Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивационная характеристика темы.

Поиск

ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБА

НА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Учебно – методическое пособие

 

Минск 2010

 

УДК 616. 314 – 089. 87: 616. 716.1 (075. 8)

ББК 56.6 я 73

Б 25

Авторы: канд. мед наук, А.З. Бармуцкая, канд. мед. наук, доц. В.Л. Евтухов, ассит. Т.Л. Шевела

Рецензенты:

Утверждено Научно – методическим советом университета в качестве учебно – методического пособия……….

 

А.З. Бармуцкая, ШевелаТ.Л. ЕвтуховВ.Л.

П 64 Инструментарий и методика удаления зубов на верхней челюсти: учебно – методическое пособие /А.З. Бармуцкая, Т.Л.Шевела, В.Л.Евтухов – Минск: БГМУ, 2010. - ……с.

ISBN……..

 

Издание содержит информацию по инструментам и методике удаления зубов на верхней челюсти, фотографии инструментов, вопросы для тестового контроля конечного уровня знаний с ключами ответов.

Предназначено для студентов 3, 4, 5 курса стоматологического факультета, врачей – стажеров, клинических ординаторов.

 

УДК 616.314 – 089.87: 616.716.1 (075.8)

ББК 56.6 я 73

 

ISBN……….. Оформление. Белорусский государственный медицинский

университет,2010

 

Мотивационная характеристика темы.

Операция удаления зуба до сих пор является одной из самых распространенных хирургических вмешательств в амбулаторной практике хирургов-стоматологов. Для проведения этой операции используются специальные инструменты: щипцы и элеваторы. Щипцы для удаления зубов на верхней челюсти могут быть коронковые, корневые, сходящиеся и несходящиеся. В указанных щипцах выделяют щечки, замок, ручки. Знание и правильный выбор инструментов для удаления зубов на верхней челюсти позволит студенту правильно подготовить и провести операцию удаления зуба на верхней челюсти.

 

Цель занятия: Научить студентов правильно подобрать инструментарий и проводить операцию удаления зуба на верхней челюсти.

 

Задачи занятия:

1. Научиться определять показания к операции удаления зуба на верхней челюсти.

 

2. Научиться правильно, подобрать щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с сохраненной коронковой частью.

 

3. Научиться правильно, подобрать щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с отсутствующей коронковой частью.

 

4. Обучиться правильному положению врача по отношению к пациенту при проведении операции удаления зубов на верхней челюсти.

 

5. Обучиться технически правильно выполнять операцию удаления зубов на верхней челюсти.

 

Требования к исходному уровню знаний:

 

Для полного освоения темы студенту необходимо повторить разделы:


- Анатомия зубов на верхней челюсти

-анатомия альвеолярного отростка на верхней челюсти

-строение верхнечелюстной пазухи

-кровоснабжение и иннервация челюстно-лицевой области и прилежащих к ней анатомических образований

.- лучевая диагностика

Контрольные вопросы к исходному уровню знаний:

1. Анатомическое строение зубов верхней челюсти.

2. Особенности анатомического строения верхней челюсти и альвеолярного отростка.

3. 3.Особенности иннервации и кровоснабжения верхней челюсти.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Назовите этапы операции удаления зуба на верхней челюсти.

 

2. Укажите положение пациента и врача при удалении зубов на верхней челюсти.

 

3. Подберите щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с сохраненной коронковой частью.

 

4. Подберите щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с разрушенной коронкой зуба.

 

5. Назовите способы держания щипцов при удалении зубов на верхней челюсти.

6. Укажите методику удаления резцов и клыков на верхней челюсти.

 

7. Укажите методику удаления премоляров на верхней челюсти.

 

8. Укажите методику удаления моляров на верхней челюсти.

 

 

Учебный материал.

Подготовка больного к операции удаления зуба.

· Клинико-рентгенологическое обследование для уточнения диагноза и решения вопроса о необходимости (показаниях) к удалению зуба.

· Клинико-рентгенологическое обследование для уточнения индивидуальных особенностей строения зуба, челюсти, которые необходимо учитывать при составлении плана операции.

