Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика педагогических принципов

Поиск

Характеристика педагогических принципов

Принцип целенаправленностиВся воспит-ная, учебная работа, конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Правила: вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала соотв-го общей цели; определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели. Принцип научности.Учащиеся, воспитанники усваивают в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства. Правила: при изу-чении объекта использовать язык науки, предметом которой он является; раскрывать учащимся перспективы развития науки и участия в научных исследованиях Принцип доступности.Означает требования соответствия методов обучения и воспитание, а также объема изу-чаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.Правила: объяснять простым, доступным языком; из-лагать новое, связывая его с известным: Принцип наглядности.Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Принцип сознательности и активности. требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем актив-ной деятельности учащихся по их приобретению. рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения ре-комендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся. Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью (принцип связи с жизнью, воспитании и труде). Правила реализации требований этого принципа: - опираться в обучении и воспитании на имеющийся у воспитанников практический опыт; - показывать как можно шире области применения теоретиче-ских знаний в жизни;- вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни;- создавать условия для использования учащимися усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим; - показывать ученикам, что возникновение теории всегда обу-словлено практическими потребностями общества (человечества). Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении. требует формирования у учащихся системы зна-ний, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок-ружающей действительности. условием реализации является осуществление межпредметных связей, т.е. связывание между собой знаний из разных учебных дисциплин, из разных тем одной дисциплины, из областей этики, эстетики, труда, экологии, права и т.д. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий. воспитанник - субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные перио-ды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенно-сти мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выра-ботки навыков, степень активности, обученность и воспитан-ность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы - все это индивидуально и требует учета в осущест-влении воспитательной работы с каждым. 9. Принцип воспитания в коллективе.Суть этого принципа -человек как существо об-щественное получает необходимые условия для всестороннего развития своих задатков только в коллективе. Под коллективом понимается устойчивая группа людей, сплоченных единой общественно полезной цепью и общей деятельностью по её дости-жению.10. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника.Требования этого принципа могут быть рассмот-рены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требо-ваний, но эти требования должны быть гуманными, предъявлять-ся к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма, призна-ние личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализа-ции собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.

 

1/9Характеристика содержания подготовки специалистов

Содержание подготовки специалистов оценивается на основе анализа соответствия основных образовательных программ требованиям ГОС Основная составляющая качества высшего образования - это качество основной образовательной программы (ООП), которая представляет собой комплект документов, определяющих содержание образования по направлению подготовки: рабочий учебный план, программы дисциплин и практик; программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации; средства диагностики. Анализ соответствия ГОС осуществляется по следующим позициям: Рабочий учебный план: общая продолжительность обучения по формам обучения; продолжительность теоретического курса, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул; продолжительность недельной аудиторной и внеаудиторной нагрузки;наличие всех необходимых циклов дисциплин и их трудоемкость;наличие всех дисциплин, предусмотренных ГОС, их трудоемкость и распределение по циклам; использование объема времени, отведенного на реализацию национально-регионального компонента, дисциплин по выбору. Организация учебного процесса -нализируются соответствие расписания занятий рабочему учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов, формы организации нового набора студентов и использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса. Качество итоговой подготовки выпускников - осуществляется на основе анализа результатов госэкзамена по специальности, защиты выпускных квалификационных работ специалистов. Внутривузовская система контроля качества подготовки выпускников - анализ эффективности данной системы должен включать: оценку уровня требований при приеме студентов; эффективность системы контроля текущих аттестаций; оценку качества подготовки выпускников по результатам итоговой аттестации и защиты квалификационных работ. Качество кадрового обеспечения подготовки специалистов Кадровое обеспечение - важнейшее условие, определяющее качество подготовки специалистов. качественный состав профессорско-преподавательского состава (ППС) согласно штатного формуляра в целом по вузу и по циклам дисциплин (общий гуманитарный и социально-экономический, естественнонаучный, общепрофессиональный и специальный); качественный состав ведущих ученых и специалистов, привлекаемых к преподаванию на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты; организация повышения квалификации ППС; динамика кадрового обеспечения за аттестуемый период.

Биологические ритмы и их роль в оптимизации учебно-воспитательного процесса

Биоритмы и их виды

Биологические ритмы − эволюционная форма адаптации к условиям ритмических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимодействие различных функциональных систем организма друг с другом и с окружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизнедеятельности в целом.

С этой точки зрения биологические ритмы представляют собой сложную последовательность многоступенчатых процессов биохимических и биофизических превращений в организме человека. Ряд ученых считают, что "хозяйками" биоритмов являются молекулы РНК и ДНК. Возможно, параметры ритмов физиологических функций и задаются определенной генетической программой, но в любом случае они реализуются через изменение метаболических процессов под влиянием внешних и внутренних факторов.

Биологические ритмы столь точны, что их часто называют «биологическими часами». Есть основания полагать, что механизм отсчета времени заключен в каждой клетке человеческого тела. Это молекулы ДНК, хранящие запас генетической информации.

По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабочие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспособления к периодическим влияниям окружающей среды).

По длительности периода различают ритмы:

− суточные (циркадианные);

− месячные;

− сезонные;

− многолетние.

Из всех перечисленных биологических ритмов наиболее исследован сегодня суточный ритм.

