Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая характеристика центрального паралича.

Поиск

Клиническая ха-ка периферического паралича.

При периферическом параличе наблюдается совершенно иная картина. Для него также характерны три признака, но совершенно противоположных:
• снижение мышечного тонуса, вплоть до полной его утраты — атония или гипотония;
• утрата или снижение рефлексов — арефлексия или гипорефлексия;
• атрофия мышц как следствие нарушения обмена мышечной ткани из-за отсутствия нервно-трофического влияния.Если при центральном параличе мышца получает нервные импульсы, но не полностью, а только из спинного мозга, то при периферическом параличе мышца не получает ничего. Поэтому если в первом случае имеет место извращенная мышечная деятельность (постоянное напряжение или спазм), то во втором деятельность отсутствует вовсе. В силу этих причин центральный паралич называют также спастическим, а периферический — вялым.Выше было упомянуто об изолированном поражении передних рогов спинного мозга. Существуют заболевания (например, боковой амиотрофический склероз) с патологией только этих образований. Здесь в процесс будут вовлечены и центральный, и периферический отрезки пути. Тип возникшего паралича будет смешанным, т. е. имеющим признаки первого и второго типа. Конечно, на первый план выступят три признака вялого (периферического) паралича: атония, атрофия, арефлексия. Но благодаря влияниям спинного мозга с соседних участков, добавляется четвертый признак, характерный уже для спастического (центрального) паралича. Это патологические, т. е. не встречающиеся в норме рефлексы, так как тонус и активность мышц снижены, они будут проявляться в достаточно слабой степени и с течением времени, в результате развития болезни угаснут вовсе.
Вторая большая группа,— это функциональные параличи. Как следует из определения, органическое поражение нервно-мускулярного пути здесь отсутствует, а страдает только функция. Они встречаются при различных видах неврозов, как правило — при истерии. Происхождение функциональных параличей, по теории академика Павлова, объясняется возникновением в коре головного мозга отдельных очагов торможения.В зависимости от локализации распространения очага будут парализованы различные области. Так, в некоторых случаях во время сильных психических потрясений человек может замереть и обездвижиться — впасть в ступор, что будет являться следствием обширного диффузного торможения в коре головного мозга. Поэтому ступор можно, с некоторой натяжкой, отнести к временному параличу функционального типа. При истерии может наблюдаться клиническая картина периферического паралича, гемиплегии, параплегии, моноплегии органического происхождения, однако сходство остается исключительно чисто внешним — и объективные признаки, которые можно получить при инструментальном обследовании, отсутствуют.Параличи могут принимать разнообразные формы, появляться и исчезать, меняться. Всегда, как правило, удается выявить их «выгодность» для больного. Существует и особая форма расстройства движений, характерная для истерии, — астазия-абазия — невозможность ходить и стоять при органической целостности опорного аппарата, мышечной и нервной системы.
Еще одна особенность, имеющая ярко специфические черты, но не упомянутая выше и относящаяся к параличам периферического типа. Она проявляется при нервно-мышечном заболевании, миастении и заключается в «патологической утомляемости» мышц. Суть данного явления заключается в нарастании степени парезов во время функционирования, т. е. работы. Мышцы как бы быстро устают, но восстанавливаются после отдыха. Так как имеется0 поражение нервно-мышечного перехода, во всем остальном параличи имеют признаки периферического типа.

 

 

Клинические признаки бульбарного паралича.

Бульбарный паралич продолговатый мозг

периферический паралич мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, голосовых складок и надгортанника вследствие поражения IX, Х и XII пар черепных нервов или их ядер, расположенных в продолговатом мозге.

