ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ



Этический аспект включает в себя правила речевого этикета.

Справка

Речевой этикет – совокупность всех этикетных средств (речевых формул, текстов, поз, жестов, мимики) и правила их использования в тех или иных ситуациях.

Этикетные формулы – устойчивые выражения, употребляющиеся только в определенных ситуациях.

Статусное общение – особый вид общения в деловой сфере, который предполагает соблюдение ряда формальностей, связанных с социальным положением и национальными традициями партнера.

Негативная вежливость – речевые стратегии, направленные на избежание разногласий, предоставление партнеру максимальной свободы при общении с партнерами высокого ранга. Выражается в использовании при оформлении просьб и предложений частицы «не» («Не хотите ли чаю?» и пр.), использовании косвенных речевых актов.

Упражнения

Задание 1. Составьтесинонимические ряды(слова, обороты речи) по темам «Благодарность», «Сочувствие», «Похвала».

Задание 2.Составьте небольшой рассказ, в котором слово благодарю или его синоним было бы употреблено с горькой иронией.

Задание 3.Составьте телефонный диалог: а) двух мужчин (тема деловая); б) дам, «приятных во всех отношениях». Отметьте в этих диалогах средства речевого этикета.

Задание 4.Какие этикетные формулы Вы используете, прощаясь со своим старшим коллегой? А с клиентом?

Задание 5.У вас VIP – гость. Используя стратегии негативной вежливости, предложите ему пообедать на природе, ознакомьте его с распорядком дня, выскажите свое мнение.

Задание 6. Составьте поздравительный текст к юбилею коллеги из 5 типовых частей (обращение, поздравление с датой, описание достижений и личных заслуг юбиляра, пожелания, подписи/ от имени кого поздравление). Произнесите его, обращая внимание на интонационное оформление.

Задание 7. Проведите ролевую игру «Презентация книги». Роли следующие: организаторы презентации, представитель издательства, автор, гости. Список ролей можно расширить (представитель общественной организации, администрации города и пр.). Каждый участник должен подготовить речь с учетом правил речевого этикета.

Задание 8.Составьте текст этикетных писем-поздравлений и писем-извинений.

Задание 9. Объясните, как вы понимаете пословицы:

Слово зря не молвится.

Не бросай слов на ветер.

Слово – серебро, молчание – золото.

По одежке встречают, по уму провожают.

Задание 10. У вас в офисе делегация иностранных коллег. В каком порядке вы будете вести представление? Вы должны представить им сотрудников: секретаря-референта (девушку 26 лет), менеджера по сбыту (мужчину 37 лет), делопроизводителя (женщину 42 лет) и своего помощника (мужчину 32 лет).

Задание 11. Ответьте на следующие вопросы:

Представляются:

а) старший – младшему;

б) младший – старшему;

в) мужчина – женщине;

г) женщина – мужчине;

д) зависит от статуса?

Обязательно ли рукопожатие при встрече знакомых мужчин?

Только что прибывшие на встречу, переговоры столкнулись с покидающими их. Нужно ли представляться?

Кто начинает беседу: хозяин кабинета или посетитель? Какими словами это лучше сделать?

Нужно ли стучаться, входя в кабинет?

Влияет ли одежда на деловой успех? Как лучше одеваться мужчине и женщине?

Задание 12.«Контрольный звонок». Группа разбивается на пары, пары по очереди демонстрируют свое умение разговаривать по телефону. Звонки могут быть в милицию, в детский сад, химчистку, редакцию газеты, дом культуры, книжный магазин, фирму по изготовлению пластиковых окон. Главная задача – провести разговор правильно, с соблюдением этикетных норм, обходясь минимальным количеством слов.

Задание 13.Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор той или иной формы приветствия или прощания. Какие из этих формул несут дополнительную информацию?

А. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Добрый день! Здорово! Привет! Легок на помине! Наше вам с кисточкой! Мое почтение. Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Хай! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела?

Б. В добрый час! Желаю удачи! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого! Честь имею откланяться! Чао! Пока! Звоните! Всего доброго! Прощайте! До завтра! Не поминайте лихом! Ни пуха, ни пера!

Задание 14.Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.

 

Нейтральное Официальное Разговорное, с оттенком фамильярности
Можно к вам? Разрешите? Не помешаю?
    Что скажешь? (Выяснение мнения собеседника)
Нельзя ли мне позвонить?    
  Просьба соблюдать регламент  
  Разрешите обратиться к вам с просьбой  
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)    

Задание 15.Какие формулы этикета вы используете, если вам придется обратиться:

а) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; б) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; в) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание; г) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему вопросу; д) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; е) к преподавателю, чтобы попросить его принять досрочно экзамен.

