Не показывает границ между фонемами. Но в корне не проходит морфологич шов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не показывает границ между фонемами. Но в корне не проходит морфологич шов.



Оппозиции фонемы:

1)ПРИВАТИВНЫЕ

ТВЕРД, МЯГК

ЗВОНК., ГЛУХ

2) ГРАДУАЛЬНЫЕ - по степени подъема

англ /и - u- o/

3) эквиполентные (равносильные признаки)

англ /l-m/

4) пропорциональные

звонк-глухой

тв-мягк

 

2. Дать определения аллофона и фона.

Фонема - это...

- Аллофон - образ фонемы в той или иной дополнительной дистрибуции. (реализация фонемы в соотв.с правилами доп.дистрибуции) В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком.

Одна фонема объединяет в себе ряд физически разных звуков. Эти разные звуки, объединяемые как разновидности одной фонемы, называются аллофонемами (аллофонами).

- Фон - конкретный экземпляр реализации фонемы. Это то, что употребляется непосредственно в речи. Продукт единичного произносительного акта. ФОН- реализация аллофона в речи.

Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

Фонема - психические единицы

Фоны - антропофонические = физические

У фонемы нет смысловой стороны. Но несколько фонем в цепочке образуют смысл

Основно́й аллофо́н — такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основные аллофоны:

  • для гласных — изолированное произнесение;
  • для твёрдых согласных — перед ударным «а»;
  • для мягких согласных — перед ударным «и».

Наряду с основным аллофоном существует сильная позиция звука. Сильная позиция — это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. Для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных — перед гласным непереднего ряда.

Классификация аллофонов:

1) Комбинаторные -реализации фонем, связанные с определённым фонетическим окружением звуков.

Например, в английском языке присутствует палатализация перед [i], хотя и не сильная.

Примерами могут служить:

  • назализация (носовое произношение);
  • лабиализация (огубленность).

 

2) Позиционные = реализация фонемы связана с фонетической позицией. З ависят от положения фонемы в слове, например, в начале, середине или конце, или от характера слога, т.е. зависят от фонетической позиции, в которой находится звук.

Под фонетической позицией принято понимать:

  • находится ли звук в абсолютном начале слова (после паузы);
  • находится ли звук в абсолютном конце слова (перед паузой);
  • положение звука по отношению к ударению.

 

Например, после /p/,/t/,/k/ сонанты [l] и [r] в позиции абсолютного конца слова-/fi:l/, /pi:l/ -

слегка оглушаются.

 

 

v Есть обязательные аллофоны, - когда все носители языка говорят определенным образом.

реализуются в соответствии с нормами языка, например-разные – а- в сад и сады - редуцированный. разные ‘ f’ в о французских словах ‘fer’ и ‘ Fier’.

v - есть факультативные варианты, к-ые появляются не всегда, но независимо от фонетических условий,например, разное качество последнего согласного в слове Май) - разное качество й - он не зависит от фонетич условий

v - и есть индивидуальные варианты, свойственные произношению отдельных говорящих.. (например, ошибки в произношении).Например, картавые/r/ в русском языке

 

· сильный аллофон = фонема = реализация фонемы в сильной позиции

Эмический уровень языка (фонема, морфема = идеальные обобщения)

Этический уровень языка (частные, конкретные реализации эмического уровня языка в речи)

Дистрибуция

-Дистрибуция-вся совокупность фонетических положений (кто ее соседи), в которых возможна данная фонема, составляет ее дистрибуцию, или распределение.

Два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции.

 

уточнить! 3. Как вычленяется фонема?

1) Разделить поток речи на отдельные звуки - миним звук отрезки

2) определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие - различать

** Звуки отделяются друг от друга потому, что между ними проходят границы морфем!

н.р. да-ть, да-л, да-м, да-н, да-н-о. Морфемная граница может проходить в любом месте звуковой цепи.

