ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ТОМ,




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ О ТОМ,



КАК ОН ИЗБАВИЛ ЧЕЛОВЕКА ОТ СМЕРТИ

 

Есть в окрестностях царствующего града Москвы монастырь, именуемый Стромынским156, расположен он на расстоянии сорока поприщ от обители Преподобного Сергия. Во время нашествия иноплеменников, польского и литовского войска, случилось трем мужам идти вместе по полю, недалеко от монастыря, и внезапно напали на них враги на конях и двоих зарубили. Оставшийся в живых, по имени Максим, видел, что смерть приближается, потому что четыре вооруженных воина окружили его и хотели зарубить, и начал он молиться Богу и призывать на помощь скорого заступника великого Сергия, прося избавления, припал лицом к земле – и исчез с глаз злочестивых врагов.

Так человеколюбивый Господь, по молитвам Преподобного Сергия, сохранил его невидимым образом и спас от лютой смерти.

Глава 88

ЧУДО СВЯТОГО О ТОМ, КАК ОН

ИЗБАВИЛ ЛЮДЕЙ ОТ УПАВШЕЙ БАШНИ

 

Вокруг обители святого, рядом с монастырской каменной стеной, люди копали ров, и в полуденное время трудившиеся около Пятницкой157 башни уснули близ башни той во рву. И вот внезапно один из них вскочил, пробудившись от сна, и закричал громким голосом: "Башня упадет, вставайте, бегите отсюда!" Услышав это, все проснулись и отбежали, и вскоре после того башня рухнула.

Люди стали спрашивать предупредившего, кто сообщил ему о падении башни. Он же ответил: "Когда я спал, явился мне седой черноризец, ткнул меня в ребра и велел быстро встать, разбудить вас и отбежать от этого места. Проснувшись, я осмотрелся, но не увидел предупредившего меня и решил вас разбудить". Тогда все поняли, что явился и предупредил его Преподобный Сергий, избавив их всех от внезапной смерти.

Спустя некоторое время решили эту башню опять строить. Дело приближалось к завершению, уже были выложены зубцы, как вдруг леса, перегруженные множеством людей и кирпичом, от великой тяжести упали вместе с людьми и кирпичами и разрушились, причем и верхние своды и нижние – все развалилось. Но люди, с помощью Божией и по молитвам святого, остались невредимы и воздали славу в Троице преславному Богу, сотворившему такие чудеса через угодника Своего, Преподобного Сергия.

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января).

2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября).

3 Ср.: Мф. 25, 14–30. Талант – древнегреческая мера веса и денежная единица.

4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1, 1–28).

6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: "Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1, 4–5).

7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3, 1–8).

8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17, 1–51).

9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18, 29–39).

10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17, 17–22).

11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1–2, 11).

12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3, 8–95).

13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! " (Ис. 6, 1–3).

14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом "Протоевангелии Иакова"; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

15 3 Цар. 17, 1–21, 29. 4 Цар. 1, 3–2, 15. О рождении пророка Илии см.: Житие святого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 20 июля.

16 См.: Житие Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских († ок. 345), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 6 декабря.

17 Ночва, или ночвы, – сосуд, имеющий форму корыта.

18 См.: Житие прп. Ефрема Сирина († 373–379) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 28 января.

19 См.: Житие прп. Алипия столпника († 640) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 26 ноября.

20 См.: Житие прп. Симеона столпника († 459) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 1 сентября.

21 См.: Житие прп. Феодора Сикеота, епископа Анастасиопольского († 613) в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 22 апреля.

22 Имя прп. Евфимия Великого по-гречески означает "благодушный, веселый".

23 См.: Житие свт. Феодора, епископа Едесского (IX в.), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 9 июля.

24 Феодор по-гречески означает "Божий дар".

25 См.: Житие свт. Петра, митрополита Московского († 1326), в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского, 21 декабря. Житие составлено свт. Киприаном, митрополитом Московским.

