Классификация земельных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация земельных правоотношений



Государственная собственность на землю.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

Документы о правах на земельные участки.

Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Право на земельный участок, приобретенное участником земельных правоотношений, удостоверяется правоустанавливающими документами. В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Статья 26 ЗК РФ основана на общем требовании о государственной регистрации прав на земельные участки как недвижимое имущество и сделок с ними.

Документами, удостоверяющими права на земельные участки, являются документы, подтверждающие регистрацию прав. Поскольку права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав, данный реестр составляет основу документов, удостоверяющих права на земельные участки. При этом неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело помещаются все документы, поступающие для регистрации прав на указанный объект. Книги учета документов содержат данные: о принятых на регистрацию документах об объекте недвижимого имущества, правообладателях, регистрируемом праве и заявителях; выданных свидетельствах о государственной регистрации прав; выписках и справках из Единого государственного реестра прав, об иных документах. Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав. Формы свидетельства о государственной регистрации, введенные отдельными субъектами Российской Федерации и администрациями городов до установления единой формы свидетельства, признаются юридически действительными. В ситуации, когда договор аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, следует иметь в виду, что согласно ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Следовательно, при продолжении арендных отношений договор подлежит государственной регистрации.

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Отказ лица от права на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе органом, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации указанного права.

Отказ от права на земельный участок.

Отказ от права собственности:

1. Заявление об отказе в орган власти, осуществляющий государственную регистрацию прав

2. Регистрация прекращения права.

 

 

При отказе от права от постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения заявление подается в исполнительный орган государственной власти или орган МСУ. В заявлении об отказе прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о таком земельном участке), необходимых для постановки его на учет

Подлинник документов, удостоверяющих права на землю. в случае их отсутствия копия решения исполнительного органа государственной власти или органа МСУ о предоставлении земельного участка;

Копия документа, удостоверяющего личность гражданина или копия документов, подтверждающих регистрацию юридического лица. Должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего юридическое лицо на отказ от права на постоянное бессрочное пользование земельным участком

При отказе от права постоянного бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения исполнительный орган государственной власти или органа МСУ на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решения о прекращении права постоянного бессрочного пользования либо пожизненного наследуемого владения. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Право на земельный участок, незарегистрированное в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прекращается с момента принятия решения о таком отказе. В случае, если право на земельный участок было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти или Орган МСУ в недельный срок со дня принятия решения обязан обратиться в орган, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для государственной регистрации прекращения прав постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Кроме того, исполнительный орган государственной власти или орган МСУ обязан сообщить об отказе от права на земельный участок права, на которое не было ранее зарегистрировано в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и орган, осуществляющий деятельность по ведению государственной кадастровой недвижимости в недельный срок со дня принятия решения.

Ограничение прав на землю.

Статья 56. Публичные интересы требуют необходимость различного рода ограничений прав на земельные участки. Ограничением следует считать запрет на осуществление определенных видов деятельности и требования от совершения определенных видов действия, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством в зависимости от места расположения участка и которые не применяются в отношении земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение.

Таким образом, установление ограничений на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели и ограничения прав лиц на земельные участки заключаются в преимущественно эффективном обеспечения рационального и эффективного использования земель и охраны окружающей природной среды. Характер ограничения должен быть таким чтобы обеспечить возможность использования земельного участком в соответствии с его целевым назначением

Виды ограничения:

1. Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-эпидемиологических зонах

2. Особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира

3. Условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течении согласованному в установленном порядке строительства, ремонта и содержания автомобильной дороги при предоставлении прав на земельный участок, находящейся в муниципальной или государственной собственности

Непосредственное установление ограничения происходит на основе административного правового акта либо по решению суда. Ограничения устанавливаются бессрочно либо на определенный срок. При установлении ограничения допускается возмещение причиненных убытков.