- после гл перед согл да-н

-после согл перед гл да-н-о

- между согласными с-вар-к-а

ГРАНИЦЫ МОРФЕМ НЕ СВЯЗАНЫ с ГРАНИЦАМИ СЛОГА (конечн слоговой может стать начальным) дан, да-но. дал - да- ла

Т.о. с помощью морфологич. мы делим слово на звуки. Задача - как различать эти звуки.

Н.р. дал (низко), дать (светлее выше), дам. дан (носовой оттенок)

Т.о. звуки зависят друг от друга не только от фонетич-го положения, но и от фонетич условий = это различия между обязательными аллофонами.

дать дал дан

а автономные - это когда различия между ФОНЕМАМИ дал дул дать дуть

 

 

§ -Метод квазиомонимов-

-Квазиомонимы- слова, к-ые отличаются друг от друга одной фонемой.

-Например, вес-век-вещь-верь.

недочет - то,что Не показывает границы между фонемами!

-Пример-t-ot и k-ot/t/и /k/выделены на основе прелингвистического знания(опыта)!!!

-Пары квазиомонимов образуют так называемые минимальные пары, т.е пары слов с минимальным различием.

-Например, том-ток.

 

§ -Метод минимальных пар Трубецкого- не опирается на морфологич шов.

Не показывает границ между фонемами. Но в корне не проходит морфологич шов.

Kiss-ed

-Единицы различаются целиком, не сегментами- недочет метода!

Пример-/gaf/ и /gau/-получается, что /f/ и /u/ не отличаются друг от друга!!

 

4. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы

1) Дифференциальные признаки - Это признаки, обеспечивающие различие фонем.

н.р. /b/-/m/ носовой/неносовой, /b/ -/p/-звонкий, глухой.

у гласных этими признаки являются - ряд, подъем, огубленность (ЛАБИЛИЗАЦИЯ)

У согласных: - место образования, способ образования, наличие голоса (шумные;сонанты).

2) Если такой пары нет, то вступают Интегральные признаки. То есть такие признаки, которые объединяют некоторые фонемы.

 

Например, /h/. Нет пары по глухости, хотя есть пары по способу образования.То есть этот показатель (глухости) является ИНТЕГРАЛЬНЫМ!

-Можно выделить несколько видов оппозиции (в зависимости от соотношения фонем по Диффер.Признакам):

1) Привативная: одна из фонем обладает определенным ДП, другая его лишена, например оппозиция звонких-глухих. п-б

2) Градуальная: разные фонемы имеют различную степень выраженности признака. Чаще всего встречаются среди гласных, отличающихся друг от друга по степени подъема -/u-ʊ-o/.

3) Эквиполентная: когда признаки, по которым различаются фонемы, представляются равноправными, например-/l-m/. различаются по способу образования, месту

Эквиполентные оппозиции

Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.

Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по разному: один - губной, другой - переднеязычный, третий - заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные.

 

 

***В зависимости от повторения типов оппозиций в системе фонем языка выделяются оппозиции пропорциональные, повторяющиеся в ряде фонемных пар, и изолированные, для которых нет аналога в данном языке.

Пример: /p-t/- /f-θ/-/v- ð/.

Фонетика построена на аккустических Д.П.

Д.П. при помощт кот.можно описать все фонологич-е системы всех языков мира.

Гласность - негласность

Согласность - несогл

· все Д.П. бинарны = состоят из 2ух частей

· все фонемы языка можно разделить на 2 группы

Критерии:

Сведение всех признаков к двоичным

Соотнош-е ДП и физической картины неоднозначно.

 

 

5.Артикуляторная классификация гласных учебн. Вербицкая с.27

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

 

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ.

/Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного./

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

 

П Х Ц С - НЕТ ГОЛОСА

Морфологический критерий

ai

da/j

da/L

da/m

 

/ - морф граница

АВТОНОМНОСТЬ ФОНЕМЫ - это когда мы узнаем эту фонему в других словах.

Язык позволяет сдвигать границы слога.

