Минский техникум предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минский техникум предпринимательства



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частное учреждение образования

МИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации для выполнения курсовой работы

для учащихся специальности 2-89 01 01

«Туризм и гостеприимство»

 

 

 

Минск 2010


Составил преподаватель: Кулешова Н.А.

 

Рассмотрены и рекомендованы к использованию в учебном процессе на заседании цикловой комиссии туризма и гостеприимства

Протокол № 1 от «30» августа 2010г.

 

Рассмотрены на заседании методического совета

Протокол № 1 от «30» августа 2010г.


ВВЕДЕНИЕ

 

Ускорившиеся темпы интеллектуального, технического и социального развития общества предопределяют возрастание роли знаний. Их накопление и использование является решающим условием общественного развития.

Подготовить специалистов в области туризма, отвечающих современным требованиям, возможно только в том случае, если в процессе их учебы важное место займет практическая подготовка. С этой целью введена курсовая работа по дисциплине «Экскурсоведение», которая предполагает формирование комплексной системы знаний в области туризма.

Курсовая работа будет способствовать повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов в области туризма и гостеприимства.

Учащиеся по дисциплине «Экскурсоведение» выполняют курсовую работу, в процессе написания которой должны показать: высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки в области туристических услуг; способность применять теоретические знания для успешного решения вопросов, выдвигаемых практикой; проводить научные исследования; подбирать и умело обрабатывать соответствующий практический материал; широко использовать Законы Республики Беларусь, Постановления Правительства и инструктивные материалы, литературные источники. Учащиеся должны подходить к решению вопросов творчески, уметь самостоятельно обосновывать управленческие решения, четко и логически правильно излагать свои мысли, учитывать последние достижения науки, передовой практики туристического бизнеса, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений. Выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования должны быть актуальными, обоснованными и иметь практическую значимость.

Задачи выполнения курсовой работы:

Ø закрепление теоретического материала по дисциплине и углубленное изучение отдельных вопросов, тем, разделов;

Ø приобщение к работе со специальной литературой;

Ø выработка навыков самостоятельной творческой деятельности над поставленной проблемой;

Ø приобретение исследовательских навыков.

В курсовой работе учащийся должен показать:

Ø умение проблемно излагать теоретический материал;

Ø умение изучать, анализировать и обобщать содержание литературных источников, решать практические задачи, делать выводы и предложения по решению конкретных проблем;

Общие требования, предъявляемые к курсовой работе:

Ø целевая направленность;

Ø четкость построения;

Ø логическая последовательность изложения материала;

Ø убедительность аргументаций;

Ø краткость и точность формулировок;

Ø конкретность изложения результатов работы;

Ø грамотное оформление.

 


ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ».

Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов. Её написание имеет большое значение, поскольку она:

1. приобщает учащихся к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной для изучения проблеме, подбирать, систематизировать, обрабатывать и анализировать конкретный материал, составлять таблицы, выполнять графики и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

2. позволяет привить учащимся навыки правильного применения научного аппарата при оформлении сносок, составления библиографического списка использованной литературы, грамотного структурирования содержания работы;

3. вырабатывает у учащихся умение четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе выявленных проблем;

4. закрепляет и углубляет знания учащихся по изучаемой дисциплине, повышает их качество;

5. способствует большему развитию интеллекта, хорошей ориентации в современной экономической действительности, повышению интереса и умения сочетать полученные теоретические знания и практическую деятельность.

Таким образом, курсовая работа представляет собой подготовительную ступень к подготовке к экзамену. Она способствует приобретению учащимися опыта и навыков научно-исследовательской деятельности, является своеобразным итогом самостоятельного изучения ими отдельных, важнейших вопросов экскурсоведения.

 

Выбор темы курсовой работы

Тема курсовой работы выбирается самостоятельно из числа тех, которые предлагаются в перечне, содержащемся в данных методических указаниях. В отдельных случаях учащимися после предварительного согласования своего выбора с преподавателем предоставляется право предложить тему, не включенную в упомянутый перечень.

