Основная терминология, связанная с гомосексуальностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная терминология, связанная с гомосексуальностью



Гомосексуальность

(от др.-греч. ὁμός — тот же, одинаковый и лат. sexus — пол), также в более узком значении — гомосексуализм — предпочтение представителей своего пола (или гендера) в качестве объекталюбовных отношений, эротического влечения и/или сексуального партнёра.

Гомосексуальность в широком смысле — это один из видов сексуальности человека, складывающийся из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола).

В узком смысле слова гомосексуальность — это одна из трёх типичных сексуальных ориентаций[1][2][3], определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либосексуальное влечение только и исключительно к лицам своего пола. Двумя другими ориентациями являютсягетеросексуальная и бисексуальная. Гомосексуальность бывает мужской и женской (последняя часто называется лесбиянством).

Как правило, в странах Запада люди гомосексуальной ориентации по закону имеют равные права с представителями гетеросексуальной ориентации: во многих странах Западной Европы, а также некоторых странах Америки и Африки однополые пары могут заключать браки или гражданские партнёрства. В то же время нередка и дискриминация людей гомосексуальной ориентации — явление, уходящее корнями в историю. Существует значительное число государств, в которых ненасильственные гомосексуальные связи являются уголовно наказуемым деянием.

Основная терминология, связанная с гомосексуальностью

Гомосексуальность и гомосексуализм

Термины Homosexual и Homosexualist для обозначения людей, испытывающих половое влечение к лицам одного с ним пола, были впервые употреблены на немецком языке в 1869 году австрийским писателем венгерского происхождения Карлом Марией Кертбени[4]

В русском языке для обозначения гомосексуальных отношений длительное время использовался термин «гомосексуализм». Практика широкого использования термина «гомосексуальность» в русском языке имеет сравнительно недавнее происхождение и связана с демедекализацией феномена в МКБ-10 (принята в РФ с 1998 г.). Ряд ученых (Л. С. Клейн, И. С. Кон, Г. Б. Дерягин) считают, что термин «гомосексуалист/гомосексуализм» несёт негативную оценочную коннотацию, а «гомосексуал» — нет[5].

«Гей»

С начала 1990-х годов в России стало популярно заимствованное из английского языка слово «гей», имеющее коннотацию не только сексуальной ориентации, но и активной общественной позиции[6].

Ещё полвека назад слово «гей» в английском языке означало просто «весёлый, беззаботный», но сейчас его уже не употребляют в этом значении. Согласно сексологу Игорю Кону, посвятившему несколько работ трактовке наименований сексуальных меньшинств, а также их символике(розовому треугольнику, букве лямбда, радужному флагу), происхождение употребления слова «гей» в связи с сексуальной ориентацией не совсем ясно. Кон утверждает, что в провансальском наречии XII—XIV веках слово «гей» обозначало куртуазное «искусство поэзии и любви».

В Англии XVII века слово «gay» обозначало легкомысленного повесу, а затем (применительно к женщинам) — проститутку[6]. В 1920—1930-е годах вАнглии и США возникают первые зафиксированные употребления слова «gay», которые можно понять как намёк на гомосексуальность (рассказГертруды Стайн «Helen Furr and Georgine Skeene», 1922; мюзикл Ноэла Кауарда «Bitter Sweet», 1929; голливудский фильм «Bringing up Baby», 1938). Социолог Эдуард Сагарин в книге «The Homosexual in America: A Subjective Approach» (New York: Greenberg, 1951; под псевдонимом Donald Webster Cory) утверждает, что «уже в 1930-е годы это было самое часто используемое название среди самих гомосексуалов». В 1960-е года это слово стало широко распространяться и в более широком кругу носителей языка — например, именно этим словом пользуется психотерапевт Альберт Эллисдля обозначения гомосексуалов в популярной книге «The Intelligent Woman’s Guide to Man-Hunting» (1963).

