ТОП 10:

Или ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПЕ ПРАВА И ВЛАСТИ



ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?

Глава I

Глава II

Глава III

ВСЕОБЩЕЕ ПРИЗНАНИЕ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ СОБСТВЕННОСТИ

В словах Сэя, приведенных выше, недостаточно ясно видно, ставит ли он право собственности в зависимость от неподвижности земли или от признания этого права всеми людьми. Конструкция его фразы такова, что ее можно понимать как в том, так и в другом смысле и даже в обоих вместе. Можно было бы даже утверждать, что автор хотел сказать следующее: право собственности возникло первоначально из упражнения воли. Неподвижность земли дала ему возможность быть приложенным к земле, а всеобщее признание санкционировало это приложение.

Как бы то ни было, разве люди могли бы оправдывать собственность взаимным соглашением? Такой договор, даже если бы редактором его были Гроциус, Монтескье, Жан-Жак Руссо, даже если бы на нем имелись подписи всего рода человеческого, был бы безусловно равен нулю, и составленный на его основании акт был бы незаконен. Человек не может отказаться от труда, так же как и от свободы; но признание права земельной собственности есть отказ от труда, ибо это есть отказ от средств труда, отказ от естественного права и от человеческого достоинства.

Но пусть это молчаливое или формальное признание существует. Что из этого вытекает? По-видимому, то, что отказы были взаимны: никто не отказывается от права, не получая взамен чего-либо равнозначащего. Таким образом, мы опять возвращаемся к равенству, условию sine qua non всякого присвоения. Оказывается, что, оправдав собственность всеобщим признанием, т. е. равенством, мы вынуждены оправдывать неравенство условий собственностью. Из этого заколдованного круга нет выхода. В самом деле: если, согласно тексту общественного договора, условием собственности является равенство, то с момента уничтожения этого равенства договор нарушен и всякая собственность является узурпацией. Таким образом, мы ничего не выигрываем от этого якобы признания всех людей.

ЧТО ТАКОЕ СОБСТВЕННОСТЬ?

или ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПЕ ПРАВА И ВЛАСТИ

Печатается по тексту издания: П. Ж. Прудон. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. Перевод Е. и И. Леонтьевых. Издание Е. и И. Леонтьевых. Спб., 1907.

 

Знаменитый афоризм Прудона: "Собственность есть кража" - не является абсолютно новым и оригинальным. Например, в средние века мысль Прудона была высказана Гейстербахом в его гомилиях: "Всякий богатый есть вор или наследник вора"*. О собственности как о краже говорил деятель французской буржуазной революции Жан Пьер Бриссо в работе, опубликованной в 1782 году.

_________________

* Булгаков Сергей. Два града. Спб., 1997. С. 103.

Правда, справедливости ради следует отметить, что сам Прудон сопроводил свой афоризм рядом оговорок, лишив его тем самым той остроты, которой он обладает при внеконтекстуальном прочтении. Оказывается, что, по Прудону, лишь крупная собственность есть кража, собственность же в умеренном - "разумном" - размере не только полезна и оправданна, но и необходима. Истребление крупной частной собственности предпринимается Прудоном с целью установления всеобщей справедливости, которая, в свою очередь, достижима только на основе всеобщего равенства. Не "свобода, равенство, братство", как гласит знаменитый лозунг Французской революции, а именно - "равенство, братство свобода". Свобода, понимаемая Прудоном как отсутствие государственности, или анархия, возникает в результате ликвидации имущественного неравенства (источника и причины всех остальных видов неравенства). Достигнуть этот идеал можно лишь путем разрушения государства и превращения его в экономическую структуру, обеспечивающую всем членам общества равное право на труд и равную долю общественного продукта. По мнению Прудона, современное государство сознательно поддерживает, оберегает и культивирует неравенство, то есть, проще говоря, защищает "воров или наследников воров" от тех, кого они обворовали. Долой такое государство! А поскольку всякое государство именно таково, то долой и государство вообще!..

