Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие психологической травмы и стрессогенных обстоятельств↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая травма - вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий других людей на его психику. Под термином «психологическая травма» подразумевает, что в жизни индивида имело место какое-либо психотравмирующее событие, или на персону оказывают воздействие какие-либо внешние или внутренние факторы, наносящие ущерб психическому здоровью или лишающие душевного равновесия. Предполагают, что психологическая травма может инициировать развитие пограничных состояний психики, формированию расстройств невротического уровня, в числе которых: • тревожно-фобические (навязчивые страхи); • обессивно-компульсивные (навязчивые мысли и ритуальные действия); • конверсионные (истерия); • астенические (неврастения); • аффективные (депрессия). Стрессогенные обстоятельства - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические стрессоры - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т. д. - и психологические стрессоры - факторы, действующие своим сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой и пр.
• 23. Коллектив редакции, телестудии и рекламного агентства как малая группа. Ролевая структура коллектива. Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив или совокупность людей, объединенных общими целью и задачами В обществе существует множество различных коллективов — трудовые, спортивные, военные, учебные и др У каждого из них — своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции. Редакция — это прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов. Во-первых, характером ее целей и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания и удовлетворения потребностей читателей. Во-вторых, характером профессиональной специализации членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий Прежде всего — журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты или журнала. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка и жизненный опыт Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция — определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители — номера газеты. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму — графику выпуска газетных номеров Материалы выпуска должны в определенное время поступать читателям.
24. Современные психологические феномены в журналистике Средства массовой информации сегодня все чаще принято называть средствами массовой коммуникации, а некоторые футурологи предлагают принять как данность предположение о том, что телевизор, компьютер становятся продолжением нервной системы человека. Действительно, новейшие технологии позволяют, например, избавить человека от необходимости не только активно действовать при просмотре телевизора, но и в принципе принимать решение о выборе программы. «Умный» телевизор сам изучит, проанализирует ваши интересы, а потом включится тогда, когда в сетке вещания обнаружит нужный вам компонент. Это – уже реальность. О масштабе грядущих перемен можно только догадываться. Неудивительно поэтому, что в подобных условиях традиционные функции СМИ активизируют свою психологическую составляющую. Причем, оставаясь средствами массовой информации, они повышают ее значимость не только в индивидуальном, но и в социальном аспекте. Если обратиться к тем функциям СМИ, которые традиционно называются исследователями, нетрудно будет заметить психологическую основу каждой из них. Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Прямо – психологии социальной, опосредованно – психологии личности. Достаточно представить себе, с какими психологическими трудностями мы столкнемся в процессе коммуникации, если нам будет отказано в доступе к массовой информации. Очень многие модели коммуникации сегодня выстраиваются с учетом СМИ как канала ее реализации. Один из самых ярких, может быть, примеров – политическая коммуникация, учитывающая принцип: «Если тебя нет на TВ, тебя нет в политике». Но только на политической сфере эта функция не замыкается. Излишне объяснять, насколько тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Для того чтобы чувствовать себя уверенным, человек должен сравнивать свою точку зрения с позициями других людей, обращаясь к своеобразной общественной «камере эталонов». И этой «камерой» все чаще становится медиаконтент. Кроме того, СМИ сегодня являются одним из удобных каналов осуществления разных видов дистантной коммуникации. По такому типу коммуникации построена, например, телепередача «Жди меня». Конечно, довольно часто средства массовой информации реализуют коммуникативную функцию компенсаторно, обеспечивая потребителю видимость коммуникации. Подобный эффект мы наблюдаем, например, когда общение с экранными персонажами (чаще всего с героями сериалов, реже – с ведущими) становится важнее общения с реальными людьми или вовсе вытесняет его из жизни человека. По мере расширения сектора электронных СМИ, особенно с появлением сетевых СМИ, эта тенденция становится все более заметной и не может не вызывать тревогу с точки зрения психологической безопасности. Информационная функция также связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от продолжительности приводит к различным и иногда очень серьезным нарушениям психики. А такие категории, как информационный голод или информационное отравление, напрямую продуцируемые СМИ, сегодня серьезно изучаются в