Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Половые системы (занятие 26)
Томск – 2012 г.
I. Учебные цели Студентам необходимо изучить микроскопическое строение клеточных и тканевых структур органов женской половой системы, а также их происхождение и закономерности развития согласно рабочей программе по гистологии, эмбриологии и цитологии по специальности 060101 «лечебное дело» Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства здравоохранения и социального развития. В связи с освоением основной специальности «лечебное дело» и предстоящей профессиональной деятельностью врача студент должен знать современные цитологические и гистофизиологические характеристики клеток и тканей органов женской половой системы; установить связи между эндокринной, нервной, сосудистой, иммунной и половой системами организма, уяснив единство строения и функционирования их тканевых элементов; уметь идентифицировать органы женской половой системы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне; знать возрастные и функциональные изменения структурных элементов половых органов; а также уметь «читать» и описывать электронные микрофотографии структур женской половой системы.
II.Учебные вопросы 1. Общий план строения женской половой системы. 2. Яичник: общий план строения; корковое и мозговое вещество; эндокринная функция, половые гормоны, их влияние на организм. Строение и развитие фолликулов; овуляция. Желтое тело: стадии развития, строение, функции, особенности менструального желтого тела и желтого тела беременности. 3. Овариальный цикл, его регуляция. Овогенез, отличия от сперматогенеза. Возрастные особенности яичника. 4. Маточные трубы: анатомические отделы и особенности тканевой организации стенки трубы. 5. Матка: общий план строения стенки матки: (эндометрий, миометрий, периметрий); васкуляризация и иннервация. Менструальный цикл, особенности строения эндометрия в различные фазы. Связь овариального и менструального циклов. Особенности строения матки при беременности и после родов. Возрастные изменения матки. Влагалище: строение стенки, изменения в связи с менструальным циклом. 6. Молочная железа: общий план строения. Функциональная морфология лактирующей и нелактирующей железы. Нейроэндокринная регуляция гистофизиологии молочной железы. Изменения молочных желез в ходе овариально-менструального цикла и во время беременности. Развитие, постнатальные изменения и возрастные особенности молочной железы. 7. Возрастные особенности женской половой системы. Способы контроля фертильности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература Основная литература: 1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с. 2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МИА, 2006. - 376 с. Дополнительная литература: 1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с. 2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с. 3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с. 4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с. 5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с. 6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с. 7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с. 8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с. 9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.
Материальное обеспечение: а) Наглядные пособия: таблицы (гистологическое строение яичника, матки, маточной трубы, молочной железы (лактирующей и нелактирующей)), схемы (эндометрий на разных стадиях менструального цикла; овариально-менструальный цикл, зрелый фолликул, млечный ацинус). б) Приборы, аппараты, оборудование: учебные микроскопы и микропрепараты органов женской половой системы (матка кошки, окр. гематоксилином и эозином, маточная труба, окр. гематоксилином и пикрофуксином, яичник млекопитающего, окр. гематоксилином и эозином, желтое тело млекопитающего, окр. гематоксилином и эозином, молочная железа коровы (лактирующая), окр. гематоксилином и эозином. в) Технические средства обучения: компьютеры.
IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию 1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы. Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию. 2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию. В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план организации женской половой системы, выделить функции и уяснить связь с эндокринной, нервной, сосудистой, иммунной системами организма. Затем подробно изучить строение и функции всех органов системы в следующей последовательности: · Яичник (корковое и мозговое вещество; строение и развитие фолликулов; овуляция; стадии развития, строение и функции желтого тела, особенности менструального желтого тела и желтого тела беременности; половые гормоны, их влияние на организм; овариальный цикл, его регуляция; овогенез, отличия от сперматогенеза; возрастные особенности яичника). Законспектировать ключевые моменты гистофизиологии яичника, исполнить в рабочих тетрадях схему овогенеза и подчеркнуть отличия от сперматогенеза, зарисовать в альбомах строение яичника млекопитающего и схему овогенеза. · Маточные трубы (анатомические отделы и особенности тканевой организации стенки трубы). Зарисовать в альбомах строение стенки трубы. · Матка (общий план строения стенки: эндометрий, миометрий, периметрий; васкуляризация и иннервация; менструальный цикл, особенности строения эндометрия в различные фазы; связь овариального и менструального циклов; особенности строения матки при беременности и после родов; возрастные изменения матки). Законспектировать ключевые моменты гистофизиологии эндометрия в различные фазы менструального цикла и его связь с овариальным циклом. Зарисовать в альбомах строение матки млекопитающего. · Влагалище (строение стенки, гистофизиологические изменения в связи с менструальным циклом). · Молочная железа (общий план строения; функциональная морфология лактирующей и нелактирующей железы; нейроэндокринная регуляция гистофизиологии молочной железы; изменения молочных желез в ходе овариально-менструального цикла и во время беременности; особенности развития, постнатальных и возрастных изменений). В рабочих тетрадях составить схему нейроэндокринной регуляции лактации. Зарисовать в альбомах строение лактирующей и нелактирующей железы, а также схему организации млечного ацинуса. · Возрастные особенности женской половой системы в целом. Способы контроля фертильности (подготовить по лекционному материалу). 3. Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов органов женской половой системы). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши. Информационный блок Общий план строения женской половой системы Женская половая система включает органы, обеспечивающие репродуктивную функцию организма, а также обладающие эндокринной секреторной активностью. Женские половые клетки – овогонии (от гр. «oon» яйцо, «gonos» рождении). Женские половые гормоны: n эстрогены - эстрадиол, эстрон, эстриол (от гр. «oistros» - страсть, «genes» - рождающий), синтезируются, в основном, фолликулярными клетками путем ароматизации андрогенов, влияют на формирование вторичных половых признаков, стимулируют рост эндометрия и выводных протоков молочных желез; n прогестины - прогестерон (от лат. «pro» перед, раньше, «gestatio» беременность, синтезируются желтым телом и плацентой, влияют на секреторную активность желез эндометрия, стимулируют рост концевых отделов молочных желез. Яичник Яичник - парный паренхиматозный орган, овальной формы, слегка уплощенный; длина 2,5 – 5 см, ширина 1,5-3 см, масса 5 - 8 гр. С поверхности покрыт мезотелием (однослойный плоский эпителий, на апикальной поверхности клеток которого имеются микроворсинки). Под эпителием находится белочная оболочка, образованная плотной волокнистой соединительной тканью, от которой вглубь органа отходят соединительнотканные прослойки, составляющие его строму. Собственно яичник подразделяют на корковое вещество, прилегающее к поверхности, и мозговое вещество, располагающееся в глубине органа. Главный компонент коркового вещества - фолликулы, находящиеся на различной стадии созревания. Каждый фолликул содержит одну женскую половую клетку (овоцит), а также фолликулярные клетки эпителиальной природы, которые лежат на базальной мембране, окружающей фолликулярный эпителий с наружной стороны. Различают 4 вида фолликулов: примордиальные («спящие»), первичные («проснувшиеся»), вторичные (растущие) и третичные, или граафовы пузырьки (зрелые). Примордиальные фолликулы располагаются группами под белочной оболочкой, состоят из овоцита I порядка (20-30 мкм, округлой формы, находится в стадии диплотены) и 1-го слоя плоских фолликулярных клеток. При рождении девочки в яичниках находится ~ 2 млн. примордиальных фолликулов. К моменту полового созревания остаётся ~ 400 тыс. Стадии зрелости из них достигают только 2 %, т.