Бульбарный паралич характеризуется тяжелыми расстройствами глотания, жевания и речи. Лицо больного амимично, рот раскрыт, из него вытекает слюна, выпадает пища, которую больной с трудом жует. Речь становится непонятной, смазанной (дизартрия), гнусавой (назолалия), нарушается фонация (афония) и глотание (дисфагия), особенно жидкой пищи (больной поперхивается, пища попадает в нос). Обнаруживается свисание мягкого неба на стороне паралича, язычок которого отклоняется в здоровую сторону (при одностороннем Б. п.), голосовые складки не смыкаются, не вызываются глоточный и небные рефлексы. Язык неподвижен при двустороннем Б. п. (глоссоплегия) или отклоняется в сторону поражения при одностороннем Б. п. (рис.). При одностороннем поражении половина языка атрофируется, становится неровной, складчатой, в мышцах языка наблюдаются фасцикулярные подергивания (особенно при поражении ядра XII пары). У таких больных часто нарушаются функция дыхания и сердечная деятельность.

Развитие Б. п. в зависимости от основного заболевания может быть острым и постепенно прогрессирующим. Кроме того, можно выделить несколько клинических вариантов бульбарного паралича: бульбарный паралич Дюшенна, миастенический бульбарный паралич.Острый Б. п. развивается в результате нарушения кровообращения в продолговатом мозге (тромбоз или эмболия сосудов вертебробазилярного бассейна, особенно часто при окклюзии нижней задней мозжечковой артерии) с развитием синдрома Валленберга — Захарченко или другого альтернирующего синдрома (Альтернирующие синдромы), при нейроинфекции (см. Экономо летаргический энцефалит), интоксикации, а также при остром сдавлении (гематомой, фрагментами первого шейного позвонка при его переломе, при дислокации головного мозга (Дислокация головного мозга)). При тяжелом поражении продолговатого мозга такие больные часто погибают вследствие нарушения функции дыхания и сердечно-сосудистой деятельности.Прогрессирующий Б. п. наблюдается при амиотрофическом боковом склерозе (Амиотрофический боковой склероз), хроническом Полиомиелите, клещевом энцефалите, при опухоли задней черепной ямки, аномалиях краниовертебрального стыкарубцово-спаечном процессе, при хронической недостаточности мозгового кровообращения вследствие атеросклероза и гипертонической болезни. При этом поражаются преимущественно двигательные ядра IX, Х и XII пар черепных нервов; проводниковые системы обычно остаются интактными. Постепенно нарастают расстройства глотания, артикуляции, фонации, а позднее и дыхания.Бульбарный паралич Дюшенна при подостром переднем полиомиелите имеет подострое прогрессирующее течение без ремиссий. Больные обычно погибают в течение первых двух лет болезни от расстройства дыхания и сердечной деятельности.Миастенический Б. п. (болезнь Эрба — Гольдфлама) развивается в результате нарушения проводимости в нервно-мышечных синапсах.Диагностика основывается на выявлении характерных клинических симптомов. Необходимо дифференцировать Б. п. с псевдобульбарным параличом, при котором отсутствует атрофия языка, повышены глоточный и небные рефлексы, вызываются рефлексы орального автоматизма, наблюдаются насильственный плач и смех.

 

Дизартрия,виды.

