Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объекнивн и субъективн предпосылки формирования авторитарн полит режима в ссср
Тоталитарный режим - государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами жизни общества.(Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.) В конце 20-х - начале 30-х гг. ломается и без того хрупкая грань между государством и остатками гражданского общества: экономика подчиняется тотальному государственному контролю, партия сливается с государством, государство идеологизируется. В тоталитаризм советское общество вошло через ворота «чрезвычайных мер». Процесс не был случайным, он вырастал в ответ на потребности т.н. «государственного социализма», «государства диктатуры пролетариата». Многие программные положения большевиков, а затем ВКП(б), требовали построения социализма, оправдывали «с позиций классовой целесообразности и классовых интересов» возникновение и укрепление тоталитарного режима. Элементы его возникли сразу после октября 1917 г., укрепились в годы военного коммунизма и Гражданской войны и не были уничтожены в годы нэпа. Победа Сталина в борьбе за власть над внутрипартийной оппозицией укрепила культ его личности как необходимый шаг к тоталитаризму. Причины длительного существования тоталитарного режима в СССР: - власть партийной номенклатуры; - мощный репрессивно-карательный аппарат; - опора на гигантскую государственную собственность; - слабость демократических традиций, исторический опыт радикализма и политического террора; - страх перед репрессиями, перед ГУЛАГом сковывали сопротивление режиму; - пропаганда «классового подхода», вовлечение всего населения в идеологические организации, создание «образа врага»; - воспитание в людях, прежде всего в молодежи, слепой веры в коммунистический идеал, преданности Сталину - «вождю партии и всего советского народа», нетерпимости к иной идеологии и иному образу мыслей и жизни, готовности не размышляя повиноваться «воле партии». Установление тоталитарного режима в СССР не было случайным явлением, оно было обусловлено многими историческими объективными и субъективными причинами и обстоятельствами, верой в коммунистическую утопию.
Репрессиям - расстрелам, заключениям в лагеря и тюрьмы, ссылкам - подвергались миллионы людей. Репрессии - карательные меры, применяемые государственными органами. Репрессии носили массовый характер, т.е. применялись против достаточно широкого круга лиц. Репрессии в 20-х годах. Направленность репрессий: против антисоциалистических сил, т.е. тех слоев, групп и лиц, которые не принимали социалистических преобразований; членов оппозиционных социалистических партий - эсеров, меньшевиков, анархистов; старой интеллигенции религиозно- идеалистического и патриотического толка; местных национальных сил (грузинские меньшевики). Наиболее громкие процессы 20-х годов. 1). Шахтинское дело (1928 год) - группа инженеров и техников из Донбасса обвинялась в создании контрреволюционной вредительской организации. 5 человек было расстреляно, 11 приговорено к различным срокам заключения. 2). Дело Крестьянской трудовой партии (1931 год). 3). Процесс Промпартии (1930 год) - над представителями инженерно-технической интеллигенции. Широко распространились недоверие к старым специалистам, представления о вредительстве, как главной причине частых аварий на производстве, низкого качества продукции и т.д. Репрессии 30-х годов. Репрессии направлены против: партийно- государственного аппарата, армейских кадров, органов безопасности, научной интеллигенции, церкви, Коминтерна, против всех инакомыслящих. Наиболее громкие процессы 30-х годов. 1). В январе - феврале 1934 г. состоялся 17 съезд ВКП(б), получивший название съезда расстрелянных (более половины участников было репрессировано). 1 декабря 1934 г. был убит С.М. Киров, в котором видели соперника Сталина. Убийца - Николаев (рабочий). В убийстве Кирова был обвинен троцкистско-зиновьевский центр. Сформировался кировский поток репрессированных. 2). Дело московского центра (1939 г.) - 19 человек обвинено в подпольной контрреволюционной деятельности. Среди подсудимых Каменев, Зиновьев. 3). Кремлевское дело - контрреволюционный терроризм и подготовка покушения на Сталина.
Три московских процесса: дело «троцкистско-зиновьевского объединенного центра» (1936 г.). На скамье подсудимых 16 человек, в том числе Каменев и Зиновьев. Все 16 человек приговорены к расстрелу; заочно приговорен к смерти Троцкий. В 1936 г. застрелился Томский (председатель ВЦСПС), в 1937 г. - член Политбюро Орджоникидзе. 1937 г. - дело «параллельного антисоветского троцкистского центра» (второй московский процесс). 17 человек на скамье подсудимых, в том числе Пятаков, Серебряков, Сокольников, обвинявшиеся во вредительстве, шпионаже. Руководители приговорены к расстрелу; 1938 г. - дело «антисоветского троцкистского блока» (третий московский процесс). Было осуждено еще 29 человек - в т.ч. Бухарин, Рыков. По этому делу проходил и бывший нарком НКВД Ягода. Подвергались репрессиям работники прокуратуры, не дававшие санкций на незаконные аресты. Февральский Пленум ЦК (1937 г.) положил начало новой волны массовых репрессий против партийных и хозяйственных кадров. Террор обрушился на широчайший круг людей. Он свирепствовал в национальных республиках, его жертвами стало высшее командование Красной Армии. Расстреляно 8 военачальников во главе с замнаркома Тухачевским (Якир, Гамарник и др.), которые выступали против устаревших методов военного строительства, высказывались за механизацию армии, сокращение расходов на кавалерию. Затем было репрессировано около 35 тыс. командиров Красной Армии различного ранга. Армия оказалась обезглавлена. Разработка и Содержание курса на осущ «культурной революции» в СССР Культурная революция в СССР — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.007 с.) |