применения имеющихся знаний, даже когда в этом есть повышенная потребность»

Ювенологический проект становится в России все более популярным. Большую роль в этом играет петербургская школа исследователей молодежных проблем, а более всего Е. Г. Слуцкий, опубликовавший ряд работ о ювенологии и ставший инициатором создания Национальной академии ювенологии (создана в 1996 г. Первоначально под названием Академия ювенологии), в которой представлены ученые и практики из 25 городов России.

Надо подчеркнуть, что стремление к комплексному изучению молодежной проблематики проявилось довольно рано, и уже в первых специальных работах о молодежи обнаруживается тенденция к применению для исследования методов разных наук.

В начале 1970х годов зазвучали призывы к формированию интегральной науки о молодежи (или о молодости), и они привели к появлению теорий ювенологии, претендующих иногда на статус самостоятельной науки. Одним из первых вопрос в этой плоскости поставил польский социолог Владислав Адамски [6]. Он исходил из признания как определенной специфики молодежи (но подчеркивал при этом ее дифференциацию по социально классовому признаку), так и особенностей ее исследования, невозможного в полном объеме в рамках какой либо одной из имеющихся наук.

Стремление создать комплексную науку о молодежи в большинстве случаев свелось к более широкому

представлению о социологии молодежи (что представляется вполне закономерным — с учетом развития социологического знания). По такому пути пошли, в частности, Адамски, Розенмайр, Малер.

Таким образом, когда ювенология в 1990е годы начала у нас институционализироваться, ее главные идеи

уже были обозначены и в отечественной, и в мировой науке. Концептуальная сторона ювенологии в книге «Ювенология и ювенальная политика в XXI веке» (2004) излагается следующим образом. Ювенология представляет собой системное знание о становлении, взрослении и развитии человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» — живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально$психологический аспекты), формированииего как полноценного члена общества посредством воспитания, образования, социализации (социальный аспект). Эта наука изучает молодое поколение как в онтогенезе, так и филогенезе, т. е. исследует механизмы биосоциального (медико$биологического) взросления, становления и духовного развития личности молодого

человека, а также соответствующие изменения — детей, подростков и молодежи как демографической группы. Ювенология «представляет собой новое комплексное междисциплинарное знание о взрослении, становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, базирующихся на общности процессов воспитания, образования и социализации молодежной популяции в целях стратегического развития России на долгосрочную перспективу».

 

Ювенология в структуре научного знания.

Дети, подростки и молодежь как объект ювенологии.

Молодежь - важный фактор, условие и средство социальных перемен и инновационная сила. Различные параметры качества нынешней молодежи сегодня во многом определяют контуры трудового потенциала - экономически активного населения завтра: его демографические, медико-био логические характеристики, степень социализованности, уровень образования, профессиональной подготовки, политической и гражданской зрелости. Таким образом, решение важной задачи коррекции и параметрирования будущего общественного потенциала тесно связано с улучшением качества нынешнего молодого поколения. Ювенология изучает молодежь в онтогенезе, то есть исследует механизмы биосоциального становления и взросления личности молодого человека и социально-демографически особой группы общества - молодежи.

Молодежь, действительно особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной социально – демографической группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения самосознания, самооценки молодежи. Данная проблема обширна и требует отдельного изучения в рамках различных наук. В работе применяются методы исследования данной проблемы, такие как изучение литературы по данной проблеме, а также наблюдение. Научно-техническая революция усложняет процесс формирования личности и передачи новым поколениям накопленного человечеством опыта. На индивидуально-личностном уровне это означает, усложнение критериев социальной зрелости и наличие определённых диспропорций между физическим и социальным созреванием. Новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно расширение сферы сознательного самоопределения и повышение его самостоятельности. В Новое время возможности индивидуального выбора профессии, жены, образа жизни значительно расширились. Психологические горизонты человека в век книгопечатания и массовых коммуникаций не ограничены рамками его непосредственного окружения. Большая свобода выбора способствует формированию более гибкого социального характера и обеспечивает большее разнообразие индивидуальных вариаций.

4. Предмет, принципы, законы и категории ювенологии.

Предмет науки - различные ювенальные процессы и явления, определяемые спецификой эмпирического объекта - человека (группы), вышедшего из детского возраста, но не вошедшего еще в "мир взрослых".