· Клиническое обследование больного по выявлению у него общей патологии, которая может потребовать специальной подготовки к операции, определить выбор оптимального способа обезболивания.

· Разъяснение больному необходимости операции удаления зуба.

· Оценка психоэмоционального состояния пациента, для определения выбора обезболивания.

· Снятие наддесневых и поддесневых зубных отложений с удаляемого и соседних зубов с целью предупреждения проникновения в альвеолу инфицированного зубного налета.

 

Инструменты для удаления зубов на верхней челюсти.

Для удаления зубов на верхней челюсти необходимо иметь следующий набор инструментов: щипцы для удаления зубов, элеваторы, остеотомные долота, молоток, физиодиспенсеры или бормашина с набором боров и фрез.

Щипцы для удаления зубов.

Щипцы для удаления зубов представляют собой два рычага первого рода, соединенных друг с другом. В щипцах различают следующие части: щечки – части, предназначенные для захватывания коронок зубов или корней, устроенные соответственно анатомическим особенностям групп зубов на верхней челюсти; ручки, за которые держат щипцы; замок, расположенный на протяжении между щечками и ручками, соединяющей обе половины щипцов.

Устройство щипцов меняется в зависимости от группы зубов, для которых они предназначены. В соответствии с этим имеются щипцы для удаления зубов на верхней челюсти и для удаления зубов на нижней челюсти. В каждой из этих групп различают щипцы для удаления зубов с сохраненной коронкой и для удаления корней. Все щипцы различают по следующим признакам.

I. Признак угла. Щипцы для удаления верхних зубов устроены таким образом, что ось щечек в них совпадает с осью ручек, составляя прямую линию или же угол, образуемый осью щечек и осью ручек, приближается к двум прямым углам. В некоторых щипцах для верхних зубов ось щечек и ось ручек параллельны или почти параллельны. Щипцы держат таким образом, чтобы угол между осью щечек и ось ручек был открыт в сторону удаляемого зуба. Признак изгиба ручек и длина щипцов. Щипцы, предназначенные для удаления передних зубов, прямые. При удалении верхних премоляров, моляров применяют щипцы, имеющие S-образный изгиб. Вследствие этого щечки щипцов могут быть правильно наложены на премоляры, моляры верхней челюсти.

II. Признак стороны. У ряда щипцов, предназначенных для удаления, как правых, так и левых зубов щечки устроены одинаково. У щипцов, предназначенных для удаления резцов, клыков и премоляров, каждая щечка имеет по одному желобку и заканчивается полукругом. Щечки щипцов бывают трех размеров: широкие, средние и узкие для захватывания коронок различного объема. Для удаления моляров каждая щечка заканчивается выдающимся участком – шипом, расположенных между двумя выемками. Этот шип при наложении щипцов продвигается в промежуток между двумя корнями, а в выемках, расположенных впереди и позади шипа, плотно удерживаются (фиксируются) корни. Щечки щипцов для удаления верхних моляров устроены различно. Одна щечка имеет желобок и конец ее полукруглой формы, при наложении щипцов эта щечка охватывает небный корень. Другая же щечка этих щипцов снабжена шипом и ее накладывают со щечной стороны. Поэтому щипцы для правых и левых верхних моляров различны: у щипцов для правых зубов шип расположен на левой щечке, у щипцов для левых зубов шип - на правой. Щипцы для верхних зубов мудрости изогнуты штыковидно, щечки их соответственно в форме коронки широкие и не имеют шипов, так как корни зубов мудрости чаще бывают соединены в один конический корень или на внутренней поверхности щипцов имеется также ряд параллельных валиков, образующих желобки. Назначение их то- же что и у других щипцов – надежно захватывать коронку зуба.

III. Признак ширины щечек. Ширина щечек щипцов также различна. В щипцах, предназначенных для удаления передних зубов (резцов, клыков), щечки делают более узкими, чем для удаления моляров. Особенно узкие щечки имеют щипцы, которыми удаляют корни.