26 Патриарх Каллист I (с 1350 по 1354 г.; с 1355 по 1362 г.) не мог править одновременно с византийским императором Андроником II Палеологом (занимал престол с 1282 по 1328 г.); здесь допущена явная хронологическая ошибка. Димитрий Михайлович Грозные Очи был Великим князем в 1322–1325 гг.; святитель Петр занимал митрополичий престол в 1308–1326 гг.; Ахмыл, татарский посол, приходил на Русь в 1322 г.

27 См.: 1 Цар. 9, 1–10.

28 Анафора – одна из частей Богородичной просфоры, которая раздробляется и раздается верующим после трапезы.

29 Часы – церковная служба, которая совершается трижды в день: утром (последование первого часа), днем (последование третьего и шестого часа) и вечером (последование девятого часа).

30 Стихословить – читать или петь Псалтирь и каноны по стихам с припевом, иногда попеременно с другими поющими или читающими.

31 Федорчук, татарский темник, участник похода против Твери в 1327 г., в котором участвовал и московский князь Иван Калита. Согласно Житию Преподобного Сергия, Иван Калита получил великое княжение через год – в 1328 г. Правда, полновластным Великим князем Калита стал позднее, когда в 1331 г. умер его соправитель Александр Суздальский; тогда же, очевидно, он овладел Ростовом, точнее – половиной Ростова.

32 В русской истории известны потомки Тормоса и Дюденя – Тормосовы и Дюденевы (Деденевы).

33 Протасий Федорович, московский тысяцкий († ок. 1341).

34 Князь Андрей Иванович Серпуховской (1327–1353), сын Ивана Калиты.

35 См.: гл. 9 (с. 58), 20 (с. 92–94).

36 Хотьков женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, к северо-востоку от Москвы, по преданию, основанный в нач. XIV в. родителями Преподобного Сергия, преподобными Кириллом и Марией († ранее 1337, память 18 января, 28 сентября). В 1610 г. Хотьков монастырь был опустошен поляками. С 1610 по 1764 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре, после чего получил самостоятельность.

37 Свт. Феогност, митрополит Киевский и Московский († 1353, память 14 марта).

38 Антиминс – льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей.

39 Семен Иванович Гордый княжил в 1340–1353 гг.

40 Московский Богоявленский, за Торгом, или за Ветошным рядом, мужской монастырь (Богоявленский проезд, д. 2/6). Основан в 1296 г. св. блгв. вел. кн. Даниилом Александровичем. Закрыт в 1929 г. С 1990 г. главный собор – приходской храм.

41 В 1340 г. свт. Алексий, будущий Митрополит, был взят из Богоявленского монастыря Наместником к Митрополиту Феогносту. (См. также комм. 95.)

42 Очевидно, Василий Васильевич Вельяминов, последний московский тысяцкий († 1373), и Федор Васильевич Воронец.

43 Позднее установилась практика давать монашеское имя, начинавшееся с той же буквы, что и мирское.

44 Бог повелел Аврааму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе" (Быт. 12, 1).

45 Слово "лавра" здесь употреблено в значении большого, многолюдного монастыря. Официально Троицкий монастырь был назван лаврой лишь в 1744 г.

46 Аркуда – новогреческое ((((((( вместо славянского эвфемистического образования "медведь".

47 "Лестница (лествица) райская, возводящая к небесам" – аскетико-дидактический трактат прп. Иоанна Синайского († между 650 и 680).

48 Мефимон – церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие).

49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353–1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г.

50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января).

Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января).

Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347–349, память 15 мая).

Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря).

Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января).

51 См.: Исх. 15, 27; 39, 14.

52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру.

53 См.: Быт. 22, 1–14.

54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328– 1340 гг.– Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский.

55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом.

56 См.: Исх. 16, 11–31.

57 См.: Чис. 20, 11.

58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня.

59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354–1355 и 1364–1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя.

60 Параманд (греч. ((((((((((( – добавление к мантии) – четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем.

61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными – в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал "вся обща имети". В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

62 Экклесиарх – клирик в Восточной Церкви, наблюдающий за порядком в храме; параэкклесиарх – помощник экклесиарха.