 

Теория американских структуралистов- ВСЕ дифтонги - БИФОНЕМНЫ (ДВУФОНЕМНЫ)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ПАР ПО ДИСКРИПТИВИСТАМ. ТРУБЕЦКОЙ.

/bei/

/boi/

/bai/

Гласные -

H - фарингальный

3) способ образования (это характеристика препятствия полости рта и способа его преодоления):

а) для шумных - взрывной (смычный), б', п, п', д, д', т, т', г, г', к, к' - фрикация (щелевые) f v z s

- аффрикаты ch дж

 

· форма щели- круглая- С З w, s,z плоская- Ф В th ese, th ing длинная - ш, дж боковая (?)

по положению небной занавески (в англ только для смычных)

б) для сонорных - смычно-проходные: боковые l носовые m n сонант- r

4) Глухие и звонкие (вертикально-парные) У глухих тон отсутствует, а у звонких присутствует.

С - С'

Voiced - b k l m n

Пример-

/tʃeə/-можно выделить –t-chair

/tri:/-выделяем–t-tree

-/tʃeə/-можно выделить - ʃ-chair-

-/ʃiːt/-выделяем -ʃ-sheet

 

H и слоник

фонемный статус этих фонем неясен.

1)у них ограниченная дистрибуция

2) они не встреч-ся в 1й позиции

wh как в which - может быть глухим

h - гортанный бывает звонк - behind

1) огранич дистрибуция только вначале перед гласным 2) внач. морфемы 3) вначале слога, но не вконце слога

t -если за ней r - t стан-ся заальвиолярным

если после s - идет t то t теряет придыхание

если стык t и p то t теряет взрыв flat pillow

ca ts - щелевой взрыв

после t - n = то tn будет носовым tn kitten

twenty - t - огубленная

 

11. Система англ согласных фонем

Фонологический слог - это?

CVC

PSV - plei - прикрытый открытый

EPSV - strax - прикрытый закрытый

FFPSV - fstr'eca (встреча) - CV V CVC

 

Существуют Открытые V / Закрытые Слоги VC

Прикрытые CV / неприкрытые V

 

little, family - закрытые слоги

 

Критерии опред-я слога:

1) интуиция носителя языка

2) Правила

3) Механизмы объединения звуков в один комплекс (артикулят-е явления)

 

Орфографический слог и фонетич-й слог - это разные явления.

орф - Pete

фонет - pi:t

 

 

· ТЕОРИЯ СЛОГООБРАЗОВАНИЯ:

Экспираторная артикуляторная теория

* На одном выдых. толчке

 

Statson - Исследовал аккустич.методами (еще что-то надо сюда сказать!

 

· Теория МУСКУЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Граммон

Слог - это волна мускульного напряжения

· СОНОРНАЯ ТЕОРИЯ слога - 19-20

 

Эсперсон

= Аккустич-я теория

 

Слог - это волна звучности, сонорности.

На склоне слога - согласный.

 

п/т/к - самые незвонк

в ф

б д г

в з ж

сонанты

дрожащие сонанты

и у

среднего подъема

низк подъема

 

при помощи сонорной теории нельзя найти границы слога

 

АВАНЕСОВ:

1) 3 степени сонорности -

шумные

сонорные

гласные

 

2) В русск яз наблюдал тенденции к открыт. слогам

 

ЗИНДЕР - *Слог ищут и не могут найти, п.ч. его нет!*

т.е. его нет как единицы

 

Бондарко - Связь между гласн и согл теснее, если между ними проходит переферия.

 

m'asa

ra/mu - тут m слабее

 

Слоговые контрасты:

Слоги в р.яз. все открытые судя по слоговым контрастам. У слога нет связи со смыслом.

