Представление об игре в отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление об игре в отечественной психологии



Функции драматической игры

Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) становится лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт участнику огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д

Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация как метод преподавания даёт активное, действенное природосообразное восприятие знаний, вместо сухого усвоения яркий образ, глубокое и живое переживание, она привлекает к работе всю личность участника: ум, чувства, воображение, волю.

Представление об игре в отечественной психологии

Ушинский подчеркивал значение игры для развития личности и ее моральной стороны. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии. По мнению П. П. Блонского, удовлетворительной теории пока нет и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей.

Выготский: игра-социальна. он обращается к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. В игре ребенок всегда выше своего возраста. Игра создает зону ближайшего развития ребенка.

Рубинштейн: игра это деятельность, а значит, является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Эльконин проанализировал развернутую форму игры. Выделил единицу игры-роль; сюжет/понятие игры-это область действий, которая воспроизводится детьми в игре; содержание игры. Игра проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытыми правилами к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

Общие понятия об активных методах обучения (АМО)

АМО - групповые методы обучения, предполагающие изменение позиции учащихся с пассивно-потребительской на активно-преобразующую, а так же опору на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах.

АМО:
-организация и ведение учебного процесса направленного на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
- учащиеся изначально заинтересованы в получении им необходимой информации, которая используется ими непосредственно и сразу;
- недостаток, неточность, неправильность информации создают стимул к его пополнению и корректировке;
- усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащихся;
- обучение – результат встречной активности группы учащихся.(Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.

Социально-психологические эффекты группового обучения

1) эффект группы – участники сопереживают успехам и неудачам друг друга. Осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно.

2) эффект взаимостимулирования - (соревнование и поддержка) доброжелательная атмосфера.

3) эффект присутствия - пребывание в ситуации, когда другой осуществляет пробы и ошибки в решении поставленной задачи, а остальные члены группы, выступая в роли наблюдателей, учатся на его примере, могут вмешиваться в ход решения. Советы и рекомендации выступают как важнейший момент обучения.

4) эффект- результат определяется действиями всех членов, что также противостоит классической системе обучения, Важность усилий и активности каждого участника.

5) эффект- решения, принимаемые группой характеризуются большей степенью риска, но и большей взвешенностью, ведь идеи одних членов группы критикуются, дорабатываются другими, отбрасываются и заменяются другими в случае необходимости.

6) эффект- Индивидуальные особенности членов группы учитываются в виде такого распределения обязанностей, которое отвечает интересам, склонностям участников

7) у членов группы возникает общий «фонд памяти», Сходный характер задач создает эффект общей судьбы. люди приобретают черты сходства за счет общих переживаний, аналогичного опыта и позиции.

Кейс – стади

Его так же называют методом анализа конкретных ситуаций. Это не игровой метод. В нем используются описание конкретных ситуаций, которые отражают не только практическую проблему, но и актуализируют определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Кейс включает в себя:
- ситуацию, это случай, проблема, история из реальной жизни
- контекст ситуации – хронологический или места, особенности действия, участники
- комментарии ситуации, представленные автором; вопросы или задания для работы с кейсом.

Этапы организации работы по методу кейс-стади:
1. Этап погружения в совместную деятельность
2. Этап организации совместной деятельности, может быть в малых группах. В каждой группе сопоставляются индивидуальные ответы, вырабатывается единая позиция для презентации решения.
3. Этап анализа и рефлексия: анализируется эффективность организации занятия, проблемы совместной деятельности, подводятся итоги.

 

Дискуссионные методы

Дискуссионные методы – это свободные и направленные дискуссии (совещание специалистов, обсуждение профессиональных случаев, круглые столы) построенные на непосредственном общении участников при пассивно отстраненной позиции ведущего, который организует взаимодействие, обмен мнениями. При необходимости управление процессом принятия группового решения.

Назначение – развитие коммуникативной компетентности участников: умение доказывать, дебатировать, выражать точку зрения свою или групповую, слушать оппонентов, формировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать.

Побочный результат – обострение негативных отношений между участниками в группе. Развитие мышления и наблюдательности, формирование критической позиции.

Позиция ведущего – организует, управляет ходом обсуждения, резюмирует, следит за развитием ситуации и при необходимости предотвращает конфликт.

Особенности организации и проведения – имеют характер живого общения, настроение участников существенно варьирует.

 

Ролевые игры

Ролевые игры являются одним из видов игровых методов (так же как и психодрамма, деловые игры, учебные игры)

Используются все или несколько важнейших элементов игры, направленных на приобретение нового опыта, недоступного другими способами, на формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций.