63 Канонарх – клирик в монастыре, являющийся руководителем церковного пения.

64 Троицкий Махрищский монастырь, к востоку от Троице-Сергиевой Лавры, при впадении р. Махры в р. Молокшу (Молокчу), был основан прп. Стефаном в 1358 г. (( 1406).

65 Киржачский Благовещенский, или Введенский, Троицкий монастырь, находится в г. Киржаче Владимирской области, основан в XIV в. Прп. Сергием, который, оставив Троицкую обитель, поселился на берегу р. Киржач, но по просьбе братии и Митрополита Алексия возвратился, а в Киржач прислал своего ученика Романа († 1392). Упразднен в 1764 г.; вновь открыт в наше время.

66 Гедеон, один из судей израильских. Желая узнать исход будущего сражения с мадианитянами, Гедеон испросил у Бога знамение: если утром роса будет только на разостланной шерсти, а на земле будет сухо, значит, израильтяне будут спасены. На другой день Гедеон испросил у Бога новое знамение: чтобы шерсть была сухая, а земля покрыта росой. Знамение было благоприятно для израильтян (Суд. 6–7).

67 Исаакий молчальник, Троицкий, прп. († 1388, память 30 мая, 6 июля).

68 Стефан Пермский, свт., во епископа Пермского поставлен в 1383 г. († 1396, память 26 апреля). Житие свт. Стефана Пермского написано прп. Епифанием Премудрым.

69 Поприще – мера длины, равная 1472,5 м.

70 Спасо-Андроников монастырь, был основан около 1360 г. по обету свт. Алексием. Строителем монастыря и первым Игуменом был прп. Андроник, ученик Прп. Сергия Радонежского (†1395).

71 Второй Игумен Андроникова монастыря, прп. Савва († 1410–1420, память 13 июня).

72 Очевидно, инок Ефрем был позднее Игуменом Андроникова монастыря.

73 Третий Игумен Андроникова монастыря, прп. Александр Московский (( не ранее 1427, память 13 июня).

74 Спасский собор Андроникова монастыря был расписан прпп. Андреем Рублевым († до 1426) и Даниилом Черным (( до 1426) в начале второй четверти XV в. Рассказ об Игуменах прпп. Савве и Александре, преемниках прп. Андроника, и о прп. Андрее Рублеве обычно рассматривают как интерполяцию Пахомия Логофета.

75 Симонов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, был основан около 1370 г. свт. Феодором, архиеп. Ростовским.

76 Во время поездки в Константинополь в 1383 г. Феодор был поставлен в архимандрита Патриархом Нилом (1378–1388), а Симонов монастырь сделан ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно константинопольскому Патриарху.

77 В 1379 г. Симонов монастырь был перенесен на новое место и посвящен Успению Пресвятой Богородицы.

78 В 1390 г. свт. Феодор, став епископом Ростовским, добился в Константинополе превращения Ростовской епископии в архиепископию.

79 Князь Владимир Андреевич Серпуховской.

80 Димитрий Иванович Донской, святой благоверный великий князь. († 1389, память 19 мая).

81 Дубенский Стромынский Шавыкинский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, был основан северо-западнее Троицкой Сергиевой Лавры, на острове р. Дубенки, впадающей в р. Дубну. В 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Упразднен в 1764 г.

82 Прп. Савва Звенигородский († 1406, память 19 января). Позднее он основал Саввино-Сторожевский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде.

83 Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня, был основан около 1385 г. в устье р. Москвы.

84 Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, был основан в 1374 г. близ Серпухова, на р. Наре.

85 В 1382 г. прп. Афанасий († после 1401, память 6 июля, 12 сентября), оставив игуменство в Высоцком монастыре, уехал в Константинополь.

86 Претендент на митрополичий престол Архимандрит московского Спасского монастыря Михаил (Митяй) был ставленником Димитрия Донского.

