Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документальные источники информации

Поиск

Понятие о научном знании.

Знание – это идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связей объективного мира. Существ 5 отраслей знания: этика, эстетика, философ, религия, наука.

Функции знания:

- обобщение различных представлений о закономерностях природы, общества, мышления,

- хранение того, что м.б передано в качестве устойчивой основы практических действий.

знание м.б. относительным, являясь верным отражением действительности,но отличаясь некоторой неполнотой совпадения образа с объектом; м.б. абсолютным при полном совпадении образа и объекта.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Чувственное познание - непосредственная связь человека с окружающей действительностью

Элементы чувств. познания:

- ощущение – отражение мозгом человека свойств предмета или явления окр.мира,которое действует на органы чувств человека

- восприятие – отражение мозгом свойств предмета или явления окр.мира в данный момент времени

- представление – вторичный образ предмета или явления

- воображение – соединени или преобразование различн. представлений в новую картину образов

- знание – это идеальн. воспроизведение в форме обобщенных представлений о закономерных объективностях мира.

Наука как основа знания связана с вопросами этики, эстетики, религии, философии. Пример этики научных исследований: клонирование, изучение ядерных, термоядерных процессов; Эстетики: совершенствование способов и методов живописи, комплексная графика. Религиозные вопросы: происхождение и устройство мира. Философские: остро эти вопросы ставились в начале 20 века, когда были разрушены каноны о неделимости атомов

Свойства знаний:

1) Знания – продукт, с одной стороны, частный, т.е. можно присвоить, а с др.стороны – общественный,т.е. принадлежит всем.

2) дискретность – как продукт знания- или сущ-ет, или нет.

3) знание д.б. доступно всему обществу как условие его прогресса.

4) По своей природе, знание – информационный продукт.

90% всех знаний, приобретенных человеком, приходятся на последние 30 лет.

Есть понятие неотделимого знания, когда само знание нельзя отделить от носителя, т.е. индивида или коллектива

Вопросы экономики знаний.

Термин «экономика знаний» исп-ся для определения типа экономики, где знание играет решающ. роль, а производство знаний становится источником дохода. Знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. например – расходы на исследования и разработку, на высшее образование, программное обеспечение. Сегодня именно производство знаний служит основным источником роста экономики в развитых странах. О темпах развития этой тенденции говорит хотя бы то, что 90% ученых и инженеров, работавших за всю историю развития человечества, — наши современники, а среди всего объема знаний 90% созданы за последние три десятилетия.

В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование».

Для регулирования отношений собственности в сфере знаний сущ-ет авторское право, за кот. мировое научное сообщество следит за тем чтобы это право не нарушалось. Авт. право тесно связано с таким понятием как репутация, она приобретает рыночную оценку (з/п за труд ученого, спрос на его труд). Сбалансированность эк-ки знаний оцен-ют по соотнош-ю затрат на входе и получ-го эф-та на выходе. Этот пок-ль не д.б. слишком низким, т.к это неэффективно. Он не д.б. и слишком высоким - это означает, что либо не развита сфера НИ и опытно конструкторских разработок и образования, либо не выдаются ресурсы на их развитие и исп-ся накопленный ранее научный потенциал. Эк-ка знаний определяется триадой рынков: рынка знаний, услуг, труда. Нужны хорошие инновационные менеджеры кот. могли бы превращать знания в деньги, т.е рынок знаний заменяется на рынок услуг. Т.о. Для реализации рынка знаний необх:

- Изменение массового сознания – знание это интеллект. продукт имеющ. опред. цену

- благориятн. правовая, налоговая и организационная экономическая среда для развития эк-ки знаний.

 

12.

Первый этап исследования состоит из выбора области сфе­ры исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, но­визной, перспективностью и т. д.), так и субъек­тивными — опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностя­ми, складом ума и т. д.

Проблема исследования принимается как кате­гория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.

Тема— в ней отражается проблема в ее харак­терных чертах. Удачная, четкая в смысловом от­ношении формулировка темы уточняет пробле­му, очерчивает рамки исследования, конкретизи­рует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.

