Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Буржуазные реформы 60-70 гг.19в.

Поиск

Реформы местного самоуправления: Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, которая была проведена в губерниях 2. Городская. В январе 1864 вышло положение «о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним создавались органы мсу, которые назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избирательные группы - курии. 1 курия – землевладельческая. 2 курия – городская. 3 - сельская курия. Судебная реформа: 1864 - обнародованы новые судебные уставы. Положения: ликвидировалась сословную систему судов, было объявлено рав-во всех перед законом, была введена гласность судопр-ва, состязательность судопр-ва, презумпция невиновности, несменяемость судей, единая система судопроизводства, создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уголовные и гражданские дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом.2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окружной суд (в уездах), 2 - губернский суд палата, 3 - сенат. Рассматривались уголовные и гражданские дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губенских собр-х. Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды. Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности для поднятия компетентности высшего военного рук-ва военное мин-во было преобразовано в генштаб: вся страна была разделена на 6 военных округов, было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные поселения, была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинская повинность. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в действительности в армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинской службе: люди с начальным образованием служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим – несколько меяцев. От воинской обязанности освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители, были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии. Реформа в обл-ти просвещения: Была продиктована экономическими потребностями. Коснулась всех сфер. Реф-ма начального образования: В 1863 вышел устав начальных народных училищ, он положил начало созданию системы государственного начального образования для всех категорий населения, т.е. сюда допускались все сословия. Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии (для поступления в универ),Реальные гимназии (для высш техн школ),программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности,в этот перидод получает развитие среднее женское обр-е, начинают создаваться женские гимназии, женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей Университетское обр-е: Александр 2 предоставил университетам большую свободу. Это было обусловлено новым универ с уставом 1863 года. Свободы:1)студ-ты могли создавать студ орг-ции,2)получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры3)в универы допускались все вольножелающие 4)студ-там предоставлялось право на выбор ректора 5)было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та 6)создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

 

Движение революционного народничества (60-70 гг.19в.)

Основывались на взглядахГерцена и Чернышевского -Утопический социализм. Крестьянин- основная опора, крестьянская община зародыш будущего соцобщества, минуя капитализм сразу к социализму. Течения: 1. Пропагандийское- - пропаганда среди крестьян (первое хождение провалилось, т. к. крестьяне не понимали лозунгов и воззваний.) 2. Заговорническое- создание тайной организации и захват власти. 3) Террористическое- индивидуальный террор против царского режима. «Народная воля» (первоначально «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел» (пропаганда)) Народная воля начинает охоту на царя. Программные положения «Земли и воли» Герцен и Чернышевский сводились к ликвидации самодержавия и установление свобод через революцию.

 

 

Контрреформы 80-90-х гг 19в.

Александра 2 убивают. Александр 3 проживает в Гатчине боясь террора. Впервые в охране царя вводятся пропуска с фотографиями и электрическое освещение периметра. Миротворец- не было ни одной войны. Его реформы направлены на ограничение реформ Александра 2 его отца. Вводит цензуру. Городское самоуправление перестает существовать самостоятельно. Вводится плата за обучение. Принято трудовое законодательство: запрещение детского труда, ограничение женского труда, ограничение штрафов не более ¼ зарплаты и штрафы идут не в карман хозяину, а на улучшение жизни рабочих. Положение о самодержавии по которому любая местность в случае волнений могла перейти на военное положение. Местная администрация получила право закрывать школы. В руках земских начальников соединили судебную и исполнительную власть. Ущемлена самостоятельность органов городского самоуправления.

 

 

Развитие рабочего движения 80-90-х гг. XIX в. Распространение марксизма в России.

1861 г. период политической реакции. Первый марксист Плеханов. Создание рабочей партии под руководством Плеханова. Критика крестьянской общины, создание рабочей партии, союз с либералами. Крестьянство было пассивно, а рабочие выступления частыми. Кружок Федосеева в нем Ленин. У Ленина казнен брат, готовивший покушение на царя. Сдает экстерном экзамены на юридический. Работал в Самарском окружном суде, потом перебрался в Питер. Ведет пропагандийскую деятельность среди рабочих, вступает в полемику с народниками. Мечтал создать партию, ведущая роль у пролетариата и крестьянства., ненавидел буржуазное право. Создает союз борьбы за освобождение рабочего класса. Под руководством Союза рабочих стычки принимают все более политический характер.

 

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX - начале XX в.

В 1897-1913 гг. население России увеличилось со 125 до 165 млн. чел. Быстро росли города: их население выросло на 70% (с 13,5% до 18%). Условия труда и экономическое положение пролетариата улучшились: рабочий день сократился с 11-12 часов до 9,5; зарплата повысилась на треть. Российская промышленность развивалась в этот период быстрыми темпами, отставая лишь от США. Россия занимала 4-5 места в мире по объему производства в промышленности. При этом существовало отставание от капиталистических стран по технической оснащенности, энерговооруженности, производительности труда (в 3 раза от Франции, в 5 раз - от Великобритании, в 9 раз - от США). Для России в большей степени была характерна многоукладность, значительный удельный вес казенной промышленности и особая роль иностранного капитала (французский, германский и английский - особенно в банковском деле, химической, электротехнической промышленности).

Политические партии накануне революции 1905 г. Зарождение и развитие российской демократии.

Консервативная партия «Союз русского народа» - сохранение самодержавия. 2) Либеральная «партия народной свободы» (кадеты) –наследственная конституционная монархия 3) Социал демократическая партия под руководством Плеханова и Ленина. Всего около 50-ти партий.. создание РСДРП. Раскол происходит на втором съезде партии, руководитель которой Мартов, а идейный лидер Плеханов. Они считали что лидером революции должна быть буржуазия. У большевиков лидер- Ленин, считал, что во главе должен стоять рабоче-крестьянский класс. Программа РСДРП – свержение самодержавия, установление демократической республики, 8-ми часовой рабочий день, возвращение крестьянам земли, победа пролетариата и его диктатуры. 1905 г. окончательный раскол между меньшевика и большевиками.

 

Первая русская революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905г.

Причины революции

1. экономические:

противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность);

мировой экономический кризис начала XX в,, особо тяжело сказавшийся на экономике России

2. социальные:

комплекс противоречий, сложившихся в обществе как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости

3. политические:

кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве, неудачи в русско-японской войне, активизация левых сил в стране

обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг.

4. национальные:

полное политическое бесправие, отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

Расстановка социально-политических сил накануне революции была представлена тремя основными направлениями:

консервативное, правительственное направление.

Задачи революции

· свержение самодержавия и установление демократической республики

· ликвидация сословного неравноправия

· введение свободы слова, собраний, партий и объединений

· уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей

· сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов

· признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов

· установление равенства народов России.

В осуществлении этих задач были заинтересованы широкие слои населения. В революции участвовали: большая часть средней и мелкой буржуазии интеллигенция, рабочие, крестьяне, солдаты, матросы. Полому Она была общенародной по целям и составу участников и имела буржуазно-демократический характер.

Революция заставила Николая II подписать 17 октября Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший:

1 дарование свободы слова, совести, собраний и союзов

2 привлечение к выборам широких слоев населения

3 обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.46.232 (0.007 с.)