87 Михаил (Митяй) умер в 1379 г. на пути в Константинополь, куда он отправился для поставления в митрополита. Касательно смерти Митяя летопись замечает: "Инии глаголаху о Митяй, яко задушиша его, инии же глаголаху, яко морскою водою умориша его, понеже и епискупи вси, и архимариты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяя видети в митрополитех; но един князь великий хотяше" (Ник. лет. IV. 76).

88 Вскоре после преставления Прп. Сергия прп. Никон удалился от игуменства, чтобы подвизаться в безмолвии. Спустя шесть лет он снова стал Игуменом и оставался им вплоть до своей кончины († 1427, память 17 ноября). Житие прп. Никона написано Пахомием Логофетом.

89 Возраст Прп. Сергия в год его смерти (78 лет) вызывает сомнения, поскольку не согласуется с историческими событиями, упоминаемыми в Житии.

90 Имеется в виду Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле руководства еврейским народом во время завоевания земли Ханаанской.

91 Имеется в виду прп. Савва Освященный.

92 С 33-ей главы начинается текст Жития, написанный Симоном Азарьиным в 1646 г.

93 Мощи Прп. Сергия Радонежского были обретены 18 июля 1423 г.

94 Юрий Дмитриевич (1374–1434), с 1389 г. князь Галичский и Звенигородский, второй сын св. Димитрия Донского, дядя Василия II Темного. По его инициативе были построены в Звенигороде Успенский собор и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Юрий Дмитриевич вел междоусобную борьбу со своим племянником Великим князем Василием Темным за московский престол, не признавая установленного Димитрием Донским нового порядка престолонаследия от отца к сыну, а не по старшинству.

95 После того как монастырь в 1408 г. был сожжен татарским ханом Едигеем, Игумен Никон построил новый деревянный Троицкий храм в 1411 г., недалеко от того места, где был старый. Каменный храм Святой Живоначальной Троицы был воздвигнут Игуменом Никоном в 1423–1424 гг. над мощами Прп. Сергия вскоре после их обретения.

96 Свт. Алексий, митрополит Московский (на митрополичьем престоле в 1354–1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября – вместе со свтт. Петром и Ионой). Родился в нач. XIV в. в семье черниговского боярина Федора Бяконта, переехавшего в Москву во второй половине XIII в. Свт. Алексий поддерживал московских князей в политике, целью которой являлось объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства. Канонизирован в 1448 г. Житие свт. Алексия было создано пермским епископом Питиримом, а затем – Пахомием Логофетом (Сербом). В 30-х гг. XX в. после разрушения Чудова монастыря мощи свт. Алексия были перенесены в московский Богоявленский кафедральный собор.

97 Вероятно, имеется в виду Игнатий (нач. XV в.), Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря, берущего свое начало от пещеры на берегу Волги, выкопанной свт. Дионисием, Архиепископом Суздальским († 1385, память 26 июня).

98 Вероятно, имеется в виду Димитрий Кайса, воевода, убитый татарами под Белевом в 1438 г.

99 Ахмат (Ахмет), хан Большой Орды, подстрекаемый польским королем Казимиром, сделал попытку восстановить иго на Руси. В 1476 г. он предпринял поход на Москву, но не смог перейти Оку, за которой стояло русское войско. В этом же году Иван III отказался платить дань Ахмату. В 1480 г. Ахмат снова напал на Русь, но у р. Угры был остановлен русскими войсками. Не предпринимая активных действий, русское и ордынское войска стояли друг против друга всю осень (так называемое "стояние на Угре"). 11 ноября 1480 г., не дождавшись помощи от короля Казимира, Ахмат повернул назад. Русь окончательно освободилась от ордынского ига. Через год Ахмат был убит ногайским царевичем Иваком, а Золотая Орда распалась.

100 Имеется в виду р. Протва, приток Оки.

101 Имя епископа установить не удалось.

