Тема 1. Общество и государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общество и государство



Предисловие

В связи с формированием правового государства в нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, которые не могут обойтись без правового регулирования во всех отраслях жизнедеятельности населения (налогово-бюджетной, кредитно-денежной, антимонопольной, антиинфляционной, социальной политике и в других сферах).

Право сопровождает человека с момента его рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать среду отношений между людьми, которая могла бы обойтись без правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, семейное право – личные неимущественные и имущественные отношения, гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения и т.д.

Изучение студентами всех неюридических специальностей основ Российского права означает приобщение общества к вопросам права в различных его проявлениях, и общество не может обойтись без правового регулирования. Невозможно представить образованного специалиста не владеющего основами права, не знающего основных законов, по которым живет общество.

1. Цели и задачи дисциплины.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социальной и политической сферах жизни общества, поставлена задача формирования правового государства. Эти процессы невозможны без сознательного отношения специалистов к праву и его различным отраслям, к идее верховенства права, незыблемости закона. Программа правоведения для студентов неюридического профиля составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Правоведение» от 12.07.2000 года и Государственным образовательным стандартом.

Цель дисциплины состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему и в рассмотрении права как социальной реальности жизни современного общества.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать нормативные правовые акты и законы, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, тем самым обеспечивать соблюдение законодательства, уметь анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в юридической литературе.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Студент должен усвоить минимум знаний по юриспруденции, необходимых для понимания юридических норм, знание законов и осознанное их выполнение, соблюдать права, свободы и законные интересы личности, нетерпимо относиться к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Важной формой изучения основ российского законодательства являются практические занятия. Цель этих занятий – закрепление студентами знания законодательного материала. Это достигается в ходе практических занятий решением студентами конкретных жизненных ситуаций с применением норм соответствующих отраслей права.

 

3. Содержание дисциплины.

3.1.Обязательный минимум содержания образовательной программы.

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы
ГСЭ.Ф 06 Правоведение
Общество и государство
Право: понятие, нормы, отрасли. Международное право
Правоотношения и их участники
Законность и правопорядок. Правонарушения и юридическая ответственность
Основы Конституционного строя РФ. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Основы гражданского права
Основы трудового права
Основы семейного права
Основы административного права
Основы уголовного права
Основы экологического права
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

3.2.Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Темы занятия Вид занятия
     
Общество и государство Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Лекция
Формы государства. Правовое государство: понятие, принципы. Самост.
Право: понятие, нормы права, отрасли. Правовые системы современности. Международное право. Понятие права. Нормы права и нормативные правовые акты (законы и подзаконные нормативные правовые акты) как источники Российского права. Система и отрасли Российского права. Лекция
Правовые системы современности. Международное право. Самост.
Правоотношения и их участники Понятия и состав правоотношения. Юридические факты и их классификация. Лекция
Субъекты правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Самост.
Законность и правопорядок. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие законности и правопорядка. Самост.
Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность: понятие, цели и виды. Практ.
Основы Конституционного строя РФ. Конституция РФ – Основной закон Российского государства Лекция
Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Самост.
Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в РФ Особенности федеративного устройства России Практ.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Самост.
Основы гражданского права Понятие, источники и система гражданского права. Понятие и структура гражданского правоотношения: субъекты правоотношения (физические и юридические лица),объекты правоотношения, субъективные права и юридические обязанности. Лекция
Понятие, содержание и виды права собственности. Самост.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Практ.
Основы трудового права Понятие трудового права: трудовые отношения; иные отношения, тесно связанные с трудовыми. Самост.
Трудовой договор: понятие, содержание. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Лекция
Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушения. Самост.
Основы семейного права Понятие семейного права. Брак: понятие, условия и порядок его заключения. Прекращения брака. Практ.
Личные и имущественные права и обязанности супругов и детей. Лишение и ограничение родительских прав. Самост.
Основы административного права Понятие административного права. Административная ответственность Лекция
Административное принуждение Самост.
Основы уголовного права Понятие уголовного права, его задачи. Понятие преступления. Понятие уголовной ответственности и основания ее наступления. Практ.
Понятие, система и виды уголовного наказания. Самост.
Основы экологического права   Понятие и содержание экологического права. Лекция
Ответственность за экологические преступления. Самост.
Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности Основные права и обязанности работника Практ.
Локальные нормативные акты, регулирующие труд работника

В зависимости от семестра и количества часов, выделяемых на специальность по учебному плану, преподаватель вправе самостоятельно выбирать темы занятий для студентов той или иной специальности.

