Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История возникновения науки БЖД
История возникновения науки БЖД Середина 19 – 20г. 20 века реализованы первые научно-технические разработки в области безопасности труда – техника безопасности. 50г. 20 века (в мире), в России с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности – охрана окружающей среды. В 90х годах (Россия) образовано министерство по чрезвычайным ситуациям. На рубеже 20 – 21х веков возникла необходимость вовлечения в защитную деятельность всего населения нашей планеты – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере => культура безопасности, которая формируется сейчас. Цели, задачи, предметы изучения науки БЖД Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии в друг другом, образуя систему человек – среда обитания. Жизнедеятельность – повседневная деятельность и отдых, т.е. способ существования человека. Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать воздействия на человека, его здоровье, потомство. Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого/косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потребностям человека. Человек и окружающая среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах благоприятно воспринимаемыми человеком и природной средой. Профилактика негативного влияния: Осуществляется в следующих направлениях: - личное безопасное поведение человека (личные меры безопасности; связано с рациональным выбором места жительства, соблюдением правил и норм охраны труда, ведением ЗОЖ); - реализация общественных мер по безопасности деятельности (коллективные меры безопасности; направлены на реализацию безопасных условий деятельности и быта, эффективную систему предупреждения и защиты населения от техногенных и естественных катастроф); - обеспечение качественного состояния среды обитания (достигается главным образом в результате рационального обращения с ресурсами и отходами, использование в условиях техносферы объектов экономики: машин, оборудования, технологии, соответствующих нормативным требованиям по безопасности и экологичности). В результате активной деятельности человека был создан новый тип среды обитания – техносфера. БЖД – наука о комфортных и травмобезопасных взаимодействий человека с техносферой. Цели БЖД: - достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природы; - предупреждение травматизма; - сохранение здоровья; - сохранение работоспособности; - сохранение качественно-полезного труда. Для достижения целей БЖД выдвигаются научные и практические задачи: v Научные задачи: получение новых принципиально нестандартных знаний в виде выявления законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явления, помогающего решать практические задачи. v Практические задачи: разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм и аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности. Объект изучения БЖД: среда или условие обитания человека (среда: производящая, непроизводящая). Предмет изучения БЖД: физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, т.е. формирование безопасных условий. Основные принципы и понятия Принципы: - принцип антропоцентризма (человек – высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования); - принцип существования внешних воздействий на человека (человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо фактора); - принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания (т.е. создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека); - принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания (т.е. безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасности, снижением их значимости и применением человеком защитных мер); - принцип отрицания абсолютной безопасности (т.е. абсолютная безопасность человека в среда обитания – недопустима); - рост знаний человека, совершенствование техники и технологий, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасности. Опасность – негативные воздействия среды обитания, приводящие человека к потере здоровья/гибели. Защита от опасности – способы и методы снижения уровня и продолжительности действия опасности на человека в среде обитания. Безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, при котором воздействия на него потоков вещества, энергии и информации из окружающей среды не превышает максимально допустимых уровней. Условия реализации опасности: реализация опасности возможна, если источник опасности и объект защиты по координатам пребывания совпадает в пространстве и времени. Загрязнение среды обитания · Загрязнение атмосферы Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и техногенных источников. Число примесей, выделяемых естественными источниками: - пыль (растительного и вулканического происхождения); - туман; - дым; - газы вулканического происхождения; - различные продукты растительного и животного происхождения Основой техногенного загрязненного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и т.д. Самые распространенные токсичные вещества, загрязняющие атмосферу: - оксид углерода; - оксид серы; - оксиды азота; - углеводороды; - пыль. Высокие концентрации и миграции примесей стимулируют их взаимодействие с образованием более токсичных соединений и приводят к таким явлениям – парниковый эффект и разрушение озонового слоя. · Кислотные дожди Известны >100 лет, а проблема ~ 20 лет Источники: Газы, содержащие серу и азот. Соединения серы и азота, попавших в атмосферу вступают в химическую реакцию (она происходит не сразу; они сохраняют свои свойства в течении 2, 8, 10 суток), за это время они могут пройти в атмосфере расстояния 1000-2000 км и только потом выпасть на Землю. Опасны: Тюмень, Омск, Архангельск и т.