Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование в отечественной и зарубежной литературе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы филогенетического и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей - ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки[5] Большую роль в запоминании и воспроизведении играют повторения. Их продуктивность зависит от того, является ли данный процесс не просто механическим повторением, а новым способом структурирования и логической обработки материала. Не целесообразно сразу учить материал наизусть, лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину. Отметим, что реминисценция как явление возникает в результате наложения друг на друга по сути дела двух различных законов, одни из которых характеризует забывание осмысленного, а другой - бессмысленного материала [6] Приёмы по развитию памяти Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами – мнемотехникой. Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – технику запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг до н. э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Благодаря визуализации информации даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки – это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. Что могут дать навыки мнемотехники? Во-первых, появится возможность хранить информацию у себя в голове, а не в записной книжке. Во-вторых, в процессе запоминания можно будет значительно экономить время, так как сам процесс полностью контролируется. В-третьих, то, что было запомнено, не будет нуждаться в повторении. В-четвертых, постоянно будет тренироваться внимание и мышление. Развиваем свою внимательность. Внимание как психическое явление занимает особое место в жизни человека. При любом роде деятельности человек должен включать в обязательном порядке свое внимание. Внимание – основное свойство познания. Чтобы контролировать свое внимание, нужно развить способность к сосредоточению. Для совершенствования памяти это играет огромную роль. Развиваем зрительную память. Большую часть информации из внешнего мира человек получает зрительно. Безусловно, необычайно важно уметь видеть. Однако больше всего нам помогает правильно осмыслить окружающий мир целенаправленная активность. Для развития зрительной памяти рекомендуются такие упражнения. Развиваем двигательную память. Двигательная память во многом определяет координацию, меткость и ловкость наших движений. Без нее нельзя научиться водить машину, достигнуть успехов в спорте. Обычно свои движения человек контролирует зрением. Контроль подобного рода – не единственно возможный, ведь глаза можно освободить от этой работы и переключит на что-то более важное, движение можно контролировать без помощи глаз, однако это возможно только при хорошо развитой двигательной памяти. Упражнения для тренировки двигательной памяти. Запоминаем последовательности. Необходимость в запоминании последовательностей довольно часто встречается в повседневной жизни. Самым распространенным примером может послужить последовательность слов в докладе. Также всегда будет полезно запомнить, а не записать, любой список или перечень. Распространено довольно большое количество всевозможных приемов и способов, используемых для запоминания последовательности. Запоминаем цифровую информацию. Одним из видов абстрактной информации, с которой нам приходится часто сталкиваться в повседневной жизни, являются цифры. Работать с ними становится гораздо удобнее и легче, если цифры превратить в конкретную информацию. В таком случае каждая цифра обретает четкий образ, и ее можно будет запоминать не сложнее, чем последовательность слов. Запоминаем иностранные слова. Любой иностранный язык лучше учить в детстве.Взрослый же человек, серьезно изучая иностранный язык впервые, должен мысленно вернуться к тому времени, когда неудержимо влекло к тайному, необычному. Кто в детстве не изобретал новые слова, не использовал жестовую речь? Сформировав такой эмоциональный настрой, можно двигаться дальше. Запоминаем орфографические правила.
Заключение Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
Список использованной литературы: 1. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Психология памяти.2011. 2. Лурия А.Р.Маленькая книжка о большой памяти.2012. 3. Немов Р.С. Общая психология. Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ. В 3 т. Т. 1: Введение в психологию.2014 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2015.(Серия Мастера психологии)
Содержание Введение …………………………………………………………………. 4 Глава 1 Изучение памяти и индивидуальные особенности.......... 5 1.1.Психологическая природа памяти ………………………………. 7 1.2.Изучение памяти …………………………………………………… 9 1.3.Индивидуальные особенности памяти …………………………. 18 Глава 2.Эмпирические исследования приемов памяти ………….. 19 2.1.Характеристика процессов памяти …………………………....... 20 2.2.Исследование в отечественной и зарубежной литературе …… 26 2.3.Приемы по развитию памяти ……………………………………. 26 Заключение ……………………………………………………………... 29 Список литературы …………………………………………………… 30 [1] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. Стр.3 [2] Там же. [3] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Стр. 318. [4] Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания.Стр.154 [5] Немов Р.С. Психология. Кн.1, 5-е издание.Стр.237 [6] Немов Р.С. Психология. Кн.1, 5-е издание.Стр.240-241
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.007 с.) |