Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль локальных нормативных актов в системе источников АП.

Поиск

В условиях рыночных аграрных отношений повышается роль ло­кальных нормативных актов, обеспечивающих реальное осуществление сельскохозяйственными кооперативами, акционерными обществами, то­вариществами, государственными сельскохозяйственными предпри­ятиями свободы аграрного предпринимательства, в особенности права свободного распоряжения своим имуществом. Взаимосвязь демократи­ческих принципов управления сельскохозяйственными коммерческими организациями и саморегулирования выражается в локальных норма­тивных актах как источниках аграрного права.

Локальные юридические акты делятся на:

1) юридические нормативные акты;

2) индивидуальные локальные акты.

К первой группе локальных актов относятся нормативные решения, регулирующие аграрные отношения, которые могут создавать и факти­чески создают признанные государством обязательные для участников правоотношений локальные нормы права. Распространены нормативные акты, регулирующие порядок распоряжения земельными участками, находя­щимися в общей долевой и общей совместной собственности, использо­вания земельных паев их владельцами. Значительную роль играют нормативные акты, которые устанавливают порядок распределения имущественных паев между работниками сельского хозяйства. Локальные нормативные акты обеспечивают детальное нормативное регулирование процедуры осуществления операций с земельными и имущественными паями по их продаже, покуп­ке, обмену либо с другими владельцами паев, либо с третьими лицами. Особое место в системе локальных источников аграрного права за­нимают уставы с\х кооперативов, акционерных об­ществ, товариществ, гос с\х предпри­ятий, которые используются в качестве основного регулятора аграрных отношений для определения правового статуса различных организаци­онно-правовых форм с\х коммерческих организаций

Вторую группу локальных актов с\х коммерчес­ких организаций составляют индивидуальные локальные решения, обла­дающие атрибутами, присущими юридическим фактам, с которыми нормы права связывают возникновение, развитие, прекращение аграр­ных правоотношений.

Локальные нормативные акты приобретают значение источников аг­рарного права при условии, что они санкционированы государством или приняты сельскохозяйственным кооперативом, акционерным общест­вом, товариществом по полномочию государства.

По общему правилу, локальные нормативные акты принимаются по предварительному полномочию государства и не нуждаются в последу­ющем санкционировании гос органов. Не требуется, в частности, утверждения государственными органами таких локальных нормативных актов, как положение об оплате труда, правила внутрен­него распорядка, положение о внутрихозяйственном расчете. Эти нор­мативные акты вырабатываются на основе рекомендаций государства и приобретают значение источников права с момента принятия их общим собранием сельскохозяйственного кооператива, акционерного общест­ва, товарищества, выражающего общую волю трудового коллектива.

 

Понятие и функции унифицированных нормативных источников АП.

Унифицированные акты аграрного законодательства - юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

К числу важнейших унифицированных нормативных источников, относят Федеральную целевую программу стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 г.г., в которой определена стратегия аграрных и земельных преобразований, направленных на комплексное переустройство аграрного производства, формирование многоукладной аграрной экономики.

Указ Президента от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» декларирует существование земельной собственности: частной, государственной и муниципальной и гарантирует их равенство. Указ обеспечивает полную свободу в распоряжении земельным участком, закрепляя за собственником право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать земельные участки. Предусматривает необходимые юридические гарантии свободы использования земли в деятельности предпринимателей. За ними признается право передавать земельные участки или часть его в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями.

Гражданский Кодекс РФ (гл. 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве.

Договорной характер сельскохозяйственной аренды; Добровольность и равноправие сторон по договору аренды; Свобода выбора форм хозяйствования; возмездный характер сельскохозяйственной аренды;

реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Дифференциация в АП.

Дифференцированные акты аграрного законодательства - юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которой лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях рынка.

Важнейший акт такого рода - Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» с последующими изменениями и дополнениями.

Пример дифференциации - Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», содержит нормы материально-правового и процессуального регулирования, рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам.

 

Понятие и виды аграрных правоотношений.

Аграрные правоотношения - правовая форма, выражающая и закрепляющая аграрные общественные отношения как экономическую категорию и как разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Специфика аграрных правоотношений обусловлена спецификой отрасли сельского хозяйства и определяются следующими особенностями: а) использование земли не только в качестве территориального базиса, но и основного средства производства, при этом земля не является собственностью сельскохозяйственных товаропроизводителей; б) использование в качестве средства производства живых организмов; в) сезонный характер труда в сельском хозяйстве; г) развитие различных легальных частных форм аграрного предпринимательства наряду с государственными юридическими лицами; д) разнообразие почвенных, природно-климатических условий оказывает существенное влияние на размещение и специализацию сельскохозяйственных организаций, требует разработки специальных мер по стабилизации рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия и государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.

Аграрные правоотношения являются комплексными. Это проявляется в том, что они не являются однородными по своему содержанию и характеру, а составляют комплекс земельных, имущественных, управленческих, трудовых и иных отношений, каждое из которых имеет свои особенности, но все они складываются в сфере агропромышленного производства.

Основными элементами аграрных правоотношений являются: 1) субъекты правоотношения;

2) объекты правоотношения; 3)содержание правоотношения; 4) основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений (юридические факты).

Аграрные правоотношения могут быть классифицированы по видам деятельности, по организационно-правовой форме их участников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.006 с.)