 

ФУНКЦИИ СЛОГА:

1) конститутивная

2) опознавательная

3) различительная (дистинктивная)

Морфологические критерии

(в каждом надо привести примеры, я думаю)

· m n l - слогообразующие сонанты

Table kitten mitten

Открытые закрытые слоги

шва или i + согласный again begin - относим шва к последующему слогу

Ap-ple lit-tle

Словоформирующая

-Частным случаем словоформ.ф-ии является «вершинообразующая» ф-ия ударения.

Ударный слог как бы составляет «вершину» слова, а безударные слоги примыкают к этой «вершине». Причем ударение выступает как признак слова, как показатель его «отдельности», его некоторой самостоятельности в ряду соседних слов и в односложных, и в многосложных словах.

Акцентное слово

-Отрезок, сплачиваемый ударением и невозможностью внутренней паузы, называют акцентным словом.

-Пример - под окном- одно слово с точки зрения ударения, поскольку здесь только одно ударение!!!

-В таких примерах как «зачем же», «пошел бы» -«же» и «бы» -не способны ни выступать ни в качестве отдельного акцентного слова, ни вообще употребляться отдельно. Такие слова, неспособные иметь собственного ударения, называются клитиками.

-Клитики подразделяются на проклитики и энклитики, в зависимости от положения перед или после ударного слова. ….

Типы-

· свободное (подвижное и непожвижное) - в русском,в английском

· связное = фиксированное

 

 

Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и слоговой акцент, назвается акцентологией, а словесное ударение – акцентом.
Ударение способно выполнять различные функции: различать грамматические формы или лексемы (сигнификативная функция): русск. зáмок/замóк, дорóгой/дорогóй; англ. ´subject/sub´ject, ´prospect/pros´pect; отмечать границы слова в речевом потоке (делимитативная функция); выполнять экспрессивную функцию.
1)
Ударение – это выделение одного из слогов слова различными фонетическими средствами. В зависимости от средств различают три типа ударения: силовое (динамическое, экспираторное), музыкальное (тоническое) и количественное (квантитативное).
Силовое ( динамическое, экспираторное) ударение характеризуется тем, что ударный слог отличается большей напряженностью артикуляции и силой выдоха. Этот тип ударения присутствует в языках Европы, например, в русском, а также в некоторых языках Азии и Северной Африки. Однако динамическое ударение может быть слабым, как это имеет место в испанском, французском и других языках. При таком ударении гласные произносятся отчетливо как под ударением, так и в безударном положении.
Музыкальное (тоническое) ударение, заключающееся в том, что ударный слог выделяется высотой тона, свойственно китайскому, корейскому, японскому языкам. В норвежском, шведском и менее заметно в сербохорватском и литовском языках музыкальное ударение сопровождается экспираторным усилением.
Для количественного (квантитативного) ударения характерна длительность звука; причём в чистом виде оно встречается редко, например, в современном новогреческом языке, а в русском языке оно сочетается с силовым.


Кроме того, различаются структурные типы ударения, что связано с характером расположения ударения в слове. В связи с этим ударение бывает связанное (одноместное)фиксированное, имеющее постоянное место, или ограниченное какой-то зоной, как в латинском языке: 2-ой или 3-ий слог от конца слова) и свободное (разноместное=неподвижное и подвижное), падающее на любой слог. Фиксированное ударение в чешском, венгерском, финском, эстонском языках закреплено за первым слогом, в грузинском и польском – за предпоследним, а в армянском и французском – за последним.
свободное - связное

