Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками. Детская психология - наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Появилась как ветвь сравнительной психологии, в конце 19 века. Родоначальником детской псхологии явл. немецкий учёный Вильгельм Прейер, его работа «Душа реб-ка» (описывал систематические наблюдения за собственным сыном). До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры ). ЗАДАЧИ: * раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; *установление возрастных периодов этого развития; *выяснение причин перехода от одного периода к другому. *научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; *определение эталонов зрелости индивида, личности; *выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; *прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов человека. Связь с другими науками: - с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой (закономерности развития,влияние на развитие условий, средств и методов воспитания); - с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; - с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека) и т.д. - общая психология (знания о психике человека) Методы изучения психического развития ребёнка. 1. организационные. 1.1. лонгитюдиальный - метод продольных срезов (группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности. Используется сравнительно редко, но известен давно - со середины 19 века. Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта). Позволяет: проследить развитие отдельных психических функций; дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности); Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз. 1.2.метод поперечных возрастных срезов; Метод позволяет: · выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке); · провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами. 1.3.комплексный.(. сочетание обоих методов) 2. эмпирические. 2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). 2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).; 2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.; 2.4.психодиагностический; 2.5.биографический (монографическое описание - разработка Б.Г. Ананьева); 2.6.тесты. 3. обрабатывающие (математико-статистические). 4. интерпретационные: 4.1.генетическое описание (в смысле генеза - развития); 4.2.структурное описание (как результат поперечного среза). Основные методы детской психологии — наблюдение и эксперимент. Эксперимент в возрастной психологии, его виды. Эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить об особенностях психики. Эксперимент с детьми проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным для них условиям. Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, когда он организован и проведен в форме игры. Игровая ситуация в эксперименте вызывает заинтересованность ребенка. Отсутствие у ребенка интереса к тому, что ему предлагают делать в психолого-педагогическом эксперименте, не позволяет ему проявить свои интеллектуальные способности и интересующие исследователя психологические качества. В результате ребенок может показаться исследователю менее развитым, чем он есть на самом деле. В возрастной психологии применяют два типа экспериментов - констатирующий эксперимент и формирующи й эксперимент. В констатирующем экспериментеопределяется уровень и особенности развития детей, присущие им в настоящее время. Это касается как личностного развития и отношений ребенка с окружающими, так и интеллектуального развития. При формирующем эксперименте, благодаря созданию специальных условий, в нем прослеживается динамика развития определенной психической функции. В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развивается восприятие (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ).
Близнецовый метод. Близнецовый метод — метод сопоставления психол-х особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на форм-ие тех или иных псих-х качеств человека. Предложен Ф.Гальтоном в 1875 г. Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Описание метода В научной лит-ре описано около 130 пар монозиготных близнецов, в силу различных обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, вероятно, должны однозначно свидетельствовать о наследуемости изучаемого признака. Однако анализ семей разлученных близнецов, поведение кот. было по некоторым параметрам сходным, показал, что в подавляющем большинстве эти пары попадали в мало различавшуюся среду. Метод контрольного близнеца (или контроля по партнеру) сводится к тому, что один из близнецов подвергается внешним воздействиям (например, обучению), результаты кот. должны свидетельствовать о степени его восприимчивости к влияниям среды. При использовании метода близнецовой пары главное внимание уделяется анализу специфики взаимоотношений между близнецами. Обработка результатов Оценка результатов, полученных с помощью близнецового метода, основывается на допущении равенства средовых влияний на монозиготных и дизиготных близнецов. Однако установлено, что условия развития монозиготных близнецов неодинаковы по сравнению с дизиготными. Это диктует необходимость специального анализа тех переменных близнецовой среды, кот. являются значимыми для формирования исследуемого признака. Тем не менее близнецовый метод остается главным средством анализа актуальных психогенетических проблем человека.» и открывает новые возможности для проведения исследований по психологии личности, психодиагностике, социальной психологии и