Штыковидные щипцы. Щечки штыковидных щипцов отличаются от щечек прямых тем, что несколько заострены. Это обстоятельство способствует продвижению щечек вглубь лунки, пораженной хроническим воспалительным процессом. Штыковидные щипцы выпускаются трех размеров: широкие, средние и узкие. Отличаются они друг от друга лишь шириной щечек, в остальном их конструкция совершенно одинакова. Широкие штыковидные щипцы предназначены для удаления всех зубов на верхней челюсти, а узкие штыковидные – для удаления корней всех зубов на той же челюсти. Средние штыковидные щипцы могут быть применены по решению врача, как для удаления зубов, так и для удаления их корней.

В соответствии с вышесказанным для удаления зубов на верхней челюсти имеются следующие щипцы. Прямые щипцы (рис.1) для удаления первого, второго резцов и клыка на верхней челюсти. Обе щечки имеют форму желобка.

Различают щипцы для удаления первого и второго премоляров (рис.2). Указанные щипцы имеют S-образный изгиб ручек. Щечки щипцов для удаления правых и левых премоляров устроены одинаково и имеют на двух щечках желобок и конец щечки имеют полукруглую форму. Таким образом, щечки охватывают корень с двух сторон.

Соответственно анатомическому строению первого и второго верхнего моляров щипцы для их удаления сконструированы отдельно для правой и левой стороны. Щипцы S-образно изогнуты, одна щечка имеет шиповидный выступ, другая форму желобка с полукруглым концом (рис.4).

Для удаления верхних третьих моляров (рис.3) имеются специальные щипцы штыковидной формы с одинаковыми широкими щечками, имеющими форму вогнутого желобка, байонеты.

Для удаления корней верхних зубов используют щипцы, сконструированные также как и для удаления зубов, имеющих коронки с более тонкими и узкими щечками, соприкасающиеся концами при их смыкании.

Для удаления корней зубов на верхней челюсти различают следующие щипцы: прямые корневые щипцы – для удаления корней верхних резцов и клыка, S-образные изогнутые корневые щипцы для удаления корней премоляров и моляров верхней челюсти.

Для удаления всех корней верхних зубов применяют штыковидные щипцы (рис.5) с тонкими щечками, соприкасающимися своими концами.

Для удаления корней зубов на верхней челюсти используют прямые элеваторы. Элеватор, являющийся по способу действия рычагом первого ряда, т.е. двуплечим рычагом состоит из рабочей части – щечки элеватора, соединительной части и ручки. Прямой элеватор имеет рабочую часть – щечку в виде слегка вогнутого желобка с истонченным концом.

 

 

(рис.1) (рис.2) (Рис3) (рис.4) (рис.5)

 

Щипцы универсальные, штыковидные.

 

 

Щипцы Байонеты для удаления верхних третьих моляров

 

 

Элеватор прямой

 

Универсальные штыковидные и щипцы для удаления третьих моляров.

 

 

Щипцы прямые для удаления фронтальных зубов.

 

 

Гладилка серповидная.

 

 

Щипцы S-образные коронковые для удаления моляров.

 

 

 

 

Щипцы S-образные коронковые для удаления моляров.

 

 

 

 

 

 

Щипцы S-образные для удаления премоляров.

 

 

 

 

Элеватор штыковидный.

 

Способы держания щипцов

 

Существуют два основных способа держания щипцов для удаления зубов.

Первый способ.

Одну ручку щипцов охватывают вторым и третьим пальцами, другую – первым пальцем, мягкие ткани которого несколько вдавливают в пространство между ручками щипцов; четвертый и пятый пальцы кладут книзу между ручками и прижимают эти пальцы тыльной стороной к внутренней поверхности ручки, охваченной вторым и третьим пальцами. Это дает возможность раздвинуть щипцы соответственно объему удаляемого зуба. После наложения и продвижения щипцов четвертый и пятый пальцы вынимают из пространства между ручками и охватывают щипцы всей кистью (рис

 

Второй способ.

 

Щипцы берут таким образом, чтобы второй и третий пальцы лежали между ручками щипцов, причем одну ручку охватывают первым и вторым пальцами, а другую – четвертым и пятым пальцами. Щипцы раскрывают разгибанием третьего пальца и смыкают сгибанием четвертого и пятого пальцев. После наложения и продвижения щипцов третий палец вынимают из промежутка между ручками так что вторую ручку щипцов охватывают третьим, четвертым и пятым пальцами; третий палец остается всегда между обеими ручками щипцов (рис.

