Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Виды предпринимательской деятельности.

Поиск

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине «Экономика фирмы»

 

Студентки группы Э-221 Королёвой Анастасии Викторовны

На тему «Проблемы развития малого предпринимательства в России »

Научный руководитель: к.э.н., доцент,

Цапук Алла Ивановна

 

Санкт-Петербург


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Виды предпринимательской деятельности. 5

1.1 Малое предпринимательство. 5

Таблица 1. 7

График 1. 8

График 2. 9

1.2 Организационно-правовые формы. 10

Таблица 2. 16

Глава 2. Система государственной поддержки. 18

2.1. Государственная поддержка на федеральном уровне. 18

2.1.1. Реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства. 18

2.1.2.Основные направления государственной поддержки. 20

2.1.3. Органы регулирования малого бизнеса. История вопроса. 22

2.2. Государственная поддержка на уровне субъектов РФ.. 26

2.3. Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне. 27

2.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства. 27

Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России. 30

3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России. 30

График 3. 31

3.2 Российский малый бизнес и инновационное производство. 31

3.3 Посреднические функции малого бизнеса. 33

3.4 Неэффективность государственной политики. 34

Заключение. 36

Список используемой литературы.. 41

Практическая часть. 43

Таблица 9. 43

Таблица 9.1. 43

Решение. 44

Вывод. 44

 

 

 


Введение

Современное российское общество пережило чрезвычайно сильный кризис, который проявился в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к чисто рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому дальнейшее развитие России невозможно осуществить без соответствующего этому формированию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый и средний бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого и среднего бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и среднее предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Глава 1. Виды предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство.

Прежде чем говорить о развитии малого бизнеса в России, необходимо дать четкое определение малого бизнеса, для адресной помощи всему сектору экономики. В Федеральном законе №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сказано: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим требованиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

a) до ста человек включительно для малых предприятий;

b) до пятнадцати человек для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства. В свою очередь постановлением Правительства от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения для микропредприятий, в размере 60 млн. руб., для малых предприятий, в размере 400 млн. рублей.

С понятием субъекта малого бизнеса мы определились. Теперь необходимо проанализировать динамику развития малого бизнеса, и какой удельный вес субъекты малого бизнеса занимают в общем количестве коммерческих предприятий в стране.

Приведу некоторые статистические данные:

 

Таблица 1.

Предприятия, малые предприятия      
(тыс. шт.), из них: 282,7 227,5 219,7
торговля (тыс. шт.) 83,9 69,9 65,4
численность работников (тыс. человек), из них: 6736,5 6187,0 6016,9
торговля (тыс. человек) 1758,3 1505,7 1432,3
микропредприятия (тыс. шт.), из них: 1052,3 1374,7 1503,1
торговля (тыс. шт.) 488,0 588,2 691,1
численность работников (тыс. человек), из них: 4605,1 5005,9 5203,2
торговля (тыс. человек) 1907,2 1961,6 2010,4
всего коммерческих предприятий (тыс. шт.) 3365,1 3575,9 3796,5

(по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы)

Для наглядности динамики изменения количества малых предприятий строю график.

График 1

2009 г 2010 г 2011 г

При анализе данных таблицы 1 можно сделать вывод: на протяжении 3 рассматриваемых лет число малых предприятий сокращается, но число микропредприятий растет. Это видно из графика 2

График 2

2009 г 2010 г 2011 г

А – общее количество субъектов малого предпринимательства;

Б – количество микропредприятий;

В – количество малых предприятий.

Возникает ощущение, что определенные категории населения, работающие в малом бизнесе, по определенным причинам, будь то: сокращение сотрудников или стимулирование, государством, открытие новых предприятий (малые предприятия и микропредприятия), стали создавать микрокомпании. Количество работающего персонала в малых предприятиях (без учета микропредприяьтий) в период с 2009 по 2011 сократилось на 719,6 тыс. человек, количество же микропредприятий в тот же период возросло на 901,4 тыс. предприятий. Из вышесказанного можно говорить о положительной динамики развития малого бизнеса, и формирования среднего класса людей, который так долго наша страна не может построить. Одним из критериев развитости, успешности экономики страны является наличие среднего класса. Владелец успешного микропредприятия и является представитель среднего класса. В этой связи можно констатировать успех мер государства, предпринятых в условиях кризиса, тем самым Правительство поддержало не только существующий малый бизнес, но и оказала помощь в создании новых предприятий. Но на этом останавливаться не стоит, данные меры должны нести системный и постоянный характер.

