Политическая социализация личности (ПС) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социализация личности (ПС)



Под ПС личности понимается усвоение индивидом политических норм, ценностей, образцов поведения, присущих данной социальной общности, группе. Содержанием ПС является приобщение чел-ка к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики. Процесс ПС обеспечивает поддержание и воспроизводство политической системы. Индивидуальные особенности политического деятеля формируются в процессе ПС. Политическ воспитание является частью общего процесса воспитания. Первым средством ПС личности является семья. Родители и старшие члены семьи передают ребенку не только свои политич взгляды, но и образцы политич поведения. Полит информацию ребенок, а затем и подросток получает из СМИ, от сверстников, в детск саду, школе. В более старшем возрасте к процессу ПС подключаются общественно-политич организации, ВУЗы, армия, трудовой коллектив. Однако позиция индивида упорядочивается с накоплением собственного жизненного опыта. Большую роль играет и самовоспитание, в процессе которого личность формирует свои гражданские качества.

Таким образом, ПС – длительн процесс, кот состоит из первичной и вторичной социализации. Различие в возрасте и политич опыте чел-ка. Первичный этап – становление личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права участия в выборах. На этом этапе происх накапливание политических знаний. На вторичном этапе ПС продолжается с подключением собственного опыта. Внутри первичного этапа выделяют 4 аспекта: 1) восприятие политич жизни по реакции и отношению к ней родителей и близких 2) восприятие власти персонифицируется (образцы власти: президент, полицейский) 3) идеализация политики, человек руководствуется критериями хорошо и плохо 4) институциональный – переход от персонифицированного восприятия к более абстрактному (представление об институтах власти). На вторичном этапе человек получает возможность самостоятельно и независимо от давления различных групп реализовывать все полученные им на ранних этапах ценностные ориентиры и представления.

 

 

41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.

Особенности пол культуры в РБ

Развитие пол культуры в РБ в нынешних условиях представляет собой сложный и противоречивый процесс. В нем действуют как традиции, так и новые явления. Современная пол культура включает элементы разных историч эпох: от патриархальной до образцов гражданской политической культуры, ориентации на демократические ценности и демократические преобразования.

Различно и участие населения в пол жизни страны. Одна часть населения проявляет довольно живой интерес, но не стремиться воздействовать на власть. 2-я пытается активно демонстрировать свои полит. взгляды. 3-я мало интересуется политикой.

Современная пол культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о полит. ценностях. Такие тенденции стали особенно заметны после развала СССР.

К их числу можно отнеси консервацию сохранившихся соц и полит. установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

В числе таких установок можно выделить: порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на соц справедливость и равенство; установка на то, что обществ и личные проблемы могут и должны решать гос-во и харизматический лидер; и т.д.

Носителями этой тенденции являются поколения пожилых людейи часть людей среднего возраста, хорошо помнящих «брежневско-машеровские» времена., когда работа и заработок были гарантироваными а колбаса дешевой, хоть и дефицитной.

Сторонники новационной полит. культуры ориентированы на либерально-демокр. ценности: демократию, утверждения реальных прав и свобод граждан, правовое государство, свободу частного предпринимательства, неприятие авторитаризма тоталитаризма, ориентацию внешнеполит. и внешнеэконом. деятельности на Запад.

Выразителями новационной тенденции в развитии полит. культуры РБ явл значительная часть молодежи, небольшая часть людей среднего и пожилого возраста. По соц. положению носители этой тенденции – работники, занятые в сфере частного бизнеса, часть научной и творческой интеллигенции. Активисты – члены партий и движений правого направления.

Дальнейшее развитие пол культуры РБ зависит от хода и характера полит. процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В значительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры полит. элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.

 

 

42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.

Пол идеология

Пол идеология — совокупность общественных идей, взглядов и представлений, чувств и верований о развитии об-ва и чел-а, в кот различные индивиды и сообщества осознают свои пол позиции и интересы, и в целях их реализации оправдывают свои притязания на власть или ее использование.

Соц функции: теоретико-концептуальная (разработка целей, моделей развития общества, его основных ценностей); познавательная, воспитательная; интеграционная (овладение общественным сознанием, подчинение общественного мнения собственным идеалам); мобилизационную, (побуждение граждан к единству действий для достижения намеченных целей), коммуникативную (передача идеологического наследия новым поколениям) и др.

