Материально-производственные запасы, их классификация и оценка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материально-производственные запасы, их классификация и оценка.



Материально-производственные запасы (МПЗ) — часть оборотных активов организации, т. е. часть имущества, используемая:

а) при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) с целью продажи; для управленческих нужд организации;

исключительно для продажи;

б) в качестве средств труда, участвующих в обороте не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он более 12 месяцев;

в) в качестве готовой продукции, законченной обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других документов, установленных законодательством (ГОСТ, стандартов);

г) в виде товаров, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи (перепродажи) без дополнительной обработки.

К оборотным активам организации относятся: материально-производственные запасы (сырье, материалы, топливо, инвентарь и хозяйственные принадлежности, готовая продукция, товары); денежные средства (в банке, кассе); дебиторская задолженность и др.

 

Сырье и основные материалы образуют материальную (вещественную) основу продукта. При этом сырьем называют продукцию сельского хозяйства (зерно, хлопок и т. п.) и добывающей промышленности (руда, уголь и т. п.), а материалами — продукцию обрабатывающей (перерабатывающей) промышленности (металл, ткань, сахар и т. п.).

Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы и придания продукту определенных потребительских свойств (например, лаки и краски для автомобилей, перец и другие специи в колбасном производстве) или для обслуживании и ухода за орудиями труда и облегчения процессов производства (смазочные, обтирочные материалы и т. п.), а также для содействия производственному процессу, включая выпуск сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки.

Деление материалов на основные и вспомогательные носит условный характер и определяется особенностями технологии и организации производства (например, крахмал в текстильной промышленности относится к группе вспомогательных, а в пищевой — основных материалов).

Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия — предметы труда, прошедшие определенные стадии обработки, поступившие со стороны для изготовления продукции и выполняющие роль основных материалов.

Возвратные отходы — остатки сырья и материалов, образующиеся в процессе их переработки, но утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, металлические стружки и т. д.).

Топливо, тара и тарные материалы, запасные части относятся к вспомогательным материалам, но в связи с особенностями использования выделяются в отдельные группы.

Инвентарь, инструмент и хозяйственные принадлежности — оборудование, инструменты и другие средства труда в пределах действующего лимита времени использования, а также специнструменты и приспособления, специальная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения и др., которые относятся к категории средств труда, но в силу срока полезного использования и источников приобретения (за счет оборотных средств организации) функционируют в составе средств в обороте.

В самостоятельные группы выделены продукты труда в виде запасов готовой продукции и товаров, подлежащих продаже или перепродаже без дополнительной обработки.

Порядок организации учета запасов определяется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методическими указаниями, утвержденными приказами Минфина РФ № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г. (по специнструментам, приспособлениям и спецодежде).

Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) занимает ведущее место в системе нормативного регулирования их бухгалтерского учета. Эти запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.

При покупке материально-производственных запасов у других организаций фактической себестоимостью считаются фактические затраты на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.

.

Оценка отпуска МПЗ на производство или в иных случаях выбытия осуществляется одним из следующих способов:

• по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Применение того или иного способа производится по виду (группе) запасов и является элементом учетной политики организации, которая осуществляется в течение отчетного года.

Первый способ характерен для оценки МПЗ, используемых в особом порядке (например, драгоценные металлы, драгоценные камни и др.), а также для запасов, которые не могут заменить друг друга. В этом случае отпущенные запасы списываются по стоимости каждой их единицы определенного вида.

При использовании первого способа согласно п. 74 Методических указаний могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

• с включением всех расходов, связанных с приобретением запаса;

• с включением только стоимости запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

 

Два последующие способа оценки (по средней себестоимости, по способу ФИФО) предполагают применение следующих вариантов средних оценок фактическойсебестоимости:

• на основе среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и поступления за месяц;

• на основе определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

При отпуске материалов по средней себестоимости она исчисляется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки на начало месяца и поступление запасов за месяц.

При оценке по способу ФИФО исходят из допущения, что запасы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения запасов с учетом остатка на начало месяца.

Наряду с рассмотренными выше вариантами взвешенных оценок в Методических указаниях допускается применение способа скользящей цены, т. е. определения цены исходя из состояния данного материала к моменту его отпуска, не ожидая окончания месяца. Для пересчета средней цены материала в этом случае может быть избран любой способ (средняя себестоимость, ФИФО) по мере каждого отпуска материала в производство, на продажу и т. п.

Задачи учета. Основные задачи бухгалтерского учета МПЗ определены в п. 6 Методических указаний:

• формирование фактической себестоимости запасов;

• правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

• контроль за сохранностью запасов в местах хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

• контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;

• своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот.

36. Документальное оформление и учет поступления материалов.

Все операции, связанные с поступлением, перемещением и от­пуском материалов, оформляются соответствующими первичными документами, формы которых утверждены Постановлением Гос­комстата России от 30.10.97 № 71-а.

