РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ



О.В. Евграфова

ЭКОНОМИКА

 

 

 

Ростов-на-Дону

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

О.В. Евграфова

 

 

ЭКОНОМИКА

 

 

Ростов-на-Дону

УДК 330.1 (075.8)

ББК 65.01я73

Е14

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК

Р.Ю. Симионов,

декан экономического факультета

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор экономических наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.Х. Попова,

доцент кафедры международной торговли и таможенного дела

РГЭУ («РИНХ»), кандидат экономических наук, доцент;

А.А. Гильяно,

доцент кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат

экономических наук

Евграфова, О.В.

Е14 Экономика: учебное пособие / О. В. Евграфова. – Ростов н/Д : , 2015. - 130 с.

Основу учебного пособия составляют лекции по основным разделам курса «Экономика». Систематизированы и комплексно изложены экономические проблемы и современные методы их научного анализа. Наряду с теоретическим материалом к каждой теме даются структурно-логические схемы, иллюстративно-аналитические материалы, контрольные вопросы.

Издание предназначено для студентов юридического факультета.

ISBN

Утверждено на заседании кафедры экономической теории

(протокол от «29» января 2015 г. №7)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………........
Раздел (Модуль) 1. Введение в экономику………………………
1.1. Введение в экономическую теорию ……………………………
1.2. Экономическая система. Рыночная организация экономической системы …………………………………………….  
Раздел (Модуль) 2. Предприятие в системе рыночных отношений …………………………………………………………..  
2.1. Предприятие, фирма – основные звенья рыночной экономики.
2.2. Спрос и предложение……………………………………………
2.3. Теория потребительского поведения ………………………….
2.4. Рыночное равновесие. Цена. Ценообразование ……………….
2.5. Доход производителя и его распределение ………………….
Раздел (Модуль) 3. Факторные рынки и распределение доходов ……………………………………………………………… 3.1. Рынок труда……………………………………………………. 3.2. Рынок денег, капитала и финансовых активов………………. Раздел (Модуль) 4. Тенденции макроэкономического развития и участие России в мирохозяйственных связях……. 4.1. Макроэкономическая динамика рыночного хозяйства…….. 4.2. Интернациональный фактор экономического развития ……..    
Приложение………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………….

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Переход к рыночной экономике вызвал повышенный интерес к экономической науке, и, в частности, ък экономической терминологии, без которой трудно разобраться в теоретических и практических вопросах. Это обуславливает необходимость принципиально нового подхода к экономическому образованию студентов, который заключается в обеспечении подготовки таких специалистов, которые могли бы успешно работать в непрерывно меняющихся условиях современного общества. Сегодня специалисту любого профиля необходимо экономически грамотно мыслить, свободно владеть экономическими категориями, уметь прогнозировать развитие объективных экономических процессов. Подготовка таких специалистов вполне очевидным образом выступает на практике как формирование определенного набора компетенций.

Концептуальная направленность настоящего издания заключается в компетентностном подходе, предполагающем создание условий для выбора и построения индивидуальной образовательной траектории, активной самостоятельной деятельности студента, что обеспечивается опорой на владение законами и категориальным аппаратом современной экономической науки. Издание представляется максималь­но пригодным для самостоятельной работы студентов. Каждая тема представлена структурно-логической схемой, направленной на системное восприятие учебного материала, ключевыми категориями (глоссарием), в котором каждый термин или терминологическое словосочетание представлены английским эквивалентом, вошедшим в общеупотребительную лексику современной экономики, иллюстративно-аналитическим материалом и контрольными вопросами, которые могут быть использованы для самопроверки в ходе подготовки к занятиям, за­четам и экзаменам. Такой подход ориентирует студентов на комплексное изучение каждой темы, осмысление теоретических аспектов проблемы, получение практических навыков использованияприобретенных знаний.

 

РАЗДЕЛ (МОДУЛЬ) 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Выводы

1. Любая экономическая деятельность людей порождается необходимостью удовлетворения их потребностей. Потребности людей постоянно растут количественно и качественно. Основная часть потребностей людей удовлетворяется экономическими благами, создаваемыми производством. Различают взаимозаменяемые блага - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга, и взаимодополняющие блага - это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом.

