Педагогическая целесообразность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая целесообразность



Пояснительная записка

Введение

Пояснительная записка

Введение

Детство является важнейшей вехой в становлении личности ребенка, потому что это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всех ее самобытных проявлениях. Детство включает в себя уникальные возрастные периоды для становления многих личностных качеств, которые никогда больше не повторятся, и неиспользование их ведет к обеднению и деформации личности ребенка. Расширение зоны ближайшего развития способствует развитию способностей ребенка, и одним из благоприятных факторов является изобразительная деятельность.

В наше время в период политической и экономической нестабильности особенно возрос спрос на творческую личность, способную нестандартно мыслить в постоянно меняющихся условиях. Современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Развитию этого способствует изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Ребенок, развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке, аппликации повествовать значительно легче. Рисуя или занимаясь прикладным творчеством, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать или лепить ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Развитие современного общества в России расширяет и углубляет требования к эстетическому воспитанию детей. В связи с этим искусство становится все более тонким и действенным средством формирования подрастающего поколения, перспективной педагогической задачей является повышение эффективности воспитательного и познавательного воздействия преподавания искусства на развитие и становление личности ребенка. Познавательная и воспитательная функции искусства органически связаны между собой. Специфика искусства как средства воспитания состоит в том, что искусство воспитывает через посредство художественных образов, выраженных в конкретно-чувственной форме. Именно через создание художественного образа происходит познание того аспекта действительности, который заключает в себе явления жизни в связи с отношением к ним человека, его идейно-эстетической, нравственной оценкой.

В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству. Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.

Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Детская художественная мастерская» создана для реализации с детьми четырех-семи лет в объединении «Изостудия «Звездочки», которая создана в Центре дополнительного образования «Алые паруса».

Актуальность программы

Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое "Я сам", "Моя группа", "Моя семья". Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.

В последнее время много говорится о положительном психологическом воздействии занятий изобразительным искусством. По моим наблюдениям, во время рисования, лепки дети отвлекаются от окружающей действительности, полностью погружаются в процесс творчества. Это способствует их психологической релаксации, во время которой происходит восстановление здоровья ребенка.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.

Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., Аллаяровой И.Е.

Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:

· устав Центра дополнительного образования «Алые паруса»

· нормы Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития у детей эмоционально-положительного отношения к русской традиционной культуре, формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство, развитие творческих способностей.

 

Задачи

Образовательные:

· расширить запас знаний детей о разнообразии форм;

относительности, пропорциональности, цветоведении;

· познакомить с техниками декоративно-прикладного творчества;

· научить владеть различными инструментами;

· познакомить с народными промыслами;

Развивающие:

· развитие творческого воображения;

· развитие образного мышления;

· формирование трудовых навыков;

· развитие мелкой моторики;

· развитие интереса к народному творчеству.

Воспитательные:

· воспитание эстетического отношения к окружающему миру;

· воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей;

· воспитание уважения к родной культуре;

· воспитание добрых чувств и бережного отношения к окружающему миру.

1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование

В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.