 

 

 

 


Самоконтроль усвоения темы

Тестовые вопросы для определения конечного уровня знаний

1. Отслаивание десны от шейки зуба или корня с нарушением целостности круговой связки зуба называется;
а)люксация; б)тракция; в) синдесмотомия; г)тракция.

2. Какие инструменты можно используют для удаления 13, 23

зубов с сохраненной коронковой частью зуба?
а) прямые с несходящимися щечками; б) штыковидные;

элеватор, г) клювовидные сходящиеся, д) S- образные коронковые.

3.Какие щипцы используются для удаления 17 зуба с сохраненной коронкой?
а) S-образные левые; б) S-образные правые, в) штыковидные; г)прямые.

4. Для каких зубов на верхней челюсти первое люксирующее движение проводят в небную сторону?
а) 13,23, б)24,14; в)16,26.

5. Вывихивание 37, 47 при операции удаления зуба начинают:

1) в язычную сторону, 2) в щечную; 3) значения не имеет.

6. При переломе верхушки корня зуба во время удаления врач должен:

1) прекратить дальнейшие манипуляции для уменьшения травмы окружающих тканей,

2) в плановом порядке удалить зуб через несколько дней;

3) завершить удаление зуба.

7. Опишите признак угла у щипцов для верхней челюсти:

1) ось щечек и ось ручек образуют прямой угол;

2) ось щечек и ось ручек образуют угол равный 90°;

3) ось щечек и ось ручек образуют тупой или близкий к развернутому угол.

8. Какое должно быть положение пациента при удалении зубов на верхней челюсти?

1) У пациента удаляемый зуб должен находиться на уровне плечевого сустава хирурга, голова несколько отведена кзади;

2) У пациента удаляемый зуб должен находиться на уровне локтевого сустава хирурга, голова отведена кзади;

3) положение пациента в кресле особого значения для хирурга не имеет;

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.- Витебск,1998.

 

2. Дунаевский В,А. Хирургическая стоматология. / Москва, Медицина,1979.

 

 

3. Заусаев В.И. и соавт. Хирургическая стоматология. /Москва 1981.

 

4. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология/ Москва 1990.

 

 

5. Чудаков О.П., Черченко Н.Н.,Гузерова Н.Ф. Дентальная хирургия в работе врача-стоматолога общей практики. Методические рекомендации/ Минск 2ООО.-42с.

 

6. Жабин В.Е. Удаление зубов и лечение возникших осложнений./ Минск 1975.

 

 

7. Соловьёв М.М. Пропедевтика хирургической стоматологии./Москва,

2007 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

· Мотивационная характеристика темы………………………………………………………………….3

· Цель и задачи занятия……………………………………………………………….3

· Требования к исходному уровню знаний………………….……...4

· Контрольные вопросы к исходному уровню знаний………….….4

· Учебный материал……………………………………………………………..5

· Инструменты для удаления зубов на верхней челюсти………………………………………………………………5

· Способы держания щипцов………………………………………………………..…….12

· Положение врача и пациента при удалении зубов…..…………..14

· Отдельные приемы удаления зубов щипцами…………………....15

· Удаление зубов и корней на верхней челюсти…………………………………………………….…….….19

· Удаление ретинированых зубов………………………………………………….………………25

· Самоконтроль усвоения темы……………………………………………………..…………...30

· Тестовые вопросы для определения конечного уровня знаний....30

· Литература………………………………………………………….31

 

 

ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБА

НА ВЕРХНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Учебно – методическое пособие

 

Минск 2010

 

УДК 616. 314 – 089. 87: 616. 716.1 (075. 8)

ББК 56.6 я 73

Б 25

Авторы: канд. мед наук, А.З. Бармуцкая, канд. мед. наук, доц. В.Л. Евтухов, ассит. Т.Л. Шевела

Рецензенты:

Утверждено Научно – методическим советом университета в качестве учебно – методического пособия……….

