Обеспечение безопасности в ЧС природного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение безопасности в ЧС природного



ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧС ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Меры безопасности во время землетрясения.

Землетрясение – природное явление, возникающее в результате мощной активизации внутренних сил Земли. Освободившаяся при этом энергия распространяется в виде сейсмических волн, вызывая колебания земной коры и разрушения на ее поверхности.

Главное – не поддаваться панике. Если находитесь в квартире, найдите безопасное место, где можно переждать толчки – проем капитальной стены, образованный капитальной стеной угол, место у колонны или под балконом каркаса здания. Распахните дверь на лестничную клетку и встаньте в проем. Как только толчки прекратятся, немедленно выйдите на улицу. Спускаясь по лестнице с верхних этажей, будьте внимательны: повреждены, могут быть не только ступеньки, но и лестничные марши. Если находитесь на одном из первых этажей – покиньте здание; находясь на высоком этаже – займите самое безопасное место: влезьте под прочный стол или кровать, укройте голову руками (в школе нужно прятаться под партами). Погасите любой огонь, выключите электричество и газ. Если рядом есть дети – укройте их собой, успейте открыть дверь квартиры. При прекращении толчков выйдите на улицу. Не пользуйтесь лифтом. Опасайтесь лестниц и выходных дверей. Если подземные толчки застали вас на улице, быстро отойдите подальше от зданий, линий электропередач, столбов, оград. Остерегайтесь оборванных проводов! Если вы находитесь в общественном транспорте, лучше оставайтесь в нем до конца колебания почвы; не надо бить окна, рваться к дверям, тем самым создавая панику, опасность травмирования и т. д. Водители автобусов, трамваев, троллейбусов сами остановят транспортное средство и откроют двери. Если землетрясение застало вас в машине – выйдите из нее. В метро землетрясение опаснее: главное – не поддавайтесь общей панике. После толчков по возможности скорее окажите нуждающимся первую медицинскую помощь, а попавших в небольшие завалы постарайтесь освободить. Оказавшись в завале, знайте: без воды и пищи организм может продержаться долго; первое условие в этой тяжелой ситуации – присутствие духа. Помните: после первого могут последовать повторные толчки. Они могут произойти через несколько часов, а иногда и суток. Будьте готовы к этому.

Меры безопасности во время наводнения.

Наводнение – это временное затопление обширной местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Наводнения являются следствием сильных ливней, интенсивного таяния снега (ледников), разрушения гидротехнических сооружений, ветровых нагонов воды со стороны моря и устьев рек, а также цунами – морских волн сейсмического или вулканического происхождения. Как правило, наводнения прогнозируются, и население заранее оповещается.

Прежде чем покинуть дом, следует перенести на верхние этажи и в другие, не затапливаемые, места все, что вода может испортить; выключить газ и электричество. Затем, взяв с собой документы и самые необходимые вещи, небольшой запас продуктов и воды, прибыть на место сбора. Эвакуация производится в большие населенные пункты, находящиеся вне зон затопления. О внезапно начавшемся затоплении (разрушение гидротехнического сооружения) население предупреждают всеми имеющимися техническими средствами. Следует подняться на верхние этажи, а если дом одноэтажный – занять чердачное помещение или выйти на крышу. Эвакуация населения в этом случае будет осуществляться на лодках, катерах, плотах и других плавающих средствах. Во время посадки на них нужно соблюдать строгую дисциплину. В лодку следует спускаться по одному, ступая на середину настила, и рассаживаться только по указанию старшего. Во время движения лодки нельзя меняться местами, садиться на борт; нос лодки следует держать перпендикулярно волне. После причаливания один из пассажиров должен выйти на берег и держать лодку за борт до тех пор, пока все люди не окажутся на суше. Застав наводнение в поле, в лесу, нужно занять наиболее возвышенное место, забраться на дерево. Поиск людей на затопленной территории организуется немедленно. К тонущему подходят на лодке против течения, а поднимают его с кормы.

Меры безопасности во время пожара.

Пожар – неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, создающий опасность для жизни людей.

При лесных пожарах.

Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну, дышите воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой. После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению. Знайте, сигналы оповещения о приближении зоны пожара к населенному пункту и принимайте участие в организации тушения пожаров. Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой. При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь. При тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя.

При пожаре в помещении.

