ТОП 10:

МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ



ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИ»

Тема 1. 1. Предмет, цели, структура учебной дисциплины «Экономический потенциал таможенной территории России»

Содержание понятий экономический потенциал, район, таможенная территория, особые экономические зоны, таможенные границы. Предмет, цели, структура учебной дисциплины «Экономический потенциал Российской Федерации».

Экономический потенциал страны и его строение. Функциональное, отраслевое и региональное строение экономического потенциала.

Экономический потенциал Российской Федерации и другие экономические науки.

Тема 1.2. Методология анализа экономического потенциала страны Методология анализа экономического потенциала страны. Характеристика методов, используемых при анализе экономического потенциала страны. Методы структурно-функционального анализа. Методы группировки и сопоставлений экономических явлений. Методы статистического анализа. Методы экономико-математического моделирования. Методы экспертной оценки. Балансовый метод. Картографический метод. Индексный метод.

Показатели оценки экономического потенциала страны, региона. Абсолютные и относительные показатели экономического потенциала.

 

МОДУЛЬ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Тема 2. 1. Трудовой потенциал России

Состав трудовых ресурсов и показатели их оценки. Гистограмма распределения населения по возрасту и полу.

Источники формирования трудовых ресурсов. Естественный прирост населения и миграционное движение. Показатели рождаемости, смертности, естественного прироста.

Миграция населения России. Потоки эмиграции и иммиграции. Сальдо миграционного движения. Регулирование миграционных потоков.

Показатели уровня образования, занятости и безработицы экономически активного населения.

Методики прогнозирования численности населения страны, крупного региона.

Демографические проблемы России и подходы к их решению.

Тема 2.2. Природно-сырьевой потенциал России

Классификация природных ресурсов. Состав минерально-сырьевого потенциала. Топливно-энергетические, металлорудные и неметаллические ресурсы. Количественная, технологическая и экономическая оценка отдельных видов ресурсов. Категории запасов по степени достоверности их учета.

Особенность размещения минеральных ресурсов. Оценка разведанных и прогнозных запасов минеральных ресурсов.

Динамика объемов добычи минеральных ресурсов. Показатели обеспеченности России основными видами минеральных ресурсов. Показатели прироста разведанных запасов ресурсов.

Анализ эффективности использования природно-ресурсного потенциала. Совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы природно-ресурсной основы экономического потенциала России.

 

Тема 2. 3. Производственный и научно-технический потенциал России

Понятие производственный потенциал страны. Производственный потенциал России и основные показатели его оценки.

Износ основных производственных фондов и их загрузка. Возрастная структура оборудования предприятий промышленности. Динамика показателей производственного потенциала в период экономических реформ.

Обновление и наращивание производственного потенциала. Инвестиции в основной капитал. Внутренние и зарубежные инвестиции.

Производственный потенциал в государственном секторе экономики. Производственный потенциал в частном секторе экономики.

Развитие научно-технической революции. Современный этап развития науки.

Показатели научно-технического и инновационного потенциала России. Состояние научно-технической базы, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, объем инновационной продукции.

Эффективность научных исследований. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Реструктуризация в научно-технической и инновационной сферах.

МОДУЛЬ 3. ОТРАСЛЕВОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРОЕНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Тема 3.1. Экономический потенциал топливно-энергетического

Комплекса

Важнейшие межотраслевые комплексы промышленности Российской Федерации.

Потенциал добывающих отраслей промышленности (топливной промышленности). Потенциал нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Потенциал газовой промышленности. Потенциал угольной, сланцевой промышленности.

Топливно-энергетический баланс. Динамика показателей потенциала ТЭК. Электроэнергетический комплекс. Тепловая, гидравлическая, атомная электроэнергетика. Электроэнергетика, использующая нетрадиционные источники. Динамика показателей потенциала ТЭК. Экспорт минеральных ресурсов и электроэнергии.

Тема 3.2. Экономический потенциал металлургического,

Химико-лесного, машиностроительного и

Оборонно-промышленного комплексов

Потенциал обрабатывающих отраслей промышленности. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Металлургические базы. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Состояние основных производственных фондов, их загрузка и обновление. Производство и экспорт основных видов продукции металлургического комплекса.

Химико-лесной комплекс. Показатели производства продукции и факторы размещения важнейших производств химико-лесного комплекса.

Состав машиностроительного комплекса. Потенциал и проблемы развития машиностроения.

Необходимость переоснащения Вооруженных Сил РФ современными средствами вооруженной борьбы. Система оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Экономический потенциал оборонно-промышленного комплекса. Реформирование предприятий оборонно-промышленного комплекса. Конверсия ОПК. Экспорт вооружения и военной техники. Выпуск продукции двойного назначения.

Развитие конкуренции отечественных товаропроизводителей.

Тема 3.3. Экономический потенциал западной и восточной

Макроэкономических зон России. Экспортный потенциал

Стран – участниц Таможенного союза

Анализ особенностей трудового, природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала федеральных округов России. Отрасли специализации. Особенность структуры и динамики объемов экспорта производимой продукции. Проблемы развития, динамика макроэкономических показателей.

Содружество Независимых Государств (СНГ) в мировом хозяйстве. Особенности развития стран СНГ: сходства и различия. Состояние и проблемы торгово-экономических отношений России со странами СНГ. Экспортный потенциал стран – участниц Таможенного союза. Таможенная политика России. Становление Таможенного союза. Создание Евразийского экономического пространства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО ряд лекций, семинарских и практических занятий проводится в интерактивной форме обучения. Так, по теме 2.1 в интерактивной форме обучения читается лекция «Трудовые ресурсы России» и на практических занятиях проводится тренинг «Ожидаемая численность населения России и стран мира в середине 21 века», по темам 2.2 и 3.1 на семинарских занятиях проводится тренинг «Обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами России», «Отрасли специализации хозяйства России». По теме 3.3. проводится презентация творческого проекта «Особенности экономического развития регионов России».

Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских и практических занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

При изучении дисциплины «Экономический потенциал Российской Федерации» используется бально-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала дисциплины оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 80 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (зачет) – 20 баллов.

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям представлено в табл. 1, 3. Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы приведен в табл. 2

 

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
  ИТОГО

 

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и

самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Доклад с презентацией 0-10
Тестирование 0-3
Подготовка вопросов по теме 0-7
Блиц-опрос по определениям 0-1
Ответ на теоретический вопрос 0-3
Решение практических задач 0-3
Дополнение по теме 0-3
Участие в деловой учебной игре 0-2
Другие виды работ и способы контроля 0-2

 

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Название учебного модуля, темы Способы контроля
Модуль 1 Подготовка сообщения с презентацией – 8; ответы на тесты – 6(2 по 3 балла); ответы с места – 2; блиц-опрос – 2
Модуль 2 Подготовка сообщения с презентацией 16 (2 по 8 баллов); ответы на тесты –12 (4 по 3 балла); ответы с места – 4 (2 по 2 балла); решение практических задач 9 (3 по 3 балла)
Модуль 3 Подготовка сообщения с презентацией – 8; ответы на тесты – 9 (3 по 3 балла); решение практических задач 9 (3 по 3 балла); ответы с места – 2; блиц-опрос – 2

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины в первом семестре определяется суммой набранных баллов.

Студенты, набравшие в семестре 60 и более баллов, получают «зачет» по результатам работы в семестре.

Студенты, набравшие в семестре не менее 40 баллов, но не более 60 сдают зачет в общем порядке.

Студенты, набравшие в семестре менее 40 баллов, к зачету не допускаются.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.009 с.)