Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республики Беларусь.



Политика занятости. Цель такой политики состоит в повы­шении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был бы минимальным. Можно выделить четыре основных направ­ления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличе­нию числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, про­граммы содействия найму рабочей силы(предоставления информации о наличии раб.мест). И наконец, программы по социальному страхованию безработицы. Кроме перечисленных направлений политики занятости су­ществует косвенное регулирование рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство о социальном обеспечении, трудовых отношениях, равных граж­данских правах и т.д. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы од­новременно являются и мерами общеэкономического реаги­рования и воздействуют на динамику занятости и безработи­цы посредством воздействия на экономическую конъюнктуру в стране С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости РБ получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция —- высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства и увеличением безработицы.

В политике занятости белорусского государства следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения. Недостатком проводимой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к увеличению доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы.

В программе соц-эк. развития на 11-15 гг определены следующие приоритетные направления политики занятости населения: создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг; стимулирование роста занятости в сфере услуг; создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда; повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров; формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы; создание системы социального страхования населения от безработицы. Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем: предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы; установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда; создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов; роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

 

47.Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели Е.Домара, Р.Харрода).

Все неокейнсианские теории экономического роста основываются на учении Дж.М. Кейнса об эффектив­ном совокупном спросе. В них доказывается, что реша­ющим условием сбалансированного роста экономики является увеличение совокупного спроса, реализуемое посредством инвестиций.

Модель Домара исследует двоякую роль инвести­ций их влияние на увеличение как совокупного спроса, так и производственных мощностей (совокуп­ного предложения).

Б. Домар дополнил теорию Кейнса, обосновав спо­собность инвестиций выступать фактором не только об­разования доходов, но и создания производственных мощностей и развития производства и предложения товаров. Домар использовал систему трех уравнений — предложения, спроса и равенства предложения и спроса, для определения роста инвестиций нужного для достижения равенства темпов прироста и дохода, и производственных мощностей. Уравнение предложения показывает, какой при­рост производственных мощностей (производства) создают инвестиции. Эта зависимость выражается формулой ДУ = I • MRPk,где ДУ — прирост объема выпуска; I — общие капиталовло­жения; MRPk — предельная производительность капитала.

Уравнение спроса показывает, на какую величину должен возрасти спрос, чтобы соот­ветствовать возросшему производству (совокупному предложению):ДУ = ДI •mI = Д/(1 / MPS),где ДУ — прирост национального дохода; ДI — прирост инвестиций; mi — мультипликатор инвестиций.

Уравнение равенства темпов прироста дохода и производственных мощностей показывает, что такое равенство достигается, когда ДI/I = МRРk • MPS.

Таким образом, модель Домара позволяет опреде­лить темп, с которым должны постоянно расти инве­стиции. Он находится в прямой зависимости от доли сбережений в национальном доходе и предельной (сред­ней) эффективности инвестиций (производительности капитала). Только постоянный рост инвести­ций обеспечивает в масштабе общества динамичное равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Если модель Домара, основанная на теории муль­типликатора, то основу модели Харрода составляет теория аксе­лератора, определяющая отношение прироста инвести­ций к вызвавшему его приросту дохода.

Р. Харрод исходил из взаимосвязи трех понятий (уравнений): фактического темпа роста; гарантированного (прогнозируемого) темпа роста; естественного темпа роста.

Уравнение фактического темпа роста показыва­ет, какой должна быть доля сбережений в националь­ном доходе, чтобы обеспечить экономический рост при изменяющихся темпах технического прогресса: G*c=s, где G — фактический прирост выпуска продукции за опреде­ленный период; с — коэффициент капиталоемкости продук­ции; s — предполагаемая нор­ма сбережения, т.е. сберегаемая часть национального дохода.

Уравнение гарантированного темпа роста предполагает, что предприниматели стро­ят свои планы на будущее исходя из предшествующего опыта. Это можно выразить формулой: Gw • сг = s, где Gw — темп роста, гарантирующий полное использование возросшей массы применяемого капитала; сг — требуемый коэффициент капиталоемкости. При совпадении фактического темпа роста с гаран­тируемым экономика имела бы устойчивое непрерыв­ное развитие. Однако, как утверждал Харрод, такой ус­тойчивости нет ни в кратко-, ни в долгосрочном перио­де. На практике фактический темп роста всегда либо выше, либо ниже гарантированного.

Понимая это Харрод ввёл уравнение естественного темпа роста: Gn = (или≠) s, где Gn — максимально возможный темп развития экономики ори полном использовании ресурсов.

Равенство гарантированного и естественного темпов экономического роста Р. Харрод определил как усло­вие устойчивого роста при полной занятости.

Поскольку выводы Харрода и Домара аналогичны, их модели часто объединяют в общую модель Харро­да—Домара, из которой следует, что при данных про­изводственных условиях темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво, поэтому возни­кает необходимость государственного регулирования экономики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)