В русский язык слово «гей» проникло, по-видимому, только к началу 1990-х годов[6] и получило широкое распространение в разговорной речи и неспециальной литературе в начале нового тысячелетия по той же причине, по какой сорок лет ранее в английском: им оказалось можно заменить и слова с уничижительным оттенком («педик», «гомик»), и научную терминологию («гомосексуал», ранее — «гомосексуалист»). В своей книге «Любовь небесного цвета» известный исследователь проблемы восприятия гомосексуальности обществом И. С. Кон пишет:

«Гей» (это прилагательное употребляется и как существительное) — не просто мужчина, любящий мужчин, а носитель особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины или организации, борец за свои гражданские права и т. д.

Слово «гей» применительно к гомосексуалам этимологически не имеет никакого отношения к кличу погонщика оленей или кличу «Гей, Славяне». Однако это созвучие часто используется журналистами[7][8].

Другая терминология

Существует термин «уранист», предложенный Карлом Генрихом Ульрихсом в своей классификации сексуальности человека. Термин основан на диалогах Платона, в которых богиня Афродита Урания («небесная») объявлена покровительницей однополой любви.

До середины 1980-х годов наиболее нейтральным, но редко употребляемым названием на русском языке было «голубой» (по мнению М. Пашкова[9], первоначальной формой было существительное «голубь», которое возникло как самоназвание в среде гомосексуалистов, собиравшихся в 1960-70 х гг. в скверике около Большого театра в Москве). За пределами русскоязычного пространства мужчин-гомосексуалов называют «лиловыми» (lavender), «пурпурными» (purple) или «розовыми» (pink).

Из всех названий слова «педерастия» и «педераст» вызывают наибольшее количество споров. С одной стороны, называть гомосексуала педерастом не совсем правильно (так как педераст, в отличие от педофила — это мужчина, интересующийся мальчиками подросткового возраста) и не вполне политкорректно[ источник не указан 84 дня ]. С другой стороны, педераст, несомненно, гомосексуален или бисексуален.

В церковной среде и среди лиц с гомофобными взглядами для обозначения гомосексуальных мужчин распространены слова «содомит» и «мужеложник».

Термин «мужеложство» также и сегодня официально используется в законодательных документах для обозначения гомосексуального контакта между мужчинами. В частности, депутатская группа «Народный депутат» в 2002 году предлагала вернуть уголовную ответственность за «мужеложство», которое в законопроекте определялось как «противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной»[10].

Для обозначения женской гомосексуальности используются термины: «лесбиянство», «сапфизм», «трибадизм».

В современной западной медицинской литературе лица, имеющие гомосексуальную практику, обозначаются аббревиатурами MSM (Men Who Have Sex with Men — мужчины, имеющие секс с мужчинами) и WSW (Women Who Have Sex with Women — женщины, имеющие секс с женщинами). Эпидемиологи использовали эти термины в 1990-х годах для того, чтобы изучить распространение половых заболеваний среди мужчин, занимающихся сексом с мужчинами, независимо от их половой идентичности[11].

Важно, что от названия зависит не только эмоциональная коннотация, но и вся стратегия отношения к явлению.

Гомосексуальная ориентация и поведение

Любовь и отношения

Сексуальная ориентация часто популяризуется наподобие такой личностной характеристики как биологический пол, гендерная идентичность или возраст. Однако такое описание является неполным, поскольку сексуальная ориентация является не просто личностной характеристикой внутри индивида, но определяется через отношения любви с другими[1]. Американская психологическая ассоциация по этому вопросу констатирует:

«Люди выражают свою сексуальную ориентацию через поведение с другими, включая такие простые действия как держание за руки и поцелуи. Таким образом, сексуальная ориентация тесно связана с близкими личными отношениями, которые удовлетворяют глубокое ощущение потребности в любви, преданности и интимности. В дополнение к сексуальному поведению эти связи включают несексуальные физические привязанности между партнёрами, общие цели и ценности, взаимную поддержку и продолжительные обязательства»

Существует расхожее представление о том, что гомосексуальность связана с промискуитетом. Однако краткие и поверхностные гомосексуальные связи оказываются характерны лишь для некоторых, но далеко не для всех однополых отношений. Напротив, многие геи и лесбиянки строят долгосрочные отношения и живут как семья. Сексолог и социолог Игорь Кон суммирует результаты ряда исследований однополых отношений:

