В 1977 Г. В конституции СССР было впервые сказано об адвокатуре как о публичном институте (ст. 161). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 1977 Г. В конституции СССР было впервые сказано об адвокатуре как о публичном институте (ст. 161).



АДВОКАТУРА

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Лекция 1. Общие положения об адвокатуре в России

Лекция 2. История возникновения и развития адвокатуры

Лекция 3. Выдающиеся российские присяжные поверенные второй половины XIX – начала XX века

Лекция 4. Организация адвокатуры в России

Лекция 5. Формы адвокатских образований

Лекция 6. Статус адвоката, его приобретение, приостановление, возобновление и прекращение

Лекция 7. Права и обязанности адвоката. Гарантии адвокатской деятельности

Лекция 8. Профессиональная этика адвокатов. Адвокатская тайна. Дисциплинарное производство в отношении адвокатов

Лекция 9. Оформление полномочий адвоката. Соглашение об оказании юридической помощи. Оказание юридической помощи по назначению суда, прокуратуры, органов дознания или органов предварительного следствия. Оказание юридической помощи бесплатно

Лекция 10. Работа адвоката по уголовным делам

Лекция 11. Работа адвоката по гражданским делам

Лекция 12. Работа адвоката в конституционном судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, в арбитражном судопроизводстве

Лекция 1. Общие положения об адвокатуре в России

Принятие Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее по тексту лекций – Закон об адвокатуре) позволило по-новому определить место и роль адвокатуры в современном российском обществе. В частности, в ст. 3 Закона об адвокатуре дается определение адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов, и при этом указано, что в качестве института гражданского общества адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. На основании этого органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатов за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России. Такое положение более соответствует принципам правового государства, провозглашенным Конституцией России, и задачам адвокатуры как организации, осуществляющей защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц путем оказания им квалифицированной юридической помощи. Только в соответствии с данным законом адвокатура стала подлинно самоуправляемой организацией.

Несмотря на то, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляется, что задачи, возложенные на нее, имеют государственное значение и отражают публичный интерес общества. Представительство интересов граждан в конституционном, уголовном, административном и гражданском судопроизводстве направлено не только на удовлетворение интересов одного частного лица, но и на обеспечение принципа состязательности судебного процесса, достижение истины, охрану прав граждан и тем самым на создание демократического правового государства, провозглашенного Конституцией России, что не может не быть принципиально важным не только для отдельных лиц, но и для общества в целом.

Эти задачи отечественной адвокатуры соответствуют принципам организации этого института, закрепленным в международных актах. Как гласят Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), профессиональные ассоциации адвокатов играют жизненную роль в поддержании профессиональных стандартов и этических норм, защищают своих членов от преследований и необоснованных ограничений и посягательств, обеспечивают юридическую помощь для всех, кто нуждается в ней, и кооперируются с Правительством и другими институтами для достижения целей правосудия и общественного интереса.

В соответствии с указанным предназначением в ст. 1 Закона об адвокатуре дается определение адвокатской деятельности как квалифицированной юридической помощи, оказываемой на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом подчеркивается, что адвокатская деятельность не является предпринимательской – это обусловлено указанным выше общественным значением квалифицированной юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Также в законе определяется, какие виды профессиональной юридической деятельности не относятся к адвокатской деятельности.

Согласно данной норме, не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая следующими лицами:

· работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

· нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Важной новеллой Закона об адвокатуре стало нормативное определение адвоката. Согласно п. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре в ныне действующей редакции адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом определено, что адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Данное пояснение наиболее полно отражает суть адвокатской деятельности и гарантии, обеспечивающие возможность ее осуществления.

При этом установлено, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. Таким образом, занятие указанных должностей запрещено для адвокатов вне зависимости от того, являются ли они оплачиваемыми или неоплачиваемыми.

Однако в ныне действующей редакции Закона об адвокатуре закреплено положение о том, что адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов. Данная новелла направлена на закрепление существующего положения, разрешающего адвокатам занятие даже платных должностей в адвокатских образованиях и органах адвокатского самоуправления, поскольку логично, что указанные должности должны заниматься и исполняться самими адвокатами. При этом в п. 2 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката установлено, что вознаграждение, выплачиваемое адвокатам за работу в адвокатской палате субъекта Российской Федерации и Федеральной палате адвокатов, носит характер компенсационной выплаты со стороны соответствующей палаты за вынужденную невозможность в связи с исполнением указанных полномочий в полной мере осуществлять адвокатскую деятельность.