В то же время выбор темы из числа рекомендованных в перечне избавляет от расплывчатого или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения той или иной проблемы, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по дисциплине «Экскурсоведение», а по другим родственным ей учебным дисциплинам.

Целесообразно выбирать тему курсовой работы, которая была бы близка к профилю трудовой деятельности учащихся. Выполнение тем, связанных с практической работой, имеет ряд преимуществ:

Во-первых, это облегчает исполнение работы, так как ее автор сможет для подтверждения теоретических выкладок широко использовать фактический материал. Это позволит повысить качество курсовой работы.

Во-вторых, на основе конкретных данных учащиеся смогут сделать полезные выводы и сформулировать предложения, внедрение которых, возможно, будет способствовать улучшению работы конкретной организации в области туризма.

От правильного выбора темы часто зависит не только качество курсовой работы, но и вообще возможность его выполнения.

При выборе темы следует учитывать, что в одной учебной группе могут писать работу на одну и ту же тему не более 2 учащихся.

2.2. Подбор иизучение литературы

После выбора темы необходимо составить список необходимой для курсовой работы литературы, подобрать её и изучить. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в журналах, действующими нормативными документами. При этом главная задача состоит в том, чтобы из огромной массы литературы отобрать только те издания, в которых освещаются вопросы по выбранной теме курсовой работы.

Большую помощь в подборе литературы могут оказать справочно-поисковые аппараты библиотек. Речь идет о каталогах, картотеках, библиографических указателях. Особенно эффективно подобный аппарат действует там, где введены компьютерные системы хранения и поиска информации.

Определенное подспорье в подборе необходимой литературы может оказать список литературы, помещенный в данных методических рекомендациях.

При изучении литературы можно рекомендовать выписывать из нормативных документов, книг и статей основные положения, теоретические выводы, определения, доказательства, статистические данные, соответствующие тематике выполняемой курсовой работы. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках или карточках. Содержание записей на каждом листке или карточке должно относиться только к одному разделу выполняемой работы. Листки или карточки записей следует сгруппировать по разделам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут лучше усвоить содержание проблемы.

На всех этапах работы по подбору литературы у учащегося есть возможность получить консультации у своего преподавателя, который может посоветовать не только конкретные нормативные документы, книги и статьи, но и способы поиска и изучения литературы.

Написание курсовой работы

После того, как подобрана и изучена литература, отобран и соответствующим образом обработан конкретный цифровой материал, составлен план, учащиеся могут приступать к написанию курсовой работы.

Этот процесс начинается с введения, в котором автор должен кратко отразить особенности современного этапа развития экскурсоведения в Республике Беларусь, охарактеризовать современное состояние исследуемой проблемы, а также цель работы. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключается новизна и актуальность работы и обосновать по существу необходимость ее проведения, определить конкретные задачи работы. Введение должно быть кратким (1-2 страницы).

В технологической карте экскурсии формулируются цели и задачи экскурсии (рекомендуется сформулировать от 3 до 5). Объем технологической карты от 6 до 25 страниц.

В основной части излагается суть темы. При этом учащиеся должны проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать сведения и данные, полученные из литературы и статистических источников, делать обобщения и выводы. Основной текст разбивается, как правило, на подтемы. Рекомендуется разбить основной текст на 7 -15 подтем. Каждая подтема должна заканчиваться выводами автора и логическими переходами к следующей подтеме. Каждая подтема содержит от 5 до 15 объектов. Минимальный объем презентуемого объекта – 1 страница. Увеличивать число разделов не следует, так как это может привести к их поверхностной разработке или значительному превышению объема работы. Изложение каждого раздела надо четко ограничивать для того, чтобы можно была ясно различить, где начинается и где заканчивается их освещение. Для этого каждый из разделов целесообразнее завершать краткими выводами, которые, с одной стороны, покажут связь данного раздела с предыдущим и с последующим, а с другой стороны, будут вкладом в решении основной задачи курсовой работы. Под ней понимается основная идея работы, выделенная во введении. Очень важно, чтобы курсовая работа не оказалась простым сведением в целое положений, которые взяты из разных нормативных документов, книг и статей. Курсовая работа предполагает умение логически стройно изложить материал, продемонстрировать собственное понимание исследуемой проблемы. Структура и содержание основной части курсовой работы определяется выбранной темой. Основная часть отражает последовательность процесса проведения экскурсии.

