Подходы к определению сущности государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к определению сущности государства



Теория элит. Народ(массы) не способны осуществлять власть, управлять государственными делами. Государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества, т.е. элите, до тех пор, пока одна властвующая элита не сменит другую.

Технократическая теория. Властвовать и управлять могут и должны профессиональные управленцы.

Классовая. Политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и осуществляется в его интересах.

Общесоциальная. Государство как механизм преодоления общественных противоречий путем достижения общественного компромисса.

Национальный – власть принадлежит одной титульной нации, и власть осуществляется в ее интересах

Расовый -//-

 

Вопрос 5. Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Признаки правового государства

1. Верховенство правового закона.

2. Нижестоящие НПА должны соответствовать НПА более высокого уровня

3. Законосодержательность (законы должны быть написаны ясно, понятно, в т.ч. рядовому гражданину)

4. Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» (в отношении всех граждан),

в отношении органов, учреждений принцип «разрешено только то, что прямо разрешено законом»

5. Принцип взаимной ответственности государства и личности.(законы обязательны для исполнения прежде всего государством, должностными лицами и гражданами)

6. Направленность всей деятельности государства на защиту прав, свобод и законных интересов личности.

7. Определенный уровень самосознания и правовой культуры. (любой гражданин должен знать свои права и уметь осуществлять свои права).

8. Наличие в обществе эффективных и надежных механизмов, которые обеспечивали бы реализацию всех вышеперечисленных признаков.

9. Разделение властей

10. Наличие гражданского общества.

 

Вопрос 6. Функции государства – основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

 

Вопрос 7. Механизм государства – целостная и иерархичная система государственных органов, учреждений и государственных предприятий, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

 

Признаки механизма государства

а) наличие системы взаимосвязанных, взаимодействующих, иерархически соподчиненых органов и учреждений, предприятий, организаций;

б) наличие группы лиц, отличительной особенностью которых является управление обществом на профессиональной основе;

в) наличие возможности реализации задач и функций государства как организационными, финансовыми средствами, так и принудительными средствами, материальными орудиями принуждения;

г) наличие у каждого из государственных органов и предприятий, учреждений, организаций своей компетенции как правовой основы их деятельности.

Структура механизма государства:

1) Государственный аппарат – часть механизма государства, представляющая собой совокупность гос органов, наделенных властными полномочиями, для реализации государственной власти

2) Гос учреждения – это такие гос организации, которые не обладают властными полномочиями, но осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах.

3) Гос предприятия – учреждения для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, выполнения различных работ, оказание услуг для удовлетворения потребностей общества и извлечения прибыли.

 

Вопрос 8. Орган государства – это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки органа государства

1. Орган государства формируется по воле государства и действует по его поручению.

2. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.

3. Орган государства обладает властными полномочиями, т. е. возможностью и способностью осуществлять государственную власть, принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государственными органами, у станавливаются в законодательном порядке.

5. Каждый орган государства наделен собственной компетенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязанностей, и сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции.

6. Органы государства обладают относительной экономической и организационной самостоятельностью и обособленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют между собой.

7. Орган государства имеет определенную внутреннюю структуру.

8. Он располагает необходимыми материальными и организационными средствами для осуществления своих функций.

9. Государственный орган состоит из государственных служащих, находящихся в определенных правоотношениях между собой и органом государства.

Виды органов государства

1 основание:

По способу возникновения, органы государства можно разделить на первичные и производные органы государства.

Первичные органы, никакими другими органами не создаются, они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. (представительные органы).

Производные органы, они создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры (правительство РФ).

2 основание:

По объему полномочий органы государства можно разделить на высшие и местные.

Высшие органы государства, наиболее полно олицетворяют власть и распространяются на всю территорию государства.

Местные органы функционируют в административно территориальных единицах.

3 основание:

По ширине компетенции. Выделяются органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции уполномочены решать более широкий круг вопросов. Специальная специализируется на выполнении одной функции.

4 основание:

По способу принятия решения делятся на коллегиальные и единоначальные органы.

Коллегиальные органы руководствуются большинством голосов. Единоначальные органы принемает решение одно должностное лицо.

5 основание:

В соответствии с принципом разделения властей, органы государственной власти разделяются на законодательные, исполнительные и судебные органы.

6 основание:

По длительности действия делятся на постоянные и временные органы. Постоянные – функционируют в течении всего времени.

 

Вопрос 9. Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

В своем классическом виде, принцип разделения властей сводится к тому, что задачи единой государственной власти должны осуществляться различными органами независимо друг от друга.

 

Разделение властей не сводится к механическому разделению труда функции и полномочий между различными органами государственной власти. Разделение властей должно сопровождаться системой сдержек и противовесов. (Парламент - утверждает бюджет, контролирует деятельность исполнительных органов. Президент имеет право не подписать законы принятые парламентом).

Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе издержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблением властью.

 

Законодательная власть – это представительная власть, осуществляемая, как правило, выборными коллегиальными органами, основная функция которых принятие законов. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая функция. Утверждает государственный бюджет страны, контролирует работу исполнительной власти, участвует во внешнем политическом процессе, решает вопрос обороны страны, осуществляет определенные судебные функции.

Исполнительная власть – в отличие от законодательной власти, по своей сути носит вторичный производный характер. Все действия и акты исполнительных органов основываются на законе, не должна ему противоречить, и направлены все действия на организацию исполнения закона. Судебная власть – эта власть, призванная от имени государства осуществлять правосудие. Она представляет собой единую общую государственную систему судебных органов.