 

Задачи и функции

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

К компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике относится осуществление контроля за соблюдением:

1. выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

2. порядка переуступки права пользования землей;

3. выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

4. выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

5. порядка предоставления сведений о состоянии земель;

6. исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

7. выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Гос. Моноторинг осуществляет, росреестр, и мин.с/х

Гос. Мониторинг включает в себя:

1.сбор, обработку и хранение информации о состоянии земель

2. Непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования

3. анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов

Получений информации может производиться с помощью:

1) Дистанционного зондирования

2) Сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков

3) Наземных съемок,наблюдений и обследований

4) Соответствующих фондов данных

Съемки,наблюдения и обследования в зависимости от срока и периодичности:

1)базовые

2)периодические (раз в 3 года и более)

3)оперативные

Земельный налог

плательщики земельного налога: организации и физические лица,обладающие з.у. на правах собственности,постоянного бессрочного пользования или пожизненного наслеадуемого владения.

Объектами налогообложения являются з.у. расположенные в пределах муниципального образования

Расчет земельного налога осуществляется с учетом налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговой базой является кадастровая стоимость з.у.

Наллговая ставка устанавливается нпа представительных органов мун образования и не могут превышать 0,3 для земель с/х назначения или земель в составе зон с/х использования в поселениях; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-комунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 для прочих з.у. Налоговые ставки могут дифференцироваться в зависимости от целевого назначения и разрешенного использоввания з.у.

Отдельным категориям налогоплатильщиков предоставляются налоговые льготы.

Арендная плата

Арендная плата.

Плательщиками зем. налога явл. собственники, а т. лица исп. зем. участки на правах пожизненного наследуемого владения и постоянного бессрочного пользования; арендной платы - арендаторы зем. участков.

В ст.65 уст. особенности расчета арендной платы с земель, нах. в гос. или муниц. собственности.

Порядок расчета платы и условия ее взимания уст. НПА РФ, С РФ и ОМСУ.

Полномочия их разграничиваются в зависимости от формы собственности на зем. участок.

Законом о введение в действие ЗК РФ уст. максимальные размеры арендной платы с указ. земель - 2% кадастровой стоимости, за искл. земель с/х назначения - 0.3%, земель изъятых и огр. в обороте - 1,5%.

В целях обеспечения рационального исп. земель, предост. для жил. строительства, уст. более высокий размер арендной платы в тех случаях, когда по истечению трех лет с момента возникновения права аренды строительство жилого дома не завершено. Арендная плата - не менее двукратной ставки зем. налога.

Виды оценки земли

ФЗ " об оценочной деятельности".

Рыночная стоимость- наиболее вероятная цена, по которой з.у. может быть отчужден га открытом рынке в условиях конкуренции,когда стороны сделки действуют разумно, располвгая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства..

Для определения кадастровой стоимости з.у. проводится государственная кадастровая оценка земель. В процессе проводения государственной кадасровой оценки земель проводится оценочное зонирования территории. Оценочной зоной признается часть земель, однороднвх по своему целевому назначению, по виду функционального использзования и близких по значени. кадастровой стоимости з.участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимост единицы площади в границах эти зон. Гос. кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

ВОПРОС. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ.

Особенности оборота предусм. ФЗ «Об обороте ЗСХН».

В ст.1 закона перечислены земли, на которые не распр. действие данного закона. В частности, предост. для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, а т. занятые зданиями, строениями и сооружениями. Т.о. действие данного закона распр. т. на с/х угодья.

Принципы:

1. Сохранение целевого исп. земельных участков.

В связи с тем, что возникает необходимость перевода ЗСХН в иные категории в ст.8 ЗК РФ уст. процедура их перевода, а в законе «О переводе земель и зем. участков из одной категории в др.» - искл. случаи, когда возможен перевод.

2. Установление максимального размера общей площади с/х угодий, которые расп. в границах одного муниц. района и м. нах. в собственности одного гр. или юр.л.