Основная часть может быть изложена на 20-25 страницах.

В заключении в кратком виде (на 1-2 страницах) должны быть представлены основные выводы, к которым пришел автор работы. В отличие от выводов, входящих в виде микро-заключений в каждый раздел основной части, положения, являющиеся итоговыми в заключении, дают представление о том, насколько выполнены задачи, указанные во введении. Таким образом, вся курсовая работа как бы строится по схеме: постановка задач - поэтапное их решение - общие выводы.

На основании сделанных обобщающих выводов автор должен дать обоснованные предложения по решению выявленных в процессе исследования проблем.

2.6. Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа должна быть предоставлена учащимися в отпечатанном виде. Рукописный вариант не допускается. Работа должна быть выполнена на компьютере и отпечатана на белой бумаге формата А4 с одной стороны листа. Оформление работы должно быть единообразным, с соблюдением следующих типографических требований:

Ø поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

Ø шрифт текста размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;

Ø шрифт заголовков 16 пт, гарнитурой Times New Roman;

Ø межстрочный интервал – полуторный;

Ø отступ красной строки – 1,25;

Ø выравнивание текста – по ширине, перенос слов не допускается.

При наборе знаков препинания, цифр и чисел, следует учитывать следующие правила:

точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, дефис, знак переноса, вопросительный и восклицательный знаки .,:; -?! пробел ставится только после знака
процент, градус % ° пишутся слитно с числом, к которому относятся, например 105% или 36°
кавычки и скобки «…» (…) с двух сторон отделяются пробелами, пробелы между кавычками (скобками) и их содержимым не ставится. Кавычки вида «…» и (особенно) "…" в русской типографике недопустимы.
тире используйте «короткое» тире (Ctrl + "-" (на цифровой клавиатуре); если тире разделяет два слова – с двух сторон отделяется пробелами, если применено для определения цифрового диапазона (например, 1911–1914 гг.) – пробелы опускаются.

 

Нумерация страниц, входящих в состав работы, должна быть сквозная. Номер страницы проставляется арабской цифрой в центре нижней части страницы, за исключением титульного листа

Объем курсовой работы – 25–30 печатных страниц (в данный объем не входят список литературы и приложения). Работа сдается в тонкой папке со скоросшивателем без файлов.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

Ø титульный лист;

Ø содержание;

Ø введение;

Ø основная часть (главы (I, II, III и т.д.), параграфы);

Ø расчётно-аналитическая часть;

Ø заключение (выводы и рекомендации);

Ø список литературы и источников;

Ø приложения.

Каждый структурный элемент содержания работы начинается с новой страницы. Наименование структурных элементов следует располагать по центру строки без точки в конце, прописными буквами жирным начертанием, отделяя от текста двумя межстрочными интервалами.

Титульный лист должен нести следующую информацию:

Ø наименование учебного заведения;

Ø обозначение характера работы (отчет по практике, курсовая или дипломная работа);

Ø наименование темы работы;

Ø фамилию и инициалы учащегося, номер учебной группы;

Ø фамилию и инициалы научного руководителя;

Ø год написания работы.

При оформлении титульного листа придерживаются следующих положений:

Ø шрифт текста размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;

Ø наименование министерства и учебного заведения печатаются прописными буквами в две строки, без выделения жирным начертанием;

Ø наименование работы учащегося и дисциплины, пишется строчными буквами. Ниже прописными буквами жирным начертанием приводится наименование темы.

Ø Надпись «Автор работы» «Руководитель», пишется строчными буквами жирным начертанием, ниже без выделения жирным приводятся данные автора и руководителя.