Содержание программы

Название разделов и тем занятий Содержание
1. Вводное занятие Теория: Беседа о видах изобразительной деятельности. Практика: Рисование героя любимой сказки.
2. Сюжетная аппликация из цветной бумаги. Теория: Рассказ о лесных животных – ежах. Практика: Аппликация по шаблонам ежика и осеннего листочка.
3. Предметная тестопластика. Теория: Беседа о домашних животных, приносящих пользу человеку. Практика: Раскрашивание фона шаблона, украшение «шубки» барашка завитками из соленого теста.
4. Набойка по ткани. Теория: Рассказ о празднике «Покров», рассказ о традициях изготовления набивных платков. Практика: Набивание узора на ткань из нескольких элементов штампиками из сырого картофеля.
5. Роспись силуэта матрешки. Теория: Рассказ об истории возникновения матрешки, вариантах росписи. Практика: Роспись силуэта матрешки
6. Предметная аппликация из цветной бумаги. Теория: Беседа о заготовках человека на зиму - консервировании. Практика: Раскрашивание фона банки, выполнение аппликации, имитирующей заготовку огурцов и помидоров.
7. Предметная лепка. Теория: Беседа об осени. Её признаках. Чтение стихотворения. Практика: Лепка осенних листьев из цветного теста. Вырезание различных видов листьев по шаблонам.
8. Рисование по трафаретам. Теория: Беседа об осени. О различных видах деревьев. Практика: Изготовление шаблонов вазы и листьев, рисование с использованием шаблонов.
9. Предметная аппликация Теория: Беседа об ткани. Её изготовлении и назначении. Рассказ о традициях лоскутного шитья. Практика: Составление узора из разноцветных квадратов. «Сшивание» квадратов между собой.
10. Предметна лепка. Теория: Беседа о традициях русского чаепития. Практика: Плоскостная лепка самовара и мелких деталей композиции.
11. Роспись по ткани. Теория: Рассказ о традиционных расписных коврах. Практика: Роспись лоскута ткани характерными элементами.
12. Аппликация пластилином. Теория: Беседа о птицах. Их внешнем виде, образе жизни. Практика: Изготовление шаблонов птиц, украшение элементами из пластилина, бусин, бисера, страз.
13. Урало-сибирская роспись. Теория: Рассказ о традициях урало-сибирской росписи, характерных особенностях. Практика: Рисование птиц и цветов в технике урало-сибирской росписи.
14. Тряпичная кукла. Теория: Рассказ об истории народных кукол, их значении. Практика: Изготовление куклы-закрутки.
15. Предметная аппликация. Теория: Беседа о животных. Практика: Аппликация животных из простых геометрических фигур разных размеров.
16. Сюжетное рисование. Теория: Рассказ о жизни сов. Беседа о их внешнем виде. Практика: Поэтапное выполнение рисунка совы на ветке в ночное время суток.
17. Лепка дымковской игрушки из глины. Теория: Рассказ о промысле дымковской игрушки. Практика: Лепка лошадки из глины.
18. Работа в смешанной технике по мотивам городецкой росписи. Теория. Рассказ о городецком промысле. Практика: Изготовление аппликации с изображением городецкого коня с использованием элементов росписи.
19. Роспись дымковской игрушки из глины. Теория: Повторение темы о дымковской игрушки. Демонстрация узоров, характерных для росписи. Практика: Роспись дымковской лошадки.
20. Рисунок по мотивам сказки «Курочка ряба» Теория: Краткий пересказ сказки «Колобок», совместный поиск морали сказки. Практика: Рисование сюжета «колобок и лиса».
21. Сюжетная лепка. Теория: Беседа о лесном звере - медведе. Опрос о сказках, в которых встречается медведь. Практика: Лепка медведя в окружении деревьев.
22. Аппликация нитками. иммитация кружева. Теория: Рассказ о промысле кружевоплетения. Практика: Выполнение аппликации с использованием ниток.
23. Сюжетное рисование. Теория. Беседа о сказочном герое – Жар-птице. Опрос о знании сказок, в которых она встречается. Практика: Рисование гуашью Жар-птицы в ночном небе.
24. Лепка животных. Теория: Беседа о домашних животных. Какую пользу приносит кот в деревенских домах. Практика: Лепка из пластилина фигурки кота, за любимым его занятием.
25. Сюжетная аппликация. Теория: Беседа о птицах - снегирях. Рассказ об их образе жизни, беседа об отличительных признаках от остальных птиц. Практика: Выполнение аппликации с изображением снегиря из шариков гофрированной бумаги.