Никогда не паникуйте, вам это не поможет, а только приведёт к трагическим последствиям. Всегда есть «лишние» десять секунд, чтобы остановиться и подумать. Первым делом звоните в службу спасения – за вас это просто может никто не сделать. Проследите, чтобы кто-нибудь встретил пожарный расчёт и помог ему быстрее добраться до места. Для того чтобы расти и усиливаться, огню нужен кислород, желательно в форме ветра – не оставляйте сквозняков, закрывайте двери и окна. Не повторяйте бездумные ошибки многих людей: не следует тушить небольшое возгорание путём задувания – пламя вырасти в несколько раз. Большинство людей погибает не в огне, а задохнувшись угарным дымом. При пожаре сразу же приготовьте намоченную тряпку (множество людей спасли себе жизнь тем, что воспользовались собственной мочой), через которую, возможно, придётся дышать. В задымлённом помещении передвигайтесь как можно ниже к полу – дым всегда стремится наверх. Даже не думайте тушить включенные электроприборы водой – нужно накинуть на воспламенившуюся технику покрывало или тяжелую штору или воспользоваться специальным огнетушителем. Если горит телевизор, воду можно залить с задней стенки, где находятся отверстия, но держитесь сбоку – кинескоп может взорваться. Не прыгайте с верхних этажей, не надо спускаться по верёвкам, простыням, водосточным трубам. Лучше подождать 15 минут помощи, чем сигануть с восьмого этажа, лелея мысль о выживании. Разумеется, когда вам своевременно предложат пожарный тент – не думайте о боязни высоты. Если у вас есть возможность помочь другим людям – реализуйте её любыми способами, лучше спасти несколько чужих жизней, чем собственное имущество.

Обеспечение личной безопасности при авариях на транспорте.

При авиакатастрофах.

В случае вынужденной посадки экипаж принимает необходимые меры для эвакуации пассажиров, используя основные и аварийные

выходы, а также технические средства: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. При вынужденной посадке на воду командир воздушного судна должен через членов экипажа установить порядок открытия основных аварийных выходов, чтобы при этом не попала вода в фюзеляж, приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, аварийные запасы питания, радиомаяки и другое оборудование. До посадки на воду необходимо достать и надеть каждому пассажиру спасательный жилет, проинструктировать всех пассажиров о правилах пользования жилетом. При эвакуации с воздушного судна необходимо использовать групповые спасательные плавучие средства (плоты), переправляя на них в первую очередь раненых, детей, пожилых пассажиров. После перехода на плавучие средства необходимо проверить число пассажиров, отплыть на безопасное расстояние от воздушного судна (не менее 100 м), пока оно не стало погружаться в воду, подготовить к работе аварийные радиосредства, средства сигнализации и подать сигналы бедствия. Во всех случаях при посадке в самолет необходимо изучить правила поведения во время полета, а также правила пользования аварийными спасательными средствами. Эти правила вывешены на дверях аварийных выходов, а также находятся в инструкциях, хранящихся у бортпроводников. Основное правило при авариях – выполнять команды экипажа, не допуская при этом паники.

При автомобильных авариях.

Система автомобильного сообщения – самая развитая транспортная связь в нашей стране. Ни в одном населенном пункте не обходятся без этого вида транспорта. Автомобилями и автобусами постоянно пользуются как внутри населенных пунктов, так и между ними. Из-за неопытности водителей, некачественного состояния дорог возможны непредвиденные аварийные ситуации. Столкновение со встречным транспортом, опрокидывание в кювет, нарушение правил проезда железнодорожных переездов – все это ведет к гибели или увечью пассажиров. Поведение во время транспортной аварии. Постараться соблюдать спокойствие и рассудительность, ни в коем случае не дать начаться панике. Пользуясь основными и запасными выходами, эвакуироваться из автомобиля или автобуса самим и помочь пострадавшим пассажирам. Запасной выход открывается следующим образом: надо выдернуть шнур из резинового уплотнителя окна и выдавить стекло. При невозможности открыть боковые выходы, можно эвакуироваться через верхние вентиляционные люки. Используя медицинскую аптечку и подручные средства, оказать медицинскую помощь пострадавшим. Через проходящие по дороге машины оповестите о случившемся полицию и «скорую помощь». Во всех случаях при опрокидывании автобуса (автомобиля) или его резком торможении постарайтесь крепко уцепиться за поручни и закрепите туловище в жестком

положении, чтобы вас не бросало по салону. В случае затопления автобуса (автомобиля) при попадании в реку и т. п. необходимо, в первую очередь, открыть верхние люки (если есть) и покинуть салон, пока автобус находится на плаву. В случае если салон заполнен водой, нужно открыть все выходы и постараться выбраться на поверхность воды.

