Экспертиза заявки, проводимая Роспатентом, включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспертиза заявки, проводимая Роспатентом, включает формальную экспертизу и экспертизу обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (заявленного обозначения).



Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара, в процессе которой проверяется наличие необходимых документов заявки, а также их соответствие установленным требованиям, проводится в течение двух месяцев со дня ее подачи в Роспатент. В случае положительного результата проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям ст. 1516 ГК, в ходе которой проверяется также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации. В случае рассмотрения заявки на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара экспертиза заявленного обозначения проводится на его соответствие требованиям абз. 2 п. 5 ст. 1522 ГК.

По результатам экспертизы заявленного обозначения Роспатент принимает решение о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование либо об отказе в этом. Государственная регистрация наименования места происхождения товара осуществляется путем внесения Роспатентом соответствующей записи в Государственный реестр наименований. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара выдается Роспатентом в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за его выдачу сроком на 10 лет.

Сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара, публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Государственный реестр наименований.

Российские юридические лица и граждане РФ вправе зарегистрировать наименование места происхождения товара в иностранных государствах, однако заявка на такую регистрацию может быть подана лишь после государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставления исключительного права на такое наименование в Российской Федерации.

 

3. Осуществление исключительного права на наименование

места происхождения товара

 

На наименование места происхождения товара предоставляется исключительное право его использования, причем собственными действиями правообладателя. Это исключительное право отличается от традиционного понимания абсолютного права, ибо правом на использование наименования места происхождения, притом равным, обладают разные лица: одинаковое право на одно и то же наименование может быть закреплено одновременно за несколькими разными лицами при условии, что они находятся и производят на территории поименованного географического объекта товар, особые свойства которого определяются исключительно или главным образом характерными для этого объекта природными условиями и (или) профессиональными навыками местных мастеров <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.А. Дозорцева "Понятие исключительного права" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003; "Юридический мир", 2000, NN 3, 6).

 

<1> См.: Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. С. 294 - 295.

 

Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара). В частности, использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

При этом запрещается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

Так, закрытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий республиканского центра стандартизации, метрологии и сертификации по отказу в согласовании технических условий на минеральную воду "Долина нарзанов" и об обязании центра принять на согласование технические условия на минеральную воду "Долина нарзанов". Арбитражный суд удовлетворил исковые требования, посчитав, что использование обществом торгового обозначения "Долина нарзанов" не нарушает действующего законодательства и чьих-либо прав, поскольку оно не зарегистрировано ни как товарный знак, ни как наименование места происхождения товара. Однако суд кассационной инстанции обоснованно отменил данное решение, так как наименование "Долина нарзанов" сходно до степени смешения с наименованием места происхождения товара минеральная вода "Нарзан" и способно ввести потребителя в заблуждение относительно особых свойств и места происхождения товара, правом пользования которым истец не обладает.

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара для оповещения о своем исключительном праве может маркировать товар, т.е. помещать рядом с наименованием места происхождения товара знак охраны в виде словесного обозначения "зарегистрированное наименование места происхождения товара" или "зарегистрированное НМПТ", указывающий на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации.

 

4. Прекращение исключительного права на наименование места

происхождения товара

 

Правовая охрана наименования места происхождения товара прекращается в случае исчезновения характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара, либо при утрате иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства права на данное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.

Действие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара прекращается в случаях:

- утраты товаром, производимым обладателем свидетельства, особых свойств, указанных в Государственном реестре наименований в отношении данного наименования места происхождения товара;

- прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара по этим же основаниям;

- ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя - обладателей свидетельства;

- истечения срока действия свидетельства;

- подачи обладателем свидетельства соответствующего заявления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 1536 ГК).

При исчезновении характерных для данного географического объекта условий и невозможности производить товар, обладающий особыми свойствами, либо при утрате товаром этих свойств любое лицо может подать в Роспатент заявление о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование. Правовая охрана наименования места происхождения товара и действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование прекращаются на основании решения Роспатента.