2. Ограниченность экономических ресурсов порождает три основных вопроса экономики: «что, как и для кого?» Разные экономические системы по-разному отвечают на эти фундаментальные вопросы. Характер экономической системы зависит от господствующей формы собственности и механизма координации хозяйственных решений, принимаемых отдельными экономическими агентами. В зависимости от сочетания этих признаков выделяют: традиционную, рыночную, плановую, смешанную и переходную экономики.

3. Существование рынка предполагает, что производство носит товарный характер, т.е. продукты производятся для продажи, обмена. Условиями существования товарного хозяйства являются: общественное разделение труда, которое базируется на принципе сравнительных преимуществ - способности отдельного производителя производить товар с относительно меньшими альтернативными издержками; экономическая обособленность товаропроизводителей на базе частной собственности и обмен как форма связи между обособленными и самостоятельными товаропроизводителями.

4. Деньги - это все то, что принимается продавцом для оплаты товаров и услуг. Отличительная особенность денег - их абсолютная ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях. Деньги выполняют функции: средства обращения, меры цен и средства накопления. История знает три основных вида денег: товарные деньги, бумажные деньги и кредитные деньги. Современные наличные деньги представляют собой долговые обязательства центральных банков, безналичные - долговые обязательства коммерческих банков в отношении их вкладчиков.

5. Рыночная экономика - это экономическая система, базирующаяся на частной собственности и непосредственных связях между покупателем и продавцом, координируемых рынком и его главным инструментом - ценой. Основные черты рыночной экономики: равноправие всех форм собственности, экономическая свобода, всеобщность рынка, контрактный характер рыночных отношений, экономическая ответственность субъектов рынка, конкуренция, свободное ценообразование. Основным достоинством рыночной экономики является ее способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса и др.

6. Рыночная организация экономики схематично может быть представлена в виде модели кругооборота товара и денег. На рынке товаров домашние хозяйства выступают в роли покупателей, а фирмы - в качестве продавцов; на рынке ресурсов - наоборот: фирмы - покупатели факторов производства, домашние хозяйства - их продавцы. Один контур модели характеризует движение товаров и ресурсов в натуральном выражении, другой - встречное движение денежных платежей. Общая сумма всех расходов в экономике в целом равна общей сумме получаемых доходов. Рыночная экономика представляет собой совокупность разнообразных рынков, которые, в зависимости от экономического назначения объектов рыночных отношений, по пространственному признаку, степени развитости конкуренции, объему продаж, степени соблюдения законности и т.п. могут быть объединены в отдельные группы. Необходимым условием нормального функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

7. Конкуренция - это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (состязательность) между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоду только продавцу.

8. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка; вход на рынок и выход с него свободны.

9. Конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий - искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия - это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции.

10. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия - это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия - это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка - это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.

11. Рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает равенства доходов. В современных условиях негативные стороны рыночной экономики смягчаются государством.

 
 

 

 


1.2.1. Классификация потребностей

 

 

1.2.2. Классификация экономических благ

 

 

1.2.3. Классификация факторов производства (1)

 

 

 

1.2.4. Классификация факторов производства (2)

 

1.2.5. Сравнительная таблица рыночных ситуаций

Основные черты рыночной ситуации Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество и размеры фирм Множество независимых, мелких фирм Одна крупная фирма Число фирм невелико, есть крупные фирмы Достаточно много, фирмы мелкие
Характер продукции Однородная, стандартизированная Уникальная, нет близких заменителей Разнородная или однородная Дифференцированный, разнородная продукция
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует влияние ценового лидера Влияние ограничено
Доступ информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Некоторые затруднения
Степень сложности входа в отрасль/ выхода из нее Никаких затруднений Практически непреодолимые барьеры на входе Трудный, возможны препятствия на входе Вход и выход возможны, никаких затруднений

1.2.6. Денежные агрегаты

Наличные металлические и бумажные (банкноты) деньги в обращении (без кассовой наличности банков)     M0 M1 M2 M3
+ Беспроцентные счета до востребования (чековые вклады)
+ Бесчековые сберегательные счета и небольшие срочные вклады
+ Крупные срочные вклады

 

1.2.7. Кругооборот благ и доходов в рыночной экономике

 

 

1.2.8. Экономический кругооборот с участием государства и банков

 

 

 
 

 


1. Что явилось предпосылкой возникновения товарного производства?