 

3.3.Программа дисциплины «Правоведение»

Тема 1. Общество и государство. Роль и значение власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Формы государства. Правовое государство: понятие, признаки.

 

Тема 2. Право: понятие, нормы права. Источники и отрасли права. Правовые системы современности. Международное право.

 

Тема 3. Правоотношения и их участники. Понятие и состав правоотношения. Юридические факты и их классификация. Субъекты правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность.

Тема 4. Законность и правопорядок. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие законности и правопорядка. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность: понятие, цели и виды.

Тема 5. Основы Конституционного строя РФ. Конституция РФ – Основной закон Российского государства. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

 

Тема 6. Особенности федеративного устройства России. Система органовгосударственной власти в Российской Федерации.

Тема 7. Основы гражданского права. Понятие, источники и система гражданского права. Понятие и структура гражданского правоотношения. Понятие, содержание и виды права собственности. Обязательственное право. Наследственное право.

 

Тема 8. Основы трудового права. Понятие трудового права: трудовые отношения, иные отношения, тесно связанные с трудовыми. Трудовой договор: понятие, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

 

Тема 9. Основы семейного права. Понятие семейного права. Брак: понятие, условия и порядок его заключения. Прекращение брака. Отношения родителей и детей. Личные и имущественные отношения супругов. Права ребенка. Лишение и ограничение родительских прав.

 

Тема 10. Основы административного права. Понятие административного права. Административная ответственность и виды административных наказаний. Административное принуждение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности.

 

Тема 11. Основы уголовного права. Понятие уголовного права, его задачи. Понятие преступления. Понятие уголовной ответственности и основания ее наступления. Понятие, система и виды уголовного наказания.

 

Тема 12. Основы экологического права. Понятие и содержание экологического права. Ответственность за экологические преступления.

 

Тема 13. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

 

 

3.4. Методические рекомендации.

Общие рекомендации.

Учебно – методическое пособие дисциплины «Правоведение» подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальностей) на основе примерной программы дисциплины «Правоведение» для студентов неюридических специальностей Костромского государственного технологического университета (Примерная программа дисциплины «Правоведение» федерального комитета цикла общегуманитарных и социально – экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования второго поколения. Москва 2000).

В пособие включены материалы для изучения тем дисциплины, по каждой из которых предлагается:

- перечень вопросов для изучения на аудиторных занятиях;

- перечень вопросов, изучаемых студентами самостоятельно

- рекомендации по изучению тем дисциплины.

 

С целью закрепления теоретического материала студенты решают задачи, изложенные в пособии по конкретной теме практического занятия с последующим обсуждением в аудитории.

В целях контроля самостоятельной подготовки студенты в течение семестра (к датам промежуточной аттестации) выполняют письменные работы по одному из вопросов из тем, предлагаемых для самостоятельного изучения программой дисциплины «Правоведение». Объем работы не должен превышать двух – трех стандартных листов.

При изучении дисциплины «Правоведение» кроме нормативных актов и учебных пособий, указанных в пособии, допускается использование электронных правовых баз «Кодекс», «Гарант», Консультант плюс».

 

Вопросы практических занятий.

1. Понятие правонарушения.

2. Субъекты правонарушения.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Понятия законности и правопорядка.

Вопросы практических занятий.

1. Особенности Федеративного устройства России.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Президент Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации.

 

Вопросы практических занятий.

1. Понятие наследования.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

 

Вопросы практических занятий.

1. Понятие семейного права.

2. Условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие его заключению.

3. Прекращение брака: основания прекращения брака, расторжение брака в органах ЗАГСа и в суде.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

2. Права и обязанности родителей и несовершеннолетних детей.

 

Вопросы практических занятий.

1. Понятие уголовного права, его задачи.

2. Понятие уголовной ответственности и основания её наступления.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Понятие уголовного наказания.

2. Система и виды уголовного наказания.

 

Вариант 1.

1. Понятие государства и его признаки. Формы государства.

2. Задача.

При приеме на работу экономистом от Орлова потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, диплом об окончании ВУЗа, справку о состоянии здоровья и характеристику с прежнего места работы.

