Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития таможенных органов

Поиск

Важным звеном в механизме внешнеэкономической деятельности любого государства является таможенное дело, основным назначением которого является защита экономических интересов. Оно объединяет таможенную политику, порядок и условия перемещения товаров через таможенные границы, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и контроль.

Внешние и внутренние таможенные пространства государства формировались на протяжении не одного столетия. Стремление к упорядочению обмена заставило человека придумать первые таможенные тарифы, составить характеристику товаров и их экономическую оценку.

Со второй половины девятнадцатого столетия на территории современной Беларуси, заселенной славянскими племенами (кривичи, дреговичи и радимичи), образуются волости-княжества. Они появляются вокруг крупных городов, которые основывались по всей Беларуси как бывшие племенные центры (на землях кривичей главным городом был Полоцк, у дреговичей – Туров) либо как военные крепости (Гродно, Браслав, Новогрудок), либо как административные и хозяйственные центры (Борисов, Изяслав).

Развитию торговли способствовало прохождение через белорусские земли знаменитого «пути из варяг в греки». Чем больше и богаче был город, тем большую роль здесь играла торговля. Волостные князья с дружинами охраняли торговые пути и караваны, чинили суд и расправу. Князь издавал уставы, законы, организовывал сбор доходов для княжеской казны.

Полоцкое княжество, расположенное в бассейнах Западной Двины, Березины, Немана, объединявшее значительное количество крупных городов (Полоцк, Минск, Витебск, Друцк), имело развитые торговлю и ремесленную деятельность, что способствовало экономическим и политическим связям с другими княжествами Руси.

Торговый люд в те времена платил большое количество налогов, оброков и таможенных пошлин. Чужеземные торговцы обеспечивали прилив в Полоцкое княжество иностранного капитала, в то время как и капитал местных торговцев требовал простора. С этой целью города Полоцкой Руси заключали двусторонние договоры с другими городами и странами о взаимных правах и обязанностях. Например, в двенадцатом веке были составлены договоры между белорусскими и немецкими городами. В них уже в то время предусматривались льготы в налогообложении. Прежде всего, устанавливалось, что обе договаривающие стороны имеют право ввозить товар без таможенных сборов, но при вывозе товаров его владелец был обязан уплатить весовую повинность. Договоры регулировали и порядок погашения задолженности в том случае, если должник обеднел: первые выплаты с его проданного имущества на территории Полоцкой Руси шли немецкой стороне и наоборот.

В конце 13 – начале 14 в. Сложилось феодальное государство – Великое княжество Литовское, в состав которого вошли белорусские, русские и украинские земли. Литовское правительство в своей политике в отношении княжеств Полоцкой Руси гарантировало им сохранение их устройства, прав, обычаев.

В 15-16 вв. в России закладывается таможенное законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы. Главным обстоятельством, определявшим развитие таможенной системы того времени, явилось формирование русского (Московского) государства. С середины 16 в. Сбор пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти. Служилый человек, бывший мытником, становился таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система был заимствована у монголов), передавалось князьями «откупным таможенникам».

В течение 19-го столетия таможенные тарифы неоднократно пересматривались, утверждались новые таможенные пошлины. Во время правления Александра III ставки тарифа почти ежегодно пересматривались и всякий раз в сторону увеличения, что неизбежно обостряло проблему контрабандного ввоза. Таможенная политика России конца XIX - начала XX в. В целом продвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».

К концу XIX в. В России сложилась единая система таможенных органов, во главе которой был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа, в которые входило определенное количество таможен, таможенных застав и переходных пунктов.

К осени 1917 года таможенная система России оказалась практически разрушенной деятельность таможен в это время была приостановлена, а таможенным делом в стране около года руководил ЦК профсоюза таможенных работников.

При последовавшем переходе к НЭПу восстанавливались многие утраченные функции таможенных органов. Это обусловливалось как расширением объема внешней торговли, так и предоставлением ряду государственных и хозяйственных организаций права самостоятельного выходы на мировой рынок. Эти факторы требовали восстановления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, введения соответствующего таможенного тарифа.

В 20 - е годы прошлого столетия принимались новые таможенные тарифы (1922, 1924, 1927 г.г.). В декабре 1924 г. был принят первый советский кодифицированный акт по таможенному делу – Таможенный устав СССР а в декабре 1928 г. постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР, который определял цели деятельности таможенных органов. Исторически традиционной целью таможенной деятельности называлось взимание таможенных сборов. Управление таможенным делом на всей территории СССР стало осуществляться Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. Кодекс 1928 года подробно регламентировал порядок осуществления таможенных операций, регулировал вопросы ответственности за нарушение таможенных правил, развивал понятие административно наказуемой контрабанды, определял другие аспекты таможенной практики. В целом же он не внес принципиальных изменений в организацию таможенного дела.

На рубеже 20-30 – х г.г. прошлого столетия углубилась тенденция к повороту от экономической к командно-административной модели управления всеми сферами общественной жизни. В таможенном деле это проявилось в принятии нового (четвертого) советского таможенного тарифа 1930 г., в котором число тарифов уменьшилось вдвое по сравнению с таможенным тарифом 1927 года. Система управления таможенным делом последовательно упрощалась.

Сложившаяся к концу 30-х годов ХХ века. Структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала до середины 80- х г.г. двадцатого столетия.

Таможенный кодекс СССР, утвержденный в 1964 году, юридически закреплял сложившуюся практику и подтверждал, что управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли. Определялась двузначная система управления таможенным делом, при которой Главное таможенное управление (ГТУ) непосредственно замыкало на себя таможни. При этом функции таможенных учреждений сводились к контролю за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершению таможенных операций и борьбе с контрабандой.

В результате реформы системы таможенных органов ГТУ было преобразовано в самостоятельный орган государственного управления – Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР. С этого времени началась реорганизация управления таможенным делом, а таможенная служба получила определенную самостоятельность.

Серьезные изменения во всех отраслях таможенного дела начали происходить после принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе, действия которых были прерваны распадом СССР.

Коренные изменения в таможенном деле произошли в связи с принятием в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР и концепции экономического развития. Правовой основой становления таможенного дела стал Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый в феврале 1993 г., в соответствии с которым на Государственный таможенный комитет возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение законодательства, эффективное функционирование таможенных органов.

С января 1998 года вступил в законную силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. В настоящее время таможенное дело регулируется Таможенным кодексом, принятым в январе 2007 г. с изменениями и дополнениями в июле 2009 года.

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.65 (0.011 с.)