Все элементы титульного листа, за исключением автора работы и руководителя, выравниваются по центру.

В основной части могут быть представлены таблицы, графики, рисунки, диаграммы (не более половины листа формата А4).

Таблицы, графики, рисунки, диаграммы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы, графики, рисунки, диаграммы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц, графиков, рисунков, диаграмм должна быть сквозной по всему тексту в пределах работы. Порядковый номер таблицы, графика, диаграммы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слов «Таблица», «График», «Диаграмма». Заголовок таблицы, графика, диаграммы размещается над ними, и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится.

Порядковый номер и заголовок рисунка размещается под ним, и выравнивается по центру строки, точка в конце заголовка не ставится. Например: «Рис. 2. Название рисунка».

При использовании дефиниций и фактических данных ставится ссылка на источник информации. Рекомендуется не перегружать работу сносками. Ссылки на использованные источники по месту расположения оформляются средствами текстового редактора как подстрочные (внизу страницы, под строками основного текста).

При использовании аббревиатуры, условных географических сокращений следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «технические средства обучения» (ТСО), «средства массовой информации» (СМИ). После этого можно свободно оперировать аббревиатурой без расшифровки.

При сокращении слов и выражений выполняются следующие правила: в словах «век», «год» оставляют лишь первые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращенно. Например, «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы). В то же время внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).

При оформлении формул и уравнений необходимо соблюдать следующие правила:

Ø формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку по отношению к основному тексту;

Ø формулы (уравнения), следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой;

Ø если формула или уравнение не умещаются в одну строку, они должны быть перенесены после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). При этом повторяют знак в начале следующей строки;

Ø пояснение значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой (уравнением) в той же последовательности, в какой они даны в формуле (уравнении). Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слов «где» без двоеточия;

В список использованных источников и литературы включаются только те источники и литература, которые были использованы для подготовки курсовой работы.

Список литературы и источников оформляется в соответствии с выходными данными в следующем порядке:

Ø нормативные правовые акты;

Ø научная и учебная литература;

Ø периодические издания (газеты, журналы);

Ø иностранные издания;

Ø ресурсы сети интернет.

Внутри каждого блока используется алфавитный порядок.

При составлении списка литературы и источников, необходимо придерживаться требований оформления в соответствии с характеристикой источника:

Характеристика источника Пример оформления
Один, два или три автора Чикатуева, Л. А. Маркетинг: учеб. пособие / Л. А. Чикатуева, Н. В. Третьякова; под ред. В. П. Федько. – Ростов на Дону, 2004. – 413 с.
Коллективный автор Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л. М. Александрович [и др.]. – Минск, 2008. – 202 с.
Отдельный том в многотомном издании Гісторыя Беларусі: у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 2000–2005. – Т. 3: Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с.
    Законы и законодательные материалы в отдельных изданиях Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. – Минск, 2005. – 83 с.
О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394–XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 №137 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007 г., № 158, 8/16713.
Материалы конференций Правовая система Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы V межвуз. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Гродно, 21 апр. 2005 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: О. Н. Толочко (отв. ред.) [и др.]. – Гродно, 2005. – 239 с.
Составная часть книги, сборника Ескина, Л. Б. Основы конституционного строя Российской Федерации / Л. Б. Ескина // Основы права: учебник / М. И. Абдулаев [и др.]; под ред. М. И. Абдулаева. – СПб., 2004. – С. 180–193.
  Марчук, В. В. Структура уголовно-правовой нормы / В. В. Марчук // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 17 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2006. – С. 162–175.
Статья из журнала Василевич, Г. А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период / Г. А. Василевич // Веснік БДУ: навукова-тэарэтычны часопіс Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Сер. 3: Гісторыя. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. – 2005. – № 3. – С. 93–98.
Интернет-ресурсы Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2010.

 

Приложения оформляются как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху страницы слова «Приложение» и его цифрового обозначения. На все приложения по тексту должны указания.