«По данным разных исследователей, в конце 1970-х гг. от 40 до 60 % американских геев имели более или менее стабильные парные отношения и приблизительно половина из них жили совместно, а 8 % женских и 18 % мужских пар жили совместно свыше 10 лет. По данным другого американского опроса, больше 10 лет существовали 14 % женских и 25 % мужских пар. Две трети голландских геев в момент опроса состояли в долгосрочных партнерских отношениях, со средней продолжительностью около 6 лет. Среди опрошенных в 1987 г. немецких геев никогда не имели постоянных отношений меньше 4 %. В момент опроса 59 % имели стабильные отношения, но у многих из них эта дружба началась не больше, чем год назад. В восточной Германии в 1990 г. постоянного партнера имели 56 % гомосексуалов, 48 % из них вели общее хозяйство и ещё 36 % хотели бы его вести. У 35 % 30-40-летних мужчин длительность сожительства была свыше трех, у 24 % — свыше пяти и у 10 % — свыше 10 лет. В Англии конца 1980-х годов партнерские отношения имели от 57 % до 65 % геев, их средняя длительность составляла 4 года, максимальная — 38 лет»[12].

Люди гомосексуальной ориентации могут как выражать, так и не выражать её в сексуальной активности. Часть гомосексуалов имеют однополые сексуальные отношения, другие могут иметь гетеросексуальные и бисексуальные отношения или вообще никаких (жить в сексуальном воздержании). Согласно широкомасштабному исследованию в США 2006—2008 годов 15 % женщин и 12 % мужчин, называющих себя гомосексуальными (или бисексуальными), никогда не имели опыта однополых отношений[13].

Общественное мнение

Начиная с 1970-х годов, многие страны мира делаются более толерантными и принимающими однополые отношения между партнёрами, достигшими возраста согласия. В настоящее время наблюдаются разные тенденции в различных культурах и регионах земли. В 2007 году Pew Research Center (англ.)русск. провёл глобальное исследование отношения к гомосексуальности в различных частях света и странах (исследовательский проект Pew Global Attitudes Project) и обнаружил[35]:

«Люди в Африке и на Ближнем Востоке решительно возражают против социального принятия гомосексуальности. Принятие гомосексуальности и бисексуальности, однако, очень высоко в Западной Европе, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. Многие страны Латинской Америки, включаяАргентину, Бразилию, Чили и Мексику также имеют гей-признание большинства».

Следующее аналогичное глобальное исследование было проведено в 2013 году[36]. Оно показало такие же тенденции, а также позволило сделать заключение, что отношение к гомосексуальности существенно не изменялось в странах в течение последних лет, за исключением Южной Кореи, США и Канады, где число мнений о том, что гомосексуальность должна приниматься обществом, возросло на 21 %, 11 % и 10 % соответственно в сравнении с ответами в 2007 году.

Дискриминация гомосексуалов

Основные статьи: Права сексуальных меньшинств, Права сексуальных меньшинств в Европе

Гомосексуалы относительно малочисленны по сравнению с гетеросексуалами, но выступают в качестве обособленной социальной группы. Так как гомосексуалы являются сексуальным меньшинством, возникают проблемы, связанные с их дискриминацией. Дискриминация гомосексуалов была особенно сильна в прошлом, но сохраняется и в настоящее время, особенно в странах Азии и Африки, государствах с развитой религиозно либо идеологически ориентированной культурой населения.

В настоящее время в либерально-демократических странах к гомосексуалам относятся гораздо более терпимо. Но даже и в этих странах сохраняются элементы дискриминации. Например, открытых гомосексуалов не допускают в некоторые организации, такие как армия и учреждения для мальчиков (например, лагеря бой-скаутов). В армии от гомосексуалов часто требуют, чтобы они не афишировали свою сексуальную ориентацию, (например, в армии США). В Российской Федерации официально гомосексуальность не является ограничением к воинской службе.