Подкорковая дизартрияПодкорковой (гиперкинетической или экстрапирамидной) называют дизартрию, которая возникла из-за поражения подкорковых узлов головного мозга. У таких детей нарушены темп и ритм речи. То, насколько разборчива будет речь ребенка с таким диагнозом, зависит в первую очередь от силы голоса. При этом малыш может начинать фразу звонко, но к концу предложения «затухает».У детей с подкорковой дизартрией речь похожа на телеграф – ломаная, не хватает общей плавности. Родители таких детей замечают, что их ребенок может свободно говорить небольшими предложениями и вдруг совершенно неожиданно замолкает, не в силах ничего произнести.Причина такого странного поведения в артикуляторном спазме, из-за которого напрягается язык и прерывается голос.В дополнение к дефектам речи специалисты диагностируют у таких малышей повышенный тонус мышц плечевого пояса и шеи. Могут быть «нервные тики» – гиперкинез – это движения, которые ребенок не может контролировать. Чаще всего они возникают во время речи, но в некоторых случаях бывают и тогда, когда малыш молчит. Кроме того, подкорковая дизартрия может сочетаться с нарушениями слуха.Корковая дизартрия.Корковой называют дизартрию, при которой поражены различные участки коры головного мозга. Даже специалистам сложно отделить этот вид дизартрии от еще одного дефекта речи – моторной алалии.В обоих случаях главная трудность, с которой сталкивается ребенок, – произнесение сложных слов из нескольких слогов. Но в отличие от детей с моторной алалией малыши с корковой дизартрией не испытывают сложности при наборе звуков и лексики. Они без проблем произносят звуки отдельно, каждый сам по себе, но когда им приходится соединять их в слова и предложения, дети начинают запинаться, как при заикании.Причина такого речевого поведения – в нарушении моторики артикуляционного аппарата. У детей с этим дефектом не бывает нарушения голоса, дыхания или повышенного слюноотделения. При легких формах корковой дизартрии изменения заметны только при произнесении слов с переднеязычными звуками. Происходит это из-за того, что у детей возникают сложности с мелкими движениями, которые нужно делать кончиком языка.Существует несколько форм корковой дизартрии. Если поражена постцеральная извилина коры головного мозга, дефект называется афферентным, или артикуляторным. Ребенок с таким диагнозом путается в артикуляции звуков. Из-за этого его речь становится прерывистой и нечленораздельной. Нарушения больше касаются согласных звуков, малыш словно заикается, застревая на некоторых звуках.Причина же эфферетной корковой дизартрии лежит в поражении прецентральной извилины коры головного мозга. При таком дефекте ребенку сложно соединить между собой различные двигательные движения в единое целое, он с трудом переключается при произнесении одного звука за другим. Внимательный наблюдатель заметит, что малыш переставляет слоги, пропускает и повторяет их.Бульбарная дизартрияВ случаях, когда воспален продолговатый мозг, может возникнуть бульбарная дизартрия.При этом дефекте страдают двигательные черепно-мозговые нервы (блуждающий, подъязычный, тройничный, лицевой или языкоглоточный). Это влияет не только на речь, но и на процессы глотания пищи, жевания. В некоторых случаях специалисты диагностируют паралич мускулатуры языка, неба, глотки, лица: губ, одной или обеих щек.Из-за этого ребенок не может свободно говорить звонкие, губные звуки, гнусавит, мало выражает свои эмоции мимикой.Псевдобульбарная дизартрия.С псевдобульбарной дизартрией специалисты сталкиваются чаще всего. Именно этот дефект в основном возникает после травм во время родов, различных интоксикаций.У малыша поражаются проводящие пути, которые идут от коры головного мозга к ядрам нескольких нервов: подъязычного, языкоглоточного и блуждающего.Внешне этот вид дизартрии очень похож на бульбарную, но коррекция речи при псевдобульбарной форме происходит намного легче и быстрее. К общим признакам детей с этим дефектом можно отнести то, что их речь сохраняет правильный ритмический контур: верно расставлены ударения, не нарушено количество слогов в слове. Сложнее всего даются малышам слова, в которых рядом расположены несколько согласных, которые звучат, к примеру, так: «шатулка» (шкатулка), «кан» (кран).Мозжечковая дизартрияПри поражении проводящих путей мозжечка выделяют мозжечковую дизартрию, но отдельно она встречается крайне редко. У таких детей рубленая речь, словно они постоянно скандируют речевку. Органические нарушения приводят к снижению тонуса мышц губ и языка, в некоторых случаях наблюдается тремор – дрожание языка.

Сенсорная афазия,и её виды.