Местные системы оповещения.

Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

· оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

· руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, и руководителям районных и городских служб гражданской обороны;

· населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить:

· на средства оповещения должностных лиц;

· средства оповещения населения;

· средства оповещения трудовых коллективов.

Расчет.

Определяем избыточное давление, эквивалентное силе

землетрясения (100 кПа = 1 кг/см2): свыше 0,5кг/см2

Разрушения:

Плотина – слабое;

Наземный трубопровод – среднее;

Воздушные линии электропередач – среднее;

Железнодорожные пути – слабые.

Высота сплошного завала: 5,2метра.

Задача 2. Определить характер разрушений и потери среди населения в районе воздействия урагана при заданной скорости ветра, м/с. В зоне действия урагана находятся: крупнопанельные жилые здания (N1, человек), кирпичные многоэтажные дома (N2, человек) складские кирпичные здания (N3, человек).

V=45м/с; N1=200ч; N2=500ч; N3=60чел.

Расчет.

Крупнопанельные жилые дома: сильные разрушения.

Общие потери: 60%*200=120чел.;

Безвозвратные: 15%*200=30чел.;

Санитарные: 45%*200=90чел.

Кирпичные многоэтажные дома: сильные разрушения.

Общие: 300чел.;

Безвозвратные: 75чел.;

Санитарные: 225человек.

Складские кирпичные здания: сильные разрушения.

Общие:36чел.;

Безвозвратные: 9чел.;

Санитарные: 27 человек.

 

Задача 3. Определить время охвата огнем находящихся на участке строений и время развития сплошного пожара по участку застройки длиной L, м, данной степени огнестойкости (преимущественно двухэтажные здания), при коэффициенте плотности жилой застройки К3, линейной скорости распространения пожара Vл, м/мин.

L=600м; К3=0,4; IIIстепень огнестойкости; Vл=1,2м/мин; γ=1,6.

Расчет.

Время охвата огнем находящихся на участке строений:

Тохв = Т0*γ =60*1,6=96мин.

Время развития сплошного пожара на данном участке:

Т разв =К3*L/Vл=0,4*600/1,2=200мин.

 

Задача 4. На предприятии химической промышленности произошла авария на площадке хранения аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Разлито Q0, т АХОВ, находившегося в виде сжиженного газа. Возник источник заражения АХОВ. Разлив АХОВ на подстилающей поверхности свободный, h = 0,05 м. Рабочие и служащие химически опасного объекта (ХОО) обеспечены противогазами на 100% и убежищами на наибольшую работающую смену. В заводском посёлке, расположенном на расстоянии X, км от ХОО по направлению распространения заражённого воздуха, проживает n, чел. Время от начала аварии N = 1 час. Оценить обстановку в районе аварии.

 

Сернистый андигрид; Qo=5т

h=0.05м; t=+20оС; инверсия; V= 3м/с

Х=0,7км; n=300чел.;

Расчет.

Эквивалентное количество вещества в первичном облаке:

Qэ=К1*К3*К5*К7*Qo=0,11*0,333*1*5=0,18315т

Эквивалентное количество вещества во вторичном облаке:

Qэ=(1-К1)*К2*К3*К4*К5*К6*К7*(Qо/h*d)=0,89*0,049*0,333*1,67*1**1*1*(5/1,462*0,05)=1,65т

Время испарения: Т=h*d/К2*К4*К7=1,462*0,05/0,049*1,67*1=0,89ч.

Глубина зоны заражения первичным облаком: Г1=0,01

Глубина зоны заражения вторичным облаком Г2=0,7.

Полная глубина зоны заражения:

Г = Г 1 + 0,5⋅Г 2=0,01+0,7*0,5=0,36

Предельно возможное значение глубины переноса заражённого воздуха

Гп = N⋅Vп=1*16=16

Переносимый зараженный воздух на дальностях Г > Гп имеет

концентрацию меньше пороговой токсодозы.

Площадь зоны фактического заражения Sф:

Sф=К8*Г^2*N^0.2=0,081*0,1296*1=0,0104км;

Время подхода зараженного воздуха к заводскому посёлку:

t=X/Vn= 0.7/16=0.043часа.

Ориентировочная структура потерь: на открытой местности – средние и тяжелые степени; в простейших укрытиях – легкая степень

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧС ПРИРОДНОГО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.052 с.)