Объект — это совокупность связей, отноше­ний и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необхо­димой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и вклю­чает только те связи и отношения, которые под­лежат непосредственному изучению в данной ра­боте, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько пред­метов исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точ­но, в смысловом отношении выражая то основ­ное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Первая задача, как правило, связана с выявле­нием, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структу­ры изучаемого объекта.

Вторая — с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

Третья — со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной про­верки.

Четвертая — с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т. е. с практи­ческими аспектами работы, с проблемой управ­ления исследуемым объектом.

7.

С помощью эмпирических методов исследования осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, в то время как, с помощью теоретических происходит формирование законов наук и теорий.

К эмпирическим методам исследования относят наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, к теоретическим – аналогию, идеализацию, формализацию и др.

Наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования. Целенаправленность - важнейшая характеристика наблюдения. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется также систематичностью, которая выражается в восприятии объекта многократно и в разных условиях, планомерностью, исключающий пробелы в наблюдении, и активностью наблюдателя, его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования.

Требования, предъявляемые к научным наблюдениям:

четкая постановка цели наблюдения;выбор методики и разработка плана;системность; контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;

Как метод научного познания наблюдение дает исходную информацию об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования.

Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением.

8.

Наиболее сложным и эффективным методом эмпирического познания является эксперимент, опирающийся на другие эмпирические методы.

Эксперимент - метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств.

Эксперимент предполагает применение определенных средств: приборов, инструментов, экспериментальных установок, характеризуется активным воздействием на объект, может быть повторен столько раз, сколько требуется для получения достоверных результатов.

Существуют два типа экспериментальных задач:

-исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта;

-проверочный эксперимент, который применяется в случае, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.

В эксперименте, как правило, используются приборы – искусственные или естественные материальные системы, принципы работы которых нам хорошо известны. Т.о. в рамках нашего эксперимента уже фигурирует в материальной форме наше знание, некоторые теоретические представления. Без них невозможен эксперимент, по крайней мере, в рамках науки. Всякая попытка отделить эксперимент от теории знаний делает невозможным понимание его природы, познавания сущности

13.

Гипотеза. Исследование проблемы начинается с выдвижения гипотезы (греч. - основа, предположение), представляющей собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
* быть проверяемой;
* содержать предположение;
* быть логически непротиворечивой;
* соответствовать фактам.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Как форма научного познания гипотеза характеризуема прежде всего тем, что она является обоснованным предположением и это отличает ее от разного рода догадок и необоснованных предположений. Гипотеза опирается на факты, согласуется с законами теории, на основе которой она выдвинута.

К характеристикам гипотезы относятся ее принципиальная проверяемость и максимальная простота, под которой имеется в виду способность объяснить все известные факты из одного допущения.

Гипотеза проходит три этапа: построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предположения для объяснения), проверка (дедуктивное выведение следствий, вытекающих из гипотезы и сопоставление следствий с фактами), доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Доказанная гипотеза превращается в научную теорию.

14.

Второй этап исследования носит ярко выра­женный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний.

В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и орга­низовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследова­ния.

Методика— это совокупность приемов, спо­собов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью ре­зультатов. Она зависит от характера объекта изу­чения, методологии, цели исследования, разра­ботанных методов, общего уровня квалификации исследователя.

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

— какое явление изучается;

— по каким показателям;

— какие критерии оценки применяются;

— какие методы исследования используются;

— порядок применения тех или иных методов.

Таким образом, методика — это как бы мо­дель исследования, причем развернутая во време­ни. Определенная совокупность методов проду­мывается для каждого этапа исследования.

При выборе методики учитывается много фак­торов, и прежде всего предмет, цель, задачи ис­следования.

Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной за­дачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:

— теоретико-методологическая часть, кон­цепция, на основании которой строится вся ме­тодика;

— исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

— субординационные и координационные связи и зависимости между ними;

— совокупность применяемых методов, их суб­ординация и координация;

— порядок применения методов и методоло­гических приемов;

— последовательность и техника обобщения результатов исследования;

— состав, роль и место исследователей в про­цессе реализации исследовательского замысла.

Реализация методики исследования позволя­ет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на ре­шаемые в исследовании задачи.