2.7. Требования к основной части обзорной многоплановой экскурсии

 

Один из основных классификационных параметров экскурсий их содержание. В соответствии с содержанием экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Подготовка обзорной многоплановой экскурсии — весьма сложный процесс. Он включает:

1. определение цели, задач и основных подтем экскурсии;

2. объезд города (населенного пункта) для предварительного отбора объектов и составления маршрута экскурсии;

3. составление списка источников информации (литературные и архивные источники, фонды музеев, материалы отделов рукописей и редких книг библиотек, интервью с учеными — знатока ми истории города (края), статистические данные);

4. изучение материалов;

5. подготовка иллюстративного материала;

6. составление картотеки экскурсионных объектов;

7. объезд маршрута для уточнения местонахождения объектов и времени для освещения основных подтем экскурсии.

Выбор подтем многоплановой экскурсии обусловлен своеобразием каждого города: особенностями исторического развития и застройки, наличием памятников архитектуры, искусства, богатством национальных обрядов, обычаев, традиций и др. Одна из подтем экскурсии становится наиболее значимой (ведущей). Например, на экскурсии по столице Республики Беларусь ведущими подтемами могут быть: «Минск — город-герой», «Минск — город европейской культуры», «Минск спортивный» и т.д.

Таким образом, основными подтемами обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) становятся различные аспекты его экономической, научной, культурно-исторической, спортивной жизни. Маршрут обзорной экскурсии строится на основе разнохарактерных экскурсионных объектов, включая памятники историко-культурного наследия, природы, инженерные сооружения и др. Обзорные экскурсии аналогичны по структуре, а их обязательные подтемы при включении новых объектов показа могут быть расширены и стать самостоятельными тематическими экскурсиями.

В экскурсионном тексте выделяют характерные черты го­рода, оказавшие особое влияние на его историческое развитие. Специфика экскурсионного показа города зависит от его типа (столица, город-герой, областной или районный центр, город — заповедник истории и архитектуры, город-курорт, город (населенный пункт), связанный с жизнью и деятельностью знаменитых людей и т.п.).

Любая экскурсия, в том числе и обзорная многоплановая, так или иначе освещает вопросы и проблемы современной жизни города. Она может полностью сосредоточиваться на показе современных достижений города или включать современный материал частично; акцентироваться на исторических событиях, архитектуре, искусстве, общественных и государственных деятелях минувших эпох и содержать современную оценку прошлого.

Но соотношению современного и исторического материала экскурсии дифференцируются на три группы.

Глубокому и всестороннему раскрытию достижений страны во всех областях развития способствуют посещение и осмотр промышленных предприятий и культурно-зрелищных, научных учреждений, современных жилых районов. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы.

В экскурсионных текстах второй группы необходимо соблюдать пропорциональное соотношение исторического и современного материала, раскрывая их взаимосвязь, закономерность исторического развития страны (города).Экскурсионные тексты третьей группы раскрывают историческое прошлое и способствуют освещению современной дей­ствительности. Экскурсовод представляет явления и события минувшего в единстве с настоящим, дает научную оценку историческим фактам в современной интерпретации. В содержании экскурсионного текста должен быть взвешенно распреде­лен локальный и общий материал, а история города (населенного пункта) прослежена в неразрывной связи с историей всего края.

В обзорной экскурсии следует рассматривать: основные объекты, раскрывающие ее тему; дополнительные, главным критерием которых является степень их информационности, а целью — освещение подтемы; подлинные.

Принципы составления маршрута следующие:

1. географический — ознакомление экскурсантов с определенной частью города (местности) во всех аспектах (топографическом, историко-культурном, архитектурном);

2. хронологический — от первого летописного упоминания до сегодняшних дней;

3. тематический – по этому принципу строится большинство экскурсий.

4. комплексный (тематико–хронологический принцип) присущ обзорным (многоплановым) экскурсиям. Хронология прослеживается, как правило, в подтемах данного типа экскурсий.

На практике они взаимодействуют, обеспечивая последовательный показ объектов с раскрытием всех намеченных подтем и логичным изложением их содержания.