Согласно классификации известного хронобиолога Ф.Хальберга, ритмические процессы организма делятся на три группы:

1 группа − ритмы высокой частоты (с периодом до 0,5 часа). Это ритмы дыхания, работы сердца, электрических явлений в мозге, периодичность колебания в системах биохимических реакций.

2 группа – ритмы средней частоты (с периодом от 0,5 часа до 6 дней). Это смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ и многих других функций.

3 группа − ритмы низкой частоты (с периодом от 6 дней до 1 года). Это недельный, лунный и годичный ритмы, сезонные изменения течения биохимических реакций, длительно-временные изменения работоспособности.

Говоря о биологических ритмах, не следует забывать о том, что в повседневной жизни человека окружают многочисленные физические и социальные синхронизаторы (датчики времени), которые приводят к оптимальному взаимодействию ритмов организма с ритмами внешней среды.

К физическим синхронизаторам относятся: чередование света и темноты; суточные и сезонные колебания температуры и влажности воздуха, барометрического давления, напряженности электрических и магнитных полей.

Социальным датчиком времени выступает распорядок производственной и бытовой деятельности.

Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхронизировать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует забывать о ритме жизни коллег по учебе, работе и общественной жизни.

Характеристика педагогических принципов

Принцип целенаправленностиВся воспит-ная, учебная работа, конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Правила: вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала соотв-го общей цели; определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели. Принцип научности.Учащиеся, воспитанники усваивают в науке положения на уровне современных достижений, а учителя, воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства. Правила: при изу-чении объекта использовать язык науки, предметом которой он является; раскрывать учащимся перспективы развития науки и участия в научных исследованиях Принцип доступности.Означает требования соответствия методов обучения и воспитание, а также объема изу-чаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.Правила: объяснять простым, доступным языком; из-лагать новое, связывая его с известным: Принцип наглядности.Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Принцип сознательности и активности. требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем актив-ной деятельности учащихся по их приобретению. рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения ре-комендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся. Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью (принцип связи с жизнью, воспитании и труде). Правила реализации требований этого принципа: - опираться в обучении и воспитании на имеющийся у воспитанников практический опыт; - показывать как можно шире области применения теоретиче-ских знаний в жизни;- вырабатывать умения и навыки использования знаний в жизни;- создавать условия для использования учащимися усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим; - показывать ученикам, что возникновение теории всегда обу-словлено практическими потребностями общества (человечества). Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении. требует формирования у учащихся системы зна-ний, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок-ружающей действительности. условием реализации является осуществление межпредметных связей, т.е. связывание между собой знаний из разных учебных дисциплин, из разных тем одной дисциплины, из областей этики, эстетики, труда, экологии, права и т.д. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий. воспитанник - субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные перио-ды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенно-сти мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выра-ботки навыков, степень активности, обученность и воспитан-ность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы - все это индивидуально и требует учета в осущест-влении воспитательной работы с каждым. 9. Принцип воспитания в коллективе.Суть этого принципа -человек как существо об-щественное получает необходимые условия для всестороннего развития своих задатков только в коллективе. Под коллективом понимается устойчивая группа людей, сплоченных единой общественно полезной цепью и общей деятельностью по её дости-жению.10. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника.Требования этого принципа могут быть рассмот-рены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требо-ваний, но эти требования должны быть гуманными, предъявлять-ся к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма, призна-ние личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализа-ции собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.

 

1/9Характеристика содержания подготовки специалистов

Содержание подготовки специалистов оценивается на основе анализа соответствия основных образовательных программ требованиям ГОС Основная составляющая качества высшего образования - это качество основной образовательной программы (ООП), которая представляет собой комплект документов, определяющих содержание образования по направлению подготовки: рабочий учебный план, программы дисциплин и практик; программы и требования к промежуточной и итоговой аттестации; средства диагностики. Анализ соответствия ГОС осуществляется по следующим позициям: Рабочий учебный план: общая продолжительность обучения по формам обучения; продолжительность теоретического курса, практик, экзаменационных сессий, итоговой государственной аттестации, каникул; продолжительность недельной аудиторной и внеаудиторной нагрузки;наличие всех необходимых циклов дисциплин и их трудоемкость;наличие всех дисциплин, предусмотренных ГОС, их трудоемкость и распределение по циклам; использование объема времени, отведенного на реализацию национально-регионального компонента, дисциплин по выбору. Организация учебного процесса -нализируются соответствие расписания занятий рабочему учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов, формы организации нового набора студентов и использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса. Качество итоговой подготовки выпускников - осуществляется на основе анализа результатов госэкзамена по специальности, защиты выпускных квалификационных работ специалистов. Внутривузовская система контроля качества подготовки выпускников - анализ эффективности данной системы должен включать: оценку уровня требований при приеме студентов; эффективность системы контроля текущих аттестаций; оценку качества подготовки выпускников по результатам итоговой аттестации и защиты квалификационных работ. Качество кадрового обеспечения подготовки специалистов Кадровое обеспечение - важнейшее условие, определяющее качество подготовки специалистов. качественный состав профессорско-преподавательского состава (ППС) согласно штатного формуляра в целом по вузу и по циклам дисциплин (общий гуманитарный и социально-экономический, естественнонаучный, общепрофессиональный и специальный); качественный состав ведущих ученых и специалистов, привлекаемых к преподаванию на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты; организация повышения квалификации ППС; динамика кадрового обеспечения за аттестуемый период.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.009 с.)