102 Митрополит Московский Исидор (на митрополичьем престоле в 1436– 1441 гг., † 1463), грек по происхождению, участвовал в Ферраро-Флорентийском Соборе 1438–1439 гг., где поддержал и подписал унию Греческой и Римской Церквей, а также насильно заставил подписаться и епископа Суздальского Авраамия. За это папа Евгений IV возвел Исидора в сан кардинала и легата литовских и русских земель. 19 мая 1441 г. Исидор въехал в Москву с преднесением католического креста и приказал диакону Успенского собора прочитать акт унии. Василий II Темный объявил Исидора вероотступником и поместил его под стражу в Чудов монастырь. Исидор бежал в Литву, а позднее – в Рим. Это был последний Митрополит, избранный и поставленный для России Константинополем.

Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию.

103 Митрополит Ефесский Марк Евгеник (1391/2–1444, память 19 января), на Флорентийском Соборе последовательно отстаивал перед католиками православную точку зрения. Был противником подписания унии с Западной Церковью. Подробнее см.: Амвросий (Погодин), архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.

104 Троице-Сергиев монастырь располагается на горе Маковце, поэтому его древнее название – "иже в Маковце".

105 Василий II Темный (1425–1462), в ожесточенной междоусобной борьбе сначала с галицким князем Юрием Дмитриевичем, а потом с Димитрием Шемякой был ослеплен последним в 1446 г., за что получил свое прозвище.

106 Свт. Петр, Митрополит Киевский и всея Руси (1305–1326, память 21 декабря), родом с Волыни, был рукоположен в Митрополита Патриархом Константинопольским Афанасием.

107 Вероятно, имеется в виду Матфей, Игумен Новоспасского на Крутицах (Спасо-Преображенского на Новом) монастыря, преемник Игумена Феодосия (1404) и предшественник Игумена Трифона (1453).

108 Прп. Мартиниан († 12.01.1483), ученик прп. Кирилла Белозерского, Игумен Ферапонтова монастыря, был вызван Василием II в Игумены Троице-Сергиева монастыря в 1447 г., снова удалился в Ферапонтов монастырь в 1455 г. Канонизирован в 1549 г.

109 Свт. Леонтий, епископ Ростовский († 993, память 23 мая), родом грек, в Прологе назван иноком киево-печерским и первопрестольником, так как первым из киево-печерских иноков был возведен на епископский престол, рукоположен во епископа в 992 г.; стал одним из первых проповедников христианства в Ростове, где был замучен язычниками. Его мощи были обретены нетленными в 1164 г. Древнейший список Жития свт. Леонтия Ростовского относится к концу XIII – нач. XIV в., более поздние редакции появляются с XVI в.

110 Великий князь Московский Василий III (1505–1533). Предание о чудесном зачатии Великого князя Василия Ивановича взято Симоном Азарьиным почти без изменений из пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 555). Устное предание о чудесном зачатии Великого князя существовало уже в период между 1490 и 1505 гг., в разгар междоусобной борьбы за престол между сыном Ивана Молодого Димитрием и Василием III.

111 Князь Иван Васильевич, Иван III, Великий князь Московский (1462–1505).

112 Великая княгиня Мария († 1490), дочь князя Бориса Александровича Тверского от первого брака – с можайской княжной Анастасией Андреевной.

113 Иван Молодой, сын Ивана III и Марьи Борисовны, до рождения Василия III наследник московского престола. После смерти Ивана Молодого династическая борьба развернулась между его сыном Димитрием и Василием III.

114 София (Зоя) Палеолог, племянница последнего византийского императора, воспитывалась в Риме, куда ее отец Фома бежал после падения Византии. По расчету папы Павла II брак Софии с Иваном III должен был способствовать усилению влияния католической церкви на Руси и заключению новой унии. На всем пути Софии в Москву впереди несли католический крест, который был убран незадолго до въезда в город по настоятельному требованию Митрополита Филиппа. 12 ноября 1472 г. София прибыла в Москву, и в этот же день состоялось ее венчание с Иваном III. Краткая родословная Софии, которую приводит Симон Азарьин, взята им из 5 главы пятнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 542).

115 Архимандрит Иоасаф, Настоятель Троице-Сергиева монастыря в 1605–1609 гг., переведен из Пафнутьева Боровского монастыря; находился в Троице-Сергиевом монастыре во время осады; после снятия осады вернулся в Боровской монастырь и был там убит 5 июля 1610 г. при нападении отряда Сапеги.

