Таможенная политика: понятие, задачи, принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.



Таможенное право

Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.

Понятие: Таможенная политика (ТП)- это часть внешнеэкономической политики государства (ВЭД). ТП- это система экономических, политических, организационных и других мероприятий, которые проводятся государством и направлены на регулирование таможенных отношений. Задачи: 1) Развитие товарообмена между странами; 2)Экономическое и политическое влияние на рынок стран-партнеров; 3) Содействие предпринимательству в РФ; 4)Обеспечение экономической безопасности РФ. Принципы: 1) Уважение прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности; 2)Международное сотрудничество; 3)Единство таможенной территории; и др.

Предмет и метод таможенного права.

Таможенное право - э то комплексная отрасль российского права, которая представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и ТС через таможенную границу. Таможенное право регулирует отношения, связанные с таможенным оформлением, таможенными тарифами, специальными таможенными процедурами, таможенными платежами, таможенным контролем, ответственностью в таможенной сфере. Методы таможенного права - 1) императивный, т.е властный- государство устанавливает правила для всех участников внешнеэкономической деятельности; 2) диспозитивный- например, используется при уплате и рассрочке.

 

Система и источники таможенного права. Действие актов таможенного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Система таможенного права включает в себя 3 части: Общую и Особенную и Специальную. В Общую часть включает след. институты – понятие, особенности, методы и систему таможенного права, его институты; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве. Особенная часть включает такие институты, как таможенное оформление, таможенные тарифы, таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль. Специальная часть вкл. в себя: международное таможенное право, сотрудничество РФ с гос-вами-участниками СНГ по тамож. вопросам, международные соглашения и двусторонние договоры по таможенным вопросам. Источники таможенного права - это официально- документальные акты, закрепляющие нормы данной отрасли. К их числу относятся: 1) Конституция РФ - в соответствии с К РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин и сборо в, которые препятствуют свободному перемещению товаров, а ограничения их перемещения могут вводиться только на основании федеральных законов; 2) Федеральные законы -к ним можно отнести Таможенный Кодекс, ФЗ «О таможенном тарифе» и др. 3) Нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств-- например, Указ Президента «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ» и др; 4) Международные договоры и соглашения.

Действие таможенно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия, и не имеют обратной силы, за искл. случаев, когда они улучшают положения лиц или это прямо оговорено в законе. Акты тамож. законодательства вступают в силу не ранее чем по истечен. одного месяца со дня официального опубликования. По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Российской Федерации (таких норм большинство), и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, на Особую экономическую зону в Калининградской области). Действие норм таможенного права России по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия. Иными словами, нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе.

 

Таможенные правоотношения. Субъекты таможенных правоотношений.

Таможенные правоотношения - это общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и урегулированные нормами таможенного права. К специальным субъектам таможенных правоотношений относятся: 1) Таможенные органы- это органы государственной исполнительной власти. Они являются правоохранительными органами, поэтому наделены властными полномочиями. Таможенные органы состоят из следующих звеньев: а)Федеральная таможенная служба (ФТС) б) Региональные таможенные управления (РТУ)- они подчиняются ФТС и они занимаются рассмотрением жалоб; в )Таможни- они подчиняются РТУ и исполняют постановления, оформляют товары, взыскивают платежи; г)Таможенные посты; д) Специализированные органы -учебные заведения, лаборатории и т.д. Иные субъекты: уполномоченный экономический оператор, перевозчик, декларант, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, таможенный брокер (представитель).

Принципы таможенного права.

Таможенное право- э то комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

Принципы таможенного права:1)Законность ( в основе этого принципа лежит обязательное соблюдение всеми участниками таможенных отношений Конституции РФ, установленных государством законов и иных нормативных правовых актов в области таможенной политики вне зависимости от статуса лиц и органов, вступающих в таможенные правоотношения); 2)принцип демократизма ( этот принцип обозначает, что таможенное право служит государству и народу своей страны, а также что все субъекты таможенных правоотношений имеют равные права в осуществлении своей внешнеэкономической деятельности); 3) Эффективность (полезность) таможенно-правовых средств и инструментов ( он означает, что таможенное право не может реализовываться на основе устаревших методов и порядков; оно должно находиться в постоянном поиске новых способов достижения таможенной политики); 4) принцип свободы выбора таможенного режима ( его суть заключается в свободном выборе таможенного режима лицами, экспортирующими либо импортирующими товары через таможенную границу).

Соотношение таможенного права с другими отраслями права.