Кроме того, предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным, что влечет отмену решения о его государственной регистрации и о предоставлении исключительного права на такое наименование (аннулирование записи в Государственном реестре наименований и свидетельства об исключительном праве на такое наименование). Признание недействительным предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара также влечет отмену решения о предоставлении исключительного права на такое наименование (аннулирование записи в Государственном реестре наименований, а также свидетельства об исключительном праве на это наименование).

Предоставление правовой охраны наименованию места происхождения товара может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока охраны (всего срока действия свидетельства об исключительном праве), если правовая охрана была предоставлена с нарушением требований закона. Заявление об этом может быть подано в Роспатент любым заинтересованным лицом.

Если использование наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет, предоставление правовой охраны указанному наименованию может быть оспорено и признано недействительным в течение пяти лет с даты публикации сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара в официальном бюллетене (абз. 2 п. 2 ст. 1535 ГК).

 

§ 4. Исключительное право на коммерческое обозначение

 

1. Понятие коммерческого обозначения

 

Коммерческое обозначение развивалось на основе разделения обозначения торгового предприятия на фирменное наименование и коммерческое обозначение. И если в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. нет еще четкого разделения на фирменное наименование и коммерческое обозначение, то в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности коммерческое обозначение уже названо наряду с фирменным наименованием.

Коммерческое обозначение выступает как средство индивидуализации предприятия, т.е. определенного имущественного комплекса, предназначенного для осуществления торговой, промышленной и иной деятельности. Наибольшее распространение коммерческое обозначение получило в сфере торговли и общественного питания. Разного рода названия ресторанов, кафе, бистро представляют собой именно коммерческие обозначения.

В отличие от фирменного наименования коммерческое обозначение индивидуализирует не субъект права (организацию), а объект права - соответствующее предприятие. При этом у одной организации может быть только одно фирменное наименование, но несколько предприятий торговли, бытового обслуживания или промышленности, каждое из которых может иметь коммерческое обозначение. Коммерческие обозначения (во всех их вариациях) используются главным образом в отношениях между предпринимателями и потребителями, в то время как фирменные наименования в основном рассчитаны на контрагентов и деловых партнеров коммерческой организации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8. С. 37.

 

Отличается коммерческое обозначение и от товарного знака. Последний индивидуализирует товар независимо от места его производства. Например, товары бытовой техники марки "Sony" индивидуализируют соответствующие товары вне зависимости от места их производства и продажи, это могут быть Япония, Тайвань, Великобритания и т.д. Коммерческое обозначение индивидуализирует именно предприятие, расположенное в определенном месте и обладающее определенными признаками (местоположение, строение, в котором функционирует предприятие, запасы сырья, круг потребителей производимых на нем товаров или оказываемых услуг).

Индивидуализация предприятия, а значит, места роднит коммерческое обозначение с наименованием места происхождения товаров. Однако последнее индивидуализирует такое место, для которого характерны уникальные природные условия и (или) людские факторы. Коммерческое обозначение, напротив, индивидуализирует место исходя из других указанных выше факторов. Более того, в одном месте, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товаров, может действовать не одно, а несколько производств.

Ближе всего по своему режиму коммерческое обозначение к вывеске. Собственно говоря, коммерческое обозначение и есть вывеска предприятия, понимаемая в узком смысле как указание на соответствующий имущественный комплекс. Вывеска же в широком смысле может включать в себя разного рода указатели в отношении предприятия, рекламные объявления и прочие формы распространения наружной информации, относящейся к месту нахождения предприятия и осуществляемой на нем деятельности.

Коммерческое обозначение - единственное из охраняемых средств индивидуализации, которое не подлежит регистрации. Коммерческое обозначение также не подлежит обязательному включению в учредительные документы. В то же время в отличие от других средств индивидуализации возникновение права на коммерческое обозначение связано с его использованием. Как отмечается в абз. 2 п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29, "право на коммерческое обозначение не возникает ранее момента начала фактического использования такого обозначения для индивидуализации предприятия".

