ТОП 10:

Спортивная форма. Её пед. и физиолого-псих. х-ка, связь с периодизацией спортивной тренировки.



Спортивная форма – это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способность к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности (спортивно-технической, физической, тактической, психической).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь влияет на их уровень. Например, техническое совершенствования спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств – силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств тесно связан с экономностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления.

 

Принципы спортивной тренировки.

1. Направленность к максимальному достижению. Вся подготовка спортсмена направлена к выступлениям в основных соревнованиях сезона, с ориентацией на победу, установление рекорда. Стремление к высшим достижениям не прекращается. Это происходит благодаря использованию наиболее эффективных средств и методов тренировки, интенсификации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, применения специальной системы питания и оптимизации режима жизни, отдыха и восстановления.

2. Углубленная спортивная специализация и индивидуализация. Необходимо планировать углубленную специализацию за 2-3 года до возраста, считающегося оптимальным для достижения наивысших результатов. Спорт. спец., проводимая с учётом индивидуальных особенностей спортсмена, позволяет наиболее полно проявить его способности в спорте и удовлетворить спортивные интересы. Пр. инд. требует, чтобы в спорт. тренировке тщательно обеспечивалось соответствие роста нагрузок функциональным и адаптационным возможностям орг. спортсм. с учётом индивидуальных различий темпов развития тренированности.

3. Единство общей и специальной подготовки. Зависимость спорт. достижений от разностороннего развития спортсм. объясняется двумя закономерностями: 1) Единством орг.,т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. 2) Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений.

4. Непрерывность тренировочного процесса. Характеризуется тем, что:

а) спорт. трен. строится как многолетний и круглогодичный цикл;

б) воздействия каждого последующего тренировочного занятия микроцикла, этапа как бы наслаиваются на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их; в) Работа и отдых в процессе спорт. трен. организуются так, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и особенностей, определяющих уровень спорт. мастерства в конкретном виде спорта; г) Интервалы между трен. занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих в общей тенденции спорт. подготовленности неуклонное развитие тренированности.

5. Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к предельным нагрузкам. При реализации пр. следует придерживаться следующих положений: а) Рост спорт. достижений происходит при постепенном увеличении объёма и интенсивности нагрузок как в отдельных трен. занятиях, так и за неделю, мес., год и всю многолетнюю трен.; б) Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсм., необходимо в трен. переодически включать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированности, инд-ми особенностями, спецификой избр. вида спорта; в) По мере роста тренированности спортсм. максимум нагрузки должен интенсивно возрастать, т.к. максим. нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональных способностей орг.

6. Волнообразность и вариативность нагрузок. Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок: а) Волнообразная динамика нагрузок; б) Прямолинейно-восходящая динамика нагрузок; в) Ступенчатая дин. нагр.

7. Цикличность тренировочного процесса. Циклы тренировки представляют собой относительно завершённую повторяющуюся последовательность звеньев и стадий трен. процесса (занятий, этапов, периодов), чередующихся как бы в порядке кругооборота.

 

Хар-ка форм внеклассной работы по ФВ школьников.

К внеклассной работе в школе относятся массовая физ-но-оздор-ная и спортивная работа. Задачи:- удовлетворение потребностей школьников в регулярных заняти­ях по физ-му совер-нию; - дать возможность про­явить им свой физ-й потенциал в различного рода сорев­-х.

Основные формы организации самостоятельной и физ-но-оздор-ной работы:

1. Кружки физической культуры (кружки по общей физ-кой подготовке) создаются для повышения уровня физ-й подготов-ти и приобщения детей к систем-ким за­нятиям физ-ми упр-ми. Кружки работают целый год. Занятия проводят 1-2 раза в неделю по 45-60 мин под руководством инструкторов-общественников из числа учителей, старшеклассников, роди­телей. Содержание занятий: различ физ-е упр-я (в соответствии с программой), ПИ, эстафеты. Также в кружках проводится подготовка к участию в физ-но-спортивных праздниках, Днях здо­ровья, показательных выступлениях.

2. Кружки по подготовке к сдаче нормативов ФОК РБ. Задача -подготовить уч-ся к сдаче тех или иных конкретных нор­мативов комплекса. Кружок организуется за 1-1,5 месяца до проведения сорев-й. После проведения сорев-й кружок прекращает свою работу, а вместо него открывается кружок по другому виду программы Комплекса. Кружок работает 2-3 раза в неделю по 45 60 минут, занятия носят тренир-ный характер.

3. Спортивные секции по видам спорта. Решают задачи специа­лизации в избранном виде спорта, подготовка и выступление в сорев-х по этому виду. Занятии проводят учитель ФК или тренеры по видам спорта 2- 3 раза а неделю по 1-1,5 часа в соответствии с программами ДЮСШ по виду спорта.

4. Спортивные соревнования. Спортивные сорев-я прово­дятся в соответствии с положением и программой сорев-й. Для участия в сорев-х от каждой команды подает­ся заявка на участие, в кот-й так же ставится виза врача о допуске каждого школьника к соревнованиям.

5. Массовые физкультурные мероприятия. К ним относятся Дни здоровья; физ-но-спортивные праздники; тур-е слеты и походы. Массовые мероприятия должны быть учтены в планах учебно-воспит-ной и внеклассной физкультурной работы. В этих мероприятиях участвуют все учащиеся.

 

Средства и методы эстетического и умственного воспитания в процессе ФВ.

Умственное воспит-е: ФВ создает лучшие усло­вия для умственной работ-ти и содействует развитию интеллекта. Образов-я сторона заключается в передаче специ­альных физкультурных знаний. Воспит-я сторона умственного вос­пит-я в процессе ФВ заключается в разви­тии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, со­средоточенность, пытливость, быстрота мышления.

Средствами умственного воспитания явл прежде всего физ­культурные занятия. Специ­ально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физ-ми упр-ми, разрешение кот-х требует ум­ственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят:

- опрос по преподаваемому материалу;

- наблюдение и сравнение;

- анализ и обобщение изучаемого материала;

- критическую оценку и анализ двигательных действий.

Эстетическое воспитание: формир-т у людей предельно широкие эстетические потребности.

Средства эстетического воспит-я - праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также об­становка занятий, специальные средства художественного воспи­т-я в процессе занятий (использ-е музыки и произведе­ний искусства).

Методы эстетического воспитания:

- эмоционально-выразительное объяснение физ-х упр-й, образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упр-я, кот-й бы вызвал чувство восхищения пре­красным;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красо­ты в двигательной деятельности в процессе занятий физ-ми упр-ми.

 

 

Адаптивная ф.к.

АФК – специфический раздел (вид) общей физической культуры накапливающий и использующий её материальные и духовные ценности для максимально возможного развития жизнеспособности чел-ка, имеющего отклонения в состоянии здоровья, и максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Цель: предоставления каждому инвалиду возможности максимально реализовать свои физические качества и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и возможно превышающих их.

Содержание: формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двиг-х умений и навыков; на развитие широкого круга основных физ-х и специальных качеств, повышение функц-х возможностей различных органов и систем чел-ка; сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача состоит в формировании у заним-ся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, потребности в систематических занятиях физ-ми упр-ми и вообще в осуществлении ЗОЖ. Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество.

В процессе АФВ используются элементы физ-й реабилитации с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия – для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; элементарные спортивные состязания. Т.о., АФК призвана посредствам АФ активности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности орг-ма и личности для полноценной жизни, самопроявления свободы и творчества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.006 с.)