Также в законе приведен примерный перечень видов юридической помощи, которая может быть оказана адвокатом его доверителям. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

При этом в Законе об адвокатуре содержится указание на то, что адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Следовательно, перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатом, является открытым.

В настоящее время впервые на законодательном уровне установлены принципы адвокатуры. Согласно п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре адвокатура действует на основе следующих принципов:

1. законности,

2. независимости,

3. самоуправления,

4. корпоративности,

5. равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны осуществляться при неуклонном соблюдении предписаний правовых норм. Принцип законности лежит в основе деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц – всех субъектов права. В частности, взаимоотношения государства и адвокатуры должны строиться строго на основе принципа законности, государство не вправе вмешиваться в организацию и деятельность адвокатуры иначе, чем это предусмотрено законодательством.

Кроме того, применительно к деятельности каждого конкретного адвоката следует отметить, что недопустимо достижение целей и задач адвокатуры с применением незаконных методов и средств. В связи с этим каждый адвокат в своей повседневной профессиональной деятельности должен неукоснительно соблюдать предписания правовых норм.

Для адвокатов данный принцип корреспондирует также с нормой Кодекса профессиональной этики (п. 1 ст. 10), согласно которой закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя.

Принцип независимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти, местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность, за исключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательству России. Кроме того, адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

В то же время в законе об адвокатуре предусмотрено несколько случаев, когда государство в лице своих органов и должностных лиц принимает непосредственное участие в организации и деятельности адвокатуры. Это, в частности, следующие случаи:

1. финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно (п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре);

2. оплата помощи, оказываемой адвокатами по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда;

3. участие судей судов общей юрисдикции, судей арбитражных судов, представителей территориальных органов юстиции, представителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации в работе квалификационных комиссий (ст. 33 Закона об адвокатуре);

4. утверждение федеральным органом юстиции форм реестров адвокатов, а также формы удостоверения адвоката и формы ордера;

5. ведение реестров адвокатов субъектов Российской Федерации и федерального реестра адвокатов соответственно территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации;

6. выдача удостоверений адвокатам территориальными органами юстиции субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 15 Закона об адвокатуре);

7. выдвижение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлений о создании юридических консультаций (п. 1 ст. 24 Закона об адвокатуре).

Применительно к деятельности каждого конкретного адвоката следует отметить также, что при осуществлении адвокатом профессиональных действий по конкретному делу никто, кроме доверителя, не вправе давать ему указаний о том, как действовать. Это ограничение в равной мере относится и к государственным и муниципальным органам, и к органам адвокатского сообщества, и к органам адвокатских образований.

Следующие принципы – самоуправления и корпоративности – тесно связаны между собой.

Принцип самоуправления подразумевает самостоятельное определение (в рамках закона) адвокатом форм своей деятельности, самостоятельное формирование адвокатских объединений и органов самоуправления, невмешательство государства в деятельность указанных органов. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе навязывать адвокатским объединениям и органам адвокатского самоуправления решения и действия, отменять или приостанавливать действие этих решений. Все вопросы внутренней организации деятельности адвокатского сообщества решаются специально созданными органами адвокатуры.

В Законе об адвокатуре говорится, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом, несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность и коллективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставаться единой профессиональной корпорацией, для членов которой устанавливаются единые требования в отношении вступления в адвокатуру и деятельности в статусе адвоката. В этом заключается принцип корпоративности.

Следует отметить, что проявлением (реализацией) принципов корпоративности и самоуправления является деятельность адвокатских палат всех уровней. С принятием Закона об адвокатуре впервые в истории нашей страны адвокаты были объединены на федеральном (общероссийском) уровне. Ранее такого объединения никогда не существовало, поскольку на общегосударственном (общероссийском) уровне адвокатов объединяли только общественные организации, но ни в дореволюционное время, ни в советский период российские адвокаты не были объединены в обязательном порядке. В настоящее время принцип корпоративности реализуется путем объединения всех адвокатов региона в Адвокатскую палату данного региона, с тем, что все региональные адвокатские палаты являются членами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, которая, таким образом, официально объединяет всех без исключения адвокатов России.