рамках психиатрии. Учеными отмечается масса негативных эффектов, связанных с агрессивным информированием СМИ – в частности, в аспекте визуального воздействия. Цветодинамика экрана, звуковой рисунок радиоматериала могут нанести существенный урон психике аудитории и с этой точки зрения нуждаются в серьезной экспертизе. Непосредственно-организаторская функция также во многом построена на знаниях психологических законов развития общества и коллектива. Журналистика, легализируя многие организационные решения, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Или – наоборот. Подобное происходит и при выполнении средствами массовой информации идеологической функции. В ее реализации журналисты, безусловно, опираются на знания психологии. Учитываются достижения различных направлений и школ, теории влияния. Общество без идеологии не может существовать нормально. Не может осуществиться и социализация личности. Не может существовать личность как таковая. Идеологическая составляющая личности оказывает активное воздействие на психическое состояние человека, а потому и в осуществлении этой функции психологический компонент очевиден. Культурно-просветительская функция заключается в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к другому. Связь осуществляется как за счет традиций и религиозных догм, так и через устоявшиеся формы поведения людей. Здесь сразу же появляется множество психологических проблем («не сотвори себе кумира», «отцы и дети» и другие). Утилитарная функция не является исключением. Человеку свойственно ориентироваться на мнение большинства, прислушиваться к советам авторитетов. И хотя мы так часто критикуем прогнозы синоптиков, решение о том, взять или не взять с собой зонт, мы принимаем с учетом их «предсказаний». Совершенно очевидно – доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психологическим аспектом нашей жизнедеятельности. Рекреативная функция - в основе которой потребность в отдыхе - все чаще сегодня реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психологическая безопасность такого способа «релаксации» ставится под вопрос. Но факт остается фактом: мы позволяем отдохнуть нашему организму, «переключиться», переключая кнопки каналов. Таким образом, даже беглый взгляд на основные функции журналистики позволяет говорить о значительной роли психологического компонента. Однако помимо того, что серьезная психологическая составляющая присутствует во многих функциях журналистики, последней присущи и непосредственно психологические и социально-психологические функции. С точки зрения информационно-психологической безопасности СМИ могут выполнять функции агента воздействия, агента контрвоздействия, а также пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии. Эти функции свойственны СМИ при всех типах управления государством и организации власти. Как только журналист начинает убеждать свою аудиторию, он становится агентом воздействия. Для этой функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее посредством погружения в проблему. Особая роль отводится частоте и наполненности информационных и аналитических сообщений с одновременным исключением нежелательных фактов и аргументов. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме. Конечной целью подобной стратегии является выработка убежденности в истинности продвигаемой идеи. Функцию агента воздействия выполняли, например, американские СМИ перед вторжением США в Ирак. Приступать к выполнению функции агента контрвоздействия (пытаться переубедить аудиторию) возможно только при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, так как процесс переубеждения сам по себе требует значительно больших психологических усилий, чем процесс убеждения. Последний предполагает включение новых знаний и представлений в уже существующую в сознании человека матрицу реальности – включение их в как бы свободную «ячейку» сознания. Переубеждение же предполагает еще и изъятие из этой матрицы фрагмента, который занял уже в ней определенное место и вступил во взаимодействие с другими структурами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что механизмы реализации функции агента контрвоздействия чрезвычайно разнообразны – от простых контраргументов до многоуровневого опровержения, основанного на анализе фактов, событий, статистических данных. Только после такой сложной «работы» будет принята замещающая информация. В отдельную группу можно выделить функции, основанные на рефлексиифактов, событий и состояний общественного мнения. Такая рефлексия может быть активной, пассивной и нейтральной. Особенностью проведения активной рефлексии в средствах массовой информации является оценка фактов и событий через мнения личностей, членов общества. Для СМИ становится важным удержать тему в плоскости активного массового обсуждения, и здесь на помощь приходят механизмы демократического обсуждения социально значимых вопросов, в обилии появляются публицистические материалы, побуждающие аудиторию к реагированию, сопереживанию, соразмышлению. Пассивная рефлексия связана с тем, что СМИ продуцируют мнения компетентных экспертов, не втягивая аудиторию в дискурс проблемы, предоставляя ей самой возможность решать, интересна ей проблема или нет. Читатель, зритель, слушатель занимает позицию своего рода «судьи», выслушивающего различные точки зрения и решающего, на чьей стороне правда. Нейтральная рефлексия - наиболее сложная. Аудитории предоставляется информация, состоящая из тщательно подбираемых фактов и событий с таким условием, чтобы при оценке самостоятельно принять решение по проблеме без возбуждения общественного обсуждения. Кроме того, с точки зрения психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, как правило, выполняют еще одну важную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, некоторые теле- и радиопрограммы способны компенсировать ощущение одиночества, предложить путь к самораскрытию. По мнению Е.