Таким образом, главные цели ювенологии следующие:

- принцип социальной обусловленности формирования, воспитания и развития ювенальных процессов

- принцип общения

- принцип деаликтического единства социального и биологического формирования и развития ювенальных субъектов

- концентрация усилий ученых и специалистов-практиков на решении первоочередных проблем социального развития подрастающего поколения в современных условиях;

- активное содействие формированию и развитию молодежной политики;

- содействие становлению и развитию прогрессивных форм работы с молодежью;

- содействие формированию нового поколения ученых и практиков-ювенологов

Внутренняя структура ювенологической науки.

Структура ювенологии включает методологию, феноменологию, праксиологию. Каждый из элементов может быть рассмотрен в двух основных аспектах: теории и практике.

 

 

Осмысливая роль и значение молодежи в новых условиях, следует отдавать себе отчет в том, что молодежь может явить собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности.

Именно поэтому государственная молодежная политика — главный элемент молодежной политики, осуществляемой в стране, и поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил.

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле, молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.

Концепция государственной молодежной политики направлена на определение содержания деятельности органов исполнительной власти по разработке и реализации ГМП. Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации (далее – Концепция) – система определений важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Разработка данной Концепции вызвана необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в целом в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и формулированию основных перспектив развития, признанных на общегосударственном уровне.

Концепция опирается на реалии политического, социально-экономического и культурного положения Российской Федерации, учитывает динамику развития как позитивных, так и негативных тенденций в молодежной среде, а также происходящую в современном мире глобализацию различных сфер жизнедеятельности населения.

Реализация Концепции рассчитана на последующее устойчивое социально-экономическое развитие России, поскольку молодежь признается важнейшим социальным стратегическим ресурсом общества.

 

Причины возникновения ювенологии.

Ювенологией (или также ювентологией, юнологией)

уже достаточно часто называют «науку о юношестве, молодежи», производя этот термин из сочетания латинского слова juventilis — молодость и греческого logos— учение. Основание для создания новой науки (или научной дисциплины) со всей определенностью сформулировал один из ее активных сторонников В. В. Павловский:«Стихийно идущий в различных научных дисциплинах процесс накопления разнопредметных знаний о молодежи в конечном итоге не позволяет получить обобщения такого уровня, в которых нуждается общество, не позволяет добиться эффективного практического и прогностического применения имеющихся знаний, даже когда в этом есть повышенная потребность»

Ювенологический проект становится в России все более популярным. Большую роль в этом играет петербургская школа исследователей молодежных проблем, а более всего Е. Г. Слуцкий, опубликовавший ряд работ о ювенологии и ставший инициатором создания Национальной академии ювенологии (создана в 1996 г. Первоначально под названием Академия ювенологии), в которой представлены ученые и практики из 25 городов России.

Надо подчеркнуть, что стремление к комплексному изучению молодежной проблематики проявилось довольно рано, и уже в первых специальных работах о молодежи обнаруживается тенденция к применению для исследования методов разных наук.

В начале 1970х годов зазвучали призывы к формированию интегральной науки о молодежи (или о молодости), и они привели к появлению теорий ювенологии, претендующих иногда на статус самостоятельной науки. Одним из первых вопрос в этой плоскости поставил польский социолог Владислав Адамски [6]. Он исходил из признания как определенной специфики молодежи (но подчеркивал при этом ее дифференциацию по социально классовому признаку), так и особенностей ее исследования, невозможного в полном объеме в рамках какой либо одной из имеющихся наук.

Стремление создать комплексную науку о молодежи в большинстве случаев свелось к более широкому

представлению о социологии молодежи (что представляется вполне закономерным — с учетом развития социологического знания). По такому пути пошли, в частности, Адамски, Розенмайр, Малер.

Таким образом, когда ювенология в 1990е годы начала у нас институционализироваться, ее главные идеи

уже были обозначены и в отечественной, и в мировой науке. Концептуальная сторона ювенологии в книге «Ювенология и ювенальная политика в XXI веке» (2004) излагается следующим образом. Ювенология представляет собой системное знание о становлении, взрослении и развитии человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» — живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально$психологический аспекты), формированииего как полноценного члена общества посредством воспитания, образования, социализации (социальный аспект). Эта наука изучает молодое поколение как в онтогенезе, так и филогенезе, т. е. исследует механизмы биосоциального (медико$биологического) взросления, становления и духовного развития личности молодого

человека, а также соответствующие изменения — детей, подростков и молодежи как демографической группы. Ювенология «представляет собой новое комплексное междисциплинарное знание о взрослении, становлении и развитии молодого поколения в диалектическом единстве социального, духовного и биологического начал, базирующихся на общности процессов воспитания, образования и социализации молодежной популяции в целях стратегического развития России на долгосрочную перспективу».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.018 с.)