Таможенное право- э то комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических институтов и норм, регулирующих отношения в сфере таможенного дела. Предмет таможенного права- это общественные отношения, носящие комплексный характер. Соотношение таможенного права с другими отраслями права: 1) С Конституционным правом - это право является основой для всех остальных отраслей, в том числе и для таможенного права. Некоторые нормы КП одновременно входят в состав таможенного права. Например, Конституция запрещает установление таможенных границ, пошлин и сборо в для ограничения свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; 2) С Уголовным правом - ответственность за преступления в сфере таможенного дела регламентируется именно УК РФ (например, контрабанда). 3) С Административным правом -это право как и конституционное право является по отношению к таможенному праву базовым - это таможенные оформления, таможенный контроль, взимание таможенных платежей, нарушение таможенных правил и т.п. 4) С Уголовным процессом- т.е. таможенные органы отнесены к органам дознания, они имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность. 5) С Трудовым правом -речь идет о правах и обязанностях должностных лиц таможенных органов в области труда.

 

Общие принципы перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, и без обязательства о их обратном вывозе.

Данная процедура применяется только для товаров, ввозимых из-за рубежа. Страна происхождения товаров роли не играет. Это м.б. как иностранные товары, так и российские товары, ранее вывезенные за границу без обязательства возврата. Этот режим предусматривает обязательную уплату таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Условиями помещения товара под процедуру «выпуск для внутреннего потребления» являются:

-уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

-соблюдения запретов и ограничений;

-представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

 

Декларирование представляет собой подачу таможенному органу лицом заявления сведений о себе и о товарах, транспортных средствах, которые перемещает это лицо через таможенную границу РФ. Место декларирования товаров

1. Декларация на товары может быть подана любому таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.

Место декларирования: Транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ. 3) Местом декларирования товаров являются таможенные органы, в которых производится их основное оформление.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу: Таможенная декларация подается в сроки не позднее 15 дней со дня прибытия товара на таможенную территорию РФ.

Виды декларирования.

Декларирование представляет собой заявление лица таможенному органу сведений о себе и о товарах и транспортных средствах, перемещаемых им через таможенную границу РФ. Таможенная декларация подается в сроки не позднее 15 дней со дня прибытия товара на таможенную территорию РФ.

Виды декларации:

1) Устная- в ряде случаев при перемещении товаров через границу физическими лицами, информация о товаре д.б. точная;

2) Письменная (основная)-.:

3) Электронная форма (на магнитных носителях) (сопровождает письменную), когда товар декларируется с использованием грузовой таможенной декларации).

4) Полная, т.е заполняются все 4 блока информации (сведения об отправителе; сведения о получателе; сведения о товаре; сведения экономического характера);

5) Неполная (или временная) - речь идет о декларировании товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом ( нефть, газ, мазут и т.п.) и по линии электропередач.. Неполная декларация (или временная) - это документ, в котором заявлены сведения, необходимые для выпуска товара, поэтому в этих случаях должен быть известен товар, его количество, код товара, страна его происхождения, фактурная и таможенная стоимость.

Таможенные сборы.

 

31.Понятие и методы тарифного и нетарифного регулирования.
Тарифные методы предполагают использование таможенных тарифов.
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ представляет собой систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из страны товары. При этом систематизация перечня товаров осуществляется по определенным признакам и против каждого из товаров указывается одна или несколько ставок таможенных пошлин.
Различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.
Простой тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Данный тариф не предусматривает достаточной маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкурентной борьбы на мировом рынке.
Сложный тариф предполагает определение по каждому товару двух и более ставок таможенных пошлин. Он часто используется во внешнеторговой политике государств, так как позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами, и предоставлять льготы другим государствам, развивая с ними более тесное экономическое сотрудничество. В рамках сложного тарифа выделяются: автономные, конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти, являются наиболее высокими и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, с которыми не заключены торговые договора и соглашения. Конвенционные ставки имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные. Они определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договора. Преференциальные
ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.
Поскольку таможенные пошлины связаны с товарами, пересекающими границу, то их подразделяют, прежде всего, на импортные, экспортные и транзитные.
Импортными пошлинами облагаются ввозимые в страну товары. Они выполняют главным образом фискальную функцию, обеспечивая значительную часть налоговых поступлений в бюджет.
Экспортные пошлины — это налоги, взимаемые с товаров, вывозимых за пределы страны. Они призваны ограничить экспорт тех товаров, которые необходимы внутреннему рынку (например, нефть), а также пополнить доходную часть бюджета.
Транзитные пошлины взимаются с товаров, которые пересекают территорию государства транзитом. В мировой практике они применяются редко, так как сдерживают товарные потоки.
По форме обложения различают пошлины: адвалорные, которые взимаются в процентах от цены товара (например 10% от цены автомобиля); специфические, взимаемые в виде определенной денежной суммы с объема, веса или штуки товара (например, 15 долл. США с каждой тонны металла); смешанные, при которых товар может облагаться одновременно и адвалорной, и специфической пошлинами.
К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные.
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам ниже внутренних, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.
Картельные пошлины применяются против товаров, ввозимых из тех стран, которые осуществляют в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
Под нетарифными методами регулирования торгового оборота понимают административные количественные ограничения объемов импорта и экспорта.
Под количественными ограничениями импорта и экспорта понимается административная форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. К ним относятся: квотирование; лицензирование; добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка; эмбарго.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики, ибо: они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике, и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока; не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
При классификации нетарифных методов используют методику, разработанную Секретариатом ВТО, в соответствии с которой они подразделяются на пять основных групп: количественные ограничения импорта и экспорта; таможенные и административные импортно-экспортные формальности; стандарты и требования к качеству товаров; ограничения, заложенные в механизме платежей; участие государства во внешнеторговых операциях.