26. Рисование, портрет. Теория: Беседа о жанре – портрет, рассказ о правилах построения рисунка человеческого лица. Практика: Рисование портрета мамы с её любимыми цветами.
27. Предметная лепка. Теория: Беседа о рыбах, их образе жизни, строении. Опрос о сказке, где рыбка главная героиня. Практика: Лепка рыбки из цветного соленого теста с использованием крупного бисера и бусин.
28. Поделка из ниток. Теория: Рассказ о этапах обработки шерсти. Беседа о применении шерсти в жизни человека. Практика: Выполнение поделки из шерстяных ниток «шапочка».
29. Жостовская роспись. поднос Теория: Рассказ о жостовском промысле. Практика: Выполнение росписи на картоне с силуэтом подноса.
30. Лепка из глины. Теория: Рассказ о истории возникновения глиняной посуды, её назначении. Практика: Лепка кувшина из глины в технике «жгут».
31. Мезенская роспись. Теория: Рассказ о мезенской росписи, традициях её исполнения. Рассмотрение элементов, характерных для данного вида росписи. Практика: Изображение сюжета с использованием образа журавля, характерного для мезенской росписи.
32. Сюжетная аппликация. Теория: Беседа городе. Опрос чем город отличается от деревни. Практика: Выполнение аппликации многоэтажных домов в снегу.
33. Предметная лепка. Теория: Беседа о снеговиках, этапах его лепки из снега. Практика: Лепка снеговика из соленого теста.
34. Сюжетное рисование. Теория: Рассказ о традиции изготовления лубка, его назначении, сюжетах. Практика: Изготовление рисунка, имитирующего русский лубок.
35. Поделки из скорлупы грецкого ореха. Теория: Беседа о различных природных материалах, которые можно использовать для поделок. Практика: Изготовление из скорлупы грецкого ореха фигурки медведя, черепахи, мышки.
36. Тряпичная кукла к Рождеству. Теория: Рассказ о празднике Рождество. Практика: Выполнение тряпичной куклы «ангел»
37. Гжельская роспись. Теория: Рассказ о гжельском промысле, традициях выполнения росписи. Практика: Роспись силуэтов чайника и чашечек.
38. Сюжетная лепка. Теория: Рассказ об изготовлении муки, тесте. Чтение поговорки о хлебе. Практика: Лепка колобка на окошке.
39. Аппликация из ткани. Теория: Повторение темы лоскутного шитья. Практика: Теория: Повторение темы лоскутного шитья. Практика: Групповая работа из лоскутков ткани: дерево с цветами, листьями и птицами.
40. Роспись бумажного силуэта дымковской игрушки Теория: повторение темы посвященной дымковской игрушке. Практика: роспись бумажного силуэта барыни.
41. Предметная лепка. Теория: Беседа о лесном звере – зайце. Рассказ о изменениях его окраски в разные периоды года. Практика: Лепка серого и белого зайчика.
42. Работа в смешанной технике. Теория: Рассказ о семенах различных растений. Практика: Украшение стеклянной баночки при помощи пластилина и различных видов семян и крупы.
43. Точечная роспись. Теория: Беседа об орнаменте, его видах и назначении. Практика: Выполнение орнамента на бумаге при помощи гуаши и ватных палочек.
44. Поделки из природного материала. Теория: повторение темы использования в работе природных материалов. Практика: Изготовление из сосновых шишек и пластилина совы и ежика.
45. Сюжетная лепка. Теория: Беседа о деревьях в зимнее время года. Практика: Лепка из соленого теста силуэтов деревьев на тёмном фоне, украшение их блестками – искрящимся снегом.
46. Сюжетное рисование животных. Теория: Ра сказ об обитателе северного полюса – белом медведе, его образе жизни. Практика: Рисование гуашью белого медведя в его естественной среде.
47. Открытка к 23 февраля. Теория: Рассказ о празднике 23 февраля. Практика: Изготовление открытки к празднику.
48. Тестопластика. Теория: Беседа о лице, частях лица, эмоциях, которые они отражают. Практика: Лепка из соленого теста лиц весёлых человечков.
49. Предметная аппликация. Теория: Повторение темы о шерсти, её применении в жизни человека. Практика: Изготовление силуэтов рукавичек, украшение их одинаковым узором.
50. Работа в технике граттаж. Теория: Рассказ о технике граттаж. Рассказ о космосе, первом полете человека в космос. Демонстрация работ изготовленных в этой технике. Практика: Изготовление работы в рассмотренной технике с изображением космических объектов.