116 Фома Палеолог, деспот Морей, брат византийского императора Иоанна Калояна, после падения Византии бежал в Рим вместе с двумя сыновьями и дочерью Зоей (Софией).

117 Филипп I (1464–1473), Митрополит Московский и всея Руси, резко осуждал контакты Ивана III с католическим миром и даже отказывался венчать его с Софией Палеолог.

118 В правление византийского императора Мануила II (1391–1425) территория Византийской империи под ударами турок сократилась до прилегающих к Константинополю земель.

119 Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) – предпоследний византийский император. Был инициатором Ферраро-Флорентийской унии, надеясь в обмен на признание католических догматов получить военную поддержку от европейских государств. После смерти бездетного Иоанна на византийский престол вступил его брат Константин XII Палеолог (память 29 мая), мч., последний византийский император. Правление землями, еще подвластными Константинополю, Константин вынужден был делить с братьями Фомой и Димитрием. Константин погиб во время взятия Константинополя турками, 29 мая 1453 г., сражаясь как простой солдат.

120 Имеется в виду героическая оборона Опочки в 1517 г., которая является эпизодом войны, начатой Василием III в 1513 г. за возвращение северских русских земель и Смоленска, входивших в то время в состав княжества Литовского. В качестве источника для этой главы Симон Азарьин использует 11 главу шестнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 594).

121 В 1550 г. на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Свияги, была построена крепость Свияжск, благодаря чему правобережье Волги перешло под власть Москвы. Крепость была собрана за четыре недели из срубов, сплавленных по Волге на стругах. Описывая эти события, Азарьин пользовался одним из списков Казанского Летописца (Полное собрание русских летописей. Т. 19).

122 В 1518 г. Шах-Али, внук царя Ахмата, был поставлен на царство в Казани Василием III после смерти бездетного Мухаммед-Эмина, но, возбудив всеобщую ненависть за свою жестокость, бежал оттуда в Москву.

123 Казань была взята русскими войсками 1/13 октября 1552 г. В данном случае Азарьин использует неизвестный исследователям список Казанского Летописца, поскольку во всех имеющихся летописных текстах о взятии Казани нигде не упоминается имя монаха, кропившего водой стены города.

124 Глава 58 соответствует главе 19 "Сказания" Авраамия Палицына, называемой "О явлении чудотворца Сергия, и о приступе, и о запалении Пивного двора".

125 Глава 59 соответствует главе 24 "Сказания" Авраамия Палицына, называемой "О явлении чудотворца Сергия Архимандриту Иоасафу".

126 Глава 60 соответствует главе 25 "Сказания" Авраамия Палицына, называемой "О приходе во град казака Ивашки Рязанца".

127 Тропарь Честному Кресту. Глас. 1.

128 Кондак Честному Кресту. Глас 4.

129 Глава 61 написана на основе главы 26 "Сказания" Авраамия Палицына, называемой "О стрельбах по граду ноября в 8 день".

130 Свт. Серапион, архиепископ Новгородский († 1516, память 16 марта). Священник из подмосковного села Пехорки, овдовев, принял монашество и ушел в Успенский Стромынский монастырь, где стал Игуменом, но вскоре перешел в Троице-Сергиев монастырь. В 1506 г. он посвящен в сан Архиепископа Новгородского, в 1509 г. был устранен от управления епархией и заточен в Андроников монастырь за то, что подверг Иосифа Волоцкого церковному запрещению. В 1511 г. освобожден и до конца дней жил в Троице-Сергиевой Лавре. Его мощи обретены нетленными 7 апреля 1517 г.

131 13-й кондак из акафиста Божией Матери.

132 Глава 62 является кратким пересказом главы 30 "Сказания" Авраамия Палицына – "О вылазке на сторожи литовские и русские".

