Место и роль политических партий в политической системе современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль политических партий в политической системе современной России



Билет 40

Основные закономерности развития государства

Исследование государственно-правовой организации общества с целью установления наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права есть цель науки теории государства и права. Закономерности происхождения государства и права освещены в лекции № 3. Теперь остановимся на закономерностях развития государств. Как уже упоминалось, закономерность, это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.

Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства). Развитие имеет направленность, необратимость, спиралевидность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени.

Закономерность в социальной действительности проявляется как тенденция. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, тенденция - это направление развития, склонность, стремление. Тенденция характеризует развитие государства в данный момент, но, представляется, она может быть проявлением либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действовать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад. На развитие государства оказывают влияние самые разные природно-экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, международные, личностные факторы.

Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.

Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.

1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:

а) первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).

б) вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества.

2. Экономический детерминизм. Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики:

а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений;

б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом;

в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;

г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает.

3. Этический и правовой позитивизм. Развитие государства определяется позитивно существующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения:

а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями;

б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании;

в) цель развития государства - наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.

4. Идеологический позитивизм. Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяется развитием идеологии:

а) идеология является источником развития государства;

б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;

в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.

Cделав краткий обзор течений теоретической мысли, по-разному оценивающей факторы, влияющие на развитие государства, рассмотрим как, в каком виде, в какой форме проявляются закономерности.

Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невыделенности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан. В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет.

Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии. С развитием феодальных отношений в период феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с принадлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно-представительная монархия. Во Франции в этот момент крепнут связи между частями страны и появляется орган сословного представительства, Генеральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают созываться. Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значение, но позже становится причиной крушения социальной системы. Французская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления.

Волнообразность развития. Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.

Вариантность развития. О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, выделение общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных государств: России, Франции, Великобритании.

Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.

В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:

а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;

б) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.);

в) уменьшение роли государственного принуждения и уве6личение удельного веса «мягких» форм государственной деятельности (льготы, поощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.);

г) установление идеи социального государства;

д) обилие переходных государственных форм;

е) установление технократического государства (информационные технологии влекут установление «сетевого государства», переход государственной власти к технократии);

ж) усиление регулирующей роли государства при высокой степени саморегулирования общества.

Выводы. Теория государства и права не может с точностью предсказать будущее конкретного государства или государственности в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути альтернативного развития.

Логика объективного развития государства детерминируется причинами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории. Парадокс исторического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства.

Государственный прогресс. Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым. Считается, что прогресс государства возможен та, где новая государственная система способна осуществлять задачи и функции, недоступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам. Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом.

Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие.

Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея социального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В. Эрн утверждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение государств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скрытом признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсолют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э. вместе с христианским учением.

Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства.

1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относителен.

2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии:

а) по прямой;

б) по спирали.

Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития.

Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) видят прогресс в том, что не только государство, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предельной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным.

Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что:

- Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жизни государства;

- Возрастает специализация управления и структурная сложность государственного аппарата;

- Увеличиваются удельный вес нормативных, законодательных начал и форм государственной деятельности;

- Уменьшается карательная роль государства;

- Государство приближается к идеалам справедливости.

3. Группа новой философии, сторонники социального пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. Следовательно, государственного прогресса не существует.

Выводы. Решение вопросов государственного прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс государства водном смысле может быть связан с регрессом в другом.

Билет 41

Типология государства: теоретические основы и значение типологии. Основные исторические типы государства

Типология государств (можно рассматривать как разновидность классификации) – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств.

Одновременно типология государств – это результат процесса познания, представленный системой типов государств.

Считается, что классификация оперирует эмпирическими (реальными) объектами, а типология оперирует идеальными объектами, т.е. абстрактными признаками.

Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств.

Включение государства в ту или иную группу (типологический разряд или тип) означает распространение на него свойств соответствующего типа, таким образом информация идет не от специального опытного изучения, а от типологии. Она в сжатом, концентрированном виде содержит большие объемы информации, позволяет предсказать существование нового элемента, дать характеристику его важнейших свойств, показать направление развития во времени и дать характеристику предстоящего этапа. Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д.

Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Это важнейшая категория государствоведения. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы. Эти признаки могут объяснить максимальное число других признаков (содержательных, структурных, формальных и др.). Следует помнить, что любая классификация и типология как ее разновидность, является относительной, она упрощает, огрубляет, сглаживает особенности.

Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека (См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. М. Проспект. 1999. С.104). Другие авторы приводят многочисленные типологии, называя их нетрадиционными (несмотря на то, что некоторые из них известны со времен античности).

Различают типологии структурные (синхронические) и генетические (диахронические). Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элементами. Генетические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям.

 

 

8.2 Основные исторические типы государства

 

 

Одной из первых синхронических типологий является типология государств Аристотеля, который разделил все государства на основе признаков: 1) по количеству властвующих – правление одного, немногих и большинства; 2) по осуществляемым государственным целям – преследующие общее благо – правильные государства, остальные – неправильные. Совместив первый и второй признаки, возникает типология, в которой все государства делятся на правильные неправильные. Правильные: монархия, аристократия и полития; неправильные: тирания, олигархия, демократия (в данном случае власть черни).