Принцип равноправия адвокатов означает, что вне зависимости от того, в какой форме, индивидуально или коллективно, осуществляется деятельность адвоката, государство не вправе предоставлять ему какие-либо преимущества или устанавливать какие-либо ограничения. Принцип равноправия распространяется также на случаи, когда представительство интересов доверителем осуществляют адвокаты, входящие в разные адвокатские палаты. Таким образом, со стороны государства ко всем без исключения адвокатам должно быть равное отношение, и между собой адвокаты не должны допускать нарушения равноправия.

Указанные принципы должны реализовываться во всех нормативных актах, составляющих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Согласно ст. 4 Закона об адвокатуре законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Последнее очень важно, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ адвокатура относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Можно также отметить большое значение принятых к настоящему времени подзаконных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты организации и деятельности адвокатуры России.

Лекция 2. История возникновения и развития адвокатуры

Адвокатура неразрывно связана с судебной системой, поскольку не может существовать при отсутствии судебных учреждений. Адвокаты являются защитниками интересов людей при разбирательстве в суде споров, затрагивающих эти интересы. Следовательно, адвокатура как определенная общественная группа возникла в связи с необходимостью защиты интересов людей при рассмотрении споров в суде. Таким образом, адвокатура является общественным учреждением, возникшим вследствие совершенствования судебной системы человеческого сообщества.

В то же время необходимо отметить важность различения адвокатуры и судебного представительства, поскольку это различение имеет существенное значение для последующего рассмотрения истории адвокатуры. Судебное представительство – это замена тяжущегося в процессе другим лицом, при которой все последствия судебной деятельности представителя падают непосредственно на тяжущегося. Адвокатура, несомненно, включает в себя элемент представительства интересов в суде. Однако помимо этого адвокатура является правозаступничеством, т.е., иными словами, юридической помощью, оказываемой нуждающимся в ней лицам специалистами-правоведами. Отсюда вполне понятно, что в то время как судебное представительство имеет целью устранить неудобство личной явки стороны (или сторон) в суд и, по своей идее, не предполагает специальной подготовки, сущность адвокатуры состоит именно в знакомстве с правовыми нормами, т.е. в юридическом образовании. Таким образом, адвокатура и судебное представительство существуют одновременно, но адвокатура как деятельность по защите интересов в суде, в отличие от чисто представительства, основана на юридических знаниях. К тому же адвокатура как объединение определенного круга людей предполагает (по общему правилу) организационное единство.

Наконец, следует отметить также то обстоятельство, что адвокатура как общественный институт существовала не во всех странах и не у всех народов. Это было обусловлено двумя причинами: разницей уровней развития различных народов и особенностями сложившихся общественных отношений. Адвокатура возникала на определенной ступени развития того или иного общества, после учреждения судебных органов и разработки правовых норм, установленных в специальных источниках права и доступных для всеобщего ознакомления. Таким образом, адвокатура как общественный институт могла возникнуть только на достаточно высоком уровне развития общества. Однако здесь вступает в действие вторая причина. Некоторым народам в силу исторически сложившихся особенностей общественных отношений (в частности, строго субординационной структуры общества с жестко горизонтальным беспрекословным подчинением младших старшим, низших – высшим) было органически неприемлемо существование адвокатуры как особого общественного института, вмешивающегося в деятельность судей, действующих от имени государства. Так, например, в Древнем Китае и в Японии адвокатуры не было, поскольку решение спорных вопросов полностью зависело от представителей государственной власти и было обязательным для всех. В Древнем Египте адвокатура не допускалась. В то же время в Древней Индии адвокатура была, но обязанности представительства и правозаступничества совмещались одним лицом.

Напротив, в африканских странах не было достигнуто того уровня развития общества, при котором возможно появление адвокатов, защищающих интересы одной из сторон и с помощью своих правовых познаний – именно правовых познаний – убеждающих вынести нужное им решение.

Возникновение адвокатуры стало возможным только в античных странах, и прежде всего в Древней Греции (в Афинах) и особенно в Древнем Риме. Античное общество достигло того уровня совершенства, при котором правосудие как деятельность государства по разрешению возникающих споров было основано на подробно разработанных и четко определенных правовых нормах (в Древних Афинах – законы Солона, в Древнем Риме – Законы XII Таблиц). Важным было также предпочтение, оказываемое античным обществом решениям, вынесенным справедливо и беспристрастно после тщательного ознакомления со всеми обстоятельствами дела (как уголовного, так и имущественного) на основе конкретных правовых норм. Таким образом, именно в античном обществе были созданы все условия для появления адвокатуры и как деятельности, и как института.