У страдающих сенсорной афазией нарушено понимание обращенной к ним речи. Отсутствует и контроль за собственной речью. Она малоинформативна, состоит из обрывков слов и фраз. Человек не может писать, не понимает прочитанного.Одни больные безуспешно пытаются что-то повторять, называть. Речь их многословна, эмоциональна, богато интонирована, сопровождается мимикой, жестами. Но эта “словесная окрошка”, или “словесный салат” - как говорят специалисты, существует как бы сама по себе: больной не понимает ни того, что говорит, ни простейших слов, просьб, указаний, обращенных к нему. Эти признаки характерны для первой формы сенсорной афазии.В других случаях до сознания пациента доходят простые команды, только если состоят из 1-2 слов, не более. Это вторая форма сенсорной афазии.Страдающие третьей ее формой понимают только простые предложения. Сложный текст им не по силам. Они плохо ориентируются в пространстве, путаются в счете, не различают, что значит “под”, “над”, “к”, “от”, не оценивают сравнительных конструкций (муха меньше слона)... Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.
При поражении ядерной зоны звукового анализатора левого полушария – в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике – возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор – собор – запор» звучат для них как одинаковые.В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

20.Моторная афазия, и её виды….

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы. Виды: Эфферентная моторная афазия. В основе эфферентной моторной афазии лежат нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты с эфферентной моторной афазией молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, может быть гипофонична, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, литеральная подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает. Субкортикальная моторная афазия. Также возникает при поражении задненижних отделов лобных долей головного мозга, но обычно при меньшем объеме повреждения мозговой ткани. Малый синдром Брока характеризуется уменьшением беглости спонтанной речи, трудностями повторения слов и называния предметов по показу, нарушением артикуляции. В то же время в отличие от эфферентной моторной афазии письменная речь при афемии остается интактной, в том числе в острейшем периоде. Последнее обстоятельство дает основание некоторым авторам считать афемию апраксией речи, а не одним из видов афазий.
Причиной афемии обычно является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне корковых ветвей левой средней мозговой артерии. Как правило, при этом не бывает стойких двигательных нарушений, однако в остром периоде может отмечаться центральный паралич мимических мышц, легкий преходящий гемипарез. Динамическая афазия.Патогенетически и клинически сходным с эфферентной моторной афазией речевым расстройством является динамическая афазия (по другой терминологии транскортикальная моторная афазия). В основе динамической афазии также лежат нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Клинически данный синдром характеризуется уменьшением беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфным стилем и аграмматизмом в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, может быть гипофонична, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Однако в отличие от эфферентной моторной афазии повторение слов и фраз за врачом при динамической афазии сохранено. Более характерны вербальные, а не звуковые персеверации.Динамическая афазия развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария. Наиболее частой причиной динамической афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии. Постепенное развитие динамической афазии является основным клиническим проявлением редкого состояния, близкого по патоморфологическим характеристикам к локальным корковым атрофиям первичной прогрессирующей афазии. Данное состояние характеризуется речевыми нарушениями, которые начинаются исподволь и плавно неуклонно прогрессируют, формируя на выраженных стадиях развернутую картину афазии. Симптомокомплекс, напоминающий динамическую афазию, может сменять эфферентную моторную афазию в результате частичного регресса речевых нарушений. Афферентная моторная афазия. Афферентная моторная афазия развивается в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем. Как и при других моторных афазиях, понимание речи при данном виде речевых расстройств не страдает. Самостоятельная речь больных обычно плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Последние могут отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов по показу и при письме. Вместе с тем беглость речи при афферентной моторной афазии не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны. Афферентная моторная афазия развивается при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария. Сенсорная афазия. В основе сенсорной афазии, или афазии ВерникеКожевникова, лежит утрата фонематического слуха. Клиническая картина характеризуется нарушением понимания устной и письменной речи возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает также понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.
Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных. Нарушение фонематического слуха делает невозможным адекватный произвольный контроль экспрессивной речи. При этом неизбежно возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), что при достаточной выраженности нарушений может приводить к тому, что речь больного становится абсолютно непонятной для окружающих ("словесный салат", или "речевая окрошка"). Страдает как самостоятельная речь больных, так и повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи при сенсорной афазии не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. Сенсомоторная афазия. При обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга. Следовательно, страдает как инициация речи, так и фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией. Акустикомнестическая афазия. Акустикомнестическая афазия возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Лингвистический дефект локализован на следующем этапе распознавания речевых стимулов: невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи, как правило, не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено, отсутствуют также нарушения артикуляции и аграмматизм.Акустикомнестическая афазия развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Иногда акустикомнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений. Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи. Амнестическая афазия. Термин "амнестическая афазия" объединяет акустикомнестическую и оптиконестическую афазию, которые считаются разновидностями амнестической афазии. На практике симптомы обоих видов афазий часто сочетаются, поэтому разделение амнестической афазии на акустико-мнестическую и оптиконестическую не всегда оправдано. Амнестические афазии весьма характерны для болезни Альцгеймера. Семантическая афазия.Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены. Транскортикальная смешанная афазия. Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом. Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.
Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений. Подкорковые афазии. В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер.
Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию ВерникеКожевникова (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом.При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными.
Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какомулибо определенному виду афазий. Нарушение письменной речи. Нарушение письменной речи (аграфия, алексия) регулярно отмечается в клинической картине различных афазий. Значительно реже имеется изолированное нарушение письменной речи.Изолированная алексия встречается у больных, перенесших инсульт в бассейне левой задней мозговой артерии, когда зона инфаркта охватывает медиальные отделы затылочной и височной долей и валика мозолистого тела. Больной теряет способность читать слова, хотя узнает отдельные буквы. Сохраняется способность писать под диктовку, но не переписывать чтолибо. Больной не может прочитать то, что он сам написал.При поражении нижних отделов теменной доли доминантного полушария описано сочетание алексии и аграфии в отсутствие других речевых нарушений. Обычно этот вид нарушений сочетается с пальцевой агнозией, акалькулией и нарушениями пространственного праксиса и гнозиса, что образует синдром Герстманна. В других случаях при аналогичной топике поражения может развиваться изолированная аграфия, обусловленная нарушением конструктивного праксиса.

