Вопрос 17. Понятие и роль бюдж. Права (бп) как ведущего фин-прав. Института. Ист-ки бп. Субъекты бп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 17. Понятие и роль бюдж. Права (бп) как ведущего фин-прав. Института. Ист-ки бп. Субъекты бп.



БП – этосовокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства.

Предмет БП – те общественные отношения, на которые направлены бюдж-прав нормы, те отношения, к-рые возникают с опред-ем бюдж.устр-ва, состава расходов и доходов, принципов их разгран-ия внутри бюдж. системы, а т/ж отношения по поводу бюдж. Пр-са.

Источникам БП – норм-прав акты, к-рые содержат в себе нормы БП, напр-ые на рег-ние общ-ных отн-ний: -КРБ; - Указы и Декреты Президента; -Постановления Совета Министров; -Регламенты Палат представителей; -нормативные акты Минфина Республики Беларусь; -нормативно-правовые акты местных органов управления и самоуправления; -Решения высших судебных органов.

Субъекты бюджетного права – лица, которые наделены в соответствии с законодательством правами и обязанностями, посредством реализации которых переходят к субъектам бюджетных правоотношений (государство, -административно-территориальные единицы, -система государственных органов власти, -организации, физические лица).

Если будет время Особенности субъектов бюджетных правоотношений: -возникают в связи с образованием, распределением и использованием соответствующего бюджета, -ежегодно возобновляются (цикличны), -одной из сторон всегда выступает государство в лице уполномоченных органов, деятельность которых касается бюджетной сферы.

Бюджетное право непосредственно не связано со сбором налогов, а регулирует и распределяет уже имеющиеся денежные средства.

 

18. Бюджетные права Республи­ки Беларусь. Особенности.

 

Бюджетное право РБ - это важнейший финансово-правовой институт особенной части финансового права РБ, совокупность финансово-правовых норм, устанавли­вающих бюджетное устройство РБ, бюджетную систему и принципы ее построения, состав и порядок распределения доходов и расходов внутри бюд­жетной системы, а также бюджетный процесс.

Если будет время - Основу бюджетного права составляют материальные нормы. К ним относятся нормы, устанавливающие бюд­жетное устройство и бюджетную систему Республики Бе­ларусь, структуру доходов и расходов бюджетов всех уровней, полномочия государственных органов по разграниче­нию доходов и расходов внутри бюджетной системы и т.д.

К процессуальным нормам бюджетного права относят­ся нормы, регламентирующие бюджетный процесс. Эти нормы носят процедурный характер и регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.

К особенностям бюджетных правоотношении можно отнести следующие:

1) они возникают в связи с образованием, распределе­нием и использованием соответствующего бюджета (рес­публиканского, местного);

2) они ежегодно возобновляются (повторяются), по­скольку их реализация осуществляется в рамках финансо­вого (календарного) года;

3) одной из их сторон всегда выступает государство или соответствующие государственные органы, органы местно­го управления и самоуправления.

Субъектами бюджетного правоотношения выступают:

- государство; административно-территориальные единицы

- система государственных органов (органы представи­тельной, исполнительной и распорядительной власти);

- организации и физические лица.

 

Вопрос 19.Бюджетное устройство в РБ. Бюджетная система и принципы её построения.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, её структура взаимосвязь между отдельными звеньями, а так же обусловленность построения.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местного бюджета РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Она имеет конституционное закрепление ст. 133,которое говорит о том, что бюджетная система РБ включает в себя республиканские и местные бюджеты.

Республиканский бюджет – обеспечивает финансирование мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение.

Местные бюджеты - обеспечивает финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых в интересах данной административно территориальной единицы.

Местные бюджеты делятся на: 1)Бюджеты первичного уровня(сельские, поселковые, городские);2)Бюджеты базового уровня(районные, городские);3)Бюджеты областного уровня(областные, бюджет города Минска).

Принципы бюджетной системы:

1)Принцип единства – единство бюджетной системы обеспечивается едининством документации, нормативно – правовой базы, денежной системы.

2)Полноты отражения доходов и расходов бюджета.

3)Сбалансированности -все расходы бюджета должны соответствовать совокупному доходу бюджета.

4)Гласности - открытость для общества всех стадий бюджетного процесса.

5)Принцип самостоятельности бюджетов – бюджеты всех уровней имеют источники доходов, источники финансирования дефицита бюджета.

6)Эффективности использования бюджетных средств - достижения максимального результата с использованием минимального объёма бюджетных средств.

7)Общего покрытия расхода бюджета – все расходы покрываются за счёт доходов бюджета.

8)Достоверности – формирование бюджета на основе обоснованных прогнозных показателей

Адресности и целевого назначения бюджетных средств

10)Ответственности участников бюджетного процесса -каждый участник бюджетного процесса несёт ответственность за свои действия и бездействия.

Вопрос 20.Состав доходов и расходов бюджетов. Собственные и регулирующие доходы. Бюджетная классификация, ее правовое значение.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением источников финансирования дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансирование обеспечения задач и функций государства.

Собственные источники - доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе.

Собственные доходы включают:

- налоговые доходы;

- взносы на государственное социальное страхование;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления

Регулирующие доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.

Бюджетная классификация – систематическая группировка доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджета, видов государственного долга РБ, обеспечивающие республиканскую и международную сопоставимость показателей.

В соответствии со статьей 10 БК, бюджетная классификация включает:

1. Классификация доходов бюджета:

2. Функциональная классификация расходов:

3. Программная классификация расходов:

4. Экономическая классификация расходов:

5. Ведомственная классификация расходов республиканского и местных бюджетов:

6. Классификация видов государственного долга:

7. Классификация финансирования дефицита бюджета:

 

Вопрос 21. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищённые статьи бюджета. Бюджетное регулирование его и методы.

Источники финансирования республиканского бюджета:

1. Государственные займы

2. Средства от операций с имуществом, находящейся в республиканской собственности

3. Изменения остатков средств на счетах по учёту средств республиканского бюджета

4. Другие источники, в соответствии с бюджетным законодательством

Если при исполнении бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам более 10% от запланированного уровня, то применяется секвестр (пропорциональное снижение расходов по всем статьям бюджета, кроме защищённых) и блокирование бюджета (осуществляется в отношении отдельных статей бюджета).

Если есть дефицит, в первую очередь финансируются защищённые статьи бюджета:

· заработная плата

· трансферты населению

· продукты питания

· медикаменты

· % по государственному долгу

· погашение государственного долга и др.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения сбалансированности.

Методы бюджетного регулирования:

* закреплённые доходы которые закреплены в бюджете;

* регулирующие доходы (распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для бюджетного регулирования);

* бюджетный кредит (бюджетные средства, предоставленные из вышестоящего бюджета нижестоящему на возвратной основе);

* дотации (межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету);

* субсидии (бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании для производства и реализации товаров, работ, услуг)

* субвенции (межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определённых целевых расходов);

* трансферт (передача бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе);

* секвестр - реструктуризация государственного бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.083 с.)