Правозащитные организации сообщают о следующих документально подтверждённых проявлениях дискриминации гомосексуалов в различных частях мира[37]:

· В ряде стран в силу особых положений и обычаев гомосексуалам отказано в равенстве перед законом.

· Право на недискриминацию и на свободу от насилия и домогательств фактически не гарантируется, когда сексуальная ориентация не фигурирует в антидискриминационных законах, положениях конституции, а также в нормах, регулирующих их применение.

· Право на жизнь нарушается в государствах, где «содомия» карается смертной казнью.

· Право не подвергаться пыткам, жестокому, негуманному или унизительному обращению нарушается поведением полиции в ходе расследований, а также в случаях содержания гомосексуалов под стражей.

· Право на справедливый суд на практике часто страдает из-за гомофобных предрассудков судей и других чиновников правоохранительных органов.

· Право на частную жизнь нарушают «антисодомитские законы» ряда стран, где юридически наказуемы любые гомосексуальные отношения, даже происходящие с обоюдного согласия между взрослыми людьми в необщественном месте.

· Права гомосексуалов на свободу слова и свободу собраний либо откровенно нарушаются законами некоторых стран, либо, в силу гомофобногоклимата в обществе, не могут быть осуществлены в полной мере.

· Свобода вероисповедания гомосексуалов обычно стеснена в тех странах, в которых доминирующая церковь или иные религиозные институты выступают против однополой любви.

· Право на труд часто страдает в случаях, когда гомосексуалы сталкиваются с дискриминацией в вопросах занятости и увольнениями на почве сексуальной ориентации.

· Ущемляются права на социальное страхование, социальную помощь и дополнительные выплаты в отношении гомосексуалов: например, когда необходимо сообщить данные партнёра, — как следствие, ухудшается и уровень жизни.

· Обеспечению права на физическое и душевное здоровье гомосексуалов препятствуют дискриминационные порядки и обычаи, гомофобия отдельных врачей, недостаточная подготовка медицинских работников в вопросах сексуальной ориентации.

· В праве на создание семьи гомосексуалам отказывают государства, которые официально не признают однополые семьи.

· Гомосексуалы, как пары, так и отдельные лица, не всегда могут усыновить или удочерить ребёнка. Право ребёнка на неразлучение с родителями иногда нарушается по причине негетеросексуальной ориентации одного из родителей.

· Парам, в которых партнёры имеют разное гражданство, отказывается в свободе передвижения, если однополые отношения официально не признаются.

· Гомосексуалы не всегда могут воспользоваться правом на образование в силу враждебной атмосферы, нагнетаемой учебными заведениями и педагогами.

Гетеросексизм и гомофобия

Гомосексуалы часто становятся объектом предрассудков и дискриминации. Это рассматривается исследователями как результат гетеросексизма и гомофобии. Под гетеросексизмом понимается система представлений, предубеждений и дискриминации, подразумевающая идею превосходства гетеросексуальности[44]. Гомофобия определяется в Резолюции Европарламента «Гомофобия в Европе» как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждениях и схожие с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и сексизмом»[45]. Хотя термин «гомофобия» происходит от слова «фобия», гомофобия не рассматривается как клиническое заболевание. Тем не менее, некоторые авторы высказывают мнение, что гомофобия может классифицироваться в качестве «нетерпимого расстройства личности» (англ. intolerant personality disorder) совместно с расизмом и сексизмом[46][47].

Гордон Олпорт разработал шкалу для оценки предрассудков, в соответствии с которой каждый новый уровень их развития характеризуется усилением степени предвзятости в отношении ущемляемой группы[48]. Применительно к гомофобии эта шкала может выглядить следующим образом:

1. Вербальное выражение антипатии — открытое выражение отвращения и ненависти к геям и лесбиянкам, использование унижающих кличек и др.

2. Избегание контактов с гомосексуалами, например, отказ работать вместе или сидеть за одним столом.

3. Дискриминация, то есть отказ в отношении к гомосексуалам как равным, запрет на профессии и др.

4. Физическое насилие, выражающееся в избиениях, убийствах, изнасилованиях.