Однако в Древней Греции адвокатура в истинном виде не смогла сформироваться. Первоначально в Древней Греции возникла т.н. «немая адвокатура» – сочинение речей (логографий) для суда: известные ораторы – история сохранила имена Антифона, Лисия, Исократа, Эсхина, а также знаменитого Демосфена – сочиняли речи, которые стороны произносили при разбирательстве их дела в суде. Существование же адвокатской деятельности в виде судебного представительства не всегда было одобряемо афинскими законодателями. Так, великий Солон в начале VI века до н.э. издал закон, предусматривающий личную защиту афинскими гражданами своих интересов в суде. Однако уже в начале V века до н.э. допускалась родственная защита в суде, когда интересы сторон защищали их ближайшие родственники. Впоследствии составление речей и судебное представительство отчасти слились в единое целое, и некоторые ораторы (например, Демосфен) не только сочиняли вступительную речь (логографию), но и осуществляли устную защиту интересов стороны в судебном процессе. Однако ораторы не обладали юридическими познаниями, и предпочтение по-прежнему отдавалось красноречию в ущерб правовому обоснованию позиции стороны, участвующей в споре. Возможно, что в ходе дальнейшего развития в Древней Греции и сформировалась бы адвокатура в значении, близком к ее нынешнему пониманию, но этому помешало присоединение греческих городов и государств к римской державе, в результате чего развитие адвокатуры в Греции неразрывно связано с процессом становления и развития римской адвокатуры.

История адвокатуры в Древнем Риме заслуживает особенно подробного рассмотрения в связи с тем, что именно в Древнем Риме впервые появилась адвокатура как деятельность определенных людей и как общественный институт так, что ее можно считать прообразом современной адвокатуры.

Происхождение римской адвокатуры имело свои особенности. После объединения патрициев и плебеев в единую общность римских граждан возник институт патроната, предусматривающий оказание видными гражданами (обычно патрициями) помощи и защиты лицам, нуждающимся в таком покровительстве (клиентам). При этом, в частности, предполагалась и защита патроном интересов клиента при судебном разбирательстве споров, затрагивающих его каким-либо образом. Кроме того, это было обусловлено и тем, что римское законодательство в первые века существования республики было доступно только патрициям и, следовательно, только они могли оказать действенную правовую помощь своим клиентам. Обнародование Законов XII таблиц в 450 г. до н.э. (официально принятая датировка этого события в истории) не изменило полностью сложившегося положения, поскольку эти Законы кодифицировали нормы материального права, в то время как процессуальные нормы права оставались в ведении закрытой коллегии жрецов. Таким образом, первоначально адвокатура как деятельность по защите граждан и их интересов в суде была частью патроната.

Однако на протяжении V и VI веков до н.э. процессуальные нормы – в частности, установленные исковые формулы – были опубликованы. Это положило конец монополии закрытых жреческих коллегий на доступ к правоведению и сделало участие в рассмотрении судебных споров возможным для всех. В связи с этим защита в суде граждан и их интересов в принципе могла осуществляться отныне любыми лицами. На практике институт патроната сохранился (в том числе и с функцией судебной защиты), однако теперь все чаще защиту граждан в суде стали осуществлять родственники или друзья граждан, нуждающихся в такой защите. Следовательно, как и в Древней Греции, для римской адвокатуры был свойственен этап т.н. «родственной адвокатуры».

Полное обнародование римского законодательства и, соответственно, его доступность имело еще важное последствие: появление особой группы граждан, профессионально занимающихся изучением законов и применением их на практике, т.е. юристов. С самого возникновения римская юриспруденция развивалась по двум направлениям: юридическое консультирование и судебная защита, т.е. собственно адвокатура. Именно с этого времени можно начинать отсчет истории адвокатуры.

