История возникновения науки БЖД



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения науки БЖД



История возникновения науки БЖД

Середина 19 – 20г. 20 века реализованы первые научно-технические разработки в области безопасности труда – техника безопасности.

50г. 20 века (в мире), в России с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности – охрана окружающей среды.

В 90х годах (Россия) образовано министерство по чрезвычайным ситуациям.

На рубеже 20 – 21х веков возникла необходимость вовлечения в защитную деятельность всего населения нашей планеты – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере => культура безопасности, которая формируется сейчас.

Цели, задачи, предметы изучения науки БЖД

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии в друг другом, образуя систему человек – среда обитания.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, т.е. способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать воздействия на человека, его здоровье, потомство.

Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого/косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека.

Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах благоприятно воспринимаемыми человеком и природной средой.

Профилактика негативного влияния:

Осуществляется в следующих направлениях:

- личное безопасное поведение человека (личные меры безопасности; связано с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, ведением ЗОЖ);

- реализация общественных мер по безопасности деятельности (коллективные меры безопасности; направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта, эффективную систему предупреждения и защиты населения от техногенных и естественных катастроф);

- обеспечение качественного состояния среды обитания (достигается главным образом в результате рационального обращения с ресурсами и отходами, использование в условиях техносферы объектов экономики: машин, оборудования, технологии, соответствующих нормативным требованиям по безопасности и экологичности).

В результате активной деятельности человека был создан новый тип среды обитания – техносфера.

БЖД – наука о комфортных и травмобезопасных взаимодействий человека с техносферой.

Цели БЖД:

- достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природы;

- предупреждение травматизма;

- сохранение здоровья;

- сохранение работоспособности;

- сохранение качественно-полезного труда.

Для достижения целей БЖД выдвигаются научные и практические задачи:

v Научные задачи: получение новых принципиально нестандартных знаний в виде выявления законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явления, помогающего решать практические задачи.

v Практические задачи: разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм и аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объект изучения БЖД: среда или условие обитания человека (среда: производящая, непроизводящая).

Предмет изучения БЖД: физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, т.е. формирование безопасных условий.

Основные принципы и понятия

Принципы:

- принцип антропоцентризма (человек – высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования);

- принцип существования внешних воздействий на человека (человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо фактора);

- принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания (т.е. создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека);

- принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания (т.е. безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасности, снижением их значимости и применением человеком защитных мер);

- принцип отрицания абсолютной безопасности (т.е. абсолютная безопасность человека в среда обитания – недопустима);

- рост знаний человека, совершенствование техники и технологий, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасности.

Опасность – негативные воздействия среды обитания, приводящие человека к потере здоровья/гибели.

Защита от опасности – способы и методы снижения уровня и продолжительности действия опасности на человека в среде обитания.

Безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, при котором воздействия на него потоков вещества, энергии и информации из окружающей среды не превышает максимально допустимых уровней.

Условия реализации опасности: реализация опасности возможна, если источник опасности и объект защиты по координатам пребывания совпадает в пространстве и времени.

Загрязнение среды обитания

· Загрязнение атмосферы

Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и техногенных источников.

Число примесей, выделяемых естественными источниками:

- пыль ( растительного и вулканического происхождения);

- туман;

- дым;

- газы вулканического происхождения;

- различные продукты растительного и животного происхождения

Основой техногенного загрязненного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и т.д. Самые распространенные токсичные вещества, загрязняющие атмосферу:

- оксид углерода;

- оксид серы;

- оксиды азота;

- углеводороды;

- пыль.

Высокие концентрации и миграции примесей стимулируют их взаимодействие с образованием более токсичных соединений и приводят к таким явлениям – парниковый эффект и разрушение озонового слоя.

· Кислотные дожди

Известны >100 лет, а проблема ~ 20 лет

Источники: Газы, содержащие серу и азот. Соединения серы и азота, попавших в атмосферу вступают в химическую реакцию (она происходит не сразу; они сохраняют свои свойства в течении 2, 8, 10 суток), за это время они могут пройти в атмосфере расстояния 1000-2000 км и только потом выпасть на Землю.

Опасны: Тюмень, Омск, Архангельск и т.д.