133 Александр Иосиф Лисовский-Янович († 1616), польско-литовский шляхтич, командовал мобильным отрядом легкой конницы, так называемыми "лисовчиками". Лисовский явился на Русь в 1607 г. и совершил поход в северно-русские земли, разоряя и грабя их. Лагерь Лисовского во время осады находился к юго-востоку от монастыря – в Терентьевой роще.

134 Ян Петр Павел Сапега (1569–1611), командующий одним из польских отрядов, староста усвятский и керепетский, происходит из литовского рода Сапега. Летом 1608 г. пришел к Лжедмитрию II в Тушино с семитысячным войском, в августе 1608 г. повел свой отряд к Троице-Сергиеву монастырю. Во время осады его лагерь располагался к юго-западу от монастыря, на Клементьевом поле. Оборона Троице-Сергиева монастыря (23.09.1608–12.01.1610) против многотысячного отряда Сапеги и Лисовского (численность польского войска в разные моменты осады колебалась от 10 до 30 тысяч) была организована силами братии монастыря, отряда царских ратников и нескольких сот крестьян из окрестных монастырских сел (всего около 2500 человек). Несмотря на цингу и нехватку оружия, защитникам Лавры удалось продержаться до прихода московских войск под командованием М. В. Скопина-Шуйского.

135 Глава 63 является фрагментом главы 46 "Сказания" Авраамия Палицына – "О третьем большом приступе и об обманке над троицкими сидельцами".

136 Главы 64 и 65 написаны Симоном на основании главы 48 "Сказания" Авраамия Палицына "О явлении чудотворца Сергия".

137 Глава 66 соответствует главе 55 "Сказания" Авраамия Палицына – "О явлении чудотворца в Москве с хлебом".

138 Авраамий Палицын (в миру Аверкий Иванович, † 1627), Келарь Троице-Сергиева монастыря, происходил из древнего дворянского рода Палицыных, выходцев из Литвы. В 80-х гг. XVI в. был воеводой в г. Коле, в 1588 г. был подвергнут опале, видимо в связи с заговором Шуйских против Бориса Годунова, отправлен в Соловецкий монастырь и там насильственно пострижен. В 1608 г. становится Келарем Троице-Сергиева монастыря. Во время 15-месячной осады монастыря войсками Сапеги и Лисовского Палицын находился в Москве на Троицком подворье, пытаясь помочь своей обители. Его двусмысленное поведение во время переговоров русского посольства с Сигизмундом III в 1610 г. дало повод обвинить Палицына в измене. Видимо, этим вызвана его вторая ссылка, в 1619 г., в Соловецкий монастырь, где он в 1620 г. завершил работу над своим "Сказанием".

139 Василий Иванович Шуйский (1552–1612), русский Царь с 1606 по 1610 г.; после свержения Лжедмитрия I был возведен на престол. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут и насильственно пострижен в монахи, после чего власть в Москве перешла к группе бояр во главе с Ф. И. Мстиславским. Умер в польском плену.

140 Имеется в виду Арсений, Архиепископ Елассонский, грек, прибывший в Москву в 1591 г. вместе с терновским митрополитом Дионисием и оставшийся в русской столице. В 1607–1613 гг. – Архиепископ при московском Архангельском соборе, затем Архиепископ Тверской и Кашинский (1613–1617), впоследствии – Архиепископ Суздальский и Тарусский (1617–1626).

Глава 67 у Симона соответствует главе 78 "О явлении чудотворца Сергия на Москве во осаде галасунскому Архиепископу Арсению" "Сказания" Авраамия Палицына.

141 Глава 68 соответствует главе 75 "Сказания" Авраамия Палицына, называемой "Чудо Преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца о исцелевшем немом".

142 1618/19 г. – осада Лавры войском Владислава. В 1617 г. королевич Владислав, не оставлявший надежды получить русский трон, вместе с гетманом Ходкевичем вторгся в русские земли. 24 сентября Чаплинский, командовавший бывшим отрядом Лисовского, подошел к Троице-Сергиеву монастырю, но вступившие в бой посадские крестьяне отбросили его от стен монастыря. В сентябре 1618 г. поляки подошли к Москве, но были отбиты у Арбатских ворот князем Пожарским. Отступая от Москвы, войска Владислава снова остановились недалеко от Лавры, но уже не предпринимали против монастыря активных действий. В декабре 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Польшей сроком на 14 с половиной лет.