Эти выводы должны отвечать следующим ме­тодическим требованиям:

— быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования;

— вытекать из накопленного материала, явля­ясь логическим следствием его анализа и обоб­щения.

 

20.

Публикуемые документы

Наиболее распространенными документальными источниками информации являются книги и брошюры. Книга представляет собой непериодическое издание. Может издаваться однократно или многократно (переиздаваться). Вследствие значительного времени, необходимого для написания и издания книги, а также из-за помещения в ней ранее опубликованных материалов, к моменту выхода в свет информационная ценность книги снижается. Достоинством книги являются систематичность и полнота изложения, не присущие статьям периодических изданий. В виде книг издается научно-техническая, научно-популярная, техническая, учебная, справочно-энциклопедическая и официально-документальная литература.

К непериодическим изданиям относятся монографии, сборники, материалы научных конференций, семинаров школ и т.д.

Монография представляет собой научный труд, опубликованный одним или несколькими авторами и посвященный специальному вопросу науки, разработанному с максимальной полнотой.

Сборник является изданием, составленным из отдельных работ разных авторов или одного автора, посвященных, как правило, одному направлению научных исследований. Сборник может не охватывать всей темы в целом, а освещать только отдельные ее стороны.

Периодические издания представляют собой важные и сравнительно оперативные источники информации.

28.

Сбор информации

Итак, цель работы определена — можно приступать к сбору информации. Этот процесс увлекателен, многогранен и предполагает большую степень свободы для самостоятельного творчества. Он может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации. Цель поможет определить основные параметры нужной информации: круг вопросов, на которые нужно найти ответы (“широту” требуемой информации), и степень детализации, глубины проработки этих вопросов. Исходя из представления о желаемой информации, следует решить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация.. Существует множество путей получения информации, среди которых, например:

-работа с литературным материалом и составление обзоров;

-запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные организации, предприятия);

-привлечение к работе консультантов или экспертов;

-поиск информации в Интернете;

-собственные наблюдения или измерения.

Выбор путей и методов получения информации, ее источников определяется конкретной ситуацией. В большинстве случаев целесообразным оказывается сочетание различных методов и источников. Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации. решив перечисленные вопросы и приступая к работе с конкретными источниками, следует иметь в виду, что среди них нередко встречаются материалы низкого качества, использование которых может привести к формированию неверного представления о проблеме. Иногда такие источники возникают в результате сознательного искажения информации, но чаще — в результате недостаточной квалификации авторов, стремящихся писать на актуальные темы. К сожалению, даже тот факт, что публикация заявлена как учебник или научная монография, не гарантирует ее высокого качества. Поэтому оценка источника информации является необходимым условием его использования.

 

32.

Информационный отчет

Интерпретация является последним этапом собственно информационного исследования. Заканчивая такое исследование, полезно поставить логическую точку и представить результаты работы в целом в виде информационного отчета.

Такой отчет способствует четкой организации всех полученных материалов и фиксирует результаты прошедших этапов работы — цель исследования, “первичную” информацию, собранную вами и представленную в систематическом виде, выводы, полученные в ходе интерпретации данных.

На этот отчет вы можете опереться, готовя информационные материалы для различных целевых групп. обязательным требованием к отчету является высокий профессиональный уровень его исполнения. перегруженность специальными терминами далеко не всегда является признаком профессионализма.

В любом случае такой документ обычно имеет аннотацию, доступную для восприятия непрофессионалов. наличие такого отчета в вашей организации, возможность продемонстрировать его партнерам и посетителям добавит ей авторитета и существенным образом повысит эффективность информационной работы.

Вы сможете готовить нужные вам информационные материалы самостоятельно, обращаясь только к отчету и не прибегая каждый раз к услугам всех нужных вам специалистов.

29.

Оценка источника информации

Достоверность и полнота. Прежде всего, среди характеристик источника информации, существенных для его оценки, следует упомянуть достоверност ь и полноту. Достоверность подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

Полнота означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение “существенные” означает “существенные с точки зрения поставленной цели”. Существуют и источники, которые являются неполными с точки зрения поставленной в них цели. Если такой материал является единственным источником информации, на его основе может сформироваться искаженное представление о проблеме.