Продолжить ряд синхронических типологий можно, взяв за типологический признак отношение государства к религии. По этому признаку все государства делятся на атеистические, светские, клерикальные и теократические. В атеистических государствах религиозные организации запрещены и преследуются государством при его тотальном контроле и репрессиях в этой сфере жизни общества (социалистическая Албания, СССР) Светские государства не вправе контролировать сферу религиозной жизни граждан, религия отделена от государства и образование от церкви, государство не вмешивается в дела церкви, но и церковь не выполняет никаких функций государства, кроме удовлетворения религиозных потребностей населения (Германия, Франция, Россия). В клерикальных государствах какая-либо религия имеет статус государственной, сотрудничество государства и церкви выражается в передаче церкви некоторых функций государства – регистрация рождений, браков, смерти; представительство в государственных органах, контроль сферы образования, воспитания, религиозная цензура средств массовой информации; церковь получает налоговые льготы, субсидии от государства, а священники получают заработную плату (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и другие). Теократические государства: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии, глава государства и церкви представлены в одном лице, религиозные нормы являются основным источником права (Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и другие).

По уровню развития права в обществе С.С. Алексеев разделяет все государства на развитые и неразвитые. В неразвитых государствах право остается придатком государственной власти, целиком зависит от его усмотрения. К таким государствам относятся рабовладельческие, феодальные, буржуазные. В развитых государствах право выступает в качестве самостоятельного феномена, способного противостоять произволу государственной власти. К таким относятся государства демократические, правовые, социальные.

К генетическим можно отнести типологию американского ученого Белла, который положил в основу деления производство и виды используемых знаний: прединдустриальные общество (и государство), индустриальное, где у власти стоят предприниматели, бизнесмены и менеджеры, постиндустриальное, где у власти стоят экономисты, социологи, математики, информатики. К генетическим типологиям относится и типология У. Ростоу, предложившего пять стадий экономического, социального и политического роста общества (см.: Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В., Матузова Н.И. М. Юрист. 1997. С.59).

К генетическим типологиям относится формационный подход к типологии государств. Данный подход рассматривает историю развития общества как линейный, непрерывный, однонаправленный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций от менее прогрессивной к более прогрессивной. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства материальных благ. Общественно экономических формаций пять: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая фаза коммунистической формации – социализм). ОЭФ состоит из экономического базиса и надстройки, важнейшими частями которой являются государство и право. Все надстроечные явления детерминируются типом экономического базиса (способом производства материальных благ). Пяти известным ОЭФ соответствуют четыре исторических типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право. Они выражают классовую сущность и социальную направленность государственной власти, показывают, какой класс является экономически и политически господствующим, в чьих интересах осуществляется государственная власть. Смена исторических типов государства происходит в результате социальных революций. Марксистское учение об ОЭФ было дополнено в ХХ веке представлением об «азиатском способе производства» и базирующемся на нем государстве восточного типа (восточных деспотиях), типологические особенности которого заключаются в доклассовой структуре общества, сохранении общинной собственности на землю и личной свободы крестьян. (Справедливости ради заметим, что первоначально проблему азиатского способа производства, не вписывающегося в общую систему общественно-экономических формаций и классовой структуры общества, поставил сам К. Маркс).

С точки зрения цивилизационного подхода история развития общества выглядит, в противовес формационному подходу, как прерывистый, дискретный процесс развития не связанных друг с другом цивилизаций. Цивилизация, согласно А. Тойнби, есть замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью духовных, религиозных, культурных, исторических, языковых, хозяйственно-экономических и иных признаков. История всего общества представлена в виде развития многих цивилизаций, которые, подобно живому организму, рождаются, расцветают, увядают и умирают. Поэтому различаются мертвые, ушедшие в историю и живые цивилизации. Государства в цивилизациях детерминируются в первую очередь религией, системой ценностей, традициями, характером взаимоотношений с природой, особенностями психологической самоидентификации, т.е. культурно-духовным комплексом. Цивилизации делятся на первичные и вторичные. Соответственно им, первичные государства являлись частью не только надстройки, но и экономического базиса, обеспечивали функционирование хозяйственно-экономической и социальной сфер общества, выступали административно-командной системой по отношению к ним. К таким государствам относят древние Египет, Персия, Шумеры, Китай, Индию, а также эллинские Спарту, Афины, Древний Рим.

Вторичные государства возникают на основе и по примеру первичных. Они являются частью политической надстройки, не регулируют культурно-религиозный комплекс. Они не столь могущественны, долго сохраняют архаичные черты, например, родоплеменную структуру общества. Сочетание царской власти с родоплеменными структурами характеризует варварские государства Западной и Восточной Европы, кочевые империи, домонгольскую Русь. Государства Нового и Новейшего времени Западной, Восточной Европы, Северной и Южной Америки и другие современные государства относятся к этому же типу.

Наряду с типами государства различают виды государств: полицейское государство, мусульманское государство, сильное и слабое государство, имитационное государство (См.: Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебник. М. ИНФРА-М. 2006. Сс. 101-116).

Выводы. В науке обосновываются разные критерии для типологий государства: уровень развития государственных институтов, уровень развития права, степень свободы личности, источник государственной власти, отношение к религии, тип политического режима и другие. Все типологии имеют свои достоинства и недостатки. Применение различных типологий позволяет познать сущность государства глубоко и всесторонне.

Билет 42

Форма государства: общая характеристика. Факторы, влияющие на форму государства.

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно "так" — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. (см. схему на с. 186).

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели jk компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения,— писал И. А. Ильин,— предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».

Билет 43



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.247.213 (0.055 с.)