 

А.З. Бармуцкая, ШевелаТ.Л. ЕвтуховВ.Л.

П 64 Инструментарий и методика удаления зубов на верхней челюсти: учебно – методическое пособие /А.З. Бармуцкая, Т.Л.Шевела, В.Л.Евтухов – Минск: БГМУ, 2010. - ……с.

ISBN……..

 

Издание содержит информацию по инструментам и методике удаления зубов на верхней челюсти, фотографии инструментов, вопросы для тестового контроля конечного уровня знаний с ключами ответов.

Предназначено для студентов 3, 4, 5 курса стоматологического факультета, врачей – стажеров, клинических ординаторов.

 

УДК 616.314 – 089.87: 616.716.1 (075.8)

ББК 56.6 я 73

 

ISBN……….. Оформление. Белорусский государственный медицинский

университет,2010

 

Мотивационная характеристика темы.

Операция удаления зуба до сих пор является одной из самых распространенных хирургических вмешательств в амбулаторной практике хирургов-стоматологов. Для проведения этой операции используются специальные инструменты: щипцы и элеваторы. Щипцы для удаления зубов на верхней челюсти могут быть коронковые, корневые, сходящиеся и несходящиеся. В указанных щипцах выделяют щечки, замок, ручки. Знание и правильный выбор инструментов для удаления зубов на верхней челюсти позволит студенту правильно подготовить и провести операцию удаления зуба на верхней челюсти.

 

Цель занятия: Научить студентов правильно подобрать инструментарий и проводить операцию удаления зуба на верхней челюсти.

 

Задачи занятия:

1. Научиться определять показания к операции удаления зуба на верхней челюсти.

 

2. Научиться правильно, подобрать щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с сохраненной коронковой частью.

 

3. Научиться правильно, подобрать щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с отсутствующей коронковой частью.

 

4. Обучиться правильному положению врача по отношению к пациенту при проведении операции удаления зубов на верхней челюсти.

 

5. Обучиться технически правильно выполнять операцию удаления зубов на верхней челюсти.

 

Требования к исходному уровню знаний:

 

Для полного освоения темы студенту необходимо повторить разделы:


- Анатомия зубов на верхней челюсти

-анатомия альвеолярного отростка на верхней челюсти

-строение верхнечелюстной пазухи

-кровоснабжение и иннервация челюстно-лицевой области и прилежащих к ней анатомических образований

.- лучевая диагностика

Контрольные вопросы к исходному уровню знаний:

1. Анатомическое строение зубов верхней челюсти.

2. Особенности анатомического строения верхней челюсти и альвеолярного отростка.

3. 3.Особенности иннервации и кровоснабжения верхней челюсти.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Назовите этапы операции удаления зуба на верхней челюсти.

 

2. Укажите положение пациента и врача при удалении зубов на верхней челюсти.

 

3. Подберите щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с сохраненной коронковой частью.

 

4. Подберите щипцы для удаления зубов на верхней челюсти с разрушенной коронкой зуба.

 

5. Назовите способы держания щипцов при удалении зубов на верхней челюсти.

6. Укажите методику удаления резцов и клыков на верхней челюсти.

 

7. Укажите методику удаления премоляров на верхней челюсти.

 

8. Укажите методику удаления моляров на верхней челюсти.

 

 

Учебный материал.

Подготовка больного к операции удаления зуба.

· Клинико-рентгенологическое обследование для уточнения диагноза и решения вопроса о необходимости (показаниях) к удалению зуба.

· Клинико-рентгенологическое обследование для уточнения индивидуальных особенностей строения зуба, челюсти, которые необходимо учитывать при составлении плана операции.

· Клиническое обследование больного по выявлению у него общей патологии, которая может потребовать специальной подготовки к операции, определить выбор оптимального способа обезболивания.

· Разъяснение больному необходимости операции удаления зуба.

· Оценка психоэмоционального состояния пациента, для определения выбора обезболивания.

· Снятие наддесневых и поддесневых зубных отложений с удаляемого и соседних зубов с целью предупреждения проникновения в альвеолу инфицированного зубного налета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.012 с.)