Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных с/х предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные предпосылки реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных с/х предприятий.



Основными видами с/х предприятий в СССР были колхозы и совхозы. Колхоз рассматривался как кооперативная организация добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного социалистического с/х производства на основе обобществлённых средств производства и коллективного труда. Колхозам всегда был присущ ряд признаков кооператива, например:

1) Членство;

2) Общее собрание членов;

3) Выборность председателя.

Однако принудительное обобществление земель и имущества крестьян при создании колхозов, произвольное распоряжение произведённой ими продукцией на основе планов государственных поставок и государственных закупок и другие проявления административно-командной системы управления обусловили фактическое огосударствление колхозов, то есть чрезмерное, несоответствующее их кооперативному статусу сужение их самостоятельности, отчуждение членов колхоза от создаваемой их трудом продукции. На конец 1987 года в СССР насчитывалось 26,6 тысяч колхозов. В них было занято 12,2 миллионов человек. За колхозами закреплялось 169,2 миллионов гектаров с/х угодий. В конце 80-х годов XX века начинается постепенный процесс расширения прав колхозов, нашедший отражение в законе 1988 года «О кооперации в СССР». Начали создаваться внутриколхозные арендные коллективы, наделённые правами самостоятельно организовывать производства и реализовывать производимую продукцию.

Совхозы функционировали как государственные сельскохозяйственные предприятия. Совхоз использовал землю, находящуюся в государственной собственности, всё его имущество, в том числе производимая продукция, было государственной собственностью. Директор назначался государственным органом, трудовой коллектив состоял из рабочих и служащих, работающих по найму. Органы государственного управления осуществляли планирование производственно-хозяйственной деятельности совхоза, доводили до него планы государственных поставок, закупок сельхоз продукции. В конце 1987 года насчитывалось примерно 23,3 тысячи совхозов. В них было занято примерно 12 миллионов человек. За совхозами закреплялось 364,5 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий. В 80-е годы XX века в связи с неэффективностью планово-административной модели организации сельскохозяйственного производства стали применяться меры по совершенствованию экономического механизма. Внедрялся внутренний хозрасчёт, расширялись права по реализации произведённой продукции. В 1990 году в Конституцию РСФСР было внесено дополнение о том, что собственностью совхозов является произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещённой законом деятельности.

Реформирование колхозной и совхозной форм организации производства стало неизбежным при переходе России к рыночной экономике. Закон «О земельной реформе» и Земельный Кодекс 1991 года установили право на приватизацию земель сельскохозяйственных предприятий. Фактически же приватизация начинается чуть позже и связана она с реорганизацией колхозов и совхозов. Такая реорганизация началась с принятия Указа Президента от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пакета рекомендаций Министерства Сельского Хозяйства.

Реорганизация колхозов и совхозов – это процесс преобразования форм хозяйствования, сложившихся в условиях планово-централизованной экономике СССР и создание на их основе новых организационно-правовых форм, соответствующих периоду перехода к рыночной экономике. Особенность этой реорганизации заключается в её обязательном характере.

Основное содержание реорганизации.

1) Во-первых, осуществляется приватизация сельскохозяйственных угодий, находящихся в постоянном пользовании предприятия, посредством раздела их на условные земельные доли.

2) Во-вторых, определяются имущественные паи работников предприятия и некоторых других лиц и приватизируется имущество государственных сельхоз предприятий.

3) В-третьих, из реорганизуемого предприятия выходят с земельными долями и имущественными паями лица, желающие создать крестьянско-фермерское хозяйство.

4) Колхозы и совхозы преобразуются в хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы. При этом используются два варианта:

1. Предприятие реорганизуется как единое хозяйство.

2. На добровольной основе происходит раздел предприятия на несколько предприятий, каждое из которых выбирает свою организационно-правовую форму.

 

20-21. Порядок определения земельных долей и имущественных паев в процессе реорганизации с/х предприятий.

В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Трудовые коллективы принимают решения о выборе формы собственности на землю, предусмотренную земельным кодексом. С учётом этого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельхоз предприятий подаётся заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К этой заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно. В них включаются:

1. во-первых, работники колхозов и совхозов, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях (то есть если пенсионер на постоянное место жительство уехал из колхоза или совхоза – право не сохранялось, а если остался – то сохранялось, и неважно, как давно он вышел на пенсию или сколько проработал), также лица уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 года (все, кто был уволен ранее этой даты автоматически лишались права приобретать в собственность бесплатно);

2. во-вторых, лица, занятые в социальной сфере села (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий);

3. и, в-третьих, временно отсутствующие работники (например, военнослужащие срочной службы; работники, направленные на повышение квалификации; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребёнком).

Разделу на земельные доли подлежат все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков:

1) переданных в ведение муниципальных органов, в том числе земель приусадебного фонда; участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;

2) включённых в фонд перераспределения земель;

3) занятых под дорогами общего пользования;

4) используемых сортоучастками для испытания новых сортов с/х культур;

5) переданных данному хозяйству в аренду.

Земельная доля – это доля в праве общей собственности на земли реорганизованного с/х предприятия, имеющая количественное выражение и не отграниченная на местности. Её размер определяется в гектарах или в балло-гектарах, учитывающих не только размер земельной площади, но и её качество. При определении земельных долей устанавливается площадь земель, подлежащих распределению, и численность лиц, имеющих право на получение земельной доли. Размер индивидуальной земельной доли устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы.

Имущественный пай – это часть стоимости имущества реорганизуемого предприятия, причитающаяся конкретному лицу с учётом его вклада в создание этого имущества. Определение размера индивидуальных имущественных паёв осуществляется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия. Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых законодательством установлен особый режим приватизации (например, жилищный фонд совхозов), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создаётся. Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учётом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства. Им может осуществляться с учётом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей. Паи работников, занятых в социальной сфере, определяются в порядке, устанавливаемым трудовым коллективом. Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующим образом:

1. получить при выходе из хозяйства с целью создания фермерского хозяйства.

2. внести в качестве взноса в уставный (складочный) капитал создаваемого товарищества, общества или кооператива.

3. получить денежный эквивалент стоимости имущественного пая и/или земельной доли.

4. продать или сдать в аренду другим владельцам долей, паёв.

Имущественные паи и земельные доли передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.009 с.)