 

Вопрос 10. Формационный подход. С точки зрения марксизма под историческим типом государства понимаются взятые в единстве, наиболее существенные типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно экономической формации одному и тому же экономическому базису.

4 видам общественно экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической) соответствует 4 вида государства рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Существуют иные подходы типологии государства: тоталитарны, авторитарные, либеральные и демократические.

Цивилизационный подход. Предложил Тойнби(американский историк) этот подход. Каждой цивилизации соответствует свое государство.

 

вопрос 11. Форма государства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики

Монократическая форма государства.В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа

Теократическая монократия, Экстремистская, Милитаристская монократия, Монократия тоталитарного социализма.

Поликратическая форма государства. Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.

Сегментарная форма государства. Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте

 

Вопрос 12. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия( от греч. единство)- форма правления при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единого главы государства, монарха.

Признаки монархии:

1. Власть передаётся по наследству.

2. Власть осуществляется бессрочно.

3. Не зависит от воли изъявления населения.

Монархии можно подразделить на ограниченные и не ограниченные.

Не ограниченная, она же абсолютная монархия, характеризуется тем, что в таких монархиях отсутствует представительное учреждение народа. А единственным носителем суверенитета является монарх.

Ограниченные монархии, они же конституционные. Они характеризуются тем, что на ряду с монархом носителем суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства, монарха.(Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия). Ограниченная монархия подразделяется на парламентскую и дуалистическую.

Парламентская монархия, характеризуется следующими признаками:

1. Правительство формируется из представителей определённых партий или партии.

2. Лидер партии обладающий большинством числом мест в парламенте, становится главой государства.

3. В законодательной, исполнительной и судебной сферах, власть монарха власть монарха практически отсутствует и является символической.

4. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом.

5. Правительство согласно конституции несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Дуалистическая монархия. В таких монархиях власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. В таких монархиях, за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать министров и других должностных лиц, так же монарху принадлежит право вето, право роспуска парламента. Правительство в дуалистических монархиях формируются в независимости от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но и религиозное управление государством. Такие монархии именуются теократическими. (Саудовская Аравия). В современных условиях существуют не типичные монархии, в которых глава государства не пожизненный, не наследственный, а избирается на определённый срок.

 

Республика. (власть народа) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и изменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки:

1. Выборность власти.

2. Ограниченность срока полномочий власти.

3. Зависимость от избирателей.

В зависимости от того кто формирует правительство, кому оно подотчётно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Президентская республик а характеризуется следующими признаками:

*президент – глава государства является одновременно и главой исполнительной власти

*всенародное избрание президента,

*правительство формирует президент; отсутствие ответственности правительства перед парламентом

*жестко проявляется принцип разделения властей. (Классической президентской республикой являются США.)

Парламентская республика:

*верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту, который избирается гражданами страны;

* президент, как глава государства, избирается, как правило, парламентом, имеет символические права, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь;

*правительство формируется парламентом из представителей партии или коалиции парламентского большинства;

* политическая ответственность правительства перед парламентом; глава правительства – премьер-министр (канцлер, председатель совета) – лидер партии парламентского большинства, назначается президентом и является основным лицом политической жизни страны. Парламентарными республиками являются Германия, Италия, Индия, Турция, Венгрия, Израиль, Чехия, Словакия и др.

Смешанные республики сочетают в себе признаки как президентской, так и парламентской республик Ее главная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Подобная система во Франции, Австрии, Португалии, Финляндии, Польше, Болгарии, Хорватии, Словении. Эта форма правления эффективна при условии, если президент, парламентское большинство и правительство придерживаются одной политической ориентации, а если противоположной, то может быть конфликт.

 

вопрос 13 Виды государственного устройства:

1. Унитарное государство

признаки:

*разделение территории на административно-территориальные единицы.

*Имеются свои органы власти. Однако политической самостоятельности эти органы власти не имеют.

*В различных сферах жизни территории наделяются определенными полномочиями, позволяющими осуществлять управление территориями.

*Органы власти территорий входят в единую структуру государственного аппарата.

*Глава государства, парламент, правительство распространяют свои полномочия на территорию всей страны.

*Ни юридически ни фактически центральные(высшие) органы государственной власти не ограничиваются в своих полномочиях какими- либо местными органами.

*Унитарное государство имеет единое гражданство.

*Для унитарного государства характерно единая система права. Базу образует единая конституция.

*В унитарном государстве используется единая система налогов, единая судебная система и т.д.

В зависимости от вида контроля различают центраизованные и децентрализованные государства. Существенным элементом децентрализованных государств наличие автономных административных образований.

2. Федеративная форма.

*Объединяет территории, пользующиеся значительной самостоятельностью, автономией. *Территориальные образования обладают государственной автономией в отношениях с центральной властью.

* В отличие от унитарного, в административном отношении не представляет единого целого. Она состоит из территориальных субъектов федерации.

*Субъекты имеют политическую самостоятельность.

*В федерации существует 2 уровня государственного аппарата: федеральный аппарат и аппарат субъекта федерации.

*Наличие двуединого гражданства.

*В пределах федерации действуют федеральные законы и законы субъекта федерации.

*Субъект федерации имеет право иметь собственную судебную систему.

*В федерации используются федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

*По способу образования делятся на: административно территориальные, национально территориально и смешанные.

3. Конфедерации -Государственный правовой союз суверенных государств. Эти государства ведут внешнюю общую политику, имеют общую армию, общие финансы, могут создавать общие правоохранительные органы.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международного сообщества, продолжают иметь собственное гражданство, собственную систему органов государственной власти и собственную конституцию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.059 с.)