Существуют разногласия в отношении вопроса, следует ли рассматривать гетеросексизм и гомофобию как одно явление, или же между ними имеются принципиальные различия. Как видно из определения, гомофобия связывается с психологической установкой и эмоциональным восприятием, в то время как гетеросексизм подразумевает некую осознанную идеологию, хотя и основанную на предубеждении. Тем не менее, оба явления лежат в основе негативного отношения к гомосексуальности и дискриминации гомосексуалов[49].

Каминг-аут

Важную роль в отношениях между гомосексуалами и обществом играет каминг-аут (англ. coming out — «выход», сокр. от coming out of the closet — букв. «выход из чулана», по смыслу — «выход из тени»). Этим термином называют открытие ЛГБТ-людьми своей сексуальной ориентации (илигендерной идентичности) перед окружающими: публично обществу и/или близкому окружению, семье и друзьям. Значение и смысл каминг-аута могут быть поняты с разных сторон — в психологическом, социальном и правозащитном контексте.

Психологи рассматривают каминг-аут как процесс, который важен для психологического здоровья гомосексуалов[1][3]. В 1951 году социолог Эдуард Сагарин в работе «Гомосексуал в Америке», которую он опубликовал под псевдонимом Дональда Вебстера Кори, описал необходимость скрывать свою сексуальную ориентацию от окружения в условиях общественной нетерпимости. В этой работе он выразил свои личные переживания: «Общество выдало мне маску, которую я вынужден постоянно носить… Куда бы я ни шёл, я притворяюсь везде и перед любыми представителями всех слоев общества»[50]. Раскрывая свою сексуальную ориентацию перед другими, гомосексуал перестаёт скрываться, освобождается от чувства постоянного напряжения и страха[51], вместе с чем решается целый ряд психологических проблем[52].

Социологические исследования показывают, что люди, которые знают открытых геев и лесбиянок, имеют более положительное отношение к гомосексуалам как социальной группе[53] и в большей мере поддерживают их права[52]. К примеру, в таком консервативном государстве как Польшас широко распространённым негативным отношением к гомосексуальности по данным на 2008 год в поддержку юридического института однополых партнёрств выступило 36 % тех, кто не знает открытых геев и лесбиянок, и 70 % тех, кто знает таковых. Различия во мнениях обеих групп выявились и при ответах на многие другие вопросы об отношении к гомосексуальности[54]. Каминг-аут способствует снижению гомофобии и ростутолерантности, увеличению числа гей-фрэндли.

Социальное значение каминг-аута связано с открытием перед обществом самого факта существования достаточно многих людей, имеющих гомосексуальную ориентацию[3]. Их число невелико в процентном соотношении от численности всего общества, но в количественном отношении это число составляет миллионы людей. Правозащитное значение каминг-аута заключается в открытой борьбе гомосексуалов за свои права и в поддержке прав гомосексуалов со стороны их гетеросексуальных союзников. Концепция каминг-аута находит одобрение в либерально-демократических государствах. Так, в США 11 октября, а также вслед за ними в ряде других стран, как: Канада, Германия, Нидерланды, Швейцария,Австралия, Новая Зеландия, Хорватия, и Великобритания (12 октября) ежегодно проводится «Национальный день каминг-аута»[55].

Однополые семьи

Гомосексуалы создают устойчивые пары[56]. В тех странах, где это разрешено законом, они могут заключить брак или зарегистрированное партнёрство. Легализация однополых союзов, приравнение их к юридически оформленным бракам — одно из программных требований геев и лесбиянок во всем мире. Официальная регистрация отношений предоставляет парам возможность пользоваться соответствующими юридическими правами: на совместное имущество, на наследование, социальное и медицинское страхование, льготноеналогообложение и кредитование, право не свидетельствовать в суде против супруга, право выступать доверенным лицом от имени супруга в случае его недееспособности по состоянию здоровья, право на распоряжение телом супруга в случае смерти и другие права, которых лишены незарегистрированные пары.