Во многих случаях источник информации, удовлетворяющий требованию полноты, с точки зрения поставленной вами цели, найти просто невозможно. В этом случае необходимые сведения должны быть собраны из нескольких источников. Таким образом, требование полноты, хотя и применимо к отдельному источнику, является необходимым, прежде всего, для той картины, того набора сведений, который вы должны сформировать, прежде чем делать выводы на основе собранной информации.

24.

Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве, поэтому, выбор темы НИР должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете.
При разработке теоретических исследований иногда требование экономичности может уступать требованию значимости.
Значимость, как главный критерий темы, имеет место при разработке исследований, определяющих престиж отечественной науки или составляющих фундамент для прикладных исследований и др.

Объективным показателем актуальности, новизны, значимости, достоверности и т.д. является количество публикаций по теме НИР в серьезных реферируемых научных журналах. На стадии формулирования темы – публикаций руководителя и исполнителей в данной области исследований.

При оценке перспективности крупных тем иногда критериев экономичности и/или значимости недостаточно. Требуется более общая оценка, учитывающая и другие показатели. В этом случае наиболее достоверной является экспертная оценка.
Методика такой оценки сводится к следующему. Подбирается состав и количество (не менее 7, обычно 7-15) экспертов. В зависимости от специфики тематики назначают или устанавливают с помощью экспертов оценочные показатели тем. Каждому показателю назначают коэффициент значимости, показывающий важность данного показателя в необходимости разработки данной темы. Экспертам выдается оценочная балльная шкала, с помощью которой они устанавливают баллы по каждому показателю. Тема, получившая максимальный балл, считается наиболее перспективной.

30.

36.

Корреляционный анализ

При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то сопровождается ли увеличение одного показателя возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.

Иными словами, корреляционный анализ помогает установить, можно ли предсказывать возможные значения одного показателя, зная величину другого.

До сих пор при анализе результатов нашего опыта по изучению действия марихуаны мы сознательно игнорировали такой показатель, как время реакции. Между тем было бы интересно проверить, существует ли связь между эффективностью реакций и их быстротой. Это позволило бы, например, утверждать, что чем человек медлительнее, тем точнее и эффективнее будут его действия и наоборот.

С этой целью можно использовать два разных способа: параметрический метод расчета коэффициента Браве-Пирсона (r) и вычисление коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs), который применяется к порядковым данным, т.е. является непараметрическим. Однако разберемся сначала в том, что такое коэффициент корреляции.

Коэффициент корреляции — это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен плюс 1, а при полной отрицательной — минус 1. На графике этому соответствует прямая линия, проходящая через точки пересечения значений каждой пары данных:

В гуманитарных науках корреляция считается сильной, если ее коэффициент выше 0,60; если же он превышает 0,90, то корреляция считается очень сильной. Однако для того, чтобы можно было делать выводы о связях между переменными, большое значение имеет объем выборки: чем выборка больше, тем достовернее величина полученного коэффициента корреляции. Существуют таблицы с критическими значениями коэффициента корреляции Браве-Пирсона и Спирмена для разного числа степеней свободы (оно равно числу пар за вычетом 2, т. е. n-2). Лишь в том случае, если коэффициенты корреляции больше этих критических значений, они могут считаться достоверными. Так, для того чтобы коэффициент корреляции 0,70 был достоверным, в анализ должно быть взято не меньше 8 пар данных (h=n-2=6) при вычислении r и 7 пар данных (h=n-2=5) при вычислении.

Регрессионный анализ

– статистический метод, используемый для исследования отношений между двумя величинами.

Регрессия в математической статистике – зависимость среднего значения одной величины (y) от другой величины (или нескольких величин) x. В отличие от строгой функциональной зависимости y = f(x) в регрессионной модели одному и тому же значению величины x могут соответствовать несколько значений величины y, иными словами, при фиксированном значении x величина y имеет некоторое случайное распределение.

Регрессионный анализ используется для определения общего вида уравнения регрессии (наиболее часто используется линейная модель), оценки параметров этого уравнения, а также проверки различных статистических гипотез относительно регрессии.