В. Поберезниковой, зритель-участник телевизионного взаимодействия может удовлетворить широкий ряд психологических потребностей: осуществить социальное сравнение («Я – сама»), снять чувство вины («Моя семья»), преодолеть застенчивость («Знак качества»). Все эти потребности удовлетворяются средствами массовой информации компенсаторно. То есть гораздо более целесообразно, с точки зрения психологии, сравнивать себя с реальными людьми, а не с экранными персонажами, обмениваться мнениями со знакомыми, снимать чувство вины в разговоре с близкими, преодолевать застенчивость в ситуации реального общения. Поэтому СМИ, хотя и дают возможность снять отчасти внутреннее напряжение и решить психологические проблемы, одновременно становятся своего рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: ведь такого рода «терапия» может считаться лишь заместительной и в полной мере проблемы человека не решает. По мнению Л.Г. Свитич, гипотетически можно предположить, что в новом тысячелетии грядут вселенские перемены в изменении системы инфорвосприятия, инфорприема, инфопотребления и инфопроизводства, не всегда благоприятные. Преодолевать эту ситуацию сложно. Многие исследователи подчеркивают существование убаюкивающего, трансового эффекта СМИ, ощущения доверия, которое они формируют. «Высшим пилотажем» работы со СМИ является менеджмент новостей (управление новостями, spin, «крутеж»), когда акцент переносится с интерпретации новостей и событий на делание самих событий. Менеджер новостей (spin doctor) не столько воздействует на журналистов, сколько на факты. Это может быть как сокрытие фактов, так и их обнаружение, как наведение блеска на прошедшие события, так и корректировка их последствий, а то и перевод общественного внимания на другие проблемы. Сегодня эти процессы во многом соприкасаются с развитием сетевого мышления, построенного на тенденции к сетевому распространению информации. Для такого мышления характерно: 1. Психологическое ощущение возможности повтора. Со времен Гераклита известно, что «нельзя войти дважды в одну и ту же реку». Этот принцип кардинально меняется в эпоху Интернета и компьютерных систем. Любой браузер содержит кнопку «Назад», любая компьютерная программа имеет в составе кнопку «Undo». Любое действие можно отменить. Но и за пределами Интернета мы можем записать сообщение, перемотать пленку назад, перечитать что-то в газете. Такое положение вещей не может не отражаться на способе мышления, привыкании к тому, что любой поступок обратим; 2. Преобладание эвристики над доказательностью. Эта черта вытекает из предыдущей. Доказательность предполагает набор фактов, выстроенных в определенном порядке, продиктованном логикой, где один явно вытекает из другого. Однако такая линейная схема невозможна в условиях постоянных возвращений и скачков; 3. Активное использование процессов параллельной обработки информации, обуславливающее адекватность и скорость реагирования. Умберто Эко пишет о том, что компьютеры научили людей быстро читать. Быстрое компьютерное чтение обуславливается иным характером текста, отсутствием четкого деления на страницы, о которые читатель «спотыкается» в обычной книге. В сети текст представлен в платоновском смысле в виде идеи текста как такового. С ним можно делать все, что угодно: поменять размер, шрифт, привести его в удобное для себя состояние, и уже потом читать. Правда, утверждение некоторых исследователей о том, что в человеке часто имеет место параллельное чтение нескольких текстов, что само по себе ускоряет процесс переработки информации, кажется сомнительным; 4. Отторжение внешнего контроля. Этические нормы каждого индивида становятся единственным критерием его поведения. Возможность скрыть свою «внесетевую» личность позволяет проявиться подавляемым доселе моральными устоями общества качествам; 5. Доминирование открытой субъективности. Реанимация субъективности приводит к тому, что «мой взгляд» выставляется как приоритет для общества. Первые интернет-СМИ были именно авторскими проектами, где один человек, называющий себя сетевым журналистом, пропускал сквозь призму своей личности события сетевой и внесетевой действительности. Сегодня произошли некоторые изменения, но незначительные. И все эти изменения далеко уже шагнули за границы сети. Они копируются и распространяются средствами массовой информации и переносятся «пользователями» в реальный мир. На стыке миров рождается медиареальность. Мы считаем некоторые события и вопросы важными потому, что именно таковыми их представляют в новостях. Стереотипы, увиденные по телевизору, незаметно учат зрителей тому, что представляют собой различные группы людей. Реклама убеждает людей, что у них есть определенные потребности и желания, о которых они просто не знали ранее. С этой точки зрения роль СМИ не сводится к отражению того, что происходит вокруг нас. Скорее, они конструируют мир, который затем становится реальностью для потребителя. Этот мир может быть принят телезрителями, которые