В 2006 году Американская психологическая ассоциация, Американская психиатрическая ассоциация и Национальная ассоциация социальных работников сделали следующее заявление в документе, представленном в Верховном Суде Калифорнии[56]:

«Геи и лесбиянки формируют устойчивые, преданные отношения, которые эквивалентны гетеросексуальным в ключевых аспектах. Институт брака предполагает социальную и психологическую пользу и благосостояние, в которых отказано однополым парам. Отрицая право однополых пар на брак, государство укрепляет и увековечивает историческую стигматизацию гомосексуальности. Гомосексуальность остаётся стигматизированной, и эта стигма имеет негативные последствия».

Указанные ассоциации пришли к заключению:

«Не существует научных оснований для проведения различий между однополыми парами и гетеросексуальными парами в отношении юридических прав, обязательств, выгод и издержек, предоставленных гражданским браком».

К 2013 году возможность заключить однополый брак существовала в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, ЮАР, Норвегии, Швеции, Португалии,Исландии, Аргентине и Дании. Большинство остальных западно- и центральноевропейских стран (Франция, Германия, Великобритания, Чехия, Словения, Венгрия и другие) приняли законы о зарегистрированных партнёрствах, то есть аналогах брака, доступного для однополых (а в некоторых странах также и для разнополых) пар. Ещё в ряде стран гей-союзы не легализованы на общенациональном уровне, но их можно заключить в отдельных регионах страны (например, в столице Мексики и некоторых штатах США).

В некоторых странах однополые супруги и зарегистрированные партнёры могут усыновлять и воспитывать детей и имеют доступ к искусственному оплодотворению.

Гомосексуальность и наука

Эллис о гомосексуальности

Генри Хэвлок Эллис (1859—1939), британский врач и психолог, был крупнейшим сексологом своего времени. В 1906 году в Германии была опубликована его книга, написанная в соавторстве с Джоном Эддингтоном Саймондсом (англ.)русск., — «Сексуальная инверсия» (Sexual Inversion). Год спустя она была опубликована также и в Англии, однако там подверглась судебному преследованию как «похотливая, вредная, порочная, грязная, скандальная и непристойная»[58]. Это было время, когда Оскар Уайльд совсем недавно отбывал уголовное наказание за гомосексуальность. Книга содержала научный обзор всех известных в то время фактов относительно гомосексуальных отношений среди животных, у «примитивных» (нецивилизованных) народов, в античности и в современной Эллису эпохе. Сам Эллис так охарактеризовал изложение жизни его гомосексуальных современников:

«Эти истории были получены частным образом; их герои не являются обитателями тюрем и сумасшедших домов, в большинстве случаев они никогда не консультировались с врачом относительно своих… инстинктов. Они ведут жизнь обычных, а иногда и уважаемых членов общества»[59].

Радикализм этого изложения состоял в том, что гомосексуалы изображались нормальными людьми, отличавшимися от других преимущественно только своими сексуальными предпочтениями. Эллис отверг представление о гомосексуальности как «дегенеративном заболевании»[58][60][61], безнравственности и преступлении. Он рассматривал гомосексуальность как некоторое врождённое свойство[60], которое актуализируется жизненным опытом. Эллис скептично относился к возможности лечения гомосексуальности. Браки «излечившихся» гомосексуалов («инвертированных») он считал бесперспективными, утверждая, что:

«Кажущееся изменение оказывается неглубоким, положение инвертированного становится ещё несчастнее, чем первоначальное, как для него самого, так и для его жены»[62].

Вместе с этим признание гомосексуальных союзов в качестве альтернативы брака было слишком революционно для него, и он видел идеальным вариантом для гомосексуала соблюдение воздержания:

«Именно идеал целомудрия, а не нормальной сексуальности, должен стоять перед глазами инвертированного от рождения. В нём, может быть, и нет задатков качеств обычного человека, но, возможно, он скрывает в себе задатки святого»[63].

Много данных о гомосексуальности содержится и в других сочинениях Эллиса, особенно в семитомных «Исследованиях по психологии пола». В конце жизни Эллис стал пользоваться большим влиянием в Англии и Соединенных Штатах. Его книги позволили обсуждать проявления сексуальности, прервав табу викторианской эпохи.