51. Нитяная куколка. Теория: Рассказ о традициях изготовления весенних куколок – мартиничек. Практика: Изготовление нитяных куколок.
52. Предметная лепка. Теория: Беседа о слонах, их внешнем виде. Практика: Плоскостная лепка слона из пластилина, его украшение.
53. Поделка из гофрированной бумаги. Теория: Беседа о птицах. Практика: Изготовление птички из цветной гофрированной бумаги.
54. Предметная лепка. Теория: Рассказ о празднике Сороки. Практика: Лепка жаворонков из соленого теста с использованием для украшения семян и крупы
55. Городецкая роспись, элемент цветок. Теория: Рассказ о городецкой росписи, традициях её выполнения. Рассмотрение этапов выполнения элементов: ромашка, роза, травка.
56. Предметная лепка. Теория: Беседа о морских обитателях – черепахах, их внешнем виде, образе жизни. Практика: Лепка из пластилина черепахи, украшение её панциря узором из бусин, крупы.
57. Аппликация в смешанной технике. Теория: Рассказ о виде рукоделии – ткачестве. Практика: Выполнение аппликации из ниток, имитирующую тканную дорожку с бахромой.
58. Рисование тропических животных. Практика: Беседа о тропических животных – обезьянах, их внешнем виде. Практика: Рисование гуашью обезьяны на лиане.
59. Открытка к 8 марта. Теория: Беседа о празднике 8 марта. Практика: Изготовление объёмных цветов в технике аппликация.
60. Цветочная роспись. Теория: Повторение темы, посвященной урало-сибирской росписи. Повторение этапов выполнения элемента «цветок». Практика: Роспись плоской деревянной заготовки цветами, выполненными в технике урало-сибирской росписи.
61. Предметная лепка. Теория: Беседа о тропической птицах - попугаях, их видах и отличительных особенностях. Практика: Плоскостная лепка из пластилина попугая.
62. Предметная аппликация. Теория: Беседа о солнце. Рассказ о его значении. Практика: Изготовление полуобъёмной аппликации солнышка.
63. Сюжетное рисование. Теория: Рассказ о первых весенних цветах. Практика: Рисование полянки с первыми весенними цветами.
64. Плоскостная лепка пластилином. Теория: Рассказ о цветах, их значении, строении. Практика: выполнение плоскостной аппликации пластилином различных цветов.
65. Роспись деревянной заготовки. Теория: Рассказ о традициях празднования Пасхи. Практика: Роспись плоской деревянной заготовки в форме яйца.
66. Аппликация пластилином. Теория: Беседа о сказке «Курочка ряба». Практика: Выполнение плоскостной аппликации пластилином курочки рябы.
67. Сюжетное рисование в технике граттаж. Теория: Беседа о праздновании праздника 9 мая. Рассказ о великом подвиге наших дедов и прадедов. Практика: Изображение салюта на фоне ночного неба в технике граттаж.
68. Предметная лепка из пластилина. Теория: Рассказ о бабочках. Беседа о их внешнем виде. Практика: Выполнение плоскостной аппликации из жгутов пластилина, изображающей бабочку.
69. Работа в смешанной технике. Теория: Беседа о весеннем цветении деревьев. Чтение стихотворения о весне. Практика: Выполнение работы в смешанной технике на одноразовой бумажной тарелке. Ствол прорисовывается гуашью, листва и цветы – шарики из гофрированной бумаги.
70. Сюжетное рисование. Теория: Краткий пересказ сказки «Колобок», совместный поиск морали. Практика: Рисование сюжета колобка с лисой.
71. Предметная лепка. Теория: Рассказ о виде рукоделия – вязании и результате его применения. Практика: Лепка из пластилина корзины и клубков шерсти.
72. Поделки из одноразовых тарелок. Теория: Беседа о животных. Практика: Изготовление из целых и разрезанных одноразовых тарелок силуэтов животных, их раскрашивание гуашью.
73. Хохломская роспись. Теория: Рассказ о хохломской росписи, её отличительных особенностях. Практика: Отработка элемента – «травка», роспись плоской деревянной заготовки. Изображение петуха красной и черной краской на золотом фоне.
74. Сюжетная тестопластика. Теория: Повторение темы о птицах Практика: Плоскостная лепка из цветного соленого теста, изображение ветки и птиц на ней.
75. Предметная аппликация. Теория: Беседа о б одуванчиках, Изменении их внешнего вида. Практика: Выполнение аппликации из обычной цветной и гофрированной бумаги с использованием кусочка пластилина.
76. Отчетная выставка. Практика: оформление работ, монтаж выставки.