21.Расстройство импрессивной речи…

Сенсорная афазия- характеризуется тем, что пациент утрачивает способность понимать устную речь (письменный текст также теряет для него смысл). Физиология слуха при этом типе афазии не нарушена — больной прекрасно слышит все, что ему говорят, но, ввиду поражения коркового отдела слухового анализатора, не может интерпретировать услышанное (процесс локализуется в области верхней височной доли коры головного мозга). Амнестическая афазия тоже связана с памятью, но механизм нарушения можно представить как диаметрально противоположный выше описанному. При акустико-мнестической афазии человек не может запомнить слова, а при амнестической — не может вспомнить и подобрать необходимое определение. Например, вы можете показать больному часы, и он расскажет вам о том, что это прибор для определения точного времени, или даст свое верное определение предмета, но вспомнить, как он называется, ему не под силу. Эта форма заболевания часто встречается после черепно-мозговой травмы и при болезни Альцгеймера. Семантическая афазия Возникает при поражении зоны темпералис – теменно-затылочные отделы коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя часть 19 поля). Впервые была описана в 1926 г. известным английским неврологом Т. Хэдом.Лурия А.Р. впервые показал, что в основе семантической афазии лежат дефекты симультанного, одновременного схватывания информации, нарушения пространственного восприятия. Значит, центральный механизм нарушения понимания речи будет нарушение симультанного пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.В клинической картине обычно не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь. Нет нарушений письма и чтения. С трудом ориентируются в пространстве. Речь, грамматически просто построенную, хорошо понимают, однако всякое усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию, к растерянности. Они производят впечатление людей со снижением памяти, с сужением кругозора.Семантическая афазия протекает в нейропсихологическом синдромесимультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушение счета).На фоне сохранного восприятия отдельных предметов у больных обнаруживается нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам. В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи.Нарушение симультанного (одновременного) восприятия логико-грамматической конструкции, что приводит к нарушению понимания речи, хотя нет нарушения акустического гнозиса. Именно поэтому больные с семантической афазией без труда понимают отдельные слова и простые короткие предложения и не понимают сложных.Нарушение пространственного фактора ведет к нарушению восприятия пространственных отношений. Нарушается понимание конструкций с предлогами (под и над, от, к, из-за, в, на, и т.д.). Нарушаются сравнительные конструкции (муха меньше слона и т.д.).

