Демократические революции в странах Восточной Европы 1989-91



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократические революции в странах Восточной Европы 1989-91



События 1989 - 1990 гг., начавшись под флагом обновления модели социализма, вышли за эти рамки. Повсеместно была взята ориентация на формирование нового общественного устройства, базирующегося на принципах буржуазной демократии и свободного предпринимательства, социального рыночного хозяйства. Из конституций государств были исключены такие постулаты, как руководящая роль компартий в обществе, упоминание о социализме. Из названий государств исчезли слова "народная" или "социалистическая", сменились гербы. Расчет социал-демократических кругов в Европе на усиление общественной роли возрожденных социал-демократических партий, которые должны заполнить социалистический вакуум, пока не оправдываются. Маятник политического развития качнулся резко вправо. У власти стоят в основном правоцентристские блоки. Появилась масса крупных и мелких, партий.

В четырех странах (Болгария, ГДР, Румыния, Чехословакия) в конце 1989 г. свершились народно-демократические революции, в результате которых стал осуществляться новый курс. Скоротечным завершением длительных эволюционных процессов стали перемены революционного характера 1989 - 1990 гг. в Венгрии, Польше и Югославии. С конца 1990 г. аналогичные сдвиги стали происходить и в Албании.
Эти события и процессы - верхушечные перевороты, приход к власти альтернативных сил, не имеющих четкой программы переустройства общества и потому обреченных на неудачу и скорый бесславный уход с политической арены.
Происшедшие события - не революции, а контрреволюции, т.к. они носили антикоммунистический характер, привели к отстранению от власти бывших правящих коммунистических и рабочих партий и к отказу в большинстве стран от социалистического выбора.

Вопреки всей специфике и разнообразию общая направленность движений была одноплановой - это были выступления против авторитарных или тоталитарных режимов, против грубых нарушений прав и свобод граждан, против социальной несправедливости в обществе, незаконных привилегий и коррумпированности государственных структур низкого или постоянно снижающегося уровня жизни народа.

 

4. Кризис и распад Югославии (80-е - сер 90-х годов)

Символом крайнего обострения угрозы межнациональной розни стала судьба Югославской федерации. Начался демонтаж социалистической государственности, итогом которого стали декларации 1991 г. о национальном суверенитете Хорватии и Словении. После столкновений с отрядами местной самообороны югославская армия отступила за пределы Словакии. Сепаратизм хорватского руководства Ф. Туджмана вызвал создание вооруженных отрядов сербского населения. Началась гражданская война. С помощью миротворческих сил ООН удалось приостановить развитие конфликта. Более мирно произошло отделение Македонии. В начале 1992 г. в ответ на проведение референдума о независимости Боснии и Герцеговины сербское население провозгласило Боснийскую Сербскую Республику. Это стало поводом к военным действиям между вооруженными формированиями 3-х общин (сербской, хорватской, мусульманской). Косвенно в конфликт были втянуты Хорватия и новая Югославская федерация, образованная в апреле 1992 г. Сербией и Черногорией. Запад стал поддерживать хорватские силы, мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока - мусульман. Был создан антисербский фронт. При фактической поддержке авиации НАТО хорватским формированиям удалось уничтожить сербскую автономную республику. В ответ началось наступление сербов против мусульманских формирований в Боснии. Но лидер Югославии (СРЮ) С.Милошевич стал склонятся к компромиссу с Западом. В ноябре 1995 г. В.Туджман, С.Милошевич и мусульманский президент Боснии А.Изетбегович подписали договор о разграничении этнических зон в Боснии. "Голубые каски" ООН блокировали сопротивление местных сербских сил. Дейтонские соглашения 1995 г. означали создание двуединого государства Боснии и Герцеговины - Хорвато-мусульманской федерации и Республики Сербской.
К концу 80-х гг. резко обострился давно развивавшийся Косовский кризис.
Действия албанских сепаратистов активизировались после урезания прав автономии края Косово. В ответ на нападения косовских (албанских) боевиков на сербскую полицию сербские власти применили силу. НАТО 24 марта 1999 г. нарушив нормы международного права, начали бомбардировку Югославии. СБ ООН подтвердил свою приверженность суверенитету и территориальной целостности СРЮ и территориального самоуправления для Косово. Югославия обязывалась прекратить насилие в Косово и начать поэтапный вывод войск и полицейских формирований. Боевики из "Армии Освобождения Косово" должны были разоружаться. С отводом войск Сербии из Косово албанцы начали изгонять из родных мест местных сербов. Албанские боевики активизировались и в соседней с СРЮ Македонией, спровоцировав военные действия. В июне 2006 года получил независимость Черногория.