Список литературы

1. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами: Пособие для учителей / сост. А.М. Гусакова. – М.: Молодая Гвардия, 1981.

2. Гусакова А. М. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

3. Кузин В. С. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1987.

4. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: ЭКСМО, 2003.

5. Наши руки не для скуки. Поделки / переревод с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М: Росмен, 1998.

6. Основы эстетического воспитания / Под ред. Н. А. Кумаева. – М: Просвещение, 1986.

7. Соленое тесто: Украшения, сувениры, поделки. – М.: ЭКСМО, 2004.

8. Чаянова Г. Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа Плюс, 2005.

9. Шебкилин И. К., Романина В. И., Каганова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1983.


 

Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности для детей при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями допускаются обучающиеся, изучившие правила по технике безопасности и правила пользования ножницами.

1.2. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.3. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности инструментов и приспособлений.

1.4. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

1.5. Во время работы оборудования не допускается его чистка, смазка и ремонт.

1.6. Хранить ручной инструмент в сумках или специальных ящиках, где отведено место каждому инструменту.

 

Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления. Постоянно держать их в исправном состоянии.

2.3. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, фартук.

2.4. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.

 

Требования безопасности при аварийных ситуациях

4.1. Если произошел несчастный случай или работающий почувствовал недомогание, то следует прекратить работу, сохранить обстановку место происшествия, если это не угрожает окружающим, сообщить педагогу о случившемся.

4.2. При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки) и покинуть помещение.

4.3. При затоплении помещения водой, при возникновении пожара сообщить педагогу и покинуть помещение.

 

 

Приложение № 2

 

Десятибалльная шкала оценивания степени обученности обучающихся
10-бал. шкала Теоретические параметры оценивания Практические параметры оценивания
1 балл Очень слабо Присутствовална занятиях, слушал, смотрел. Присутствовална занятиях, слушал, смотрел.
2 балла Слабо Отличаеткакое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом
3 балла Посред-ственно Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их.
4 балла удовле-твори- тельно Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания.
5 баллов недост. хорошо Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положенияусвоенной теории или её раздела, аспекта. Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия.
6 баллов хорошо Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам, обобщениям. Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность.
7 баллов очень хорошо Четко и логично излагаеттеоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности.
8 баллов отлично Демонстрирует полное пониманиесути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога.
9 баллов велико-лепно Легко выполняет разнообразные творческие заданияна уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога.
10 баллов прекрасно Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. Оригинально, нестандартно применяетполученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков.

 

Пояснительная записка

Введение

Пояснительная записка

Введение

Детство является важнейшей вехой в становлении личности ребенка, потому что это не подготовка к жизни, а сама жизнь во всех ее самобытных проявлениях. Детство включает в себя уникальные возрастные периоды для становления многих личностных качеств, которые никогда больше не повторятся, и неиспользование их ведет к обеднению и деформации личности ребенка. Расширение зоны ближайшего развития способствует развитию способностей ребенка, и одним из благоприятных факторов является изобразительная деятельность.