подвижное - неподвижное

В английском и русском языках ударение свободное, которое может быть разноместным, как в слове «парус», где ударным будет первый слог во всех грамматических формах единственного числа и третий – во множественном, а в слове «карета» и в единственном и во множественном числах ударный второй слог.
В то же время в русском языке многие слова имеют свободное подвижное ударение, как например, «вода» – в единственном числе ударный второй слог, а во множественном – первый, в слове же «борода» в именительном падеже единственного числа ударный третий слог, а множественного – первый.
В многосложных словах возможно несколько ударений, одно из которых будет главное, а другое – второстепенное: д,орогостóящий, тр,aнсконти-нентáльный; ad,mini΄stration,,revo΄lution.
В предложении одно из слов может нести на себе также логическое ударение, свидетельствующее об усилении его смысловой нагрузки.
Слоги между двух пауз, объединенные одним ударением, называются, по Ю. С. Маслову, акцентным словом, у А. А. Реформатского этому явлению соответствует термин такт. Такт– это единица ритмико-интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным речевым потоком и выделяемая паузами [Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. С. 352. ]. Почти все знаменательные слова имеют ударение и составляют отдельный такт (акцентное слово), между тем служебные слова (или местоимения) и некоторые другие «полуслужебные» слова часто не имеют собственного ударения и присоединяются к слову, которому свойственно ударение.

Если безударное слово примыкает спереди, то такое явление называется проклизой, а безударное слово – проклитикой: на дому́, да здра́вствует, из-под сне́га; the ΄child, our ΄parents’ house. Примыкание безударного слога сзади называется энклизой, а само слово энклитикой: кто́-то, сиде́л бы, не́ с кем, го́да три; англ.: ΄isn’t it; ΄see you.
Иногда клитиками, т. е. словами, не имеющими собственного ударения, становятся знаменательные слова, например: нá гору, бéз году, бéз вести (пропáсть), нá голову (разбить).

 

Еще разбирается

Супрасигментный

Пауза

Использование Пика

По акцентным моделям

Связанное (фиксированное)

2. свободное - 33% языков в мире (нефиксированное)

2) при формообразовании и словообразовании

Неподвижное ударение

Подвижное ударение

ФУНКЦИИ

· кульминативная=кульминация - это выделенный слог

· опознавательная

· ритмообразующая = подразумевается ритм синтагмы.

**Эта функция помогает формировать облик синтагмы.

** Помогает формировать ритм фразы

Fifty rubles

Fifteen rubles одинак ритм

Room fifteen

УДАРЕНИЕ вообще бывает-

Свободное

Связное

Подвижное

Неподвижное

СТЕПЕНИ УДАРЕНИЯ-

Основное (первичное)

Вторичное

АНГЛ. УДАРЕНИЯ! -

· свободное

Fellow bellow

· подвижное

CAnada

CanAdian

Active/ activity

Акцентные модели англ слов

Основная акцентная модель – ОоОоОоОо - ударный, безударный-

-ударение не фиксированное, но существует тенденция к определенным моделям!

-fant a stic-Третичное ударение на 1ом слоге, 1ый слог полный.

-sp e cialize, глаголы на-ise-у деривативов (производных)остается ударение неизменным(на том же месте).

-untrue-приставка перетягивает ударение (секундарное)

-import-(noun)- /ˈɪmpɔː(r)t/

-import-(verb)-/ɪmˈpɔː(r)t/

 

 

17. ИНТОНАЦИЯ. ФУНКЦИИ. СРЕДСТВА. ЕДИНИЦЫ. + таблица СРЕДСТВА

МЕЛОДИКА

самая выразительная. Это изменяющаяся частота основного тона.

Мелодика работает так- *членение *связывание синтагм *коммуникативный тип

2. Интенсивность - *артикуляторна

Функция - 1) Интенсивность, когда говорим - меняется. Интонация нужна для того, чтобы выделить.ЧАСТЬ высказывания - СЛОВО.

2) оформить синтаксическое ударение

 

ПАУЗА

Физически этот компонент артикулируется - прекращение фонации (все речевые звуки прекращены) = акустический ноль.

ФУЕКЦИИ ПАУЗЫ: нужна, чтобы отделить слова, т.е.разъединительная функция.

ВИДЫ ПАУЗ: различаются по долготе

БЫЛО

your ju ə

near - ni ə

really - riəli or ri:li

· стало появл шва в кончаниях

· лягушка открывается

· au - продвигается

· əu -> eu

Ударения

e xquisite

dispUte

 

дальше разобраться- (?) что к чему

RECEIVED PRONUNCIATION RP -норма англ

Престижн -

*an Oxford

*Queens

*BBC ENGLISH

*ESTUARY ENGLISH

estuary - не привязан к низш классу. люди с низк слоев стали образовываться.