Фрейд о гомосексуальности

На рубеже XIX—XX веков австрийский психиатр и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что всем людям свойственна врождённая бисексуальность[64], а гетеросексуальность и гомосексуальность — это варианты раннего детского развития. Фрейд не рассматривал гомосексуальность в качестве болезни. Широко известно следующее его высказывание в письме к одной матери, которая просила вылечить её гомосексуального сына:

«Гомосексуальность, конечно, не является преимуществом, но это не то, чего стоит стыдиться, не порок, не деградация, и она не может быть квалифицирована как заболевание. Мы считаем это вариацией сексуальной функции, причиной которой является определённая задержка в развитии»[65].

Фрейд полагал, что терапия гомосексуалов должна быть направлена на коррекцию возникающего у них вследствие их сексуальной ориентации психического дискомфорта («дисфории сексуальной ориентации») и на принятие пациентом собственного «я» — вне зависимости от того, сможет ли при этом произойти изменение сексуальной ориентации или нет. В письме к той же женщине Фрейд далее продолжил:

«Другой вопрос, сможет ли анализ чем-то помочь вашему сыну. Если он несчастлив, нервен, его раздирают конфликты, он чувствует себя подавленно в обществе, анализ может принести ему гармонию, душевный покой, полную дееспособность, независимо от того, останется ли он гомосексуалистом или изменится»[65].

Фрейд сомневался в перспективах лечения гомосексуальности, он высказывался, что «попытка превращения… гомосексуалиста в гетеросексуала, скорее всего, окажется неудачной»[66].

Исследования Кинси

Американский биолог Альфред Кинси в своих исследованиях человеческой сексуальности, основанной на выборке из нескольких тысяч человек в 1940—1950-х годах, предложил семибалльную шкалу сексуальности (так называемую шкалу Кинси), «подчёркивая непрерывность градаций между исключительно гетеросексуальными и исключительно гомосексуальными личными историями»[67]: крайние точки на этой шкале отмечают людей с однозначными предпочтениями, а промежуточные — тех, для кого характерно сочетание гетеросексуального и гомосексуального начала в той или иной пропорции. В развитие этого подхода американский психиатр Фриц Клейн разработал в дальнейшем так называемую решётку сексуальной ориентации, в которой по аналогичной шкале раскладываются несколько не вполне коррелирующих друг с другом параметров:

1. сексуальное влечение (предпочитаемый пол сексуальных партнеров),

2. сексуальное поведение (пол реальных сексуальных партнеров),

3. эротические фантазии,

4. эмоциональные предпочтения (с лицами какого пола индивид предпочитает общаться),

5. социальные предпочтения (с кем он фактически проводит больше времени),

6. самоидентификация (как он определяет свою сексуальную идентичность),

7. стиль жизни (мера включенности личности в ту или иную субкультуру).

Не совпадая друг с другом и по-разному проявляясь на разных стадиях жизненного пути, эти параметры ведут к невозможности или, по крайней мере, проблематичности однозначного разделения человеческой популяции на гетеро-, гомо- и бисексуалов, равно как и их количественного подсчёта. В связи с этим в научной литературе в последнее время принято пользоваться уточняющими или более узкими терминами — например, говорить о гомосексуальной ориентации, гомосексуальном поведении, гомосексуальности как точке на подшкале «сексуальность» шкалы Кинси и так далее.

Опубликованные в 1948 году отчёты Кинси пошатнули принятую в то время жёсткую бинарную эссенциалистскую модель сексуальности, разделявшую людей на две диаметрально противоположные группы: практикующих «естественные» гетеросексуальные и «противоестественные», «патологичные» гомосексуальные отношения. В то время ещё не была принята концепция трёх разновидностей сексуальных ориентаций. Использование шкалы Кинси привело её создателя к выводу:

«Мужчины не представляют две дискретные [разрозненные] субпопуляции — гетеросексуальную и гомосексуальную. Мир не делится на агнцев и козлищ. Фундаментальный принцип таксономии состоит в том, что в природе редко наблюдаются дискретные категории. […] Живая природа представляет собой континуум включающий каждый и все его аспекты»

