Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная часть выпускной квалификационной работы

Поиск

Включает главы, подразделяемые на разделы, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования.

Количество глав и разделов строго не регламентируются. Оно зависит от разрабатываемой проблемы и круга рассматриваемых вопросов.

Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы, практические расчеты, финансовый анализ исследуемого объекта и расчет эффективности предлагаемых студентом мероприятий, а также основные результаты выполненной работы.

Одна из глав, как правило, первая, носит теоретический характер. В первой главе на основе изучения литературы, систематизации современных экономических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблемы, систематизируются позиции российских и зарубежных ученых и аргументируется собственная точка зрения студента относительно понятий, определений, проблем.

При рассмотрении теоретических вопросов необходимо использование статистического материала, что позволяет, аргументировано обосновать и проиллюстрировать то или иное высказывание автора или предлагаемые им решения.

Теоретическая часть должна включать (если с руководителем по определенному плану это не предусмотрено в последующих главах) анализ нормативно-правовой базы по исследуемой проблеме.

Вопросы теории излагают во взаимосвязи и для обоснования дальнейшего исследования проблемы в практической части работы.

Примерный объем первой главы – не более 15 стр.

Последующие главы носят аналитический и прикладной характер. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы на примере выбранного объекта исследования.

 

Целенаправленно анализируется и оценивается действующая практика, выявляются закономерности и тенденции развития объекта исследования на основе использования собранных первичных документов и статистической информации.

Материалы этих глав должны быть логическим продолжением первой (теоретической) главы и отражать взаимосвязь практики и теории.

 

Практическая часть выпускной квалификационной работы должна обязательно включать конкретные расчеты и анализ результатов деятельности выбранного объекта исследования, такие как оценка финансовой деятельности объекта, расчет эффективности предлагаемых рекомендаций по совершенствованию его деятельности.

 

Предложения и рекомендации должны быть органично увязаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций следует обращать внимание на их обоснованность, реальность и практическую применимость.

 

Содержание второй и последующих глав в выпускной квалификационной работе включает в себя разработку обоснованных выводов и конкретных предложений по решению исследуемых проблем.

Объем этих глав составляет не более 45 стр.

Вторая глава выпускной квалификационной работы должна содержать пункты - г, д, е (табл.1).

Требования к финансовому анализу и оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий изложены в таблицах 2 и 3.

Требования к финансовому анализу коммерческого банка и оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий в выпускной квалификационной работе 1. Требования к финансовому анализу коммерческого банка Финансовый анализ коммерческого банка должен включать следующие направления анализа: - формирование сравнительного аналитического баланса банка как минимум за два периода (по месяцам либо по кварталам, либо по годам) и проведение на его основе анализа динамики и структуры активов и пассивов банка с использованием горизонтального и вертикального анализа; - оценка устойчивости финансового положения банка, деловой активности, ликвидности и эффективности управления с использованием группы показателей: - оценка мультипликатора капитала, мультипликационного эффекта и добавленной стоимости капитала банка; - факторный анализ нормы прибыли на капитал банка; - анализ полученных результатов и формулирование выводов о финансовом состоянии банка. 2. Требования к оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий должна включать: - выработку конкретных мероприятий и рекомендаций по совершенствованию исследуемого направления деятельности коммерческого банка на основании проведенного финансового анализа коммерческого банка; - оценку первоначальных вложений в предлагаемые мероприятия и рекомендации; - оценку возможного эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий и рекомендаций, которая должна содержать такие основные показатели как срок окупаемости ваших мероприятий, NPV, IRR, темп прироста общей рентабельности банка (или по конкретному направлению деятельности) от внедрения мероприятий и рекомендаций и т.д.; - оценку возможного расширения деятельности банка по данному направлению (темп роста количества клиентов, кредитов и т.д.).  
Таблица 2

 

Таблица 3

 

 
 