Во вступительной части надо раскрыть вопрос о порядке заключения трудового договора.

В резолютивной части ответить на вопрос, правомерно ли требование работодателя о предоставлении Орловым всех перечисленных документов?

 

Вариант 2.

1. Источники и отрасли Российского права.

2. Задача.

Петров был принят в конструкторское бюро инженером-конструктором с двухмесячным испытательным сроком. За два дня до истечения этого срока работодатель продлил его еще на один месяц, ссылаясь на то, что Петров две недели болел. Через три недели после продления испытательного срока Петров был уволен как не выдержавший испытание.

Петров обратился в суд с иском о восстановлении на работе, мотивируя тем, что он был уволен незаконно.

Во вступительной части надо раскрыть порядок установления испытания при приеме на работу, его продолжительность, порядок увольнения по результатам испытания.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Законно ли данное увольнение?

2. Какие правовые последствия такого увольнения?

 

Вариант 3.

1. Понятие и состав правоотношения. Субъекты правоотношения и их правосубъектность.

2. Задача.

В марте 2009 года Борисов был принят электромонтером 5-го разряда для обслуживания подстанции на растворобетонный завод. В мае по приказу работодателя Борисов был перемещен на работу в электроцех № 2 по своей же специальности. Борисов с перемещением его на другое место был не согласен и к работе не приступил, ссылаясь на увеличение объема работы в электроцехе и на то, что он нанимался для работы на подстанции и что это не перемещение, а перевод на другую работу. Борисов был уволен за прогул.

Во вступительной части дать понятие другой работы, перемещения по работе, порядок перевода на другую работу и изменения условий трудового договора.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Правомерны ли действия работодателя?

2. Куда должен обратиться Борисов за разрешением данного спора?

 

Вариант 4.

1. Юридическая ответственность: понятие, цели и виды.

2. Задача.

Каменщик СУ Васильев был уволен по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением объема работы, о чем ему была вручена выписка из приказа от 25 декабря 2009 года. Васильев с увольнением не согласился и обжаловал приказ об увольнении.

Во вступительной части необходимо раскрыть порядок увольнения работников по п. 2 ст. 81 ТК РФ.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Какие нарушения допустил работодатель?

2. В какой орган должен обжаловать приказ об увольнении Васильев?

 

Вариант 5.

1. Конституционные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

2. Задача.

К родителям приехали на праздник пятеро детей и за столом заспорили на кого из них распространяется трудовое законодательство. Отец – механик электростанции, мать работает в совхозе надомницей по пошиву мешков, сын Александр – капитан речного корабля, дочь Мария работает продавцом в палатке своего мужа, дочь Екатерина – свободный художник, рисует и продает свои картины, сын Владимир военнослужащий, а сын Иван является членом рыболовецкого колхоза, работает в нем рыбаком.

Во вступительной части осветить вопрос о понятии трудового права и трудового отношения.

В резолютивной части ответить на вопрос:

На кого из перечисленных лиц распространяется трудовое законодательство?

 

Вариант 6.

1. Президент Российской Федерации. Порядок избрания, полномочия президента.

2. Задача.

Тимофеев был принят в автокомбинат водителем легкового автомобиля. Приказом по автокомбинату он был переведен для работы на автобус. Тимофеев отказался работать на автобусе.

Во вступительной части следует осветить вопрос о порядке изменения условий трудового договора о и о переводе на другую работу.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Правомерен ли отказ Тимофеева?

2. Является ли законным данный перевод на другую работу?

Вариант 7.

1. Понятие и структура гражданского правоотношения. Физические и юридические лица.

2. Задача.

Воспитательница детского сада Шилова обратилась с заявлением об увольнении по собственному желанию. На пятый день после подачи заявления она заявила, что передумала увольняться и попросила возвратить её заявление. Администрация детского сада отказала в возврате заявления об увольнении и по истечению двух недель Шилова была уволена по собственному желанию.

Во вступительной части изложить порядок расторжения трудового договора по собственному желанию.

В резолютивной части ответить на вопрос,

правомерны ли действия администрации детского сада?

 

Вариант 8.

1. Личные и имущественные права и обязанности супругов и детей.

2. Задача.