Отдельные памятники на маршруте привлекают внимание экс­курсантов, хотя не имеют отношения к теме. Экскурсоводу целесообразно дать о них справку, удовлетворив любознательность экскурсантов, и продолжать показ объектов согласно технологической карте экскурсии.

Многоплановый характер объектов обзорной экскурсии отражается на объеме и тематике комплекта наглядных пособий (портфеля экскурсовода), который должен отвечать различным подтемам.

В обзорной многоплановой экскурсии посещение музеев или других культурно-просветительных учреждений предусматривается еще на стадии ее разработки для определения возможных подтем. В основном планируется посещение многоплановых экс­позиций музеев — археологических, этнографических, мемориальных, художественных и др. Время обзорной экскурсии но экспозиции музея составляет от 15 до 40 мин, что меньше, чем требует проведение музейных экскурсий.. Политемный характер обзорной экскурсии обязывает экскурсовода делать сложные логические (неформальные) переходы, силам мая памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии и единое целое. При этом должна учитываться ведущая подтема. Например, при показе исторических памятников дается их исторический анализ и присутствуют только отдельные элементы искуствоведческого, а в искусствоведческой экскурсии производится искусствоведческий анализ. Конструктивные (формальные) переходы свидетельствуют о недостаточной отработанности темы.

Методические приемы показа, рассказа и особые приемы ведения обзорных экскурсий весьма разнообразны. Чаще использу­ются предварительный осмотр, экскурсионный анализ (архитектурный, исторический, естественнонаучный), реже — приемы зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии должны преобладать подлинные объекты), сравнение (по сходству и различию, в том числе с другими широко известными экс­курсантам объектами), показ из окон автобуса по ходу движения.

Из методических приемов рассказа преимущественно применяются экскурсионная справка, описание объектов, цитирова­ние. Используются также объяснение, комментирование и литературный монтаж.

Такие особые приемы, как элементы ритуала, движение (во время выходов из транспортного средства для осмотра основных объектов, вдоль и вокруг объекта, заход внутрь) позволяют детально провести экскурсионный анализ объектов показа. Структура экскурсии типична: вступление, основная часть (оснащение подтем экскурсии), заключение. Чтобы вести экскурсию высокой категории сложности, экскурсоводу необходи­мы разносторонние знания и виртуозное владение методическими приемами и техникой ее проведения.

Как отмечалось ранее, почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становится ведущей (например, в теме «Минск — город-герой» обязательно поднимается подтема подвига народа в годы Великой Отечественной войны, а в теме «Минск — столица Республики Беларусь» освещается экономическая, научная и культурно-историческая жизнь города и страны) При создании обзорной многоплановой экскурсии по городу (населенному пункту) предпочтение отдается подтемам, раскрывающим его характерные черты, историю возникновения, особенности планировки и архитектуры, культурного и национального своеобразия и др. Политемный характер экскурсии привлекает экскурсантов возможностью за 3-4 академических часа получить целостное представление об определенном населенном пункте, его достопримечательностях, этапах развития, особенностях архитектурного облика, познакомиться с историческими местами и современными памятниками. Поэтому обзорные экскурсии — самые посещаемые — проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Экскурсионные тексты и технологические карты для них составляются с учетом специфики экскурсионных групп по различным пара­метрам. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке (организуются прием, прослушивание и реклама экскурсии).

Обзорные политемные экскурсии можно успешно использо­вать для рекламы других экскурсий, по ходу раскрытия подтем приглашая экскурсантов посетить экскурсии по интересующей их тематике для более глубокого знакомства с определенными историческими реалиями или персонажами.

Следует отметить, что обзорная многоплановая экскурсия включает и элементы краеведения. Путешествие по какому-либо населенному пункту, подготовленное на местном материале, знакомит экскурсантов с его географическим положением, природ­ным богатством» историей. Это требует от экскурсовода изучения определенной локальной территории страны. Экскурсия, построенная на краеведческом материале, направлена на воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к родному краю, его прошлому и настоящему, поэтому локальность материала — ее важнейшее условие.