Как и иные средства индивидуализации, коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью, достаточной для индивидуализации предприятия. Так, предприятия общественного питания с названиями "ресторан", "паб", "чайная", "чебуречная" такой различительной способностью не обладают.

 

2. Понятие, содержание и осуществление

исключительного права на коммерческое обозначение

 

Исключительное право на коммерческое обозначение, равно как и на иные средства индивидуализации, состоит в возможности использования его правообладателем в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Отсутствие необходимости регистрации коммерческого обозначения может создать трудности с моментом возникновения права на него. Размещение вывески с указанием соответствующего обозначения нельзя признать достаточным для возникновения права на коммерческое обозначение. Необходимо, чтобы употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия было достаточно известным в пределах определенной территории. В этом проявляется связь правообладателя с потребителями: только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением и соответственно только на такое обозначение возникает исключительное право.

Известность обозначения в пределах территории приводит также к выводу о территориальной ограниченности действия права на коммерческое обозначение. Иначе говоря, например, известность химчистки с коммерческим обозначением "Белый лебедь" в городе Саратове и признанием права на такое коммерческое обозначение не исключает возможности признания исключительного права на такое же коммерческое обозначение химчистки в городе Хабаровске.

Использование коммерческого обозначения не должно вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Поэтому исключительное право на коммерческое обозначение имеет ограничение по сфере деятельности.

Использование другим лицом коммерческого обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее, в отношении предприятия, функционирующего в другой сфере деятельности, не является нарушением права на коммерческое обозначение. Так, использование коммерческого обозначения в отношении промышленного предприятия, тождественного коммерческому обозначению предприятия общественного питания, по общему правилу не нарушает ранее возникшее право на коммерческое обозначение. Здесь отношения регулируются на основе тех же принципов, которые регулируют отношения по использованию других средств индивидуализации (например, регистрация товарного знака по классам товаров).

Равным образом решается вопрос о соотношении права на коммерческое обозначение с правами на другие средства индивидуализации. Регистрация в качестве товарного знака для индивидуализации печатного издания обозначения "Шило" не препятствует признанию права на коммерческое обозначение "Шило" в отношении торгового предприятия.

Ограничительный характер исключительного права на коммерческое обозначение не лишает данное право самостоятельности и независимости от исключительных прав на другие средства индивидуализации. В соответствии со ст. 1541 ГК исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, принадлежащий правообладателю, также охраняется независимо от охраны товарного знака.

Расширение бизнеса правообладателя приводит к созданию сети принадлежащих ему предприятий. Естественно, использование разных коммерческих обозначений в отношении предприятий, входящих в одну сеть, принадлежащих одному правообладателю и используемых для осуществления одной и той же деятельности, не в интересах ни потребителей, ни самого правообладателя. Поэтому коммерческое обозначение может быть использовано не только в отношении одного, но и нескольких предприятий. В то же время для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Распоряжение исключительным правом на коммерческое обозначение возможно только одновременно с распоряжением предприятием, которое это обозначение индивидуализирует. В отношении коммерческого обозначения невозможно заключение договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора как таковых.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК).

 

Дополнительная литература

 

Бузанов В.Ю. Правовой режим коммерческих обозначений // Законодательство. 2002. N 8.

Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000.

Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой (постатейный) / Под ред. Л.А. Трахтенгерц. М., 2009.

Научно-практический комментарий к части IV Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. Е.А. Суханова // Труды юридического факультета МГУ. Кн. 9. М., 2008.

 

 

Раздел XII. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ

 

Глава 39. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ

И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВАМИ

 

§ 1. Понятие и виды договоров по приобретению

и распоряжению исключительными правами

 

1. Понятие и виды договоров по приобретению

(созданию объектов) исключительных прав

 

Договорные обязательства, имеющие объектом исключительные права на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации, составляют особый вид обязательств. Их специфика обусловлена юридической природой исключительных прав, отличающихся от других имущественных прав - обязательственных, вещных и корпоративных, которая, в свою очередь, предопределена особенностями объектов самих исключительных прав - результатов творческой деятельности и средств индивидуализации.