д. · Парниковый эффект Состояние состава атмосферы определяется во многом величиной солнечной радиации в тепловом балансе Земли. Основная доля солнечной радиации передается поверхности Земли в оптическом диапазоне, а излучаемая поверхностью Земли в инфракрасном => доля отраженной лучистой энергии поглощаемая атмосферой зависит от количества многоатомных газов и пыли в ее составе. Источниками техногенных парниковых газов являются: ü теплоэнергетика ü автотранспорт ü химическое производство ü гниение мусора и отходов животноводства бытовая химия. Парниковый эффект сопровождается повышением температуры поверхности Земли. В период с 1880-1940 средняя температура в северном полушарии возросла на 0,4 С. В 2030 она может повыситься на 1,5 – 4,5 С. v Разрушение озонового слоя Сопровождается повышением доли ультрафиолетового излучения длиной волны менее 290 наннометров, достигающего земной поверхности. Эти излучения губительны для растительности, представляют собой источник канцерогенной опасности для человека и стимулируют рост заболеваний (главным образом онкозаболеваний). По оценочным данным техногенное разрушение озонового слоя к 1973 г. достигло 0,4 – 1,0 %. В 2000 г. – 3%, а к 2050 г. – 10%. v Загрязнение гидросферы Потребление воды в РФ в 2000 г. достигло 90 кубических км. На нужды: ü Производственные (58%) ü Хозяйственно-питьевые (20%) ü Орошение (13%) ü Сельскохозяйственное водоснобжение (2%) ü прочее (7%) Загрязнения подразделяются: v Биологические, вызывающие брожение воды v Химические, изменяющие химический состав воды v Физические, изменяющие ее прозрачность, мутность, т.е. изменяющие ее органолептический слой v Загрязнения земель Нарушение верхних слоев земной коры происходит при добыче полезных ископаемых, их обогащение, захоронение бытовых и промышленных отходов, проведение военных учений, испытаний. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосферу, а пахотные земли при внесении удобрений и пестицидов. Пути уменьшения риска Для уменьшения риска материальные средства можно использовать по следующим направлениям: v Совершенствование систем v Подготовка и обучение персонала v Применение организационных мероприятий v Применение технических средств защиты и СИС (Средства Индивидуальной Защиты) v Экономические методы (страхование, компенсации и т.д.) Комфортные условия В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены как элементами самой техносферы, так и человеком и его действием. Изменяя величину любого потока от минимально-значимых до максимально-возможных, можно получить ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек-среда обитания»: 1. Комфортная, при которой потоки создают оптимальные условия деятельности и отдыха, гарантируют сохранение здоровья человека и целостность компонентов среды обитания. 2. Допустимая, при которой потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводит к дискомфорту, снижаю деятельность человека. 3. Вредная, при которой потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативные воздействия на человека, вызывая при длительном воздействии заболевания или приводят к деградации природной среды. 4. Опасная, при которой потоки высоких уровней за короткий период времени могут травмировать человека и привести к летальному исходу, вызвать разрушение в окружающей среде. 3 и 4 являются нагативными и недопустимыми факторами для жизнедеятельности человека и оркудающей среды. Классификация основных форм деятельности человека. Формы трудовой деятельности делятся: v Физический труд - нагрузка на опорно-двигательный аппарат, функциональную систему организма человека (сердечно-сосудистая), которая обеспечивает его жизнедеятельностиь. Отрицательная сторона – низкая производительность, необходимость высокого напряжения физический сил, потребность в длительном отдыхе (до 50% рабочего времени – отдых) v Умственный труд – объединяет работу, связанную с приемом и переработкой информации, требующей напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. В соответствии существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: 1. Формы труда, требующей значительной мышечной активности 2. Механизированные формы труда 3. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством 4. Групповые формы труда (конвейер) 5. Формы труда, связанные в дистанционным управлением Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются: 1. Операторский 2. Творческий 3. Управленческий 4. Труд медицинских работников 5. Труд преподавателей, учащихся, студентов История возникновения науки БЖД Середина 19 – 20г. 20 века реализованы первые научно-технические разработки в области безопасности труда – техника безопасности. 50г. 20 века (в мире), в России с 1972г. возникло новое направление защитной деятельности – охрана окружающей среды. В 90х годах (Россия) образовано министерство по чрезвычайным ситуациям. На рубеже 20 – 21х веков возникла необходимость вовлечения в защитную деятельность всего населения нашей планеты – наука о безопасности жизнедеятельности человека в техносфере => культура безопасности, которая формируется сейчас.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.01 с.) |