Получив статистику о значительном числе людей, которые когда-либо вступали в гомосексуальные отношения или испытывали гомосексуальное влечение, Кинси стремился опровергнуть гомосексуальность как «патологическое» свойство личности. Позиция Кинси была антиэссенциалистской. Он отвергал значение биологических факторов и наследственности, подчеркивал роль культуры и социализации в формировании гомосексуальной или гетеросексуальной модели. Кинси полагал, что выбор сексуального партнера определяется традицией, социальными запретами, возможностями и даже соображениями выгоды. Исследовавший исторические и научные проблемы гомосексуальности доктор Френсис Мондимор полагает, что это представление о её истоках, возможно, привело бы Кинси в наши дни в лагерь конструктивистов[69].

Исследования Эвелин Хукер

Наряду с Альфредом Кинси, одним из наиболее известным исследователей гомосексуальности считается Эвелин Хукер. Значительные результаты её исследований были опубликованы в работе «Адаптированность открыто гомосексуальных мужчин»(1957)[70]. В этой работе при помощи клинических диагностических тестов Роршаха и ТАТ сравнивались психологические характеристики гетеро- и гомосексуалов. Независимые эксперты обнаружили, что уровень психологической адаптации участников эксперимента не отличается, и не смогли определить, какие результаты тестов принадлежат гомосексуалам. Вывод, сделанный Эвелин Хукер, заключался в необходимости отказа от концепции гомосексуальности как психического заболевания.

Отчёт Волфендена

Одновременно с исследованиями Хукер в США в Великобритании в 1957 году были опубликованы результаты отчета Волфендена (англ.)русск. — исследования, проведенного британским правительством, и носившего официальное название «Отчет комитета по гомосексуальным правонарушениям и проституции»[71]. В результате проведённых в 1954 году изучений Комитет установил, что «гомосексуальность не может на основании закона считаться болезнью, так как во многих случаях она является единственным симптомом и соответствует полному психическому здоровью во всех других отношениях»[72].

Современные концепции

В XX веке осмысление проблем формирования разнообразных индивидуальных свойств личности, в том числе проявления сексуальности в целом и гомосексуальности в частности, протекает сквозь призму и через полемику двух фундаментальных подходов — эссенциалистского и конструктивистского[73][74]. Эта полемика находит отражение в споре между биогенетизмом и социогенетизмом и касается вопроса о биологических и социальных детерминантах.

В настоящее время большинство специалистов не противопоставляют друг другу биологический и социальный факторы влияния, но рассматривают их воздействие на развитие проявлений человеческой индивидуальности совместно. Так, известный отечественный психолог Людмила Собчик, говоря о формировании индивидуальных свойств личности в целом, пишет:

«Естественно, что любой ортодоксальный взгляд — будь то биологический или социально-исторический подход в чистом виде — выливается в абсурд, но в контексте диалектического единства противоположностей, с учётом важности каждого из них, появляется возможность свести эти полярные точки зрения к целостному пониманию объекта исследования — личности. Впадая же в одну из крайностей, мы неизбежно идём по пути ошибочному»[75].

В отношении сексуальной ориентации полемика между эссенциализмом и конструктивизмом аналогичным образом подразумевает в одном случае — что она определяется исключительно биологическими факторами, в другом случае — что она определяется факторами культурно-социальными. В этом вопросе большинство исследований также более не противоставляют радикальным образом два подхода друг другу.

Эссенциалистский подход

Эссенциализм является философским представлением о неизменных свойствах и качествах. Эссенциалистский подход рассматривает сексуальность в качестве фундаментальной культурно индифферентной характеристики, не зависящего от социального влияния биологически данного влечения[76][77], направляемого импульсами или инстинктами. Сексуальность в этом случае объясняется через соотнесение с некой внутренней сущностью человека, природной основой или универсальной моделью поведения и анализируется через набор бинарных оппозиций вроде естественное/неестественное, скрытое/видимое, базис/надстройка, истинное/ложное, реальность/интерпретация, сущность/проявление и другие[78].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.58 (0.07 с.)