Регрессионная модель основана на предположении о том, что величина x является контролируемой величиной, значения которой задаются во время эксперимента, а величина y является наблюдаемой в ходе эксперимента.

В аналитической химии линейный регрессионный анализ используется при построении градуировочной модели. В качестве величины x выбирается содержание определяемого компонента (которое является установленной величиной для серии образцов сравнения), а в качестве наблюдаемой величины y выступает аналитический сигнал, который подчиняется случайному распределению.

Необходимо отметить, что в том случае, если величина x также является случайной, то для изучения связи между величинами используются методы корреляционного анализа.

В аналитической химии также применяется множественный регрессионный анализ - при исследовании многомерных зависимостей (например, при построении многокомпонентной градуировки и т.д.)

 

31.

Интерпретация информации

Итак, необходимые цифры или факты добросовестно собраны, результаты измерений аккуратно обработаны и сведены в таблицы. Собраны и упорядочены выписки из литературных источников, копии статей. Следующий этап работы — интерпретация собранной информации. Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Далее следует уже практическое использование полученной информации — подготовка конкретных материалов, их распространение, организация конкретных действий.

Установить смысл, значение собранной информации — фактов, цифр, документов — в этом и состоит задача интерпретации. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт — лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется, вероятно, наибольшее напряжение творческой энергии, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы. И именно на этой стадии часто допускаются существенные ошибки, которые могут свести на нет все ваши усилия.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающие фрагменты картины. Это возвращение может иметь форму короткого обращения к справочнику, но может и потребовать большой дополнительной работы. Например, собрав воедино доступную информацию о качестве воды в реке из государственных источников, вы можете обнаружить в ходе интерпретации, что ее недостаточно для ответа на интересующие вас вопросы. Поэтому вам придется самостоятельно организовывать программу наблюдений.

Для того, чтобы раскрыть смысл полученных величин, их полезно сопоставить с аналогами разного рода — с региональным фоном, с величинами, наблюдавшимися в аналогичных ситуациях (городах, природных комплексах и т.д.). Также следует соотнести реальные результаты с теми, получить которые вы ожидали, и попытаться объяснить расхождение, если таковое обнаружится. Полезно сопоставить результаты с аналогичными значениями для прошлых лет (при наличии соответствующих данных). Это поможет увидеть тенденции изменения ситуации. Особое внимание следует уделить тем фактам или величинам, которые не находят объяснения в рамках построенной картины. Такие факты могут указывать как на ошибки, допущенные при измерениях, так и на наличие “неучтенных” или “переоцененных” факторов воздействия.

Как и систематизацию, интерпретацию, по возможности, следует начинать параллельно со сбором информации. Как уже отмечалось, интерпретация может показать недостаточность собранных сведений, заставив вернуться к предыдущим этапам работы с информацией. Кроме того, для интерпретации может потребоваться знание каких-либо дополнительных обстоятельств или деталей, важность которых трудно предвидеть во время сбора информации.

 


10.

11.

23.

27.

Моделирование - основа научного анализа системной экологии. Процесс перевода физических, биохимических, биологических представлений об экосистемах в ряд зависимостей и операции над полученной математической системой называют системным анализом.

При моделировании стремятся создать упрощенную модель, сходную с оригиналом. Свойства и поведение модели можно эффективно исследовать, а данные изучения применить к оригиналу. Для моделирования используют различные методы, в том числе модели идеализированных экосистем из одной популяции при полном достатке элементов питания, отсутствии вредителей и болезней.

Моделирование природных процессов - метод анализа результатов исследований экологических проблем путем упрощения сложных экосистем, применения математических методов, кибернетики, ЭВМ. Степень детализации моделей зависит от уровня из вхождения в общую структуру системы, конкретных пространственно-временных характеристик моделируемых на определенных уровнях природных процессов. Модели общего характера отражают информационную взаимосвязь различных уровней экосистем, включают многофункциональные проявления объектов среды для прогнозирования путей эволюции экологических систем, создания моделей более совершенных экосистем по сравнению с существующими.