Заключение

Итак, подводя итог, хочется обратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

Ø быстрое реагирование на конъюнктуру;

Ø решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

Ø противодействие монополизму в экономике;

Ø активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Хочется обратить внимание на проблему ориентированности малого бизнеса. Видные ученые, экономисты «кричат» об изношенности объектов основных средств, о непрофессионализме кадров, и это проблема для развития экономики России является одной из главных. Обратим внимание на данные приведенные в таблице 1, а именно на долю малых предприятий, занимающиеся торговлей, и население, занятое в данной сфере. Произведя нехитрый расчет найдем соотношение между предприятиями торговли и общем количеством представителей малого бизнеса, оно равно от 41 до 44% в течении рассматриваемого периода. Из этого следует – экономическая направленность России это примитивные торговые отношения, при которых выполняется следующая последованность действий: купил – перепродал, а не полный цикл производства, т. е заготовил материальные запасы – произвел продукция – продал готовый товар. Данная модель экономики, назовем ее «перепродажной», является путем деградирующим, и ведет экономику назад к первобытнообщинному строю. Граждан страны (собственников компаний) не интересует дальнейшая судьба бизнеса, в силу отсутствия каких бы то ни было гарантий в стабильности намеченного курса, результате чего, предпринимателям легче и эффективнее заниматься торговлей, нежели создавать новые производственные, трудоемкие, энергозатратные, инновационные предприятия.

В большинстве развитых стран малому бизнесу уделяют особую роль и внимание в экономике страны, но только не в России. Возникает такое ощущение, что все меры направленные на упрощение ведения бухгалтерского учета, системы налогообложения для малого бизнеса, регистрации коммерческого субъекта, уменьшение коррупционной составляющей, созданы не для стимулирования развития малого бизнеса, а для большей путаницы представителям малого бизнеса и всего населения страны.

Для развития малого бизнеса в России необходимо разработать ряд мер, направленных, не только, на упрощение создания предприятия, стимулирующую часть данной проблемы, но также и на меры карательного характера. Предпринимателю должны быть созданы комфортные условия для работы в стране, недопустимо устрашение, запугивание предпринимателя административным ресурсом со стороны сотрудников контролирующих органов, но также представитель бизнеса должен знать, при нарушении закона, наказание неизбежно. Только тогда малый бизнес, а вмести с ним и экономика страны, будет успешно развиваться, когда все эти три компонента будут выполнены. Экономика – это живой организм, если один орган откажет, нарушится нормальная работа всего организма. Необходимо мобилизовать и направить все усилия на «реконструкцию» малого бизнеса.

Главной проблемой для малого бизнеса в России является налоговое бремя и коррупция. Если налогообложение это сфера стимулирования и совместная работа Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ и ФНС РФ, то проблемой коррупции должны заниматься органы в которых отсутствует коррупция, но таких в стране, как известно, нет. Для «рождения» честных органов государственной власти необходимо создать систему противовесов, при которой контролирующие органы будут следить и проверять друг друга, это конечно некий возврат к тоталитарному режиму, но по-другому не получается в нашей стране. При этом необходимо принять такие меры административного или уголовного характера, при которых нарушитель задумается преступать ли ему закон, и это касается не только государственных чиновников, но и представителей малого, да и всего бизнеса. Это что касается проблемы коррупции. Меры стимулирования развития малого бизнеса, на мой взгляд, разрабатывать нет необходимости, за все время во всем мире уже столько придумали и применили в практике, а многие меры проверены временем, что адаптируй мировые меры налогового стимулирования к российским условиям и организм малого бизнеса «задышит». В большинстве развитых и развивающих стран мира эффективно работают налоговые льготы, более того налоговое стимулирование бизнеса является мощным инструментом развития экономики страны, например в Китае для мотивации развития производственного сектора экономики в особых экономических зонах был снижен налог на прибыль до 15%, и это оказало нужный экономический эффект. В России же много говорят о необходимости разработки и применении налоговых льготах, но в то же время выражают недовольство выпадающими бюджетными доходами. В России огромная природно-ресурсная база, но налоговое законодательство устроено таким образом, что собственникам компаний невыгодно вкладывать в свои основные фонды. Необходимо четко определить круг экономических сфер, которым необходимо помогать в развитии. Считаю возможным представлять налоговые льготы таким предприятиям. Выпадающие бюджетные доходы необходимо возмещать за счет, во-первых, распродажи государственного имущества, минимизации государственных расходов, рационального и экономного расходования бюджетных средств. Необходимо освободить от уплаты налога на прибыль предприятия вновьсозданные, на период убыточности предприятия, при этом необходимо разработать систему налоговых скидок, после того как предприятие вышло на прибыльный уровень. Замечу, данные меры необходимо сопровождать принятием и выполнением антикоррупционных мер, описанных выше, без сопровождения данными мерами, в стране победу одержит коррупция, а вследствие чего развитие малого бизнеса окажется под вопросом. Также думаю необходимым разработать систему, при которых бизнес будет вынужден вкладывать денежные средства на обновления основных производственных фондов, например, возродить потерянный амортизационный фонд, средства которые в него поступают должны расходоваться только на обновление производственных фондов предприятия, это можно сделать также в виде стимулирования предприятие в частности, и малый бизнес в целом, кстати данная мера полезна не только для малого бизнеса, но и для субъектов среднего и крупного бизнеса.