Сдача грузов, доставленных уполномоченными лицами на пред­приятие, осуществляется на соответствующий склад под расписку заведующего складом (кладовщика) на транспортном документе или на сопроводительном документе поставщика.

Все поступившие материалы должны подвергаться тщательной проверке в отношении соответствия их ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах, и своевре­менно приходоваться на склад.

Материалы должны быть оприходованы в соответствующих единицах измерения (по массе, объему, счету и т.п.). Если материал поступает в одной единице измерения (по массе), а расходуется по другой (по счету), то его оприходование и отпуск должны отражать­ся в документах и регистрах аналитического учета одновременно в двух единицах измерения.

Приемка и оприходование материалов, поступающих от по­ставщиков, оформляются путем составления приходных ордеров (ф. № М-4), выписываемых на основании сопроводительных доку­ментов поставщиков. Приходный ордер составляет материально от­ветственное лицо в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад с указанием фактически принятого количества материалов по каждому номенклатурному номеру, учетной цены и суммы. Гра­фа «Номер паспорта» заполняется при оформлении хозяйственных операций по материальным ценностям, содержащим драгоценные металлы и камни.

При отсутствии расхождений между видами материалов по до­кументам поставщика и номенклатурными позициями их в соответ­ствии с действующей на предприятии номенклатурой-ценником приемка может оформляться проставлением на сопроводительных Документах штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизи­ты, что и в приходном ордере. При перевозке грузов автотранспор­том штамп проставляется на товарно-транспортной накладной, по­лучаемой от грузоотправителя.

При установлении несоответствия поступивших материалов ас­сортименту, качеству и количеству, указанным в документах по­ставщика, составляется акт о приемке материалов (ф. № М-7). Он является юридическим основанием для предъявления претензий по­ставщику или отправителю.

Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии с обяза­тельным участием материально ответственного лица и представите­ля поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт с приложением документов (транспортных накладных и др.) передают: один экземпляр в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, другой экземпляр прилагают к претензионному письму поставщику. Графа «Номер паспорта» за­полняется только в случаях обнаружения расхождений при оформ­лении хозяйственных операций по поступлению материальных цен­ностей, содержащих драгоценные металлы и камни.

При наличии акта о приемке материалов приходный ордер не составляется.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) составляется также при поступлении материалов без сопроводительных документов.

Поступление на склад материалов из других структурных подраз­делений (от других материально ответственных лиц организации) оформляется выписыванием требования-накладной (ф. № М-11) в двух экземплярах. Данный документ составляет материально ответ­ственное лицо структурного подразделения, сдающего материаль­ные ценности. Один экземпляр требования-накладной служит пере­дающему складу основанием для списания ценностей, а второй -принимающему складу для оприходования ценностей. Этими же, накладными оформляются операции по сдаче на склад или в кладовую остатков из производства неизрасходованных материалов, если они ранее были получены по требованию, а также операции по сда­че отходов и брака. Накладную подписывают материально ответст­венные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бух­галтерию для учета движения материалов.

Для оформления оприходования материальных ценностей, полу­ченных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ или продаже, составля­ется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35). Акт составляется в трех экземплярах комиссией

 

37. Документальное оформление и учет отпуска материалов.

Материальные ценности отпускаются со складов на производст­венные и хозяйственные нужды и для выполнения ремонтных и строительных работ.

Утвержденные руководителем организации и согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со склада материалы, а также образцы их подписей долж­ны быть сообщены соответствующему заведующему складом.

Для обеспечения возможности контроля за рациональным расхо­дованием материалов целесообразно устанавливать лимиты их отпус­ка на основании предварительного нормирования расходования.

При наличии лимитов отпуска материалов систематически ис­пользуемых при изготовлении продукции оправдательным докумен­том для списания их со склада является лимитно-заборная карта (ф. № М-8). Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземп­лярах на одно наименование материалов (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подраз­делению - потребителю материалов, второй - складу.

Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоихэкземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. Материально ответственные лица склада и структурного подразде­ления, получившего материалы, расписываются в обоих экземпля­рах лимитно-заборной карты.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов мате­риалов другими допускается только после разрешения руководителя организации или лиц, на это уполномоченных. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его устанавливать.

После использования лимита лимитно-заборные карты сдают в бухгалтерию.

По лимитно-заборной карте может вестись также учет материа­лов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких Дополнительных документов не составляется.

Для сокращения количества первичных документов можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов (ф. № М-17). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Лимит отпуска можно указать в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кла­довщик.

Если лимиты отпуска материалов не устанавливаются, отпуск оформляется требованиями-накладными (ф. № М-11); получатели материалов заполняют графу «Затребовано», а материально ответст­венные лица - графу «Отпущено».

Для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории (внутри­фирменный отпуск), или сторонним организациям применяется на­кладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15). Накладную выписывают в двух экземплярах, первый их которых передают складу, второй - получателю материалов. Отпуск на сторону произ­водится при предъявлении получателем материалов доверенности на получение ценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.017 с.)