Так как все биосистемы обладают способностью к саморегуляции, т.е. к восстановлению экологического равновесия, а законы их развития имеют причинно-следственную связь, то в экологических исследованиях широкое распространение получили математические методы (математическая статистика, методы теории информации и кибернетики, теории чисел, дифференциальные и интегральные исчисления и др.) и на основе этих методов – моделирование. Моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных системах процессов свойственных живой природе, получило широкое распространение в современной экологии.

 

Классификация математических моделей биологических продукционных процессов:

1) описательные модели;

2) качественные модели (выясняющие динамический механизм изучаемого процесса, способные воспроизвести наблюдаемые динамические эффекты в поведении системы);

3) имитационные модели конкретных сложных систем, учитывающие всю имеющуюся информацию об объекте (и позволяющие прогнозировать поведение систем или решать оптимизационные задачи их эксплуатации).

Особое значение придается именно последнему классу моделей, поскольку он оказывается полезным для практических целей. Кратко можно выделить следующие основные этапы построения имитационной модели:

1. формулирование основных интересующих исследователя вопросов о поведении сложной системы, задание вектора состояния системы и системного времени;

2. декомпозиция системы на отдельные блоки, связанные, но относительно независимые; определение компонент вектора состояния каждого блока, которые должны преобразовываться в процессе функционирования;

3. формулирование законов и гипотез, определяющих поведение отдельных блоков и их взаимосвязь; разработка программ, соответствующих отдельным блокам;

4. верификация каждого блока при “замороженных” или линеаризованных информационных связях с другими блоками;

5. объединение разработанных блоков, при этом исследуются различные схемы их взаимодействия;

6. верификация имитационной модели в целом и проверка ее адекватности;

7. планирование и проведение экспериментов с моделью, статистическая обработка результатов и пополнение информационного фонда для дальнейшей работы с моделью.

 

26.

Методы технического творчества, базирующиеся на объективных закономерностях, открытых наукой, являются основой создания новых решений технических задач с общественной значимостью. Известно множество практических методов технического творчества. Одни найденные методы решения изобретательских задач становятся стереотипными и используются для решения других задач аналогичного типа. Некоторые методы технического творчества постепенно разрабатываются до уровня жесткого алгоритма.

Методы технического творчества еще недостаточно систематизированы и классифицированы. Научно обоснованные методы технического творчества должны удовлетворять следующим основным требованиям: они должны отражать обобщенный опыт работы изобретателей, быть достаточно понятно определены и легко актуализироваться, должны быть определены возможная роль и место метода в творческом процессе изобретателя и обобщены типовые условия применимости методов. Методы должны иметь единую и четкую классификацию. Следует также обобщить известные приемы комбинирования методов, расчленения их на разновидности, приемы и операции, объединения методов в программы решения изобретательских задач.

классификация методов изобретательства:

По признаку общности методы изобретательства можно разделить на всеобщий, общие и частные методы изобретательства. Всеобщим методом изобретательства, как и всякого творчества, является марксистско-диалектический метаметод, причисляемый нами к стратегическим средствам решения изобретательских задач. Общие методы изобретательства применяются для решения широкого круга изобретательских задач в разных областях техники.

По признаку детерминированности методы изобретательства можно делить на эвристические и алгоритмические. Жестко детерминированные алгоритмические методы принципиально непригодны для нахождения решения изобретательской задачи, хотя и могут быть использованы в творческом процессе изобретателя для осуществления операций репродуктивного типа.

По назначению методы изобретательства, применяемые для оптимизации творческого процесса изобретателя, упрощенно классифицируются следующим образом.

  Стадия творческого процесса Основные методы
  Подготовка поиска информации выявления общественных потребностей прогнозирования выбора темы
  Замысел анализа информации постановки задачи определения поля решения выбора средств решения задачи
  Поиски решения Генерирование идей Апробация идей Верификация идей
  Реализация Конкретизация и оформление решения Опытная проверка решения Освоение, распространение и пропаганда решения

В самом факте возникновения изобретательской задачи уже присутствует противоречие: нужно что-то сделать, а как это сделать - неизвестно. Такие противоречия принято называть административными (АП). Выявлять административные противоречия нет необходимости, они лежат на поверхности задачи. Но и эвристическая, «подсказывательная» сила таких противоречий равна нулю: они не говорят, в каком направлении надо иска



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.232.87 (0.016 с.)