Россия не должна становиться «перепродажной страной», для этого необходимо развивать производственный сектор экономики. При решении данных проблем образуется стабильная стимулирующая налоговая среда, благоприятная для ведения малого бизнеса в стране.

Как добиться того, чтобы малый бизнес работал на развитие национальной экономики?

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

В сложившихся условиях необходимо:

Ø проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;

Ø разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;

Ø эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;

Ø установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

Список используемой литературы

1. Агурбаш Н.Г. Государственное регулирование развитием малых предприятий: монография. – М.: Изд-во «Палеотип», 2005. – 196 с.

2. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования – Экономист № 4,2001.

3. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика. – М., 2003. - 356 с

4. Бухвальд Е., Виленский А. Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт Венгрии и уроки для России) // Вопросы экономики. - 2002. - №7. – С. 109-118.

5. Генералов В.В., Лычагин М.В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства / отв. ред. д.э.н. Г.М.Мкртчян. – Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. – 48 с.

6. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации.

8. Дегтярев А. Н. Государственная поддержка предпринимательского сектора: мировой и российский опыт. – Уфа:Моск. экон. институт,2000,152 с.

9. Документы. Ежемесячное приложение к газете «Экономические новости» — 2004. — Март.

10. Журнал «Налоговая политика и практика» №9/1 сентябрь 2011, №11 (107) ноябрь 2011;

11. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? [Электронный ресурс]. – URL: http://n-d.by.ru/read/luhmann/ sys_theory.htm

12. Маньков В. С. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, 2004, №2, с. 20-44.

13. Маргарет Тэтчер. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира: пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 504 с.

14. Материалы Форума ОЭСР по развитию предприятий и предпринимательства для РФ. Проект обзора развития предпринимательства и предприятий РФ 2012 года.

15. Материалы Форума по развитию предприятий и предпринимательства в РФ. Политические принципы и рекомендации 2012 года.

16. Российский статистический ежегодник 2000–2010 / Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.gsk.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/publishing/catalog/statisticCollection/doc_1135087342078.

17. Сайт федеральной службы государственной статистики РФ www.gsk.ru Проблемы занятости в сфере малого бизнеса // Служба занятости. – 2011. – № 5. – C. 14–16.

18. Сведения о работе Федеральной налоговой службы по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2010, на 01.01.2011, 01.01.2012. (www.nalog.ru);

19. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2011—2014 годы.

 

Практическая часть

ВАРИАНТ 4. ЗАДАЧА № 9

По данным, приводимым в табл. 9, определить:

Ø норматив оборотных средств предприятия в незавершенном производстве;

Ø показатели оборачиваемости оборотных средств.

Результаты расчетов свести в табл. 9.1.

Таблица 9

Показатели Ед. изм. Результат
1. Выпуск продукции за год шт.  
2. Себестоимость изделия тыс. руб.  
3. Величина превышения цены изделия над себестоимостью %  
4. Средний остаток оборотных средств тыс. руб.  
5. Длительность производственного цикла дни  
6. Коэффициент нарастания затрат   0,5

Таблица 9.1

Показатели Ед. изм. Результат
1. Норматив оборотных средств предприятия в незавершенном производстве* тыс. руб. 5555,56
2. Объем реализуемой продукции тыс. руб.  
3. Коэффициент оборачиваемости -  
4. Длительность одного оборота дни 17,28
5. Коэффициент закрепления оборотных средств   0,04

* Норматив оборотных средств предприятия в незавершенном производстве определяется по формуле (Ннп):

, где

С - себестоимость изделия;

Ов - объем выпуска продукции за год;

Тпц - длительность производственного цикла;

Кн - коэффициент нарастания затрат;

Тп - число дней в периоде.