2. В чем смысл закона (принципа) возвышения потребностей?

3. Что обуславливает необходимость производства экономических благ?

4. В какой форме выступают вещественные факторы производства?

5. Чем отличаются экономические ресурсы от факторов производства?

6. В процессе чего осуществляется соединение материально-вещественных и личного факторов производства?

7. Являются ли деньги реальным капиталом и экономическим ресурсом?

8. Какой подход используется при выделении типов экономических систем: формационный или цивилизационный?

9. В чем специфика собственности в юридическом и экономическом аспекте?

10. Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

11. При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную?

12. Какие факторы наиболее эффективно противодействуют монополизации рынка?

13. Каково должно быть отношение суммы сбережений и инвестиций для обеспечения нормального хода кругооборота благ и доходов в рыночной экономике?

14. Правильно ли утверждать, что обмен и рынок – это синонимы?

15. Почему существует такое понятие как «монополистическая конкуренция», если монополия противоположна конкуренции?

16. Чем объясняются несовершенства рынка?

 

 

Выводы

1. Фирма - это форма организации предпринимательской деятельности, первичное звено экономической системы, ее важнейший хозяйствующий субъект. Большинство фирм имеют форму юридического лица, т.е. имеют обособленное имущество, несут самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельно выступают в гражданском обороте. Основная цель деятельности фирмы - максимизация прибыли, и хотя в краткосрочном периоде фирмы могут ставить перед собой другие цели, в длительной перспективе они стремятся к максимизации прибыли. Любую фирму можно охарактеризовать по ряду признаков: форме собственности, принадлежности капитала, роду деятельности, отраслевой принадлежности, по размеру, организационно-правовой форме и др.

2. Под организационно-правовой формой фирмы понимают совокупность норм, которые определяют отношения между собственниками фирм, между ними и внешней экономической средой. Владелец единичного предприятия соединяет в себе, как правило, функции собственника, менеджера, работника и несет полную материальную ответственность по обязательствам своей фирмы. Товарищества - это объединения предпринимателей. Существуют разные формы товарищества, отличающиеся друг от друга характером ответственности по обязательствам фирмы (полная или ограниченная). Основным принципиальным отличием производственного кооператива от товариществ является обязательное трудовое участие членов кооператива в его деятельности. Акционерное общество - предприятие, капитал которого образуется в результате выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций), в котором собственность отделена от предпринимательства, и владельцы которого несут ответственность лишь в пределах стоимости принадлежащих им бумаг. Государственные и муниципальные предприятия - это унитарные предприятия, имущество которых представляет собой государственную собственность, находящуюся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятия.

3. Фирмы могут хозяйствовать самостоятельно или входить в объединения. Формы объединений различаются по степени самостоятельности входящих в них предприятий. В основе объединения предприятий может лежать горизонтальная, вертикальная интеграция или диверсификация. Основные формы объединений фирм: картель, синдикат, трест, концерн, консорциум.

 
 


2.1.1. Факторы внешней среды функционирования фирмы

 


1. Что включают в состав предпринимательских ресурсов?

2. Какие предприятия относят к крупному и малому бизнесу?

3. Каково место крупного бизнеса в рыночной экономике?

4. В каких отраслях обычно концентрируются предприятия малого бизнеса?

5. Какие факторы формируют предпринимательский потенциал России?

6. Из чего складывается предпринимательский доход?

7. Тождественны ли категории «предприятие» и «фирма»?

8. На чем основана управленческая теория фирмы?

9. Каковы последствия отрицательного платежного баланса страны для деятельности предприятия?

10. Какие факторы, на Ваш взгляд, оказывают большее влияние на деятельность фирмы?

 

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

       
   
 
 

       
 
 
   


Спрос (D – demand)- это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

Виды спроса:

Платежеспособный спрос (Effective demand, Solvent demand) - спрос, обеспеченный величиной платежных средств у покупателей.