Требования к анализу финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий Основными задачами финансового анализа предприятия являются: общая оценка финансового состояния предприятия и факторы его изменения; ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)   РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12 августа 1994 г. N 31-р   (в ред. распоряжения ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.09.94 N 56-р)   В целях обеспечения единого методического подхода при проведении Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и его территориальными агентствами анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также принятии на основе результатов данного анализа решений, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий - должников": 1. Утвердить Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. 2. Утратил силу. - Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.09.94 N 56-р. 3. Департаменту регионального развития (Н.В. Богаенко) обеспечить рассылку Методических положений территориальным агентствам, а также контроль за их исполнением.   И.о. Генерального директора Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) Г.ТАЛЬ   Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 N 31-р   МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И УСТАНОВЛЕНИЮ НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА   Основной целью проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным в соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Источники информации: форма N 1 "Баланс предприятия"; форма N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании"; справка к форме N 2 "Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании".   1. Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия   1.1. Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей: - коэффициента текущей ликвидности; - коэффициента обеспеченности собственными средствами. 1.2. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий: - коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2; - коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1. 1.3. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле 1 как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).   IIA + IIIA К1 = ----------------------------------------, (1) IIП - (стр. 500 + 510 + 730 + 735 + 740)   где: IIA - итог раздела II актива баланса; IIIA - итог раздела III актива баланса; IIП - итог раздела II пассива баланса. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 1 (см. Приложение). 1.4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется по формуле 2 как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).   IП - IА К2 = --------------, (2) IIA + IIIA   где: IП - итог раздела I пассива баланса; IА - итог раздела I актива баланса; IIA - итог раздела II актива баланса; IIIA - итог раздела III актива баланса.   Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 2.   2. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособных предприятий   2.1. Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. В том случае, если хотя бы один из коэффициентов, перечисленных в разделе I, имеет значение менее указанных в пункте 1.2, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам. В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам. 2.2. Коэффициент восстановления платежеспособности определяется по формуле (3.а) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.   К1ф + 6 / Т(К1ф - К1н) К3 = ----------------------, (3.а)   где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, К1норм = 2; 6 - период восстановления платежеспособности в месяцах; Т - отчетный период в месяцах. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность. 2.3. Коэффициент утраты платежеспособности определяется по формуле (3.б) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам.   К1ф + 3/Т(К1ф - К1н) К3 = --------------------, (3.б) К1норм   где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1); К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода; К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; К1норм = 2; 3 - период утраты платежеспособности предприятия в месяцах; Т - отчетный период в месяцах. Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.   3. Выводы   3.1. Принятие решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным осуществляется в случае наличия оснований, перечисленных в разделе п. 1.2 данных Методических положений, а также отсутствия у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность, что выявлено на основе анализа показателей раздела 2 данных Методических положений. 3.2. При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным на срок до 6 месяцев. 3.3. При отсутствии оснований, перечисленных в разделе 1, с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений: - при значении К3 больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не может быть принято; - при значении К3 меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не принимается, однако, ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. 3.4. Решения (действия) в соответствии с п. п. 3.1 - 3.3 данных Методических положений принимаются (осуществляются) Федеральным управлением в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов. В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, решения (действия) в соответствии с п. п. 3.1 - 3.3 принимаются (осуществляются) Федеральным управлением также в отношении указанных предприятий. 3.5. Подготовка заключений для арбитражных судов по вопросам оценки финансового состояния предприятий и структуры их балансов осуществляется в соответствии с данными Методическими положениями в отношении предприятий любых форм собственности. 3.6. После принятия решения в соответствии с п. 3.1 у предприятия запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово - хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособности или ликвидационных мероприятий.   4. Установление связи неплатежеспособности предприятия с задолженностью государства перед ним   4.1. В случае признания в соответствии с п. 3.1 структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие в силу законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием). 