е. ~ 400 штук. В первичном фолликуле вокруг овоцита появляется оксифильная блестящая зона (образованная гликопротеинами и глюкозамингликанами), фолликулярные клетки кубической формы, формируют 1-2 слоя. Растущий фолликул интенсивно увеличивается в размере, фолликулярный эпителий становится многослойным, в нем появляется одна или несколько мелких полостей, заполненных жидкостью, содержащей гормоны. Отростки прилежащих к овоциту фолликулярных клеток формируют лучистый венец. Фолликулярный эпителий выполняет барьерную, трофическую и секреторную функции, синтезируя и выделяя фолликулярную жидкость, которая содержит протеолитические ферменты и эстрогены; в результате образуются множественные полости в фолликуле. Вокруг растущего фолликула формируется дополнительная оболочка – тека, которая состоит из 2-х слоев внутреннего (сосудистого - текальные клетки и сосуды) и наружного (фиброзного – коллагеновые волокна, миофибробласты). Текальные клетки (интерстициальные) овальной формы, имеют округлые ядра и хорошо развитые органеллы синтеза – агранулярную ЭПС и комплекс Гольджи, синтезируют тестостерон, который поступает в фолликулярные клетки, где подвергается ароматизации и превращается в эстроген. На стадии вторичного фолликула появляется доминантный, опережающий в росте и развитии другие фолликулы. В нем синтезируется ингибин (гонадокринин), вызывающий гибель остальных созревающих фолликулов. Зрелый фолликул, достигший своего максимального развития, самый крупный и выпячивает поверхность яичника. В нем выделяют:яйценосный холмик, содержащий овоцит I порядка, блестящую зону, лучистый венец, зернистый слой из фолликулярных клеток, большую фолликулярную полость с фолликулярной жидкостью, где резко возрастает концентрация эстрогенов, и наружную оболочку, включающую сосудистую и фиброзную теки. Стенка фолликула с элементами яйценосного холмика вокруг овоцита формируют гематофолликулярный барьер. В связи с резким повышением давления в фолликулярной полости, обусловленным увеличением объема фолликулярной жидкости с возрастающей концентрацией эстрогенов, стенка фолликула истончается и разрывается. Вместе с ней нарушается и целостность стенки яичника. Этот процесс называется овуляцией. Овоцит выходит в брюшную полость. Факторы, обуславливающие овуляцию: 1. повышение внутрифолликулярного давления за счет увеличения объема жидкости в нем с нарастанием концентрации эстрогенов; 2. резкое увеличение уровня лютеинизирующего гормона в организме; 3. влияние простагландинов и протеолитических ферментов. Кроме фолликулов, в коре яичников могут присутствовать структуры, образующиеся из них. Атретический фолликул (атретическое тело) - фолликул, подвергающийся обратному развитию или атрезии. Признаки атретического тела: в центре - сморщенная резко оксифильная блестящая оболочка, вокруг текальные клетки и волокнистая соединительная ткань. Если атретическое тело образуется из первичного фолликула (которое не имеет текальной оболочки), то текальных клеток здесь нет. Значение атрезии: 1. предупреждение суперовуляции (т.е. происходит вызревание одного фолликула – наиболее полноценного); 2. осуществление естественного отбора внутри организма. На месте лопнувшего граафова пузырька формируется новая единица яичника - желтое тело, которое существует 12-14 дней, а при беременности 4-5 месяцев. Стадии развития желтого тела: 1. васкуляризация и пролиферация.; 2. железистый метаморфоз; 3. расцвет желтого тела; 4. инволюция – формирование белого тела. Во время первой стадии на месте кровоизлияния из сосудов лопнувшего фолликула образуется сгусток крови, постепенно замещающийся соединительной тканью; фолликулярные клетки зернистого слоя бывшего фолликула делятся; между фолликулярными клетками врастают новые сосуды. В стадии железистого метаморфоза фолликулярные клетки превращаются в лютеиновые. Лютеоциты - крупные клетки округлой формы с ячеистой цитоплазмой, в которой накапливается желтый пигмент – лютеин (липиды); ядро округлое располагается эксцентрично. Лютеиновые клетки интенсивно синтезируют прогестерон. Если не произошло оплодотворения, желтое тело называется менструальным, его размер 1,5 - 2 см; если произошло оплодотворение – истинным (желтое тело беременности), размером до 5 см. Со временем лютеоциты атрофируются, на их месте разрастается соединительная ткань, сосуды редуцируются и формируется белое тело (рубец). Основные изменения, происходящие в структурно-функциональных яичника представлены в таблице 1. В мозговом веществе яичника находятся сосуды, идущие далее в корковое вещество; нервные волокна – чувствительные и эффекторные (симпатические и парасимпатические), соединительная ткань, а также эпителиальные тяжи и трубочки - остатки канальцев первичной почки, формирующие сеть яичника. Овогенез - созревание женских половых клеток (таблица 2). Основные черты и отличия от сперматогенеза: 1. Овогенез состоит из 3-х стадий – размножения, роста, созревания (сперматогенез включает 4-ую стадию – формирования). 2. Стадия размножения происходит в эмбриогенезе (при сперматогенезе – после полового созревания). 3. Стадия роста начинается в эмбриональном периоде, подразделяется на периоды малого и большого роста (в сперматогенезе эта стадия происходит в половозрелом организме и протекает без фазности). 4. Первое деление мейоза происходит в яичнике, а второе деление - в маточной трубе (при сперматогенезе оба деления идут в одном месте – в извитых семенных канальцах). 5. В результате из одного овоцита I порядка образуется 1 яйцеклетка и 3 редукционных тельца (при сперматогенезе из одной сперматогонии образуется 4 сперматозоида).
Таблица 1. ОВАРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
Таблица 2. Овогенез
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.015 с.) |