 

5. Особенности становления независимых государств на "постъюгославском"пространстве

 

7. Особенности трансформации стран Востока в 1-ой пол XX в

 

Япония в период стабильного роста и экономического кризиса 70-х

В течение 70-х годов Япония стояла перед лицом экономических и экологических трудностей, вызванных нефтяным кризисом. В марте 1981 г. была создана вторая временная комиссия для проведения реформ. Задачами её были пересмотр механизмов госуправления, проведение исследований и составление рекомендаций в помощь правительству. Конечный доклад комиссии был представлен в марте 1983 г. Главной целью реформы было восстановление финансового здоровья путём снижения расходов без повышений налогов. Два вопроса — создание обеспеченного общества и благоприятное содействие мировому сообществу — были определены в качестве целей правительства. Дополнительно были поставлены ещё четыре цели: реагирование на изменения и адаптация к ним, сохранение последовательности в политике, повышение эффективности совершенствования правительственных действий, приобретение доверия народа. Большинство этих целей были достигнуты.

 

Китай конец 70-х - 80-х

Конец 70-х-1983 годы - это начальный этап.

Сельские предприятия получили политическую поддержку, правительства местных сообществ, выделяя им финансовые средства, способствовали их росту.

2. 1983-1988 годы - этап быстрого развития урбанизации.

Под воздействием ряда политических установок ЦК КПК (1984), направленных на активизацию создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось в целом по стране. Изменения миграционной политики, а также постановление министерства внутренних дел об упорядочении процедуры выдачи разрешений на создание декретных поселков резко ускорили миграцию населения и количественный рост подобных поселков.

С 1984 года наблюдается активизация урбанизации, которая продолжалась вплоть до 1988 года, когда число сельских предприятий увеличивалось быстрее, чем число декретных поселков. Увеличивались иностранные инвестиции и экономический потенциал крупных и средних городов. В

На первых порах – с конца 70-х до середины 80-х годов – процессы перестройки в КНР почти идеально балансировали между социальной справедливостью и экономической целесообразностью. Как раз тогда в мире о Китае заговорили как о “новом экономическом чуде”. Но “чудеса” быстро пошли на убыль, реформы стали давать сбои как в деревне, так и в городах. По мере продолжения реформ все большая часть населения считала себя обманутой. Несмотря на то, что обещания лучшей жизни были частично выполнены, потребность в социальной справедливости осталась неудовлетворенной. Социологические исследования, проведенные в КНР в конце 80-х годов, показали, что основные причины “сбоя” реформ большинству населения виделись в использовании служебного положения в корыстных целях, расширении влияния феодальных пережитков, росте местничества и кумовства, получении нетрудовых доходов, неравенстве стартовых возможностей при переходе к рыночным отношениям.

Китай в 90-е - н. XXI в.

Уже на XIV съезде Компартии Китая в 1992 г. Цзян Цзэминь пересмотрел ряд положений, высказанных им в 1989 г. В докладе на XV съезде (1997 г.) содержится безоговорочное признание необходимости глубоких и радикальных реформ. О событиях 1989 г. говорится как о “суровом опыте международных и внутренних политических волнений”. Более того, делегаты съезда призвали пересмотреть оценки событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь.

После частичного разрешения экономических проблем в 1989-1990 годах и выступлений Дэн Сяопина, на юге Китая (1992) в развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых зон сельской промышленности. В 1994 году в стране насчитывалось почти 40 тысяч уже организованных или организуемых зон сельской промышленности. Этот процесс благоприятствует стягиванию сельской экономики и населения в малые города и поселки, т.е. ускорению пространственных изменений, что повышает уровень урбанизации и ее роль в урбанизации всей страны.

На этом этапе в развитии урбанизации снизу районы центральной и западной частей континентального Китая начали обгонять приморские районы по темпам роста сельских предприятий, по числу крестьян, которые начинали заниматься несельскохозяйственным трудом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.007 с.)