Индивидуальный спрос (Individual demand)– спрос конкретного субъекта.

Рыночный спрос (Market demand)– спрос всех покупателей на данный товар.

Совокупный спрос (AD- aggregate demand, total spending, composite demand) – общий объем спроса на товары и услуги в экономике.

Функциональный спрос (Functional demand) – спрос, возникающий в силу потребительских характеристик товара.

Нефункциональный спрос (Non-functional demand) – спрос, возникающий под влиянием не потребительских характеристик товара.

Спрос, обусловленный внешними воздействиями на полезность товара, означает, что полезность какого-либо товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли его другие люди, либо вследствие того, что товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами:

- эффект массового потребления (bandwagon effect) (или эффект вагона) – величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар.

- эффект сноба (snob effect) - величина, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар.

- эффект показательного потребления (exponential consumption effect) отражает такое явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеет более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Эффект показательного потребления наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью.

Спекулятивный спрос (Speculative demand) возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным.

 

Нерациональный спрос (Unwholesome demand) -это спрос на товары, потребление которых может уменьшить уровень благосостояния потребителя, например, вредные для здоровья или нелегальные товары; объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воз действием внезапного минутного желания.

Закон спроса (Law of demand)– между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость, т.е. при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.

 
 

 


 

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.

1. Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит.

2. Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет.

3. Действие закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Неценовые детерминанты спроса:

1. вкусы и предпочтения потребителей;

2. доходы потребителей;

3. число потребителей;

4. экономические ожидания потребителей;

5. изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров.

Закон спроса не действует, когда:

1. возникает ажиотажный спрос, вызванный ожиданием повышения цен;

2. существует стабильный спрос на дорогостоящие товары;

3. спрос переключается на более качественные и дорогостоящие товары (например, с маргарина на масло).

Эластичность спроса по цене (Price elasticity of demand)(или ценовая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Выводы

1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость, обусловленная действием эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль (по) кривой спроса.

2. Кроме цен, на рыночный спрос влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей, их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведет к изменению в спросе и смещению кривой спроса вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении.

3. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Ценовая эластичность отражается на величине выручки от реализации. Характер ценовой эластичности спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя и др.

4. Так же, как и спрос, предложение зависит от цены. Между ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение, - это издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения.

 

 
 

 


2.2.1. Неценовые факторы спроса

Факторы Изменение фактора Изменение спроса
Изменение предпочтений потребителей Товар входит в моду Объем спроса растет
Товар выходит из моды Объем спроса сокращается
Изменение дохода Доходы растут (сокращаются) Спрос на нормальные товары растет (сокращается)
Доходы сокращаются (растут) Спрос на низшие товары растет (сокращается)
Количество покупателей на рынке Число покупателей увеличивается Объем спроса растет
Число покупателей уменьшается Объем спроса сокращается  
Цены других товаров Увеличение (уменьшение) цены взаимозаменяемого товара Увеличение (уменьшение) цены другого взаимозаменяемого товара
Увеличение (уменьшение) цены взаимодополняющего товара Уменьшение (увеличение) цены другого взаимодополняющего товара
Ожидания покупателей в отношении изменения цен Ожидание покупателями роста цен Объем спроса растет
Ожидание покупателями снижения цен Объем спроса сокращается

 

2.2.2. Виды эластичности предложения

 

Вид эластичности Соотношение изменения цены и предложения Коэффициент эластичности
Абсолютно неэластичное предложение Цена растет (падает), предложение постоянно   Es=0
Неэластичное предложение Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение   Es˂0
Единичная эластичность предложения Цена и предложение изменяются одинаково   Es=1
Эластичное предложение Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение   Es˃0
Абсолютно эластичное предложение Предложение растет (падает), цена постоянна   Es=∞

 

2.2.3. Виды ценовой эластичности спроса

 

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (PxQ)
Уменьшение цены Увеличение цены
Абсолютно неэластичный спрос Цена растет (падает), спрос постоянен   Ed=0   Уменьшается   Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос   Ed˂1   Уменьшается   Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково   Ed=1   Не изменяется   Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос   Ed˃1   Увеличивается   Уменьшается
Абсолютно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна   Ed=∞   Уменьшается   Увеличивается