За сто с лишним лет, прошедших со дня смерти Прудона, наука, в том числе и социально-экономическая наука, продвинулась далеко вперед, поэтому в поисках "рецептов" и аналогий целесообразнее обращаться к трудам других, более современных нам мыслителей. Для нас актуальность Прудона заключается в ином. В свое время он оказал достаточно сильное влияние на целый ряд крупных русских мыслителей, начиная с Герцена и кончая Кропоткиным. Анархические идеи, в том числе и Прудона, были популярны в России в первые десятилетия XX в. Глубокие корни в России пустила и идея прогресса, сторонником которой был среди прочих и Прудон. Многие педагогические идеи Прудона усвоил Л. Н. Толстой и пытался претворить их в жизнь на практике в своей яснополянской школе. Поэтому знакомство с сочинениями Прудона необходимо и тем, кто занимается историей русской мысли.

В советское время Прудона практически не издавали. Лишь в 1919 г., видимо стараниями русских анархистов, была второй и последний раз издана его книга "Что такое собственность?". Поэтому все, что знает современный русский читатель о Прудоне, ограничено исключительно "Нищетой философии" К. Маркса.

Пытаясь осмыслить свое далекое и недавнее прошлое, мы вынуждены обращаться к сочинениям мыслителей того времени. Прудон был наследником идей Великой французской революции во всем их величии и со всеми их заблуждениями. Идеи Прудона, конечно, во многом устарели, но не устарели и не могут устареть идеалы, его вдохновлявшие. Конечно, сегодня мы иначе, чем Прудон, понимаем свободу, равенство, братство, справедливость, мир, любовь, но других положительных социальных идеалов у человечества все равно нет. Стремясь к их воплощению, человечество совершало массу ошибок, а иногда и преступлений. Чтобы избежать первых и не соблазниться вторыми, нужно знать их историю. Пожалуй, именно в этом кроется актуальность для нас Прудона.

[1] Исследование грамматических категорий (фр.).

[2] Значение празднования воскресенья (фр.).

[3] Франш-Конте (букв.: "свободное графство") - историческая область на востоке Франции, входившая с XIV в. в состав Бургундии; с конца XVII в. - в составе Франции. Столица Франш-Конте - г. Безансон, родина Прудона, В. Гюго, Ш. Фурье.

[4] Имеется в виду книга Ж. Ж. Руссо "Эмиль, или О воспитании" (1762), в которой доказывается, что современные системы воспитания основаны на насилии над личностью ребенка.

 

[5] Мемуар о собственности (фр.).

[6] По отношению к гостю право заявлять притязания имеет вечную силу (лат.). О толковании этого закона см.: Цицерон. Об обязанностях. I, XII.

"Законы двенадцати таблиц" - свод законов Древнего Рима, созданный коллегией децемвиров в 450-451 гг. до н. э., записанный на двенадцати досках, выставленных на площади.

[7] Зенит - точка небесной сферы, расположенная над головой наблюдателя; надир -- точка небесной сферы, противоположная зениту.

[8] Букв.: ничто древнее не должно быть изменено (лат.).

[9] Цитируется (не вполне точно) изданная накануне Французской революции 1789 г. и сразу завоевавшая популярность брошюра аббата Сиейеса "Что такое третье сословие?".

[10] Имеется в виду попытка Луи Наполеона (в будущем императора Наполеона III), считавшего себя законным наследником французского престола, поднять в 1836 г. в Страсбурге мятеж и захватить власть во Франции. Вторую такую попытку он предпринял в 1840 г. в Булони, после чего был приговорен французским правительством к пожизненному заключению в крепости Гам, откуда ему в 1846 г. удалось бежать в Англию.

[11] Т. е. Ж. Ж. Руссо и его трактат "Об общественном договоре".

[12] Это знаменитое изречение приписывают иногда и английской королеве Елизавете I, но в обоих случаях - без документальных оснований (см.: Бабкин А. М.. Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода. В 3 кн. Спб., 1994. Кн. 2. С. 793-794).

[13] Наступает равенство (лат.).