Остроумов был уволен с работы по п.5 ст.81 ТК РФ за неоднократные нарушения трудовой дисциплины. При рассмотрении его иска о восстановлении на работе в суде выяснилось, что никаких объяснений до наложения взысканий от него не требовали, с приказами о наложении дисциплинарных взысканий за совершенные проступки не знакомили (их в течении года было три) и, кроме того, за третий проступок ему объявили выговор и одновременно уволили. К тому же следует учесть, что Остроумов является членом профсоюза.

Во вступительной части раскрыть порядок увольнения работника за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Какие нарушения допущены при увольнении Остроумова?

2. Какое решение должен вынести суд?

 

Вариант 9.

1. Административное принуждение. Меры административного принуждения.

2. Задача.

Токарь ОА Коваленко был уволен с работы за прогул. Не согласившись с увольнением, он обратился в суд с иском о восстановлении на работу. В судебном заседании было установлено, что Коваленко действительно совершил прогул.

Во вступительной части необходимо изложить понятие прогула. Что следует считать прогулом, а что не считается прогулом?

В резолютивной части ответить на вопрос,

какое решение должен вынести суд?

 

Вариант 10.

1. Понятие, система и виды уголовного наказания.

2. Задача.

Техник Смирнов за нарушение общественного порядка в столовой завода был уволен по п.5 ст.81 ТК РФ. До этого случая на Смирнова было наложено дисциплинарное взыскание за опоздание на работу.

Смирнов обратился с иском о восстановлении на работу в суд.

Во вступительной части изложить понятие дисциплинарного проступка и основание увольнения по п.5 ст.81 ТК РФ.

В резолютивной части изложить решение суда.

 

Вариант 11.

1. Понятие и содержание экологического права.

2. Задача.

Кассир Золотарева часто болела. Приказом директора она была уволена по п.8 ч.1 ст.77 ТК РФ. Золотарева обжаловала свое увольнение и требование о восстановлении на работе обосновала тем, что свои должностные обязанности она выполняла в полном объеме.

Во вступительной части раскрыть вопрос о переводе работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Правомерны ли действия работодателя?

2. Куда должна обратиться Золотарева о восстановлении на работе?

 

Вариант 12.

1. Правовое государство и его признаки.

2. Задача.

Инженер отдела Рыжов приказом по заводу в связи с чрезвычайными обстоятельствами был переведен на работу в цех сроком на один месяц. Рыжов на работу не вышел, за что был уволен за прогул. Он с увольнением не согласился, считая, что у него не спросили согласия о переводе на работу, требующую более низкой квалификации.

Во вступительной части изложить вопрос о порядке временного перевода работника без его согласия по инициативе работодателя.

В резолютивной части ответить на вопросы:

1. Правильно ли был уволен Рыжов?

2. Куда следует обратиться Рыжову за разрешением спора?

3. Какое должно быть решение?

 

Вариант 13.

1. Конституция РФ – основной закон нашего государства.

2. Задача:

Приказом директора комбината бытовых услуг мастер салона – парикмахерской № 29 Осипова была переведена в салон – парикмахерскую № 15 того же комбината, расположенного в другом конце города. Осипова от перевода отказалась и обратилась в суд с иском о восстановлении её на прежнем месте работы, так как работа в салоне – парикмахерской №15 связана для нее с длительными поездками.

Во вступительной части изложить условия трудового договора (содержание трудового договора).

В резолютивной части определить правомерность такого перевода и решение суда.

 

Вариант 14.

1. Понятие, содержание и виды права собственности.

2. Задача.

Учительница школы № 68 Сергеева была уволена с работы на основании п.3 ч.1 ст.81 ТК РФ. Основанием для увольнения послужило то обстоятельство, что в одной из контрольных работ её учеников она не заметила ошибок. Сергеева обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, объяснив пропуск ошибок головной болью при проверке контрольных работ.

Во вступительной части изложить порядок расторжения трудового договора при несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.

В резолютивной части решить вопрос, подлежит ли Сергеева восстановлению на прежней работе.

 

Примерная тематика вопросов для итоговой аттестации.

1. Понятие государства и его признаки.

2. Понятие права, нормы права.

3. Понятие и состав правоотношения.

4. Юридические факты и их классификация.

5. Субъекты правоотношений и их правосубъектность.

6. Понятие и виды правонарушений.

7. Юридическая ответственность и её виды.

8. Конституция Российской Федерации - Основной закон нашего государства.