Рассматриваемые договорные обязательства разделяются на две основные группы: обязательства по созданию новых объектов творческой деятельности, в результате чего появляются новые правообладатели - субъекты исключительных (интеллектуальных) прав, и обязательства по использованию имеющихся исключительных прав на охраноспособные результаты творческой деятельности и средства индивидуализации.

Первую группу составляют обязательства, вытекающие из договоров, которые оформляют отношения по созданию результатов творческой деятельности, а тем самым - по приобретению исключительных и других интеллектуальных прав. В ходе исполнения таких договоров появляются новые произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем (далее - топологии ИМС), изобретения и полезные модели, промышленные образцы и селекционные достижения.

Однако не любые результаты творческой деятельности могут возникнуть в порядке исполнения договорных обязательств. Права, смежные с авторскими, не могут стать объектами рассматриваемых обязательств, поскольку они не создаются самостоятельно, в полном отрыве от "основных" объектов авторского права. Изобретения же как результаты творческой деятельности, превосходящие известный уровень техники, в принципе не могут быть созданы в любой момент по чьему-либо заказу. Хотя многие из них и появлялись в результате целенаправленного, интенсивного научно-технического поиска организованного коллектива разработчиков, даже такая деятельность сама по себе не гарантирует создание изобретения с заранее определенными или желаемыми параметрами.

Средства индивидуализации товаров и их производителей, например товарные знаки и знаки обслуживания, хотя и создаются по заказу соответствующих товаропроизводителей, однако оформляющие эти отношения договоры являются обычными договорами подрядного типа. Ведь созданное в ходе исполнения договора обозначение (знак) становится объектом исключительного права не само по себе (как особый творческий результат), а лишь в связи с конкретным товаром или его производителем, которых оно индивидуализирует. Более того, такие средства индивидуализации, как наименования места происхождения товаров (географические указания), вообще не являются результатом исполнения каких-либо договоров. В этом также проявляются особенности гражданско-правового режима средств индивидуализации и результатов творческой деятельности.

Внутри группы договорных обязательств, направленных на создание объектов исключительных прав, можно выделить несколько разновидностей.

Во-первых, это "договоры заказа", т.е. договоры, по которым исполнитель обязуется создать соответствующий результат творческой деятельности по заданию заказчика. К ним относятся:

- договор авторского заказа (на создание обусловленного договором произведения науки, литературы или искусства) (ст. 1288 ГК);

- договор заказа на создание программы для ЭВМ или базы данных (ст. 1296 ГК);

- договор заказа на создание топологии интегральной микросхемы (ст. 1463 ГК);

- договор заказа на создание промышленного образца (ст. 1372 ГК);

- договор заказа на создание, выведение или выявление селекционного достижения (ст. 1431 ГК).

Объектами рассматриваемых договоров могут стать не любые охраноспособные результаты творческой деятельности. Такие результаты технического творчества, как изобретения и полезные модели, не могут быть созданы по заказу, в результате исполнения изобретателем заключенного с ним договора, ибо результат его интеллектуального труда, как правило, непредсказуем и далеко не всегда зависит только от его умственных усилий. Не заключаются и договоры на создание ноу-хау, ибо различные секреты производства обычно являются результатом хозяйственной деятельности самого их обладателя.

Таким образом, договоры заказа на создание объектов исключительных прав могут иметь предметом только некоторые результаты творческой деятельности, а именно объекты авторского права (включая приравненные к ним по правовому режиму программы для ЭВМ и базы данных, а также топологии ИМС), промышленные образцы и селекционные достижения.