Макс. площадь уст. законами С РФ и при этом не м.б. менее 10% с/х угодий данного МО.

В ФЗ уст. прав. последствия для тех случаев когда у гр. или юр.л. окажется в собственности больший по площади зем. участок - собственник в течение года обязан произвести отчуждение части зем. участка, превышающей макс. размеры.

В противном случае, то орган управления, осущ. гос. регистрацию права сообщает об этом в органы власти С РФ или МО (орган опр. в З С РФ), которые обращаются в суд с требованием о понуждении к продаже зем. участка.

3. Преимущественное право С РФ или МО (если такое уполномочие законом С РФ передано ОМСУ) на покупку земель с/х назначения в случае их продажи.

Принцип реализуется по правилам ст.250 ГК РФ.

Органы управления необх. будет уведомить о совершаемой сделки повторно, если в течение года с момента уведомления не б. совершена сделка либо уменьшилась стоимость зем. участка, явл. предметом сделки.

4. Преимущественное право других участников долевой собственности либо с/х предприятия, КФХ, исп. зем. участок в случае отчуждения доли в праве на этот участок по правилам ст.250 ГК РФ.

5. Установление особенностей приобретения зем. участков ино лицами, лицами без гражданства и совместными предприятиями.

Указ. лица м. приобретать земли с/х назначения только на правах аренды.

ФЗ уст. правовые последствия для тех случаев, когда у перечисленных лиц на законном основании возникнет право собственности на зем. участок (см. последствия для принципа (2)).

В ФЗ уст. и порядок приобретения прав на земли с/х назначения, нах. в гос. или муниц. собственности.

Зем. участки в собственность предоставляются т. по результатам зем. торгов, без проведения торгов - зем. участок м.б. предоставлен в аренду в случаях заблаговременного уведомления об этом и наличия т. одной заявки.

Арендованные зем. участки м.б. приобретены в собственность т. по истечению трех лет с момента приобретения их в аренду. Выкуп их осущ. по правилам ст. 34 ЗК РФ.

В ФЗ предлагается перечень сделок, которые м. совершаться с зем. долями:

1) завещать

2) внести в уст. капитал либо передать в доверительное управление с/х предприятию, исп. данный зем. участок

3) продать или подарить иному сособственнику либо с/х предприятию, КФХ, исп. данный зем. участок.

Перечень явл. исчерпывающим и иные сделки м.б. совершены т. после выдела зем. участка в счет зем. доли.

Учитывая, что сущ. зем. доли, собственники которых либо переехали в иную местность, либо умерли в законе исп. понятие

невостребованная земельная доля - доля собственник которой не распорядился ими в течение трех или более лет с момента возникновения права собственности них.

Для того чтобы б. прекращено право на невостребованную долю необх. сформировать зем. участок, поместить сообщение в СМИ, после чего органы управления С РФ или МО обращаются с заявлением в суд о признании права собственности С РФ или МО на данный зем. участок.

Правовой режим земель связи

Земли связи. Некоторые вопросы правового режима земель связи урегулированы в Федеральном законе от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи». Согласно ст. 23 Закона к землям связи относятся земельные участки, предоставляемые в установленном порядке в собственность либо передаваемые их собственниками в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду, физическим и юридическим лицам, занимающимся деятельностью по предоставлению услуг связи.

Порядок предоставления земельных участков, установления охранных зон и создания просек, режимы пользования ими определяются законодательством РФ. Размеры земельных участков, в том числе охранных зон и просек, предоставляемых лицам, занимающимся предоставлением услуг связи, определяются в соответствии с нормами отвода земель для этого вида деятельности и проектно-технической документацией, утвержденными в установленном порядке.

Лица, занимающиеся предоставлением услуг связи, вправе также устанавливать и обслуживать аппаратуру связи по согласованию с собственниками, землепользователями, в том числе арендаторами, земельных участков, зданий или сооружений. Собственники, землепользователи, в том числе арендаторы, вправе отказать предприятиям связи в указанных работах только по основаниям, предусмотренным законами и иными правовыми актами, принимаемыми в РФ. В случае возникновения спора вопрос может быть решен в суде или арбитражном суде.

В Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, урегулированы вопросы правового режима охранных зон линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации, определены особенности выполнения работ в пределах таких охранных зон, закреплены права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в таких зонах.

Соблюдение требований, предусмотренных Правилами, преследует цель обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи. В значительной мере эта задача решается путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

Принципы и критерии для включения соответствующих земельных участков в состав этих зон заключаются в следующем. Так, в частности, на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования для подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов. Такие зоны представляют собой участки земли вдоль этих линий, определяемые параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 м с каждой стороны. Для наземных и подземных пунктов на кабельных линиях связи зоны устанавливаются в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей, как правило, от центра установки пунктов не менее чем на 3 м. Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.

85.

Классификация земельных правоотношений

Классификация земельных правоотношений:

 


  1. в зависимости от содержания:

  1. отношения собственности на землю;

  2. отношения землепользования (в широком смысле);

  3. управленческие отношения;

  4. правоохранительные отношения

  1. в зависимости от характера земельных правоотношений:

  1. материальные земельные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие права и обязанности участников земельных отношений (как правило, это статистические отношения);

  2. процедурные земельные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, устанавливающие порядок положительной, позитивной деятельности уполномоченных субъектов;

  3. процессуальные земельно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права, устанавливающие порядок деятельности юрисдикционных органов (как правило, это суды) по принудительной реализации земельно-правовых норм, разрешению земельных споров и привлечению виновных лиц к ответственности. Процессуальные отношения – это отношения конфликтные.


Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.
В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку доз­воленности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в земельном праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, право-изменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются административно-правовые акты ис­полнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

В качестве оснований возникновения земельного правоотношения могут выступать сделки и договоры. Следует иметь в виду, что в земельном праве возникновение земельных правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государ­ственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель с\х назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.


 


  1. Принципы земельного законодательства.

Принципы земельного законодательства. Принципы – это основные исходные положения, руководящие идеи и основные правила деятельности, устройства той или иной сферы жизни. В последние годы многие законы РФ и субъектов РФ включают набор принципов, которые могут служить ориентирами для соответствующего праву поведения граждан и должностных лиц. Не стал исключением и Земельный кодекс. Основные принципы земельного законодательства закреплены в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, Кодекс и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

· Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представления о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

· Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

· Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное() воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

· Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие а подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

· Единство судьбы земельных и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

· Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление земель других категорий;

· Платность использования земли, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

· Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

· Дифференцированные подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

· Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношения по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли

Рассмотренные принципы служат костяком не только Земельного кодекса и всего земельного законодательства, но и правоприменительной практики в соответствующей области. Они получают свое полное дальнейшее развитие в последующих статьях и нормах, где они наполняются конкретным содержанием, проявляются в установлении земельных правоотношений. Кроме того, известны случаи принятия судебных, административных и арбитражных решений на основе принципов законодательства при отсутствии конкретных норм, регулирующих рассматриваемое спорное общественное отношение. Например, в ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены положения о том, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из добросовестности, разумности и справедливости. На практике эти предписания получают неоднозначное толкование ввиду различных представлений об этих ценностях у различных категорий и групп правоприменителей.

Перечень принципов земельного законодательства закрепленных в ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации не является исчерпывающим. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным.

 



  1. Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве.

 

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости - один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

 


  1. Принцип платности и его реализация в законодательстве.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог").
В настоящее время Государственная Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами в данной области являются:
1) споры, связанные с нарушением сроков и порядка внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков;
2) пользование земельным участком без оформления соответствующих документов, что приводит к неосновательному обогащению пользователя;
3) споры, связанные с неуплатой земельного налога в порядке и в сроки, которые установлены законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.083 с.)