4.2. Анализ проводится на основании следующих материалов, запрашиваемых у руководства предприятия в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498: - справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием (по форме табл. 5 Приложения); - документов, подтверждающих наличие данной задолженности (договоров, распоряжений полномочных органов государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации). В случае, если в устанавливаемый в запросе срок (но не позднее двух недель со дня получения запроса предприятием) указанные документы, оформленные надлежащим образом, не представлены, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной. 4.3. На основании представленных документов по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств определяются объемы государственной задолженности и сроки их возникновения. Под датой возникновения задолженности понимается дата оплаты размещенного государственного заказа, установленная соответствующим договором или распорядительным актом полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия указанной даты моментом возникновения государственной задолженности считается дата окончания исполнения заказа (или соответствующего документально оформленного этапа работ по государственному заказу). Полученные данные заносятся в таблицу 5. В случае, если представленными документами наличие не исполненных в срок государственных обязательств не доказано, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной. 4.4. На основании данных таблицы 5 производится расчет коэффициента текущей ликвидности предприятия из предложения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарных дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. 4.4.1. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:   n Z = SUM Pi x ti x Si / 100 / 360, (4) i=1   где: Z - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Pi - объем государственной задолженности по i-тому не исполненному в срок обязательству государства; ti - период задолженности по i-тому не исполненному в срок обязательству государства; Si - годовая учетная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности. 4.4.2. Значение коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемое из предположения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:   IIA + IIIA - SUM Pi К1* = -----------------------------------------------------, (5) IIП - (стр. 500 + 510 + 730 + 735 + 740) - Z - SUM Pi   4.5. На основании рассчитанного в соответствии с п. 4.4.2 значения скорректированного коэффициента текущей ликвидности определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2, равно или превышает критериальное значение указанного коэффициента, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498, т.е. К1* > = 2 Установленная в соответствии с п. 3.1 неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним, если: - значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности, рассчитанное в соответствии с п. 4.4.2, ниже критериального значения указанного коэффициента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498, т.е. К1* < 2, либо - в соответствии с п. п. 4.2 или 4.3 зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним признается неустановленной. 4.6. Если в соответствии с п. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия не связана непосредственно с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство является достаточным основанием для применения в отношении директора предприятия, находящегося в государственной собственности, мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий - должников". Установление указанного обстоятельства в отношении предприятия, в уставном капитале которого более 50% долей (паев, акций) находится в государственной собственности, влечет за собой обязательные юридические действия Федерального управления по отстранению директора предприятия от занимаемой должности по решению органа предприятия, уполномоченного в соответствии с его учредительными документами принимать решения по указанному вопросу, созываемого во внеочередном порядке по инициативе Федерального управления. Решение об отстранении директора от занимаемой должности может быть вынесено с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. 4.7. Если в соответствии с п. 4.5 установлено, что неплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью государства перед ним, указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для применения в отношении директора предприятия мер ответственности, предусмотренных п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. N 1114.   5. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия   Установив неплатежеспособность предприятия и неудовлетворительность структуры его баланса, целесообразно провести детальный анализ представленных предприятием документов бухгалтерской отчетности. Целью данного этапа анализа является выявление причин ухудшения его финансового состояния. Однако информация, содержащаяся в балансе и формах, прилагаемых к нему, не позволяет сделать исчерпывающие выводы о характере и устойчивости финансовой, а также хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия; на ее основе не всегда можно выявить и исследовать отраслевые особенности рассматриваемого предприятия. Это обусловливает необходимость при подготовке и обосновании принимаемых Федеральным управлением и его территориальными агентствами решений в отношении неплатежеспособных предприятий проведение углубленного и комплексного анализа деятельности предприятий на основе дополнительно запрашиваемых данных. В то же время исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналогичными показателями других предприятий отрасли.   5.1. Анализ динамики валюты баланса   В ходе анализа сопоставляются данные по валюте баланса (стр. 360 либо 780) на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин (сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия, ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов, постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и т.д.). В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращение хозяйственного оборота данного предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности. Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов, однако, без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья, материалов либо оно показывает и на расширение хозяйственной деятельности предприятия. При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональности проводимой кредитно - финансовой политики, включая и использование получаемой прибыли, в ошибках при определении ценовой стратегии и т.д.   5.2. Методический подход к анализу структуры баланса   Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100 процентов. При этом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуре баланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение, снижение). Результаты расчетов заносятся в таблицы 2 и 3 Приложения.   