Побочный эффект – появление несерьезного отношения к происходящему, застревание в роли

Ролевая игра – направлена на отрабатывание умения руководить.
Среди участников игры распределяются роли.
Задача – выработка для исполнителя каждой роли оптимальной стратегии поведения на каждом этапе игры. В игре отсутствует имитационная модель, т.е. не предполагает системы игровых правил. Играющий исполнитель должен привести в ситуацию, содержание реальной деятельности.
Такое привнесение возможно только на основе глубокого знания воспроизведения деятельности, социальных ролей и разыгрываемой проблемы.

 

Подготовка и проведение организационно – деятельностной игры.

Осуществляется в несколько этапов:

1. Предигровой (может длиться несколько месяцев) – проводится диагностика состояния социально – экономической системы, выявляются кризисные проблемы, определяется общая стратегия игры, формируется ее структура.

 

2. Подбор игрового коллектива, продумываются составы игровых групп. В каждой группе имеется представитель из руководства. Его роль состоят в создании доброжелательного психологического климата в группе, а также в контроле ее деятельности, при необходимости – коррекция, а также информировании коллег о состоянии группы.

 

3. Ввод игроков в игру – производится ориентирование игрового коллектива на цели и задачи игры, психологическую подготовку участников, а именно мобилизация их творческого и интеллектуального потенциала.
задача – создание из разрозненных специалистов работоспособного коллектива способного решать поставленную задачу.

 

4. Работа в группах – на протяжении игры может неоднократно повторяться, для анализа хода игры могут привлекаться эксперты специалисты не участвующие в самом процессе игры. Анализ хода игры осущ. Руководством без участия игровых команд по выработанным участниками игры, решения.

 

5. Обобщение полученных результатов – по окончанию руководством разрабатываются. По завершении проводят обсуждение игры.

 

Вопросы для обсуждения и самоанализа работы ведущего.

Участникам можно предложить следующие вопросы:

1)Вызвала ли интерес проведенная игра?

2)Считаете ли вы полезной и конструктивной такую игру?

3)Соответствует ли, по вашему мнению, ситуация предложенная в сценарии реальным условиям деятельности?

4) Что,на ваш взгляд, можно было бы сделать лучше, если бы играли еще раз? Какие элементы игры нуждаются в коррекции?

5)Какими могли бы быть результаты игры и почему?

6)В чем вы видите полезность игры лично для вас?

7)Хотите ли вы поделиться чувствами, связанными с игровой ситуацией и взаимоотношениями участников?

Для самоанализа работы ведущего, можно предпочесть следующие вопросы:

1) На сколько соответствует данному составу участников?

2) Ориентирована ли игра на имеющиеся у участников знания? В какой мере игра ориентирована на ЗБР участника?

3) Использовалась ли прилагаемая к игре информация и не потребовалось ли дополнительно?

4) Как выглядела динамика и характер мотивации участников на протяжении всей игры?

5) Преобладала ли игровая, учебная, исследовательская мотивация, или мотивация на общение, взаимодействие?

6) Налажено ли было конструктивное взаимодействие?

7) Прослеживалась ли в ходе игры групповая динамика и каков был ее характер?

8) Какова эффективность игры и в чем она выражается.

Функции драматической игры

Драматизация (все виды воспроизведения в лицах) становится лучшей школой эстетического воспитания. Она даёт участнику огромное количество разнообразных практических навыков и умений, знакомит его со свойствами и употреблением предметов окружающего мира.

Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности (работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями), двигательный ритм, пластичность и т.д

Драматизация развивает эмоциональную сферу, тем самым обогащая личность; развивает симпатию, сострадание, нравственное чувство, воспитывая способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе.

Драматизация как метод преподавания даёт активное, действенное природосообразное восприятие знаний, вместо сухого усвоения яркий образ, глубокое и живое переживание, она привлекает к работе всю личность участника: ум, чувства, воображение, волю.

представление об игре в отечественной психологии

Ушинский подчеркивал значение игры для развития личности и ее моральной стороны. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии. По мнению П. П. Блонского, удовлетворительной теории пока нет и не может быть потому, что термин «игра» прилагается к самым разнообразным видам деятельностей.

Выготский: игра-социальна. он обращается к игре как ведущему типу деятельности детей дошкольного возраста и разрабатывает гипотезу о психологической сущности развернутой формы ролевой игры. В игре ребенок всегда выше своего возраста. Игра создает зону ближайшего развития ребенка.

Рубинштейн: игра это деятельность, а значит, является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.

Эльконин проанализировал развернутую форму игры. Выделил единицу игры-роль; сюжет/понятие игры-это область действий, которая воспроизводится детьми в игре; содержание игры. Игра проходит различные этапы в своем развитии. По Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит сюжетно-ролевая игра, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми. В конце дошкольного детства появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытыми правилами к игре с открытым правилом и скрытой ролью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.017 с.)