Решение

1) = = 5555,56 (тыс. руб.)

2) Орп = С * Iпов.ц.*Ов = 100*1,2*8000 = 960000 (тыс. руб.)

3) Коб = = = 24

4) Тоб = = = 17 (дн.)

5) Кз.об.ср.= = = 0,04

Вывод

Для оценки эффективности функционирования оборотных средств, были выработаны несколько оценочных показателей; среди них наиболее распространенными являются:

Ø Коэффициент оборачиваемости

Ø Длительность одного оборота

Ø Коэффициент закрепления оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости составил 24 (количество оборотов совершаемых оборотными средствами за год). Значение коэффициента оборачиваемости показывает эффективность использования оборотных активов; рост показателя в динамике свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных активов в целом по предприятию. Коэффициент оборачиваемости активов прямо пропорционален объему продаж и обратно пропорционален сумме используемых активов. Длительность одного оборота равна приблизительно 17 дней (показывает, что через 17 дней средства, вложенные в оборотные активы или их составляющие, снова принимают денежную форму). Уменьшение этого показателя в динамике является положительным фактором.

Коэффициент закрепления оборотных средств равен 0,04 (показывает величину оборотных средств, приходящихся на единицу (1 тыс. руб.) реализованной продукции.)

Отсюда следует, что при продолжительности одного оборота в 17 дней оборотные средства за год оборачивались 24 раза. (Имеется погрешность из-за округления). На каждый рубль оборотных средств приходилось 1000 / 40 = 25 рублей реализованной продукции. При замедлении оборачиваемости оборотных средств происходит дополнительное привлечение (вовлечение) их в оборот, а при ускорении происходит высвобождение оборотных средств из оборота.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине «Экономика фирмы»

 

Студентки группы Э-221 Королёвой Анастасии Викторовны

На тему «Проблемы развития малого предпринимательства в России »

Научный руководитель: к.э.н., доцент,

Цапук Алла Ивановна

 

Санкт-Петербург


Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Виды предпринимательской деятельности. 5

1.1 Малое предпринимательство. 5

Таблица 1. 7

График 1. 8

График 2. 9

1.2 Организационно-правовые формы. 10

Таблица 2. 16

Глава 2. Система государственной поддержки. 18

2.1. Государственная поддержка на федеральном уровне. 18

2.1.1. Реализация мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства. 18

2.1.2.Основные направления государственной поддержки. 20

2.1.3. Органы регулирования малого бизнеса. История вопроса. 22

2.2. Государственная поддержка на уровне субъектов РФ.. 26

2.3. Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне. 27

2.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства. 27

Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России. 30

3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России. 30

График 3. 31

3.2 Российский малый бизнес и инновационное производство. 31

3.3 Посреднические функции малого бизнеса. 33

3.4 Неэффективность государственной политики. 34

Заключение. 36

Список используемой литературы.. 41

Практическая часть. 43

Таблица 9. 43

Таблица 9.1. 43

Решение. 44

Вывод. 44

 

 

 


Введение

Современное российское общество пережило чрезвычайно сильный кризис, который проявился в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к чисто рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому дальнейшее развитие России невозможно осуществить без соответствующего этому формированию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый и средний бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого и среднего бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое и среднее предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Глава 1. Виды предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство.

Прежде чем говорить о развитии малого бизнеса в России, необходимо дать четкое определение малого бизнеса, для адресной помощи всему сектору экономики. В Федеральном законе №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сказано: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим требованиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

a) до ста человек включительно для малых предприятий;

b) до пятнадцати человек для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства. В свою очередь постановлением Правительства от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения для микропредприятий, в размере 60 млн. руб., для малых предприятий, в размере 400 млн. рублей.

С понятием субъекта малого бизнеса мы определились. Теперь необходимо проанализировать динамику развития малого бизнеса, и какой удельный вес субъекты малого бизнеса занимают в общем количестве коммерческих предприятий в стране.

Приведу некоторые статистические данные:

 

Таблица 1.

Предприятия, малые предприятия      
(тыс. шт.), из них: 282,7 227,5 219,7
торговля (тыс. шт.) 83,9 69,9 65,4
численность работников (тыс. человек), из них: 6736,5 6187,0 <


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.207.196 (0.015 с.)