Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и политико-правовые свойства конституции.

Поиск

Конститу́ция (от лат. constitutio — «устройство») в формальном смысле — основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

 

Право принятия конституции может быть предоставлено учредительному собранию, избирательному корпусу посредством референдума или главе государства. Последняя категория называется октроированными («дарованными») конституциями.

 

Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции.

 

Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом.

Изменение жёстких конституций невозможно, либо сильно осложнено. Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция РФ).

 

Верховенство, высшая юридическая сила конституции находит свое выражение в том, что, во-первых, хотя она и выступает как закон, но не может быть поставлена в один ряд с другими, обычными законами, ибо является главным, верховным, основным законом, имеющим приоритет перед всеми другими законами, своего рода «законом законов». Во-вторых, конституция носит учредительный характер, поскольку принимается на­родом или от имени народа как носителя суверенитета и единственного источника власти, а ее установления носят первичный характер. При этом она регулирует основы общественного и государственного строя, служит основополагающим источником других отраслей права. В-тре­тьих, конституции обычно принимаются, изменяются и отменяются в особом порядке, подчеркивающем их особую роль и значение В-четвертых, именно конституции определяют субъекты правотворчества, его порядок и процедуры. В-пятых, конституцию обя­заны соблюдать все государственные opганы, общественные организа­ции, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. В-шестых, особое место конституции в системе наци­онального законодательства обеспечивается, как правило, специальным механизмом ее реализации и охраны.

Характерными чертами конституции являются также ее легитимность и стабильность. Легитимность конституции означает, что она принята нормативным путем, признана обществом или его большей частью, большинством его представителей. Это — основа демократи­ческой власти, правовой системы и политики, источник их авторитета, уважения, признания, добровольного подчинения и соблюдения право­вых норм.

Стабильность отражает иное свойство конституции, состоящее в том, что ее установления, в отличие от положений многих других зако­нов и иных правовых актов, обычно носят более устойчивый, постоян­ный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием временных перемен в социально-экономической и поли­тической конъюнктурах.

 

Этапы конституционного развитии России.

Конституция 1918 г.

Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты Советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

Конституция 1925 г.

Причина - образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в Конституции появились положения, определяющие их статус.

Конституция 1937 г.

Причина - вследствие принятия Конституции СССР 1936 г., вступление страны в новый этап ее развития - социализм победил окончательно. Конституция сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главы об основных правах и обязан­ностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. Конституция закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые введена норма о праве выхода РСФСР из СССР.

Конституция 1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие «трудящиеся» заменено на «народ», который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан, независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

Конституция 1993 г

1. Конституция РФ является основным источником КП. Ее роль обусловлена различными факторами, характеризующими положение среди других источников конституционного права.

Во-первых, она выступает наивысшей формой воплощения госу­дарственной воли народа. Она принимается народом или от имени народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизне­деятельности общества и государства. Она касается сущности и формы

государства, механизма государственной власти, функционирования гражданского общества, прав и свобод человека и гражданина

Во-вторых, конституция РФ обладает высшей юридической силой. Законы и все другие нормативно-правовые акты, принимаемые в стране, действия граждан, общественных объединений, должностных лиц и государственных органов не должны противоречить Конституции.

В-третьих, конституционные нормы являются первичными и имеют учредительный характер. Для Конституции РФ не существует каких-либо обязательных предписаний позитивного права.

В-четвертых, нормы Конституции являются важнейшим источником не только конституционного права, но и всех других отраслей права; они составляют основу правового регулирования всех общественных отношений.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. и ее отличие от конституций советского периода.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете»25 декабря1993 года.

Структура

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми. Однако, республики, входящие в РФ, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов РФ. В 19921993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась, а до этого, в 19181992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России в 2008 году увеличен до 6 лет;
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 19911993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации19962003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов РФ выведены из Конституции в федеральные законы. Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией РФ (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)
  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом РФ (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции РФ
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РФ может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РФ).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РФ 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года)


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.128 (0.011 с.)