3 общемировые идеологии: либерализм, консерватизм, социализм.

Либерализм и неолиберализм. В ее основе концепции либерализма лежат работы Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса. В России Б.Н. Чичерина, С.А. Мурашцева, П.И. Новгородцева.

Либерализм — идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности Основные пол идеи: существование прав чела на жизнь, свободу, частную собственность; ограничение объема и сфер деятельности гос-ва. Основоположник - Локк.

В экономич теории либерализм защищал идеал свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, против пол вмешательства в экономич жизнь.

Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. XX в. Учение Кейнса и «Новый курс» Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей. Неолибералы выступают за гос, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образование, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение гос сектору в экономике.

Консерватизм и неоконсерватизм. Консерватизм — идеологическая концепция, отражающая приверженность к сохранению и преемственности сложившихся обществ отношений. Важнейшие принципы: нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, кот не зависят от воли чел-а, а формируются пол институтами, отрицание неизбежности соц прогресса. Реформы признаются только как возможность избежать соц потрясений.

Неоконсерватизм: Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Д. Белл (США), Р. Геген, Г. Кальтербруннер (ФРГ), Р. Арон, А. Бе-нуа (Франция).

Соврем консервативная идеология во многом близка либерализму.

Отличительные признаки неоконсерватизма: не отрицает полностью идею демократии. Народ имеет право голоса, но верховная власть находится в руках лучших граждан. Вмешательство в экономич жизнь должно быть ограничено; противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств; равенство возможностей, но не равенство результатов.

Неоконсерваторы «ЗА»: упразднение контроля над доходами, ценами, валютного контроля; приватизацию гос предприятий; отказ от вложения гос средств в полуобанкротившиеся предприятия.

Социал-демократич движение зародилось во 2-й пол XIX в. Составной частью концепции демократич социализма является пол демократия. Она включает в себя наличие многопартийности, принцип разделения властей, гласность, демократический контроль над гос аппаратом, свободу печати, Социал-демократы - сторонники эффективного государства, гос регулирования пол, экономич и соц жизни в интересах всего об-ва.

43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнерство.

Социальное государство – гос-во, стремящееся к обеспечению достойных условий существ-ия своих граждан, удовлетвор. их матер-ых и духовных потребностей, соц-ой защищенности, соучастия в управлении производством.

Достигается с помощью: перераспред-ия нац. дохода в пользу менее обеспеч. слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохран. и др.

Соц политика -система практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Соц политика это составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере.

Задачи соц политики: 1. стимулирование экономич роста и подчинение производства интересам потребления; 2. усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости; 3. обеспечение должного уровня жизни и соц защиты населения; 4. сохранение культурного и природного наследия, нац своеобразия и самобытности.

Для достижения своих целей гос-во использует: законодательство страны, национальный бюджет, систему налогов и пошлин.

Соц. политика обладает самостоятельностью, способна содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. Социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Соц партнерство – сис-ма институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве. В системе социального партнерства интересы работников представлены профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. 3-ий участник процесса- гос-во (является и гарантом выполнения принятых соглашений). Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия.

Развитие системы соц партнерства - достижение баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Формы соц. партнёрства: 1. корпоративистская система: использование специальных органов, процедур и механизмов. (Австрия, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария) 2. плюралистическая система: специальные институты социального партнерства отсутствуют (Великобритания, США, Канада). согласование противоречивых интересов осущест-ся на уровне всего общества с помощью партий, парламентов, профсоюзов

 

44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь.

. Приоритетное направление соц. политики в 2000–2010 гг. - переход от соц. поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Меры:

-политика доходов населения (восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего соц. норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от ср. зар. платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год;

-соц. политика граждан, (гос. поддержка соц. уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негос. пенсионных фондов; разработкка программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной соц. политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему соц. программ;

-обеспечение занятости населения (поддержание жизнеспособности производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др.)

-поддержка семьи (недопущение сокращения гос. расходов на пособия семьям ниже 2,5–3,5% от ВВП;

-поддерживать опред. уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость;

-сохранить доступность услуг здравоохранения высокого качества;

-сохранить доступность к системе образования (люди с более высоким образовательным уровнем способны обеспечить себе достойный уровень доходов.

 

45. Молодежная политика белорусского государства в условиях становления рыночной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.017 с.)