Из них: лекций: 28, практических занятий: 6 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из них: лекций: 28, практических занятий: 6



(возможны изменения в зависимости от факультета)

Рабочая тетрадь по курсу «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Основное назначение данного пособия - создать необходимые базовые условия для успешной самостоятельной работы студента-заочника неисторических специальностей по изучению курса.

Пособие включает в себя: программу курса, которая позволит студенту при подготовке к занятиям и экзамену ознакомиться с кругом проблем по каждой теме; предлагаются также темы и планы семинарских занятий, темы докладов, список литературы. Темы самостоятельных занятий по освоению курса помимо вопросов для самоконтроля, списка литературы включают контрольные задания, цель которых развить навыки самостоятельной работы с литературой и источниками. Прежде чем приступить к выполнению заданий студент должен проработать разделы курса, к которым эти задания относятся. Студентам предложен список основной учебной литературы, в которой содержатся ответы на поставленные в методических рекомендациях вопросы и которая поможет составить наиболее полное представление о развитии российской цивилизации, глубоко осмыслить ключевые проблемы российской истории.

В пособии представлен и краткий курс лекций, который разбит на три раздела: Средневековая Русь, Российская империя в XVIII-XIX вв., Россия в конце XIX - XX веке. Изучив лекционный материал, студент сможет получить целостное представление о курсе. Для более глубокого усвоения некоторых проблем, вниманию студента предлагаются таблицы и схемы.

В процессе изучения курса студент должен ознакомиться с биографиями исторических личностей, освоить термины, которые помогут ему глубже понять те или иные процессы, происходившие в разные периоды нашей истории. Исторические карты помогут ориентироваться в изучаемом материале.

В конце пособия содержатся экзаменационные вопросы, излагаются требования, предъявляемые к студентам на экзамене.

На предмет «Отечественная история» отводится 120-136 часов. План заочного образования предусматривает 10 - 12 часов аудиторных занятий (4-6 часов лекций, 6 часов семинаров), 110 – 126 часов отводится на самостоятельную работу студента, в которую, помимо подготовки к занятиям, входит написание реферата и подготовка к экзаменам.

 

Программа курса

Программа курса «Отечественная история» предназначена для студентов неисторических специальностей.

Предметом курса является отечественная история IX – XX вв.

Цель – формирование у студентов целостного представления об историческом пути российской цивилизации, ее особенностях.

Задача курса – системное представление о российской истории, специфике ее развития, овладение навыками работы с литературой и источниками, выработка ценностного отношения к историческому прошлому.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, делится на разделы, соответствующие важнейшим этапам развития российской цивилизации, которые отражены в предлагаемой программе.

 

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация работы студентов осуществляется на протяжении всего учебного семестра и организуется посредством применения рейтинговой системы оценки и учета знаний студентов. Она включает:

1) самостоятельную работу по темам курса «Отечественная история»:

а) домашние контрольные работы по русской исторической школе,

б) обязательное аннотирование (реферирование) статей по курсу Отечественной истории в исторических журналах,

в) составление генеалогического древа своего рода.

2) активные формы работы на семинаре:

а) доклады и выступления,

б) дополнения и комментарии,

в) замечания и предложения.

3) формы контроля как составная часть рейтинговой системы:

а) контрольные работы по хронологии,

б) контрольные работы по ключевым проблемам истории (сравнительный анализ),

в) отчеты о посещении исторических музеев и выставок,

 

 

Итоговая аттестация по курсу

Изучение курса заканчивается проведением экзамена в устной форме, позволяющим определить степень освоения курса «Отечественная история».

Государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования по отечественной истории

ГСЭ.Ф.03    
  Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993. Становление новой российской государственности (1993-2001 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.  

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

"Отечественная история"

 

№ темы Название темы Лекции (час.) Семинары (час.)
  Предмет и задачи курса    
  Киевская Русь.    
  От удельной Руси к Московской.    
  Становление самодержавия.    
  XVIII век – новая эпоха в развитии России.    
  Россия в первой половине XIX века.    
  Россия во второй половине XIX века.    
  Расширение Российской империи в XVIII - XIX вв.    
  Российская империя на рубеже ХIХ-ХХ вв.    
  От революции к тоталитарному обществу.    
  Форсированное развитие СССР в 30-х годах и Великая Отечественная война.    
  Послевоенное развитие СССР и проблема модернизации общественной системы (1945-1965 гг.)    
  Социально-политическое и экономическое развитие страны (сер. 60-х – до нач. 90-х гг.)    
  Постсоветская Россия: к смене модели общественного развития.    
ИТОГО:    

Тема 1.

Предмет и задачи курса

 

Сущность, формы, функции исторического знания. Формирование исторического сознания. Источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.01 с.)