32.Порядок определения страны происхождения товара.

Страна происхождения товара - это государство (или группа государств), где товар был полностью произведен или подвергнут переработке.

Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.

Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Метод

Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары в зависимости от условий платежа, которые оговариваются в контракте. В цену входят затраты на производство, на контейнеры, страхование, упаковку и т.п. + транспортные расходы + % прибыли.

Этот метод не может быть использован, если:
a) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар
b) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено
c) данные, использованные декларантом при заявлении ТС, не подтверждены документально
d) когда участники сделки являются взаимозависимыми лицами, и это повлияло на цену товара

Метод

Под идентичными понимаются товары одинаковые во всех отношениях (характеристики, товарный знак, страна происхождения, производитель и т.д.). Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве базы для определения ТС, если эти товары:
a) проданы для ввоза на ТТ РФ
b) ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемого товара
c) ввезены на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар

Метод

Под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях с ввозимыми товарами, но имеют с ними сходные характеристики, что позволяет им выполнять одинаковые функции. Цена сделки с однородными товарами принимается в качестве базовой для определения ТС аналогично 2 методу.

Метод

Вычитание - в качестве базы для определения ТС принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на ТТ РФ. Из цены единицы товара вычитаются расходы на транспортировку, % прибыли и т.д., вычитается сумма таможенных платежей.

Метод

Сложение - в качестве базы для определения ТС принимается цена товара, рассчитанная путем сложения стоимости материалов и иных затрат, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара, и общих затрат (транспортировка до места пересечения ТТ РФ, погрузо-разгрузочные работы).

Метод

Основан на данных справочников, каталогов, прайс-листах изготовителя. Могут использоваться сайты изготовителя и данные экспертизы.

Виды таможенных ставок.

Виды ставок таможенных пошлин:

1) Автономные ставки – они являются наиболее высокими, вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения;

2) Конвенционные ставки – они имеют более низкую ставку тарифа, чем автономные, которая определяется на базе двухстороннего или многостороннего соглашения, и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры;

3)Преференциальные ставки – они предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются для создания замкнутых экономических группировок, режимов ассоциаций, а также в торговле с развивающимися странами.

Декларанты

Таможенный перевозчик

Владелец таможенного склада

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов составляют- 1) При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги д.б. уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия или не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. 2) При вывозе товаров таможенные пошлины, сборы д.б. уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

Авансовые платежи.

Авансовые платежи – это денежные средства в валюте РФ или в иностранной валюте, внесенные плательщиком в счет предстоящих своих таможенных платежей на денежный счет таможенных органов. 1)Авансовые платежи вносятся в кассу или на расчетный счет таможенных органов.

Таможенное право

Таможенная политика: понятие, задачи, принципы.

Понятие: Таможенная политика (ТП)- это часть внешнеэкономической политики государства (ВЭД). ТП- это система экономических, политических, организационных и других мероприятий, которые проводятся государством и направлены на регулирование таможенных отношений. Задачи: 1) Развитие товарообмена между странами; 2)Экономическое и политическое влияние на рынок стран-партнеров; 3) Содействие предпринимательству в РФ; 4)Обеспечение экономической безопасности РФ. Принципы: 1) Уважение прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности; 2)Международное сотрудничество; 3)Единство таможенной территории; и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.031 с.)