· Парниковый эффект

Состояние состава атмосферы определяется во многом величиной солнечной радиации в тепловом балансе Земли. Основная доля солнечной радиации передается поверхности Земли в оптическом диапазоне, а излучаемая поверхностью Земли в инфракрасном => доля отраженной лучистой энергии поглощаемая атмосферой зависит от количества многоатомных газов и пыли в ее составе. Источниками техногенных парниковых газов являются:

ü теплоэнергетика

ü автотранспорт

ü химическое производство

ü гниение мусора и отходов животноводства

бытовая химия.

Парниковый эффект сопровождается повышением температуры поверхности Земли. В период с 1880-1940 средняя температура в северном полушарии возросла на 0,4 С. В 2030 она может повыситься на 1,5 – 4,5 С.

v Разрушение озонового слоя

Сопровождается повышением доли ультрафиолетового излучения длиной волны менее 290 наннометров, достигающего земной поверхности. Эти излучения губительны для растительности, представляют собой источник канцерогенной опасности для человека и стимулируют рост заболеваний (главным образом онкозаболеваний). По оценочным данным техногенное разрушение озонового слоя к 1973 г. достигло 0,4 – 1,0 %. В 2000 г. – 3%, а к 2050 г. – 10%.

v Загрязнение гидросферы

Потребление воды в РФ в 2000 г. достигло 90 кубических км. На нужды:

ü Производственные (58%)

ü Хозяйственно-питьевые (20%)

ü Орошение (13%)

ü Сельскохозяйственное водоснобжение (2%)

ü прочее (7%)

Загрязнения подразделяются:

v Биологические, вызывающие брожение воды

v Химические, изменяющие химический состав воды

v Физические, изменяющие ее прозрачность, мутность, т.е. изменяющие ее органолептический слой

v Загрязнения земель

Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добыче полезных ископаемых, их обогащение, захоронение бытовых и промышленных отходов, проведение военных учений, испытаний. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосферу, а пахотные земли при внесении удобрений и пестицидов.

Пути уменьшения риска

Для уменьшения риска материальные средства можно использовать по следующим направлениям:

v Совершенствование систем

v Подготовка и обучение персонала

v Применение организационных мероприятий

v Применение технических средств защиты и СИС (Средства Индивидуальной Защиты)

v Экономические методы (страхование, компенсации и т.д.)

Комфортные условия

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены как элементами самой техносферы, так и человеком и его действием. Изменяя величину любого потока от минимально-значимых до максимально-возможных, можно получить ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда обитания»:

1. Комфортная, при которой потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостность компонентов среды обитания.

2. Допустимая, при которой потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводит к дискомфорту, снижаю деятельность человека.

3. Вредная, при которой потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативные воздействия на человека, вызывая при длительном воздействии заболевания или приводят к деградации природной среды.

4. Опасная, при которой потоки высоких уровней за короткий период времени могут травмировать человека и привести к летальному исходу, вызвать разрушение в окружающей среде.

3 и 4 являются нагативными и недопустимыми факторами для жизнедеятельности человека и оркудающей среды.

Классификация основных форм деятельности человека.

Формы трудовой деятельности делятся:

v Физический труд - нагрузка на опорно-двигательный аппарат, функциональную систему организма человека (сердечно-сосудистая), которая обеспечивает его жизнедеятельностиь. Отрицательная сторона – низкая производительность, необходимость высокого напряжения физический сил, потребность в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени – отдых)

v Умственный труд – объединяет работу, связанную с приемом и переработкой информации, требующей напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления и эмоциональной сферы.

В соответствии существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

1. Формы труда, требующей значительной мышечной активности

2. Механизированные формы труда

3. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством

4. Групповые формы труда (конвейер)

5. Формы труда, связанные в дистанционным управлением

Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются:

1. Операторский

2. Творческий

3. Управленческий

4. Труд медицинских работников

5. Труд преподавателей, учащихся, студентов

История возникновения науки БЖД

Середина 19 – 20г. 20 века реализованы первые научно-технические разработки в области безопасности труда – техника безопасности.

50г. 20 века (в мире), в России с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности – охрана окружающей среды.

В 90х годах (Россия) образовано министерство по чрезвычайным ситуациям.

На рубеже 20 – 21х веков возникла необходимость вовлечения в защитную деятельность всего населения нашей планеты – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере => культура безопасности, которая формируется сейчас.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.013 с.)