 

 

2.2.4. Неценовые факторы предложения

 

Факторы Изменение фактора Изменение предложения
Величина издержек производства Издержки растут Объем предложения сокращается
Издержки сокращаются Объем предложения растет
Налоги и субсидии Налоги снижаются Субсидии (увеличиваются) Объем предложения растет
Налоги увеличиваются Объем предложения сокращается
Количество продавцов на рынке Число продавцов (производителей) увеличивается Объем предложения растет
Число продавцов (производителей) уменьшается Объем предложения сокращается  
Цены других товаров Увеличение (уменьшение) цены взаимозаменяемого товара Увеличение (уменьшение) цены другого взаимозаменяемого товара
Увеличение (уменьшение) цены взаимодополняющего товара Уменьшение (увеличение) цены другого взаимодополняющего товара
Ожидания в отношении изменения цен Ожидание продавцами роста цен Объем предложения сокращается
Ожидание продавцами снижения цен Объем предложения растет

 

 
 

 

 


1. Чем отличается изменение спроса от изменения величины спроса?

2. О чем говорят законы спроса и предложения?

3. Как изменится спрос на товар Б, если цена на товар А повысится (понизится), если товары А и Б являются взаимозаменяемыми (взаимодополняемыми)?

4. Фирма решила повысить цену на свою продукцию. Что произойдет с ее выручкой, если спрос эластичен (неэластичен)?

5. Как влияет на предложение изменение размера налога на производителя?

6. В чем заключается «эффект сноба»?

7. Всегда ли рост цены на товар сопровождается снижением спроса на него? Почему?

8. Может ли длительно существовать абсолютно неэластичный спрос на товар?

9. В чем смысл выделения временных периодов в деятельности предприятия при анализе предложения продукции?

Выводы

1. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью, полезность, приносимая дополнительной единицей блага, - предельной полезностью. Согласно закону убывающей предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемых благ предельная полезность падает. Совокупная полезность по мере увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замедляющимися темпами.

2. Согласно количественной теории потребительского поведения, рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы соотношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны.

3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия, отражающих совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя, и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории, потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя - это состояние, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

4. Анализ потребительского поведения на основе кривых безразличия, бюджетных линий и кривых Энгеля позволяет правильно выбрать направления улучшения характеристик уже выпускаемых товаров, а также лучше ориентироваться при разработке новых изделий.


2.3.1. Действие эффектов дохода и замещения

 

Эффект Нормальный товар Некачественный товар
Эффект дохода Потребление Потребление
цена уменьшается   цена возрастает возрастает   уменьшается уменьшается   возрастает
Эффект замещения    
цена уменьшается   цена возрастает возрастает   уменьшается возрастает   уменьшается

 
 

 


1. На каком предположении основана теория потребительского поведения?

2. В чем состоит закон убывающей предельной полезности?

3. Какая оценка полезности, на Ваш взгляд, более точна – ординалистская или кардиналистская?

4. В чем принцип построения кривых безразличия?

5. Что такое бюджетные линии?

6. Как используются кривые безразличия и бюджетные линии для построения кривых спроса?

7. Какую зависимость отражают кривые Энгеля?

8. При каком условии кривая Энгеля является вертикальной?

9. Каким двум требованиям должен отвечать оптимальный выбор товаров и услуг?

10. Гипотеза жизненного цикла подчеркивает, что доход на протяжении жизни человека меняется предсказуемым образом и что потребители используют сбережения и заемные средства для сглаживания колебаний потребления на протяжении жизни. От чего зависит потребление?

 

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. ЦЕНА. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

           
   
 
 
 
   

 

 

 

 


Равновесие (E/e - equilibrium)означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене P(price), приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P, продадут его. Равновесие спроса и предложения на рынке устанавливается при пересечении кривых спроса и предложения.

 
 

 

 


Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным объемом (Qe).

Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие.

Общее рыночное равновесие – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов.

Закон рыночного ценообразования (The law of market pricing):

- цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.055 с.)