 

NRP = Non rigional pronunciation (London)

 

БРИТАНСКОЕ - АМЕРИКАНСКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ!

 

У Брит произнош более высокий авторитет в мире!

К Американцам сами Британцы относятся неодобрительно!

От Америк Брит перенимает лишь то,что их устраивает как элемент общего потока!

 

schedule

Am- skedjul - rEsearch

Brit - ʃedjul - resEarch

 

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ СЛОВАРИ? Windsor Lewis?

 

Гласные: когда говор. о фонеме

!!!вопрос членения (для дифтонгов, аффрикат)

ч- одна фонема

о - одна фонема

i -одна фонема

oi - дифтонг - 1 фонема почему?

Оппозиции фонемы:

1)ПРИВАТИВНЫЕ

ТВЕРД, МЯГК

ЗВОНК., ГЛУХ

2) ГРАДУАЛЬНЫЕ - по степени подъема

англ /и - u- o/

3) эквиполентные (равносильные признаки)

англ /l-m/

4) пропорциональные

звонк-глухой

тв-мягк

 

2. Дать определения аллофона и фона.

Фонема - это...

- Аллофон - образ фонемы в той или иной дополнительной дистрибуции. (реализация фонемы в соотв.с правилами доп.дистрибуции) В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком.

Одна фонема объединяет в себе ряд физически разных звуков. Эти разные звуки, объединяемые как разновидности одной фонемы, называются аллофонемами (аллофонами).

- Фон - конкретный экземпляр реализации фонемы. Это то, что употребляется непосредственно в речи. Продукт единичного произносительного акта. ФОН- реализация аллофона в речи.

Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

Фонема - психические единицы

Фоны - антропофонические = физические

У фонемы нет смысловой стороны. Но несколько фонем в цепочке образуют смысл

Основно́й аллофо́н — такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основные аллофоны:

  • для гласных — изолированное произнесение;
  • для твёрдых согласных — перед ударным «а»;
  • для мягких согласных — перед ударным «и».

Наряду с основным аллофоном существует сильная позиция звука. Сильная позиция — это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. Для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных — перед гласным непереднего ряда.

Классификация аллофонов:

1) Комбинаторные -реализации фонем, связанные с определённым фонетическим окружением звуков.

Например, в английском языке присутствует палатализация перед [i], хотя и не сильная.

Примерами могут служить:

  • назализация (носовое произношение);
  • лабиализация (огубленность).

 

2) Позиционные = реализация фонемы связана с фонетической позицией. З ависят от положения фонемы в слове, например, в начале, середине или конце, или от характера слога, т.е. зависят от фонетической позиции, в которой находится звук.

Под фонетической позицией принято понимать:

  • находится ли звук в абсолютном начале слова (после паузы);
  • находится ли звук в абсолютном конце слова (перед паузой);
  • положение звука по отношению к ударению.

 

Например, после /p/,/t/,/k/ сонанты [l] и [r] в позиции абсолютного конца слова-/fi:l/, /pi:l/ -

слегка оглушаются.

 

 

v Есть обязательные аллофоны, - когда все носители языка говорят определенным образом.

реализуются в соответствии с нормами языка, например-разные – а- в сад и сады - редуцированный. разные ‘ f’ в о французских словах ‘fer’ и ‘ Fier’.

v - есть факультативные варианты, к-ые появляются не всегда, но независимо от фонетических условий,например, разное качество последнего согласного в слове Май) - разное качество й - он не зависит от фонетич условий

v - и есть индивидуальные варианты, свойственные произношению отдельных говорящих.. (например, ошибки в произношении).Например, картавые/r/ в русском языке

 

· сильный аллофон = фонема = реализация фонемы в сильной позиции

Эмический уровень языка (фонема, морфема = идеальные обобщения)

Этический уровень языка (частные, конкретные реализации эмического уровня языка в речи)

Дистрибуция

-Дистрибуция-вся совокупность фонетических положений (кто ее соседи), в которых возможна данная фонема, составляет ее дистрибуцию, или распределение.