 

22.Общая характеристика высших корковых функций…

Кора мозга является, по существу, огромным промежным центром на пути от рецепторных аппаратов к эффекторным. Сюда стекается вся информация, поступающая из наружной и внутренней среды, тут она сопоставляется с текущими потребностями, прошедшим опытом и преобразуется в команды, часто обхватывающие все процессы жизнедеятельности.Тут вырабатываются принципно новые решения, также формируются динамические стереотипы, образующие шаблоны поведения, восприятия и, в ряде всевозможных случаев, даже мышления.Связь коры с "периферическими" образованиями - сенсорами и эффекторами - обусловливает специализацию отдельных ее участков. Разные области коры связаны со строго определенными типами рецепторов, образуя корковые отделы анализаторов. Анализатор - спец физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку определенного типа раздражений. В нем различают периферический отдел - фактически рецепторные образования - и совокупа промежных центров. Более принципиальные центры размещены в зрительном бугре, являющемся коллектором всех видов чувствительности, и в коре огромных полушарий. Корковые отделы анализаторов представляют собой высшие, но не конечные, центры, так как поступающие сюда импульсы не "оседают" тут, как в хранилище, а повсевременно перерабатываются, преобразуясь в командные сигналы. Главные корковые отделы анализаторов имеют последующее размещение зрительный анализатор - в затылочной коре, слуховой - в височной, поверхностная и глубочайшая чувствительность - в задней центральной извилине, двигательный анализатор - в фронтальной центральной извилине. Обонятельный анализатор размещается в эволюционно более старых отделах коры, включающих аммонов рог и поясную извилину. Вкусовая чувствительность и рецепция от внутренних органов имеют наименее определенное корковое консульство, концентрируясь в главном в глубинных отделах сильвиевой борозды. Гнозис центральная категория гностицизма – эклектического религиозно-философского течения поздней античности, выступившего одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифофилософским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.Агнозия – заболевание, заключающееся в нарушении разнообразных видов восприятия, которые возникают при поражении коры головного мозга, а также прилегающих к нему подкорковых структур. Она может быть связана с поражением вторичных отделов коры головного мозга, которые находятся в составе коркового уровня анализаторных систем. Поражение отделов головного мозга вызывают на первой стадии такие расстройства чувствительности, как тактильная и болевая чувствительность, нарушение зрительных функций, снижение слуха. Поражая вторичные отделы, сохраняется чувствительность, но полностью утрачивается способность к синтезу и анализу информации, поступающей извне. Это приводит к нарушениям восприятия.

Праксис,его расстройства.

Праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану. При осуществлении сложных двигательных актов работа скелетной мускулатуры должна происходить в правильной последовательности при одновременно согласованных сокращениях многих мышечных групп. Такие действия возникают в процессе профессионального обучения.

Сложные действия формируются на основе кинестезии - непрерывно поступающей информации от проприоцепторов при выполнении любых движений. Значительная роль принадлежит и зрительному анализатору. В обучении и выполнении сложных двигательных актов человека особо важное значение имеет речевая сигнализация (устная и письменная). Поэтому расстройства праксиса, связанные прежде всего с патологией кинестетического анализатора, зависят и от поражения речевых функций. С другой стороны, для осуществления последних необхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.015 с.)