Как и в Древней Греции, большое внимание уделялось красноречию при произнесении речей в суде. Однако со временем все большее значение приобретало знание законодательства и умение посредством норм права наилучшим образом защитить интересы граждан при рассмотрении судебных споров, затрагивающих эти интересы. Для выполнения подобной задачи необходимы были специалисты, юристы-профессионалы. В связи с этим на протяжении III-II вв. до н.э. «родственная» адвокатура уступает свои позиции профессиональной адвокатуре.

При этом для занятия адвокатурой существовало только несколько отрицательных ограничений. Не могли выступать в качестве адвокатов следующие категории граждан:

1) дети в возрасте до 17 лет и глухие – они должны были нанимать адвоката;

2) женщины и слепые граждане могли защищать только свои интересы;

3) некоторые категории граждан, частично ограниченных в правах, могли защищать только себя и своих родственников.

За исключением этих ограничений адвокатура в Древнем Риме была свободной профессией, по общему правилу доступной для всех римских граждан. При этом корпоративного единства между адвокатами не было – все они практиковали по отдельности. Кроме того, необходимо отметить отсутствие законодательного регулирования адвокатской деятельности.

Таким образом, во II-I вв. до н.э. начинается расцвет римской юриспруденции и, в частности, римской адвокатуры. Необходимо отметить, что это оказывало влияние и на политическую жизнь Римской республики, поскольку многие политики начинали свою публичную деятельность с адвокатуры. Катон, Сципион Африканский, М. Антоний, Гракх, Красс, а также знаменитые Цицерон, Помпей и Цезарь выдвинулись в свое время путем адвокатуры.

Республиканский период истории Древнего Рима должен быть признан лучшим временем римской адвокатуры. Наибольшую известность на адвокатском поприще во II-I вв. до н.э. приобрели М. Туллий Цицерон и Кв. Гортензий, бывшие друзьями, но часто выступавшие в процессах с защитой интересов разных сторон.

Смена республиканской формы правления авторитарным правлением императоров (принцепсов) первоначально не оказало существенного влияния на деятельность римской адвокатуры. Однако адвокаты, как и все римские граждане в I в. н.э., сразу же почувствовали сильное давление со стороны императорской власти, весьма ощутимое и без детального законодательного регулирования. В частности, они принимали участие в политических процессах, число которых увеличивалось с правлением каждого нового императора. На этом поприще особую известность приобрели Суиллий, Домиций Афр и Аквилий Регул. Однако многие адвокаты продолжали главным образом свою обычную судебную практику, не связанную с политическими процессами по осуждению настоящих или мнимых противников императоров. Широкую известность приобрели Вибий Крисп и Эприй Марцелл, жившие во второй половине I в. н.э. и считавшиеся самыми выдающимися адвокатами своего времени, а также М. Фабий Квинтиллиан, написавший трактат об ораторском искусстве, и Плиний Младший, знаменитый соратник императора Траяна.

В своей деятельности римские адвокаты I-III вв. н.э. широко использовали теоретические достижения видных юристов. Однако необходимо отметить, что известные юристы, имена которых составляют сокровищницу римского права – Лабеон, Капитон, Прокул, Сабин, Цельз, Юлиан, Помпоний, Павел, Папиниан, Ульпиан – не были адвокатами, они разрабатывали теорию римского права и давали юридические консультации гражданам, а некоторые из них (Цельз, Юлиан, Павел, Папиниан, Ульпиан) являлись консультантами и помощниками императоров. Таким образом, деление исторически сложившееся римской юриспруденции на адвокатуру и юридическое консультирование сохранилось.

Постепенно, по мере усиления императорской власти, все более приобретавшей монархические очертания, контроль государства над адвокатами и их деятельностью становился все более полным. Особенно это проявилось уже в IV-V вв., когда Римская империя приобрела по-настоящему монархические черты. Если до сих пор адвокатура была во всех отношениях свободной профессией и не имела никакой организации, то теперь она получает постепенно правильное устройство. С IV в. в законодательных памятниках появляется термин «сословие адвокатов». Затем адвокаты разделяются на штатных и сверхштатных, при императоре Льве устанавливается экзамен для кандидатов в адвокатуру, ограничивается комплект штатных адвокатов для каждой провинции, предоставляются различные привилегии как всему сословию, так и некоторым из его членов, словом, законодательство стремится подробно определить все стороны профессии. В частности, наряду с указанными выше отрицательными условиями, определяющими невозможность выступления некоторых категорий римских граждан в качестве адвокатов, появляются положительные условия, необходимые для вхождения в сословие адвокатов. Такими условиями являются обязательное получение юридического образования в одной из трех юридических школ Империи (в Риме, Константинополе или Берите – современный Бейрут) и обязательная сдача экзамена.