Краеведческий материал обзорных многоплановых экскурсий включает сведения о топонимике (исторически сложившихся названиях) рек, улиц, площадей, а также факты, связанные с прославленными людьми данного края. Фактический материал со­бирают в архивах, местных музеях (включая краеведческие, школьные, музеи трудовой славы и т.п.), публикациях о резуль­татах. поиска краеведов. Изучается краеведческая, мемуарная, эпистолярная, художественная литература, в которой нашли от­ражение описания

историко-культурного наследия края» Если город (населенный пункт) имеет свой герб, что весьма характерно для Беларуси, рассказ о его символике с показом герба необходи­мо включить в экскурсию. Экскурсионные объекты отбираются с учетом их краеведчес­кой значимости: с каким событием или известным в крае чело­веком связаны, почему находятся на данной территории, что собой представляют в историческом, архитектурном или художественном отношении. При показе объектов, определенных участков местности, раскрываются их особенности и характерные чер­ты, связь с важными для данной территории событиями, В экскурсии не используются методические приемы локализации места событий, реконструкции объекта и событий, демонстрации на­глядных пособий и др. В рассказе экскурсовода даются характе­ристики объектов, а события из истории края описываются с использованием цитат из документов, воспоминаний и других ис­точников. Как особые методические приемы рекомендуются встречи со знаменитыми людьми или их потомками. Использование данных рекомендаций сделает более яркой картину опре­деленной географической области страны.

Требования к основной части тематических экскурсий

Согласно классификации тематические экскурсии, имеют большой познава­тельный и воспитательный потенциал. Они организуются как эпизодические мероприятия или циклы экскурсий и по содержа­нию могут н подразделяться на сле­дующие тематические виды: историко-краеведческие, археоло­гические, этнографические.

Историко-краеведческие экскурсии сосредоточиваются на изучении одного или нескольких значительных событий или ознакомлении с определенным периодом в развитии края.

Археологические экскурсии предполагают знакомство с памятниками, доступными для экскурсионного показа, изучение результатов археологических раскопок и находок (постройки и следы древних поселений, погребений, городищ; орудия труда, утварь, оружие, украшения и т.д.).

Этнографические экскурсии позволяют изучать быт, народны е промыслы, традиции, обряды, культуру в их историческом развитии.

В 1950-1980-е гг. самыми распространенными по тематике и объему экскурсионного обслуживания были историко-револю­ционные и вое нно-исторические экскурсии, согласно классифи­кации выделявшиеся в отдельные виды тематических экскур­сий. В конце XX в. спрос на них упал, их отнесли к экскурсиям исторической тематики, и туристические предприятия стали возвращаться к их разработке в соответствии с запросами потен­циальных клиентов или при появлении новых исторически зна­чимых объектов (например, историко-культурного комплекса "Линия Сталина").

Предмет исторической экскурсии — памятники материальной и духовной культуры, исторические места, связанные с революци­онной, боевой и трудовой славой белорусского народа, с малой ро­диной знаменитых людей, прославивших Беларусь.

Экскурсии исторической тематики выполняют важную идей­но-воспитательную роль, их цель — формирование чувства гор­дости, любви и уважения к истории родной страны; задачи — по­пуляризация историко-культурного наследия, формирование уме­ния давать оценку прошлого во взаимосвязи с настоящим и буду­щим рассматриваемых исторических событий и явлений, опре­деление роли личности в истории и, конечно же, воспитание бе­режного отношения к памятникам прошлого.

Экскурсии по историческим местам страны — это не только популяризация памятников старины.

Их важными функциями остаются научно-познавательная и воспитательная, в своем един­стве содействующие формированию и воспитанию одного из ос­новных качеств личности — патриотизма.

На историко-краеведческих экскурсиях люди открывают для себя историю улиц и зданий, знакомятся с памятниками героям, архитектурными ансамблями, мемориальны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.09 с.)