5.3. Анализ структуры пассивов предприятия   Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности. При определении соотношения собственных средств и заемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты и займы (строки 500 и 510) приравниваются к источникам собственных средств (строка 480). Кроме того, при определенных условиях такие статьи пассива баланса, как доходы будущих периодов (строка 730), резервы предстоящих расходов и платежей (строка 740) и резервы по сомнительным долгам (строка 750), являются, по существу, источниками собственных средств.   5.3.1. Анализ источников собственных средств предприятия   Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов (строки 400 и 401), резервный капитал и резервные фонды (строки 402 и 410), фонды накопления (строка 420), целевые финансирования и поступления (строка 430), а также нераспределенная прибыль отчетного года (строка 472) и прошлых лет (строка 460). Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности.   5.3.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия   Анализируется структура краткосрочной кредиторской задолженности: краткосрочные кредиты банков и различные займы (строки 600, 620); задолженность перед другими предприятиями (строки 630, 640, 680, 710, 720); задолженность перед бюджетом (строка 700); соц. страхом (строки 660, 670); внебюджетными фондами (строка 690); задолженность по оплате труда (строка 650) и тенденции ее изменения. Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой, - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию - должнику. При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия и сроках выполнения обязательств перед ними целесообразно составить их перечень с указанием полного названия, юридического адреса, сроков и сумм платежей и доли данного кредита в общей задолженности предприятия. Особое внимание следует уделить наличию (и возможному росту) просроченной задолженности предприятия перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, по внебюджетным платежам.   5.4. Анализ структуры активов предприятия   Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения оценки их ликвидности. Непосредственно в производственном цикле участвуют: основные средства и нематериальные активы, запасы и затраты, денежные средства. К наиболее легколиквидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги; к наиболее труднореализуемым активам - основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, и прочие внеоборотные активы. Изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения доли оборотных средств может свидетельствовать о: - формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия; - отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей товаров, работ и услуг предприятия, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса; - сворачивании производственной базы; - искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и т.д. Для того чтобы сделать однозначные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов необходимо провести детальный анализ разделов и отдельных статей актива баланса, а также при необходимости запросить у предприятия требующуюся дополнительную информацию.   5.4.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия   Учитывая то, что удельный вес основных средств может изменяться и вследствие воздействия внешних факторов (например, порядок их учета, при котором происходит запаздывающая коррекция стоимости основных фондов в условиях инфляции, в то время как цены на сырье, материалы, готовую продукцию могут расти достаточно высокими темпами), необходимо обратить особое внимание на изменение абсолютных показателей за отчетный период (строки 020, 021, 022), которое отражает движение основных средств (амортизация и выбытие основных фондов, ввод в действие новых основных фондов). Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов (строка 012) косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную собственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок данного анализа) оценки их экономической эффективности. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, однако, поскольку предприятие в соответствии с разделами 1 - 3 настоящих Методических положений может быть признано неплатежеспособным, необходимо в ходе дальнейшего анализа на основе дополнительно запрашиваемой информации изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечений средств предприятия на данные вложения. При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание на тенденции изменения таких его элементов (статей), как оборудование к установке (строка 030) и незавершенные капитальные вложения (строка 040), поскольку данные активы не участвуют в производственном обороте и, следовательно, при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.   5.4.2. Анализ структуры оборотных средств предприятия   Скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее. Поэтому рост (абсолютный и относительный) оборотных средств может свидетельствовать не только о расширении производства или действия фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, это объективно вызывает потребность в увеличении их массы. Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости как отношение выручки (валового дохода) от реализации продукции (строка 010 формы N 2) к сумме оборотных средств предприятия (сумма строк 180 и 330 формы N 1). Уменьшение коэффициента, рассчитанного на конец отчетного периода, по сравнению с коэффициентом, рассчитанным на начало отчетного периода, свидетельствует о замедлении оборота оборотных средств. При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущих активов, как производственные запасы (строка 100), незавершенное производство (строка 130), готовая продукция (строка 150) и товары (строка 162). Увеличение удельного веса производственных запасов может свидетельствовать о: - наращивании производственного потенциала предприятия; - стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы предприятия от обесценивания под воздействием инфляции; - нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой. Таким образом, хотя тенденция к росту запасов и затрат может привести к увеличению на некотором отрезке времени значения коэффициента текущей ликвидности необходимо проанализировать, не происходит ли это увел<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.212 (0.019 с.)