Заканчивая обзор истории адвокатуры в Древнем Риме, необходимо отметить важнейшее значение этого периода для становления адвокатуры в ее современном понимании. Именно в Древнем Риме деятельность специально подготовленных людей по защите в суде их сограждан и их личных и имущественных интересов впервые стала официально признанной профессией, что, несомненно, способствовало развитию адвокатуры как особого направления юридической деятельности.

После окончательного падения Римской империи в конце V в. развитие адвокатуры как бы приостанавливается. Это было обусловлено многими причинами. С одной стороны, в Восточной Римской империи – Византии – сохранялись в неизменности сложившиеся формы судебного процесса, и в полной мере это относилось и к адвокатуре. С другой стороны, германские и тюркские племена, заполонившие Западную Римскую империю и создавшие на ее руинах свои государства, не нуждались в римских процессуальных формах, поскольку имели сложившиеся формы судопроизводства. У них была обязательна личная явка в суд лиц, интересы которых затрагивали рассматриваемые судебные дела.

Однако по мере того, как во вновь созданных государствах римское население и племена завоевателей сливались в единые народности, римское право и римское судопроизводство восстанавливали свое значение, прежде всего для римских граждан.

Так, в Галлии (т.е. в современной Франции), захваченной племенами франков, римские судебные институты полностью сохранялись, причем их действие распространялось и на франков.

Однако со временем адвокатура во Франции стала приходить в упадок. Причиной тому послужило подчинение судопроизводства Божьему суду, т.е. решение споров между людьми путем судебных поединков или физических испытаний. Адвокатуре как представлению и защите интересов людей на основе правовых норм при этом не находилось места. Только в духовных судах, где разбирались споры, стороной в которых была церковь, сохранялся простор для деятельности адвокатов. Условием для этого было трехлетнее изучение канонического (церковного) и гражданского права.

Это столь неблагоприятное для адвокатуры положение изменилось в середине XIII в., когда при короле Людовике IX во Франции были заложены основы светского судопроизводства. Постепенно светская судебная власть (помимо дел, относящихся к ведению Королевского суда) сосредоточилась в высших судебных учреждениях различных провинций – парламентах, главным из которых считался Парижский парламент. Именно при парламентах организовывали свою практику адвокаты, постепенно образуя особое сословие. Необходимо отметить, что в средние века сохранялось деление юристов на юрисконсультов и адвокатов, сохраняющееся с римских времен. Также и условия, необходимые для допущения к адвокатской деятельности, были сходны с установленными в Древнем Риме: ежегодная присяга (о добросовестности и ведении только правых дел), внесение в особый список (т.е. организационная оформленность) и юридическое образование (диплом лиценциата прав). Адвокатура представляла собой только правозаступничество, поскольку чистое представительство входило в компетенцию особой группы т.н. поверенных.

Многие адвокаты привлекались к исполнению важных государственных должностей, в первую очередь канцлера и хранителя печати. Это означает, что одним из отличительных признаков французской адвокатуры была ее тесная связь с магистратурой.

Сложившаяся организация французской адвокатуры была разрушена уже в первые годы революции по решению Учредительного собрания (2 сентября 1790 г.), однако уже в первые десятилетия XIX в. сословие адвокатов во Франции было восстановлено и приняло очертания и характер, сохраняющиеся до сих пор. Основными принципами деятельности французской адвокатуры являются сословность, организационная оформленность в виде органов самоуправления, установление условий допущения к профессии (ученая степень лиценциата права, принятие присяги, 3-летний стаж юридической работы, внесение в список). Профессиональная деятельность французских адвокатов включает в себя юридическое консультирование и устную защиту клиентов на суде.

Необходимо отметить, что после своего возрождения в начале XIX в. французская адвокатура продолжала сохранять тесную связь с магистратурой, т.е. с политической деятельностью и государственной службой. Так, адвокаты Мартиньяк, Ленэ, Делангль, Барош, Фивр, Гамбетта, Флокэ в разное время занимали различные министерские посты, а адвокаты Тьер и Греви были президентами Третьей Французской Республики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.054 с.)