9. Личные права и свободы человека и гражданина.

10. Политические права и свободы граждан.

11. Социально экономические и культурные права.

12. Обязанности граждан.

13. Понятие гражданского права.

14. Понятие и структура гражданского правоотношения.

15. Понятие, содержание и виды права собственности.

16. Обязательства в гражданском праве.

17. Понятие наследственного права.

18. Понятие трудового права.

19. Трудовой договор: понятие, содержание.

20. Порядок заключения трудового договора: возраст работника, документы, предъявляемые при приеме на работу.

21. Испытание при приеме на работу.

22. Изменение условий трудового договора, перевод на другую работу.

23. Переводы на другую работу в соответствии с медицинским заключением, по инициативе работодателя.

24. Понятие прекращения трудового договора.

25. Прекращение трудового договора по инициативе работника.

26. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (п.п.1,2,3,5,6,ч.1 ст.81 ТК РФ).

27. Понятие дисциплинарного проступка и виды взысканий за нарушения трудовой дисциплины.

28. Порядок наложения дисциплинарных взысканий.

29. Понятие семейного права.

30. Брак: понятие, условия и порядок его заключения.

31. Прекращение брака.

32. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

33. Лишение и ограничение родительских прав.

34. Административная ответственность и виды административных взысканий.

35. Административное принуждение.

36. Понятие уголовного права, его задачи.

37. Понятие преступления и его состав.

38. Понятие уголовной ответственности и основания её наступления.

39. Понятие и виды уголовного наказания.

40. Понятие и содержание экологического права.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г., № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г., № 7-ФКЗ] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1 -ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" [Электронный ресурс]: [одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996 с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

3. Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"[Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 06.06.2001] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 08.12.1995 ред. от 30.06.2008] (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) // Справочная правовая система Консультант Плюс.

5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 19.05.2010) // Справочная правовая система Консультант Плюс.

6. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 18.12.1996 ред. от 05.04.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

7. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 20.12.2001 ред. от 19.05.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

8. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 28.09.2001 ред. от 27.12.2009 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

9. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 21.12.2001 ред. от 25.11.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

10. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ [Электронный ресурс]: [принят ГД ФС РФ 22.11.2001 ред. от 05.05.2010, с изм. от 19.05.2010] // Справочная правовая система Консультант Плюс.

 

Учебные пособия

11. Авакян С.А. Конституционное право России: сб. нормативных актов / С.А. Авакян. - М.: ТК Велби, 2007.

12. Басалаева СП. Правоведение: учебник для неюрид. вузов /СП. Басалаева [и др.]; под ред. В.М. Шафирова. - Москва: Проспект, 2010.

13. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. -М.: Норма, 2000.

14. Бельский К.С Административное право России: курс лекций / К.С Бельский под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

15. Боголюбов СА. Экологическое право / под. ред. СА. Боголюбова. - М.: Высшее образование, 2008.

16. Борзенко Г.Н. Российское уголовное право: учебник: в 2т. Т.1. Общая часть / Г.Н. Борзенко, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С Комиссаров и др., под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С Комиссарова, А.И. Рарога. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

17. Бринчук М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. - М.: Городец, 2009.

18. Глушкова СИ. Права человека в России / СИ. Глушкова. - М.: Юрист, 2006.

19. Евстегнеев А.С Правоведение: конспект лекций / А.С Евстегнеев, Н.В. Кузьмина. - Кострома: КГТУ, 2007.

20. Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник / отв. ред. И.Я. Козаченко. - М.: Норма, 2008.

21. П.Корнилова Н. М. Право интеллектуальной собственности: Практикум / Н.М. Корнилова. - М.: Норма, 2009.

22. Лапаев В.В. Право и правовой закон: становление и развитие / под. ред. В.В. Лапаева. - М.: Норма, 2009.

23. Маврина СП. Трудовое право России: учебник под. ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова. - М., 2005.

24. Малько А.В. Сравнительное правоведение / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. -М.: Норма, 2008г.

25. Марченко М.Н. Источники Российского права. Вопросы теории и истории / М.Н. Марченко. - М.: Норма, 2009.

26. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. -2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

27. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЭКСМО, 2008 г.

28. Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник для неюридич. вузов / Р.Т. Мухаев. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

29. Надвикова В.В. Практикум по основам права: для неюридич. вузов / В.В. Надвикова, М.В. Сытинская, В.И. Шкатулла; под ред. Шкатулла В.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма; ИНФРА-М, 2010.