др. Опросные методы. Метод опроса для изучения детей-дошкольников применяется в ограниченных пределах. До четырех лет опрос проводится, как правило, таким образом, чтобы дети отвечали, указывая на предметы или изображения. Примером может служить опрос по картинкам, цель кот. — выяснить, как дети оценивают величину изображенных предметов и расстояние между ними. На нескольких картинках было нарисовано по две елочки, имеющие разную величину и находящиеся на разном расстоянии друг от друга. Детей спрашивали: «Где нарисованы большие елочки? Где маленькие? Какие елочки стоят близко? Какие далеко?» Ответом служило указание ребенка на то или другое изображение. После четырех лет становится возможным и опрос, предполагающий словесные ответы детей. Вопросы должны быть понятны и интересны ребенку и не должны, содержать подсказки, т.к. дети часто отличаются большой внушаемостью и отвечают утвердительно на вопросы типа: «Ты умеешь играть в шахматы?» Вопросы либо полностью продумывают заранее и задают всем детям в одной и той же последовательности, либо намечают в общих чертах и изменяют их в зависимости от ответа ребенка на предыдущий вопрос. Беседа с изменяющимися вопросами значительно продуктивнее, так как она дает возможность учесть индивид-ые особенности ребенка, но проведение такой беседы требует от исследователя глубокого понимания детей, гибкости и находчивости. Беседу должен проводить подготовленный исследователь. Ответы ребенка зависят не только от содержания вопросов, но и от его отношения к исследователю. Тактичность, приветливость, способность чувствовать индивидуальность исследуемого ребенка решают успех беседы. Ответы ребенка записывают буквально. При обработке полученных материалов детские высказывания осмысливают и соотносят с данными, полученными при помощи других методов. Наблюдение, его виды. Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: - четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); - объективность наблюдения (описывается сам факт — действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); - систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации). Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. В период от рождения до двух-трех месяцев наблюдение за ребенком желательно проводить ежедневно; в возрасте от двух-трех месяцев до одного года — еженедельно; в раннем детстве, от года до трех лет,— ежемесячно; в дошкольном детстве— как минимум один раз в полгода и т. д. - ребенок не должен знать о том, что взрослый наблюдает за ним специально, иначе его поведение изменится Наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении используют зеркало, обладающее односторонней проницаемостью. Включенное наблюдение наблюдающий участвует в совместных действиях с ребенком. Наблюдение м.б. одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Пролонгированное(лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития
Стадия полового созревания Институты социализации. Семья Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Образовательные институты Школа обеспечивает ученику систематическое образование, кот. само и есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить чел. к жизни в обществе. Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. СМИ играют большую роль в распространении социальных стереотипов. Церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире. Существуют также другие социальные институты, а также и неформальные объединения людей типа групп друзей, коллег, соседства и пр. Институты социализации взаимодействуют между собой в реальной жизни. Предмет и задачи дет. псих., связь с др., науками. Детская психология - наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Появилась как ветвь сравнительной психологии, в конце 19 века. Родоначальником детской псхологии явл. немецкий учёный Вильгельм Прейер, его работа «Душа реб-ка» (описывал систематические наблюдения за собственным сыном). До XIII века художники вообще не изображали детей, что говорит о том, что ребёнок не воспринимался как личность. В XIII веке появляются детские образы (ангелы, младенец Иисус и дети как символы душ умерших). При этом дети изображались как уменьшенные взрослые. Детских портретов ещё не было. В XVI веке появились портреты умерших детей (что говорит о преодолении равнодушия к детям, т.е. смерть ребёнка уже воспринимается не как естественное событие, а как невосполнимая утрата). В XVII веке появляются изображения живых детей (официально-парадные, дети знати). Так статус детства приобрёл определённое значение (возрастающее в процессе развития общества и культуры ). ЗАДАЧИ: * раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; *установление возрастных периодов этого развития; *выяснение причин перехода от одного периода к другому. *научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; *определение эталонов зрелости индивида, личности; *выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; *прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов человека. Связь с другими науками: - с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); - с педагогикой (закономерности развития,влияние на развитие условий, средств и методов воспитания); - с медициной (анатомия и физиология) - возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; - с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека) и т.д. - общая психология (знания о психике человека)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.008 с.) |