Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Совместите дату с соответствующим ей историческим событием↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РОССИЯ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
♦ ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ ♦ Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»
РОССИЯ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Рабочая тетрадь для студентов 1–2 курсов по базовой дисциплине
«Отечественная история»
Тамбов Издательство ТГТУ
УДК 93(075) ББК Т3(2)я73
Р768
Рецензент
Кандидат исторических наук
А.М. Блудов
Составители:
И.В. Двухжилова, В.В. Красников, И.Г. Пирожкова, К.В. Самохин, А.А. Слезин
Р768 Россия в начале XX века: рабочая тетрадь / сост.: И.В. Двухжилова, В.В. Красников, И.Г. Пирожкова, К.В. Само-хин, А.А. Слезин. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 40 с. – 150 экз.
Даны задания и визуальные тесты по истории России в начале XX века.
Предназначена для организации и контроля самостоятельной рабо-ты студентов 1–2 курсов по базовой дисциплине «Отечественная исто-рия». Может использоваться в инновационных средних учебных заведе-ниях, при подготовке абитуриентов к поступлению на исторические, юридические и другие гуманитарные специальности вузов.
УДК 93(075)
ББК Т3(2)я73
ГОУ ВПО « Тамбовский государст-венный
технический университет» (ТГТУ),
Учебное издание
РОССИЯ
В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Рабочая тетрадь
Составители:
ДВУХЖИЛОВА Ирина Владимировна, КРАСНИКОВ Виктор Викторович, ПИРОЖКОВА Ирина Геннадиевна, САМОХИН Константин Владимирович, СЛЕЗИН Анатолий Анатольевич
Редактор О. М. Ярцева Компьютерное макетирование Т. Ю. Зотовой
Подписано в печать 19.01.2007 Формат 60 × 84 / 16. 2,33 усл. печ. л. Тираж 150 экз. Заказ № 59
Издательско-полиграфический центр ТГТУ
392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 РАБОЧИЙ ЛИСТ 1
Прочтите приведенные ниже документы и выполните задания к ним
Документ 1
Из Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)1
Мы, Николай второй, император и самодержец всероссийский...
… Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилия… На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, … те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала обще-го избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от нас властей. …
Документ 2
Из основных государственных законов 1906 года2
Манифестом 17 октября 1905 г. мы возвестили об осуществлении нами законодательной власти в единении с предста-вителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы.
… Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляемого государственного строя, мы повелели свести воедино поста-новления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и до-полнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государ-ственного управления от власти законодательной.
1. Государство Российское едино и нераздельно.
2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих де-лах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства. 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и обществен-ных установлениях …
Глава I
О существе верховной самодержавной власти 4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержаввая власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает. 5. Особа государя императора священна и неприкосновенна.
7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государст-венною Думою. 8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основ-ные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной Думе.
9. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранны-
ми державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.
13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствова-ние над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства…
15. Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении.
16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.
17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих от-дельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества. 23. Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершив-ших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а
1 Практикум по истории СССР XX века (1900 – 1917) / сост.: Е.И. Бочкарева, Л.А. Карлова. – М., 1965. – С. 119–120. 2 Отечественное законодательство XI – XX веков: пособие для семинаров. Часть II (XX в.) / под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 1999. – С. 8 – 17. также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
26. Указы и повеления государя императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скре-пляются председателем Совета министров или подлежащим министром либо главноуправляющим отдельною частью и обнаро-дываются Правительствующим сенатом.
Глава II
О правах и обязанностях российских подданных 28. Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности согласно постановлениям закона. 29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона. 30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.
31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.
32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допуска-ется не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных. 34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуж-дать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми за-конами.
35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграж-дение. 36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Зако-ном определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний. 37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распро-странять их путем печати или иными способами. 38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия обра-зования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как поря-док закрытия обществ и союзов, определяются законом.
39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом.
Глава Ш
О законах 44. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения государя императора.
45. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость
в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю импе-ратору непосредственно … 47. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего. 51. По обнародованиям, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока – со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан.
52. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не от-менен закон существующий, он сохраняет полную свою силу. 53. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.
Глава IV
О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий 56. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами государя императора.
57. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.
58. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число чле-нов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначе-нию, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. 59. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основани-ях, указанных в законоположениях о выборах в Думу. 61. Членом Государственного Совета и членом Государственной Думы одно и то же лицо одновременно быть не может. 62. Состав членов Государственного Совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока пол-номочий сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета. 63. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом госу-даря императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.
64. Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. 65. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору. 68. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Госу-дарственный Совет. 3аконодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматрива-ются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. 69. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственною Думою, признаются отклоненными. 70. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоив-
шиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Зако-нопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.
Глава V
О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями
78. Направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам как за-конодательства, так и высшего государственного управления возлагается на Совет министров на основаниях, в законе опре-деленных. 79. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном Совете
и Государственной Думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.
81. Председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед госуда-рем императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения. 82. За преступные по должности деяния председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями подлежат гражданской и уголовной ответственности на основаниях, в законе определенных.
Документ 3
Из Манифеста о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Го-сударственную Думу (3 июня 1907 г.)3
… Созванная нами вторая Государственная Дума призвана была содействовать, согласно державной воле нашей, успо-коению России: первее всего работой законодательной …
К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства.
Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.
По этой причине выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвер-гала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осужде-ния убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия правитель-ству …
Медлительное рассмотрение Государственной Думой росписи государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.
Право запросов правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.
Наконец … Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти. Когда же правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не ис-полнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.
3 Практикум по истории СССР XX века (1900 – 1917) / сост.: Е.И. Бочкарева, Л.А. Карлова. – М., 1965. – С. 175 – 177. Все это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 ноября сего 1907 г.
… мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона законодательное учреждение это пополнялось членами, не явившимися настоящими выразителями нужд и желаний народных. Посему оставляя в силе все дарованные подданным нашим манифестом 17 октября 1905 г. и основными законами пра-ва, восприяли мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную Думу...
Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государст-венную Думу, состав коей признан нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства, самого способа избрания ее членов. Только власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической власти русского царя, довлеет право отме-нить оный и заменить его новым …
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТАМ:
1. Какая форма государственного устройства была декларирована Основными государственными законами?
2. Перечислите основные имущественные, политические и гражданские права и обязанности российских подданных. 3. Перечислите принципы, изложенные в законах, составившие основу презумпции невиновности личности. 4. Опишите регламент работы Государственного Совета и Государственной Думы. 5. Каким образом император мог вмешиваться в регламент работы Государственного Совета и Государственной Ду- мы? 6. Опишите путь от стадии законопроекта до утвержденного закона. 7. Перечислите прерогативы императорской власти. 8. Какой статьей Основных государственных законов устанавливается принцип контрассигнатуры? 9. В чем выразилось нарушение действовавшего законодательства при издании императором Манифеста от 3 июня 1907 г.? 10. Что побудило императора распустить II Государственную Думу и изменить действовавший избирательный закон?
1.Дуалистическая монархия 2) Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.
Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.
Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допуска-ется не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуж-дать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми за-конами.
Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграж-дение. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Зако-ном определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распро-странять их путем печати или иными способами. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия обра-зования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как поря-док закрытия обществ и союзов, определяются законом.
Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом 3) 27. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.
28. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.
29. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.
4) Председатель Совета министров, министры и главноуправляющие отдельными частями ответствуют перед госуда-рем императором за общий ход государственного управления. Каждый из них в отдельности ответствует за свои действия и распоряжения. 55. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами государя императора.
56. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.
57. Государственный Совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам. Общее число чле-нов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначе-нию, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам. 58. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом госу-даря императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва. 66. Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. 67. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору. 71. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Госу-дарственный Совет. 3аконодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматрива-ются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. 72. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственною Думою, признаются отклоненными. 73. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоив-
шиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Зако-нопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление. 5) 55. 5) Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами государя императора.
13. Продолжительность ежегодных занятий Государственного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих от-дельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения. и 6) 43. 6) Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения государя императора.
44. Во время прекращения занятий Государственной Думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость
в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, Совет министров представляет о ней государю импе-ратору непосредственно … 48. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее, или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего. 54. По обнародованиям, закон получает обязательную силу со времени назначенного для того в самом законе срока, при неустановлении же такового срока – со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан.
55. Закон не может быть отменен иначе, как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не от-менен закон существующий, он сохраняет полную свою силу. 56. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком. 7) 6. Особа государя императора священна и неприкосновенна.
10. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государст-венною Думою. 11. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основ-ные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной Думе.
12. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
13. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранны-
ми державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.
13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
14. Государь император есть державный вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствова-ние над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства…
15. Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении.
16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.
17. Государь император назначает и увольняет председателя Совета министров, министров и главноуправляющих от-дельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
24. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества. Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершив-ших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, 8) 43. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения государя императора. 9) … Созванная нами вторая Государственная Дума призвана была содействовать, согласно державной воле нашей, успо-коению России: первее всего работой законодательной …
К прискорбию нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. 10) ПЕРВОЕ: , значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. ВТОРОЕ:
Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против государства и царской власти. Когда же правительство наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не ис-полнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.
! Ниже приведены отрывки из программных документов политических партий. Определите, какой документ выражает политические принципы той или иной партии. Подскажем, что приведены отрывки из программных документов партий: конституционно-демократической, социал-демократической, социалистов-революционеров, монархической, «Союза 17 ок-тября», Союза русского народа
Документ 1
I. Основные права граждан
1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие со-словные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других от-дельных групп населения должны быть отменены.
2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения... не допускаются. 3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их или распространять путем печати или иным способом. Цензура как общая, так и специальная, упраздняется и не может быть восстановлена. 4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания... для обсуждения всякого рода вопросов.
5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения...
7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенными...
11. Основной закон Российской Империи должен гарантировать всем населяющим Империю народностям, помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан, право свободного культурного самоопределения. 12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота...
II. Государственный строй
13. Конституционное устройство российского государства определяется основным законом.
14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачею голосов, без различия вероис-поведания, национальности и пола.
(По вопросу о немедленном распространении избирательного права на женщин, меньшинства остаюсь при особом мне-нии, в силу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.)
15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации …
19. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого предоставлено право запроса
и интерпретации.
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
Документ 2
… Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, вели-кая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но уже и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии вывести стра-ну путем мирного обновления из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопас-ность.
С этой целью … образуется Союз … и провозглашает следующие основные положения. 1. Сохранение единства и нераздельности Российского Государства. Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутрен-него процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем историче-ски сложившегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположени-ям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и замене единого государства государством союзным или союзом государств.
При широком развитии местного самоуправления на всем пространстве Империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы... такое положение нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различ-ных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на безуслов-ном признании равенства в правах всех русских граждан.
2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем из-бирательном праве. Это положение обязывает к признанию начала всеобщего избирательного права, открывающего возможность всем рус-ским людям участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение, далее, призывает к коренному преобра-зованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представи-тельством дарованных ему Манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и правле-нии страной.
Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер.
Прежний Самодержец … становится конституционным Монархом, который, хотя и находит пределы своей воли в пра-вах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу – быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывною связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое на-чало получает отныне новую историческую миссию чрезвычайной важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами,... монархия призвана явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.011 с.) |