Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство. Законодательная, исполнительная и судебная власти.

Поиск

1.

Современное состояние научно-технического прогресса определяется понятием научно-технической революции.

Научно-техническая революция — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

В научно-технической революции выделяют два этапа:

1) 50-е — конец 70-х гг. XX в. (главный двигатель перемен — автоматизация производственных процессов);

2) конец 70-х гг. по настоящее время (главный двигатель перемен — развитие микроэлектроники, внедрение компьютеров, технологическая революция).

Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструкционных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Социально-экономические последствия научно-технической революции:

1) изменяется характер труда в направлении его усложнения, вытеснения доли простого труда, повышения требований к квалификации и образованию работников;

2) возрастают капиталовложения в науку и наукоемкие отрасли производства;

3) изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием;

4) усиливается социальная направленность экономического роста;

5) обостряются проблемы занятости населения;

6) во весь рост встают экологические проблемы.

2.

Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политико-, территориально- и структурно-организованную форму общества).

Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);

2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;

5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:

1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);

2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

3) монополия на легальное применение насилия.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Одной из гарантий против установления диктатуры какого-либо государственного органа или должностного лица является система разделения властей между законодательными, исполнительными и судебными ее ветвями. Теория разделения власти уходит своими истоками еще в античные времена, хотя окончательно сформировалась в трудах английских и французских мыслителей XVII—XVIII вв. Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье. Она исходила из вполне рациональной предпосылки: в любом государстве необходимо осуществлять три вида деятельности — принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов. Естественно, что более эффективно и компетентно будут выполнять эти функции государственные органы, специализированные только на одной из них. Но есть и другой аспект проблемы: с точки зрения сохранения демократии целесообразно распределить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла чрезмерная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три ветви власти могут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. При последовательно проведенном принципе разделения властей законодательная власть вверяется высшему представительному органу — парламенту, в составе которого заседают избранные народом представители — депутаты. Исполнительная власть, которая принадлежит президенту и правительству, обычно формируется законодательными органами или непосредственно населением, подконтрольна и подотчет на парламенту. Она действует на основе закона и в его рамках, но при этом занимает самостоятельное и независимое положение. Законодательная власть не может вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность правительства. Третья, судебная ветвь власти независима как от законодательной, так и от исполнительной ветвей. В исключительной компетенции судов находится осуществление правосудия. Но и суд принимает свои решения на основе законов, разработанных парламентом. Разделение властей воплощается, таким образом, в сложной системе «сдержек и противовесов», во взаимном контроле всех ветвей власти. Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Но принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.009 с.)