Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему песок хорошо сыплется?

Поиск

Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересы­пания; лупа, ширма, сито.

Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из ста­нина в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины неровная). Выясняют, по­чему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравни­вают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеи­вают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и гли­ны и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).

Ветер.

Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Игровой материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Ход игры: Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рас­сматривают заготовленную «песочницу» (банку с на­сыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган — резко, с силой сжима­ют банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Детям пред­лагают воспользоваться результатами предыдущего опыта («Почему песок хорошо сыплется?»). Они опре­деляют, как сделать, чтобы с песком можно было иг­рать и при сильном ветре (хорошо смочить песок). Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

Волшебный материал.

Цель: Выявить, какие свойства приобретают песок и гли­на при смачивании.

Игровой материал: Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изде­лия из керамики.

Ход игры: Взрослый предлагает детям слепить шарики, кол­баски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети дела­ют вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства леска и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («пес­чаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная ка­кое-то время сохраняет форму).

Свет, цвет.

Когда это бывает?

Цель: Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

Игровой материал: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Ход игры: Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблю­дения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (кру­говую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объяс­няя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и закрасить сектора или проклеить их цветной бума­гой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изобра­жения режимных моментов) по каждой части суток.

Волшебные лучи.

Цель: Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Игровой материал: Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощ­ности.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми освещает издалека фона­риком картину и предлагает детям определить изоб­ражение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фо­нарь или заменить его на более сильный). Дети пробу­ют оба варианта, обсуждают результаты и делают вы­вод (освещенность зависит от источника: чем он бли­же и сильнее, тем больше света, и наоборот).

 

Волшебная кисточка.

Цель: Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Игровой материал: Палитры, красная, синяя, белая краски, по 4 кон­турных изображения воздушных шаров на каждого ребенка.

Ход игры: Взрослый с помощью «волшебной кисточки» пока­зывает детям изображения четырех воздушных шари­ков (три — разных оттенков синего цвета, один — фиолетового цвета), просит так же закрасить контур­ные изображения воздушных шариков, предложив три краски. Дети обсуждают, как можно получить нуж­ные цвета, смешивают краски на палитрах, закраши­вают шары на своем листе.

Волшебный круг.

Цель: Продемонстрировать образование цветов: фиолето­вого, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.

Игровой материал: Цветовые волчки.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает цветовые двухсторонние волчки: круг делится на 16 секторов, проходящих по диаметру (через центр); сектора окра­шивают поочередно в цвета, которые при соединении образуют нужный цвет (синий и желтый — зеленый, белый и синий — голубой и т.п.); в центре круга де­лают два отверстия, через которые протягивают шнур (круг можно также поделить на 2—3 части внутренни­ми кругами, в которых сектора будут окрашены в дру­гие цвета; в этом случае круг будет демонстрировать образование нескольких цветов). Затем взрослый пред­лагает детям назвать цвета в круге и закрутить круг в одном направлении, держа шнур руками (это могут де­лать два ребенка). Когда шнур будет максимально зак­ручен, отпустить круг. Дети выясняют, что происходит: кругом (он раскручивается в обратную сторону); что происходит с цветовыми дорожками (они изменили свой цвет). Дети называют цвета, а после остановки волшеб­ного круга выясняют, из каких цветов они получились.

Магниты, магнетизм.

Волшебная рукавичка.

Цель: Выяснить способность магнита притягивать неко­торые предметы.

Игровой материал: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Ход игры: Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка переста­ет быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим пред­метам). Дети рассматривают рукавичку, находят маг­нит, пробуют применить его.

Мы – фокусники.

Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Игровой материал: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металличес­кой пластиной внутри.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Не­заметно для детей заменяет его на самолет с металли­ческой пластиной, подвешивает его и, поднося «вол­шебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магни­том, значит в нем есть металл. Затем дети рассматри­вают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Опре­деляют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет дей­ствовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

 

 

Вес, притяжение.

Угадай-ка (1).

Цель: Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Игровой материал: Предметы из одного материала разных размеров: боль­шие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Ход игры: Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются (это мячи, немного отли­чающиеся друг от друга по размеру). Взрослый пред­лагает детям поиграть в «Угадайку» — поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка — большая или малень­кая. Далее предметы помещают в один мешочек. Взрос­лый предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький — легкий).

Угадай-ка (2).

Цель: Понять зависимость веса предмета от материала.

Игровой материал: Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, по­ролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с пес­ком, шарики из разного материала, покрытые оди­наковой краской.

Ход игры: Дети рассматривают пары предметов и выясняют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по разме­ру, отличаются по весу). Проверяют разницу в весе, берут предметы в руки. Затем взрослый предлагает детям поиграть в «Угадай-ку»: из мешочка, лежащего на столе, на ощупь выбрать предмет и объяснить, как догадались, тяжелый он или легкий; от чего зависит легкость или тяжесть предмета (от того, из какого ма­териала он сделан). Далее с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определяют, легкий он или тяжелый (у тяжелого предмета звук от удара громче). Так же определяют по звуку упавшего в воду предмета, легкий он или тяжелый (от тяжелого пред­мета всплеск сильнее). Можно определить вес упавше­го в песок предмета по углублению в песке (от тяже­лого предмета углубление в песке больнее).

Звук.

Почему все звучит?

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения зву­ка: колебание предметов.

Игровой материал: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, метал­лофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, стру­на, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход игры: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:

— рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно при­жимают к столу, за свободный конец дергают — воз­никает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекра­щается);

— рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь пред­метом);

— лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что зву­чит только то, что дрожит (колеблется);

— дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй — про­веряет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясня­ет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки — прекратить колебание предмета).

Откуда берется голос?

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения зву­ков речи, дать понятие об охране органов речи.

Игровой материал: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строе­ния органов речи.

Ход игры: Взрослый предлагает детям «пошептаться» — ска­зать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выяс­нить, что для этого сделали (сказали громким голосом); откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Подносят руку к горлышку, произносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют, что почувствовали рукой, когда говорили громко (в гор­лышке что-то дрожит); когда говорили шепотом (дро­жания нет). Взрослый рассказывает о голосовых связ­ках, об охране органов речи (голосовые связки сравни­ваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы ска­зать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. Выясняют, что надо сделать, чтобы звук был гром­че (дернуть посильнее — звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется). Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

Теплота.

Где быстрее?

Цель: Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Игровой материал: Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горя­чей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Ход игры: Взрослый вместе с детьми изготавливает на про­гулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рас­сматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (прове­ряют все предположения детей: батарея, варежки, ла­дошки, емкости с горячей водой, свеча и т.д., раскла­дывая льдинки на десять минут в разные места). По­мещают одинаковые по размеру льдинки в целлофано­вые мешочки. Один — берут в руку, другой — прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдин­ка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т.д.).

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут со­греваться (трение, движение; сохранение тепла).

Игровой материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ре­бенка.

Ход игры: Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой — прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый пред­лагает детям потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что предметы могут со­греваться при трении, движении.

 

 

Свойства материалов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.180 (0.015 с.)