30. Нечаева А.М. Семейное право: учебник / А.М. Нечаева. - М., 2007.

31. 0кулич И.П.. Правоведение: учеб. пособие для вузов / И.П. Окулич, Н.С. Конева. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2007.

32. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. -М.: Высшее образование, 2008г.

33. Петров В.В. Экологическое право России /В.В. Петров. - М.: БЕК, 1995.

34. Попова Л.Л. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2005.

35. Путинский Б.И. Правоведение: учебник для неюридич. вузов / отв. ред. Б.И. Путинский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт; Высш. образование, 2010.

36. Пчелинцева Л.М. Семейное право: учебник / Л.М. Пчелинцева. - М., 2007.

37. Румынина В.В. Основы права: учебник для сред. проф. образования / В.В. Румынина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум, 2010.

38. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Краткий учебный курс / А.Х. Саидов. - М.: НОРМА, 2007.

39. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 17 под ред. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2008.

40. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2006.

41. Сергеев А.П. Гражданское право: учебник. Т.З / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2006.

42. Смирнов О.В. Трудовое право: с учетом новой редакции Трудового кодекса Р.Ф: учебник / под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снегирева. - М.: Проспект, 2007.

43. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право, 2009, № 5/6.

44. Степанова И.М. Парламентское право России / под ред. И. М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. -М.: Юрист, 1999.

45. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2004.

46. Тарбагаев А.Н. Правоведение: учебник / А.Н. Тарбагаев, В.М. Шафиров, И.В. Шишко, отв. ред. В.М. Шафиров. - М.: Проспект, 2010.

47. Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: учеб. пособие / А.Э. Черноков. - СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2007.

48. Шкатулла В.И. Правоведение: учеб. пособие для неюрид. фак. вузов / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В. Сытинская. -М.: Академия, 2008.

49. Шувалов И.И. Правотворчество в механизме управления обществом: необходимость комплексного исследования / Шувалов И.И. - М.: Норма, 2005.

50. Яковлев А.И. Основы правоведения / А.И. Яковлев. - М.: Академия, 2009.

Предисловие

В связи с формированием правового государства в нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социально-политической сфере жизни общества, которые не могут обойтись без правового регулирования во всех отраслях жизнедеятельности населения (налогово-бюджетной, кредитно-денежной, антимонопольной, антиинфляционной, социальной политике и в других сферах).

Право сопровождает человека с момента его рождения и до окончания жизненного пути. Трудно назвать среду отношений между людьми, которая могла бы обойтись без правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, семейное право – личные неимущественные и имущественные отношения, гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения и т.д.

Изучение студентами всех неюридических специальностей основ Российского права означает приобщение общества к вопросам права в различных его проявлениях, и общество не может обойтись без правового регулирования. Невозможно представить образованного специалиста не владеющего основами права, не знающего основных законов, по которым живет общество.

1. Цели и задачи дисциплины.

В нашей стране происходят глубокие процессы демократических преобразований в социальной и политической сферах жизни общества, поставлена задача формирования правового государства. Эти процессы невозможны без сознательного отношения специалистов к праву и его различным отраслям, к идее верховенства права, незыблемости закона. Программа правоведения для студентов неюридического профиля составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Правоведение» от 12.07.2000 года и Государственным образовательным стандартом.

Цель дисциплины состоит в овладении студентами знаниями в области права, выработке позитивного отношения к нему и в рассмотрении права как социальной реальности жизни современного общества.

Задачи курса состоят в выработке умения понимать нормативные правовые акты и законы, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, тем самым обеспечивать соблюдение законодательства, уметь анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в юридической литературе.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.

Студент должен усвоить минимум знаний по юриспруденции, необходимых для понимания юридических норм, знание законов и осознанное их выполнение, соблюдать права, свободы и законные интересы личности, нетерпимо относиться к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Важной формой изучения основ российского законодательства являются практические занятия. Цель этих занятий – закрепление студентами знания законодательного материала. Это достигается в ходе практических занятий решением студентами конкретных жизненных ситуаций с применением норм соответствующих отраслей права.

 

3. Содержание дисциплины.

3.1.Обязательный минимум содержания образовательной программы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.164 (0.182 с.)