зачастую не подозревают о подобных скрытых процессах, считая, что их всего лишь развлекают. Через некоторое время образ мира, каким его сконструировали СМИ, может настолько укорениться в нашем сознании, что мы будем неспособны отличить его от реальности. При этом мы будем ощущать своего рода «сбои» во взаимодействии с окружением. Нас будет удивлять сама возможность этих «сбоев»: «Как же так, я действую по модели, тысячу раз продемонстрированной в прессе. Я действую по правилам, учитываю прописные истины. И это не срабатывает?» Потому и не срабатывает, что истины «прописаны» неадекватно. Конечно, СМИ в значительной мере отражают то, что происходит вокруг. Однако они проявляют избирательность в отношении того, что рассказать нам о происходящих в мире событиях (навязывание повестки дня), а мы затем принимаем эту интерпретацию, которая становится частью наших представлений и нашего опыта. Что заставляет нас принимать информацию из СМИ? Прежде всего, три параметра: 1. Фактичность, то есть вера в буквальную реальность сообщений СМИ. Эта реальность может быть передана на уровне стиля или содержания. Например, стиль подачи новостей предполагает большее подчеркивание фактической точности сообщения, чем стиль развлекательной программы. Понимание фактичности происходит постепенно. Двухлетние дети совершенно не понимают репрезентативного характера телевизионных образов и пытаются ответить человеку на телеэкране, разговаривающему «с ними». Примерно к 10 годам суждения детей в отношении фактичности материала, по существу, эквивалентны суждениям взрослых. В переходный период, когда дети учатся «читать» телевизионные программы, на их эмоциональный опыт могут влиять сложность сюжета и то, насколько реалистичной им кажется программа. К примеру, обнаружили, что чем более реалистичной воспринималась какая-то серия комедии, тем большее значение придавали дети начальных классов аналогичным негативным эмоциональным событиям в своей жизни; 2. Социальный реализм, связанный с тем, насколько схожим или полезным кажется человеку изображение в СМИ его собственной жизни, пусть даже он признает вымышленный характер этого изображения. Например, зритель, твердо верящий, что в ток-шоу показаны реальные жизненные ситуации, будет видеть в них большую связь с собственной жизнью, чем зритель, считающий, что содержание ток-шоу совершенно нереалистично. Поскольку дети имеют намного меньший жизненный опыт, содержание телепередач им кажется более социально-реалистичным, чем взрослым. Им трудно оценить реальность телевизионных образов, так как не с чем их сравнивать. В целом, СМИ оказывают большее воздействие на тех, кто приписывает им большую социальную реальность. Степень социального реализма возрастает, если зритель полагает, что персонаж играет активную роль в его собственной жизни. В крайних случаях имеет место бурное излияние скорбных чувств в отношении парасоциальных медиа-друзей, с которыми мы могли ни разу не встречаться. Наиболее запоминающееся из подобных проявлений чувств произошло в 1997 году после смерти принцессы Дианы. Персонажу даже необязательно быть реальным. Когда много лет назад телекомпания решила «убить» героя фильма «Военно-полевой госпиталь» полковника Генри Блейка, возвращавшегося на родину из Кореи, она была завалена письмами от охваченных горем и возмущенных поклонников, которые не оценили такого вторжения реальности военного времени в любимый комедийный сериал; 3. Резкое усиление информационных обменов. Как отмечает Г.Г. Почепцов, массовое сознание не способно сопротивляться большим объемам лавинообразно хлынувшей информации и вынуждено принимать ее. Именно поэтому информационные кампании, отличающиеся интенсивностью и многоканальностью, оказывают наиболее мощное воздействие на формирование медиареальности.
25 Психологическая культура журналиста Психологическая культура журналиста - культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности. Очевидна связь понятия не только с психологией и культурологией, но также с социологией, социальной психологией, социопсихолингвистикой и герменевтикой. Понимание всей объемности этого понятия, его многогранности и сложности невозможно без вышеизложенных объяснений. Следует четко понимать важность этого понятия для журналиста Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика - особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение. Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста. Именно это отличает журналиста - профессионала, акулу пера от неопытного “журналюги ”, стремящегося только что-то о чем-то написать, дабы выполнить задание редакции. В данной курсовой работе упор делается на описание психологической составляющей личности журналиста. Автор будет ссылаться на представителей разных психологических концепций: теории психоанализа З.Фрейда, Гештальтпсихологии, теории когнитивизма, концепций советских и российской психологических школ. Будет обозначена важность составляющих психологической культуры журналиста: общения, способностей, журналистского интеллекта и журналистского мышления. Одним из самых значимых элементов психологической культуры журналиста являются установки. Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание. Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения, но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и индивидуальная практика журналисткой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.165 (0.01 с.) |