Два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции.

 

уточнить! 3. Как вычленяется фонема?

1) Разделить поток речи на отдельные звуки - миним звук отрезки

2) определить, какие звуки нужно рассматривать как одинаковые, а какие - различать

** Звуки отделяются друг от друга потому, что между ними проходят границы морфем!

н.р. да-ть, да-л, да-м, да-н, да-н-о. Морфемная граница может проходить в любом месте звуковой цепи.

- после гл перед согл да-н

-после согл перед гл да-н-о

- между согласными с-вар-к-а

ГРАНИЦЫ МОРФЕМ НЕ СВЯЗАНЫ с ГРАНИЦАМИ СЛОГА (конечн слоговой может стать начальным) дан, да-но. дал - да- ла

Т.о. с помощью морфологич. мы делим слово на звуки. Задача - как различать эти звуки.

Н.р. дал (низко), дать (светлее выше), дам. дан (носовой оттенок)

Т.о. звуки зависят друг от друга не только от фонетич-го положения, но и от фонетич условий = это различия между обязательными аллофонами.

дать дал дан

а автономные - это когда различия между ФОНЕМАМИ дал дул дать дуть

 

 

§ -Метод квазиомонимов-

-Квазиомонимы- слова, к-ые отличаются друг от друга одной фонемой.

-Например, вес-век-вещь-верь.

недочет - то,что Не показывает границы между фонемами!

-Пример-t-ot и k-ot/t/и /k/выделены на основе прелингвистического знания(опыта)!!!

-Пары квазиомонимов образуют так называемые минимальные пары, т.е пары слов с минимальным различием.

-Например, том-ток.

 

§ -Метод минимальных пар Трубецкого- не опирается на морфологич шов.

не показывает границ между фонемами. Но в корне не проходит морфологич шов.

Kiss-ed

-Единицы различаются целиком, не сегментами- недочет метода!

Пример-/gaf/ и /gau/-получается, что /f/ и /u/ не отличаются друг от друга!!

 

4. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы

1) Дифференциальные признаки - Это признаки, обеспечивающие различие фонем.

н.р. /b/-/m/ носовой/неносовой, /b/ -/p/-звонкий, глухой.

у гласных этими признаки являются - ряд, подъем, огубленность (ЛАБИЛИЗАЦИЯ)

У согласных: - место образования, способ образования, наличие голоса (шумные;сонанты).

2) Если такой пары нет, то вступают Интегральные признаки. То есть такие признаки, которые объединяют некоторые фонемы.

 

Например, /h/. Нет пары по глухости, хотя есть пары по способу образования.То есть этот показатель (глухости) является ИНТЕГРАЛЬНЫМ!

-Можно выделить несколько видов оппозиции (в зависимости от соотношения фонем по Диффер.Признакам):

1) Привативная: одна из фонем обладает определенным ДП, другая его лишена, например оппозиция звонких-глухих. п-б

2) Градуальная: разные фонемы имеют различную степень выраженности признака. Чаще всего встречаются среди гласных, отличающихся друг от друга по степени подъема -/u-ʊ-o/.

3) Эквиполентная: когда признаки, по которым различаются фонемы, представляются равноправными, например-/l-m/. различаются по способу образования, месту

Эквиполентные оппозиции

Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.

Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по разному: один - губной, другой - переднеязычный, третий - заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные.

 

 

***В зависимости от повторения типов оппозиций в системе фонем языка выделяются оппозиции пропорциональные, повторяющиеся в ряде фонемных пар, и изолированные, для которых нет аналога в данном языке.

Пример: /p-t/- /f-θ/-/v- ð/.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.291 с.)