Во-вторых, в качестве договоров по созданию результатов творческой деятельности могут выступать государственные и муниципальные контракты, заключаемые на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд (главным образом подрядного типа), поскольку в ходе их исполнения могут быть созданы различные результаты творческой деятельности, относящиеся как к авторскому, так и к патентному праву.

При этом названные контракты (договоры) могут заключаться либо специально с целью создания соответствующего результата творческой деятельности (в отношении тех же объектов, что и объекты договоров заказа, главным образом объектов авторского права и приравненных к ним), либо не преследовать такой цели (когда творческий результат технического характера возникает в ходе выполнения других предусмотренных договором работ; это касается объектов патентного права и ноу-хау). Иначе говоря, государственный или муниципальный контракт может быть заключен с исполнителем непосредственно на создание определенного произведения науки, литературы или искусства (а также приравненной к ним по правовому режиму программы для ЭВМ, базы данных или топологии ИМС). В этом качестве могут выступать также промышленные образцы и селекционные достижения. По существу, такой договор можно считать договором государственного или муниципального заказа на создание соответствующего результата творческой деятельности.

В отношении иных результатов творческой деятельности, например объектов патентного права или ноу-хау, такой контракт (договор) невозможен по тем же причинам, что и договор заказа на их создание. Однако эти объекты могут быть созданы исполнителями государственного или муниципального контракта, прямо не предусматривавшего создание охраноспособных результатов технического творчества, т.е. заключенного на выполнение иных работ или на создание иных объектов (например, при проектировании и строительстве какого-либо сооружения). В этих случаях речь, по сути, идет о договорах подряда для государственных или муниципальных нужд <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом договоре см. § 4 гл. 38 настоящего тома учебника.

 

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд исполнителями могут быть созданы также программы для ЭВМ и базы данных, разработка которых не предусматривалась таким договором. Поскольку названные результаты технического творчества приравнены законом к объектам авторского права, они приобретают режим таких объектов, но созданных по государственному или муниципальному контракту - заказу (п. 6 ст. 1298 ГК).

Из этого видно, что охраноспособные результаты технического творчества могут быть созданы исполнителями работ по обычным договорам подряда, а также по договорам на проведение НИР и ОКР (научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ) <1>, которые прямо не предусматривали их создание. Обязательства из названных договоров составляют третью группу обязательств по созданию результатов творческой деятельности и приобретению исключительных прав на них.

--------------------------------

<1> Подробнее об этом договоре см. § 1 гл. 41 настоящего тома учебника.

 

Объектами таких договорных обязательств являются только результаты технического творчества: программы для ЭВМ и базы данных, топологии ИМС; изобретения, полезные модели и промышленные образцы, различные ноу-хау.

 

2. Понятие и виды договоров по распоряжению

исключительными правами

 

Договорные обязательства по распоряжению исключительными правами оформляют использование объектов авторского и патентного права, смежных прав, а также средств индивидуализации товаров и их производителей. Иначе говоря, они касаются использования любых охраноспособных результатов творческой деятельности и средств индивидуализации, а сфера их действия не ограничена так, как сфера применения договоров по приобретению (созданию объектов) исключительных прав.

Закон при этом считает ничтожными любые условия договора о распоряжении правообладателя своим исключительным правом, которые ограничивают право гражданина (автора) на создание результатов интеллектуальной деятельности или возможность отчуждения исключительного права на них другим лицам (например, обязывающие автора литературного произведения передавать все свои будущие произведения для публикации только в данное издательство), поскольку они, по сути, незаконно ограничивают дееспособность гражданина (п. 4 ст. 1233 ГК).

Использование исключительных прав их правообладателями обычно осуществляется двумя способами: либо путем их полного отчуждения, либо путем их передачи в ограниченное пользование на определенных договором условиях <1>. Соответственно этому различаются договорные обязательства по отчуждению исключительных прав (ст. 1234 ГК) и по их ограниченному использованию - на условиях лицензии (лицензионные) (ст. 1235 ГК).