Проверочные тесты

Вариант 1.

1. Речевой этикет менее всего регламентирует:

а) общение деловых партнеров;

б) общение начальника и подчиненного;

в) общение равных по статусу коллег;

г) общение близких людей.

 

2. Позиция, которую занимает человек в обществе, называется:

а) социальная роль;

б) коммуникативная позиция;

в) социальный статус;

г) коммуникативный статус.

 

3. Принадлежность к социальной и политической элите:

а) не является гарантией высокого уровня культуры речи;

б) означает также и принадлежность к элитарному типу речевой культуры;

в) всегда свидетельствует о низкой речевой культуре;

г) дает право не ориентироваться ни на какие нормы.

 

4. Гости на свадьбе кричат: «Горько!» Это можно расценивать как соблюдение:

а) традиции речевого этикета;

б) нормы речевого этикета;

в) речевой нормы;

г) нормы деловой риторики.

 

5. Речевой этикет в деловом тексте проявляется в следующих компонентах:

а) в формулах обращения, выражения просьб, отказов, претензий, аргументации своего мнения;

б) в наименовании вида документа, указании на адресата, в отметке о контроле;

в) во введении и заключении любого делового документа;

г) в наличии реквизитов на бланке.

6. Вам звонят. Подняв телефонную трубку, вы скажете:

а) «Говорите»;

б) «Слушаю вас!»;

в) назовете свою фирму, отдел, фамилию;

г) поздороваетесь.

 

7.Предлагая посетителю сесть, какую этикетную формулу не рекомендуется использовать:

а) Садитесь, пожалуйста;

б) «Прошу» с указательным жестом в сторону стула;

в) Прошу вас садиться;

г) Присаживайтесь.

 

8. Чтобы снять категоричность высказывания «Все это чушь!» и соблюсти требования этикета, какую формулировку лучше использовать:

а) Этого не может быть;

б) Это ерунда, не заслуживающая никакого внимания;

в) Полностью исключено;

г) Мне кажется это не вполне убедительным.

 

9. Какое обращение является нарушением русского речевого этикета:

а) г-н Иванов!

б) Многоуважаемый Алексей Федорович!

в) Уважаемый Алексей Иванов!

г) Дорогой Алексей Федорович!

 

10. Общение с кем из перечисленных лиц требует применения этикетных форм общения?

а) бывший одноклассник;

б) отец;

в) старшая сестра;

г) клиент.

Вариант 2.

1. Этическая составляющая культуры речи - это:

а) соблюдение норм литературного языка;

б) использование в речи изобразительно-выразительных средств;

в) правильное расположение частей речи;

г) использование речевых формул общения.

 

2. В научном докладе, реферате, статье конвенционально используется:

а) местоимение 1 лица единственного числа;

б) местоимение 1 лица множественного числа;

в) местоимение 3 лица множественного числа;

г) имя автора труда.

 

3.Выступление на защите дипломной работы следует начать с обращения:

а) Уважаемая аудитория!

б) Уважаемые слушатели!

в) Коллеги!

г) Уважаемые члены аттестационной комиссии!

 

4.По отношению к кому из перечисленных адресатов в письме используется обращение «многоуважаемый»:

а) жилец многоквартирного дома;

б) лаборант на кафедре;

в) профессор;

г) следователь.

 

5.Основной принцип, на котором базируется речевой этикет, это:

а) принцип вежливости;

б) принцип манипулирования;

в) принцип отстранения;

г) принцип близости.

 

6.Чему равна официальная зона общения в русском национальном этикете:

а) 150- 180 см;

б) 2-2,5 м;

в) 90-110 см;

г) 50 см.

 

7.Какой признак субъекта не является индексом его социального статуса:

а) служебное положение;

б) образование;

в) личные заслуги;

г) возраст.

 

8.Какого из перечисленных пунктов не должно быть в поздравительном тексте:

а) перечень заслуг юбиляра;

б) аргументированная благожелательная критика;

в) поздравление с юбилейной датой;

г) описание личных достоинств юбиляра.

9.Этикетное действо, посвященное особо важному событию и выполняемое с соблюдением всех деталей – это:

а) презентация;

б) юбилей;

в) шоу;

г) церемония.

 

10.Какая из перечисленных пословиц отражает нормы русского речевого этикета:

а) Назвался груздем – полезай в кузов;

б) Что написано пером, не вырубишь топором;

в) Слово серебро, молчание - золото;

г) Своего «спасибо» не жалей, чужого не жди.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.01 с.)