143 Глава 69 соответствует главе 54 "Сказания" Авраамия Палицына – "О гладе велицем во осад, бывший на Москве, и о житопродавцех, и о умножении потреб на Троицком подвории, в Богоявленском монастыре, молитвами Преп. отца Сергия и Никона".

144 Патриарх Московский Гермоген, сщмч., поставлен в Патриархи 3 июня 1606 г. из митрополита Казанского. Известен своими патриотическими грамотами, в которых он призывал русский народ подниматься на борьбу с поляками и твердо держаться Православия. 1 мая 1611 г. заточен поляками в Чудов монастырь, замучен голодом и скончался 17 февраля 1612 г.

145 Аспр (((((() – турецкая денежная единица, примерно равнялась пяти копейкам серебром.

146 Прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский, † 1632, память 12 мая), в миру Давид, Архимандрит, Настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1605 г. был посвящен в Архимандрита и стал Настоятелем Старицкого монастыря, откуда в 1610 г. был переведен в Троице-Сергиеву Лавру. После смерти Патриарха Гермогена продолжил его дело, рассылая по городам грамоты, в которых призывал народ подняться на защиту Отечества. Эти воззвания имели решающее значение для сплочения патриотических сил и формирования второго ополчения под командованием К. Минина-Сухорука и князя Д. Пожарского. В 1616–1618 гг. по повелению Царя Дионисий занимался исправлением богослужебных книг вместе с Иваном Наседкой, монахом Арсением Глухим и библиотекарем Лавры Антонием. По навету был обвинен в ереси и отправлен на смирение в Новоспасский монастырь. Был освобожден ввиду приезда Патриарха Иерусалимского Феофана. На Соборе, созванном Патриархом Филаретом, Дионисий был оправдан, награжден и снова назначен Настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Сюда вскоре прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, который возложил на голову Дионисия свой клобук.

147 В конце XVI – первой половине XVII в. донские казаки постоянно совершали набеги на Крым и Азов, возвращаясь с богатой добычей и пленными.

148 Архимандрит Нектарий, Настоятель Троице-Сергиева монастыря (1633–1640), бывший ранее Настоятелем Песношского монастыря.

149 Служняя слобода возникла при Игумене Никоне и находилась между Переяславской дорогой и речкой Кончурой, к востоку от монастыря. Постепенно увеличиваясь, слобода разделилась на две части – Нижнюю, или Чертольскую, слободу и Верхнюю.

150 На иконе "Предста Царица" (или "Царь царем") изображены Спаситель и предстоящие Ему Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Церковь Богоявления находилась в Богоявленском монастыре – подворье Троице-Сергиевой Лавры.

151 Отсчет ведется от Сотворения мира, за 5508 лет до Рождества Христова.

152 Алавастр – узкогорлый металлический сосуд, употреблявшийся для хранения ароматов.

153 Речь идет об Успенском соборе Московского Кремля.

154 Свт. Киприан, Митрополит Московский и всея Руси (1381–1382 и 1390–1406, память 27 мая, 16 сентября).

155 В издании 1646 г. гл. 86 содержала в себе Слово похвальное Преподобному отцу нашему Сергию, которое в настоящей книге печатается на с. 249–261.

156 Успенский Троицкий Дубенский монастырь близ села Стромыни Московской губернии Богородского уезда. Основан Прп. Сергием Радонежским по просьбе князя Димитрия Донского, обещавшего устроить монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Куликовская битва состоялась за несколько дней перед этим праздником), если он одержит победу над татарами. После Смуты пришел в запустение, поэтому в 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре (ср.: комм. 80).

157 Пятницкая башня находится в юго-восточном углу монастыря, против нее, вне стен монастыря, располагалась Свитошная слобода. В Пятницкой башне существовал каменный "мешок", куда сажали преступников.

О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.032 с.)