[14] Комментарии к гражданскому праву (фр.).

[15] Т. е. понижения размера ренты или удлинения сроков ее выплаты (от лат. conversio - изменение, превращение).

[16] Эпизод из истории Столетней войны (1347 г.); в 1895 г. в честь этого события в Кале был установлен бронзовый памятник работы О. Родена "Граждане Кале".

[17] Ин. 11, 50; цитируется неточно.

[18] Непременное условие; букв.: "условие, без которого нет" (лат.).

[19] Трактат о праве узуфрукта (фр.). Узуфрукт - право пожизненного пользования чужой вещью и доходами с нее с условием сохранения ее целостности и хозяйственного назначения.

[20] Каждому свое по его заслугам (лат.) - формула, встречающаяся у Цицерона в трактате "Об обязанностях" (I, V, 15) и в "Тускуланских беседах" (V, 22).

[21] В трактате "Об обязанностях" Цицерон писал: "...частной собственности не бывает от природы. Она возникает либо на основании давнишней оккупации, например, если люди некогда пришли на свободные земли, либо в силу победы, например, если землей завладели посредством войны, либо на основании закона, соглашения, условия, жребия... Ввиду этого, - так как частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим, - пусть каждый владеет тем, что ему досталось; если кто-нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нарушит права человеческого общества" (Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 63).

[22] Всякое определение в праве опасно: оно почти всегда ведет к уничтожению (лат.).

[23] Букв.: происхождение от Юпитера (лат.).

[24] О том, что море не принадлежит никому (лат.).

[25] Запрещается пользоваться землей, водой, воздухом и огнем (лат.).

[26] Царю принадлежит власть надо всеми, а отдельному индивиду - частная собственность. Царю принадлежит верховная власть, индивиду - право собственности (лат.).

[27] Здесь единственное прибежище среди житейских бурь, в котором человеческая душа находит успокоение от бесконечных треволнений (лат.).

[28] Приобретение в собственность по праву давности (лат.).

[29] Пс. 81, 6.

[30] С полным правом (лат.).

[31] Ростовщичество разъедает все (лит.).

[32] Эпизод, рассказанный в 7-й книге "Истории" Геродота (Прудон передает не вполне точно). См.: Геродот. История в девяти книгах. М., 1993. С. 325.

[33] Ср. с вольным переводом И. А. Крылова:

Вот эта часть моя

По договору;

Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору;

Вот эта мне за то, что всех сильнее я;

А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,

Тот с места жив не встанет.

(Крылов И. А. Соч. М" 1969, Т. 2. С. 89: "Лев на ловле".)

[34] Так вы (трудитесь), но не для себя (лат.) - выражение Вергилия.

[35] Ср.: "Нищие всегда будут среди земли твоей" (Втор. 15, 11).

[36] Онанизм и мастурбацию следует различать: онанизмом занимаются только мужчины, а мастурбацией - и мужчины и женщины (лат.).

[37] Определение человека, которое Аристотель формулирует в "Никомаховой этике" и "Политике". См.: Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63,259,379.

[38] "Гражданское справедливое, - по определению Аристотеля, - состоит... в равенстве и подобии" (Там же. С. 327).

[39] Справедливость - это равенство, несправедливость - неравенство (лат.).

[40] Илоты - государственные рабы в Спарте.

[41] Иезуитское государство в Парагвае существовало с 1610 по 1768 г.

[42] См.: Паскаль Блез. Письма к провинциалу... Спб., 1898. С. 110 (Письмо восьмое).

[43] См.: Платон. Собр. соч.: В 4 т. М" 1990. Т. 1. С. 523. "По-моему, - говорит здесь Калликл, - законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы... стараясь запугать более сильных... Сами же они по своей ничтожности охотно, я думаю, довольствовались бы долею, равною для всех".

[44] Со ссылкой на Аппиана (События в Ливии, Г6) об этом эпизоде рассказывает Дж. Вико в "Основаниях новой науки об общей природе наций" (М.; Киев, 1994. С. 397-398).

 

Глава I







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.012 с.)