--------------------------------

<1> Распоряжение исключительным правом возможно и в иных формах, как договорных (например, путем заключения договора о его залоге в соответствии с п. 5 ст. 1233 ГК), так и внедоговорных (например, в соответствии со ст. 1241 ГК путем передачи его в результате исполнения завещания или в результате исполнения решения о реорганизации юридического лица - правообладателя). Освещение внедоговорных форм выходит за рамки обязательственного права.

 

Элементы этих договорных обязательств (по отчуждению некоторых исключительных прав или по предоставлению лицензии на их использование) могут содержаться в других договорах, например в договорах купли-продажи и аренды предприятия как имущественного комплекса (по которому передается право пользования коммерческим обозначением) или в договоре коммерческой концессии (по которому концессионер-пользователь приобретает комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю) <1>. Тем не менее названные договоры не превращаются ни в лицензионные, ни в смешанные, а представляют собой самостоятельные разновидности гражданско-правовых договоров.

--------------------------------

<1> Подробнее о договоре коммерческой концессии см. § 7 гл. 41 настоящего тома учебника.

 

В интересах отчуждателя (правообладателя) установлена презумпция того, что договор, оформляющий распоряжение исключительным правом, следует считать лицензионным договором, а не договором об отчуждении этого права, если только в нем прямо не указано, что соответствующее право передается приобретателю в полном объеме. Иными словами, в отсутствие ясно выраженной воли отчуждателя исключительного права на его полное отчуждение он остается правообладателем <1>.

--------------------------------

<1> Иная презумпция действует в случае приобретения права на результат интеллектуальной деятельности, специально созданный или создаваемый для включения в сложный объект интеллектуальных прав (например, музыка к кинофильму): исходя из целевого назначения такого объекта здесь предполагается его полное отчуждение в пользу организатора создания сложного объекта (например, кинопродюсера), если только соглашение сторон прямо не предусматривает его ограниченное использование, т.е. является лицензионным договором (абз. 2 п. 1 ст. 1240 ГК).

 

Договоры об отчуждении исключительного права представляют собой не особый, самостоятельный вид гражданско-правовых договоров, а собирательное понятие, охватывающее различные известные договоры (например, купли-продажи, мены, дарения и т.п.), объектом которых является исключительное право.

По объектам исключительных прав выделяются следующие разновидности договоров об отчуждении исключительного права:

- на произведение как объект авторского права (ст. 1285 ГК);

- на объект смежных прав (ст. 1307 ГК);

- на изобретение, полезную модель или промышленный образец (ст. 1365 ГК);

- на селекционное достижение (ст. 1426 ГК);

- на топологию интегральной микросхемы (ст. 1458 ГК);

- на секрет производства - ноу-хау (ст. 1468 ГК);

- на товарный знак (ст. 1488 ГК);

- на единую технологию (ст. ст. 1547, 1550 ГК).

В отличие от договоров об отчуждении исключительного права лицензионные договоры, устанавливающие условия ограниченного использования исключительного права при сохранении его за предшествующим правообладателем, представляют собой самостоятельный вид гражданско-правового договора (впервые урегулированный в этом качестве непосредственно нормами ГК).

Лицензионные договоры разделяются на две основные разновидности: договор о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, предусматривающий право пользователя (лицензиата, обладателя лицензии) использовать соответствующий объект (результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации) с сохранением за лицензиаром (правообладателем) права выдачи лицензий другим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК), и договор о предоставлении исключительной лицензии, по которому лицензиар лишается права выдачи лицензий другим лицам (подп. 2 п. 1 ст. 1236 ГК).

При этом в интересах правообладателя п. 2 ст. 1236 ГК установлена презумпция простой (неисключительной) лицензии, предполагающая наличие исключительной лицензии лишь в случаях, прямо предусмотренных лицензионным договором (и тем самым также оставляющая за правообладателем максимально возможные правомочия). В этих же целях предусмотрено, что право (а, по сути, способ) использования соответствующего объекта, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату-пользователю (абз. 2 п. 1 ст. 1235 ГК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.079 с.)