В наше время в период политической и экономической нестабильности особенно возрос спрос на творческую личность, способную нестандартно мыслить в постоянно меняющихся условиях. Современная жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Развитию этого способствует изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство формирует и развивает ребенка разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы.

Ребенок, развитый искусством, тем и отличается от ребенка эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении изобразительное искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, и, в частности, ребенка. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. В рисунке, аппликации повествовать значительно легче. Рисуя или занимаясь прикладным творчеством, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать или лепить ребенку также необходимо, как и разговаривать.

Развитие современного общества в России расширяет и углубляет требования к эстетическому воспитанию детей. В связи с этим искусство становится все более тонким и действенным средством формирования подрастающего поколения, перспективной педагогической задачей является повышение эффективности воспитательного и познавательного воздействия преподавания искусства на развитие и становление личности ребенка. Познавательная и воспитательная функции искусства органически связаны между собой. Специфика искусства как средства воспитания состоит в том, что искусство воспитывает через посредство художественных образов, выраженных в конкретно-чувственной форме. Именно через создание художественного образа происходит познание того аспекта действительности, который заключает в себе явления жизни в связи с отношением к ним человека, его идейно-эстетической, нравственной оценкой.

В настоящее время возросла роль социальной среды в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в освоении им социального опыта через общение со взрослыми и сверстниками в процессе приобщения к искусству и художественному творчеству. Возникает необходимость в расширении контактов дошкольников с окружающим миром, в выявлении средств, методов и приемов воздействия, направленных на гуманизацию педагогического процесса. Для педагогов, родителей важным становится понимание психического состояния ребенка, создание положительного эмоционального климата.

Благоприятное положение дошкольника в системе социальных отношений будет способствовать возможностям его самовыражения и самоутверждения. Важная роль при этом отводится искусству, художественно-эстетическому воспитанию, традициям народной педагогики, которые являются основой социализации личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Детская художественная мастерская» создана для реализации с детьми четырех-семи лет в объединении «Изостудия «Звездочки», которая создана в Центре дополнительного образования «Алые паруса».

Актуальность программы

Долгие годы существовал узкопрагматический подход к изобразительной деятельности, ознакомлению с искусством. Занятия не связывались с разносторонним социальным развитием, воспитанием у детей самоидентичности, то есть выяснению того, что такое "Я сам", "Моя группа", "Моя семья". Переход к развивающей модели образования, использование индивидуально-ориентированного обучения помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, критически мыслящей личностью, умеющей находить свое место в большом или малом коллективе. Пространственное и временное сосуществование различных видов деятельности предоставляет возможность детям объединяться по интересам, быть активными в планировании предстоящей работы и свободными в выборе. Это создает также разнообразную мотивацию творческой изобразительной деятельности ребенка, расширяет возможности использования результатов его творчества, позволяет строить обучение и воспитание на интегративной основе, развивать эмоциональную сферу. В этих условиях проблема изобразительной деятельности, связанная с освоением ребенком социального опыта, приобретает особую значимость.

В последнее время много говорится о положительном психологическом воздействии занятий изобразительным искусством. По моим наблюдениям, во время рисования, лепки дети отвлекаются от окружающей действительности, полностью погружаются в процесс творчества. Это способствует их психологической релаксации, во время которой происходит восстановление здоровья ребенка.

Педагогическая целесообразность

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.

Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением детей дошкольного возраста декоративно-прикладному творчеству и изобразительной деятельностью: Комаровой Т.С., Лыковой И.А., Халезовой Н.Б., Аллаяровой И.Е.

Кроме этого, программа опирается на Закон РФ «Об образовании», нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней, в том числе:

· устав Центра дополнительного образования «Алые паруса»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.07 с.)