Признаки эффективности проведения профилактических мероприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки эффективности проведения профилактических мероприятий.



Под адаптацией понимается: процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды.

Адаптация в образовательном учреждении представляет собой процесс формирования механизма приспособления индивида к требованиям и условиям обучения.

Существуют ряд критериев эффективности адаптации, которые подразделяются на объективные и субъективные. К субъективным критериям относятся внутренние переживания, чувства, ощущения, а также степень удовлетворенности индивида. Объективные критерии фиксируют внешние признаки адаптированности индивида. Данные критерии одинаково характерны как для воспитанника дошкольного образовательного учреждения, так и для студента высшего учебного заведения.

 

 

Субъективные критерии адаптации Объективные критерии адаптации
Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности отношениями с окружающими, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов
Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения
Самопринятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения
Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии Умение обеспечить свои основные потребности
Интернальный локус контроля Социальная активность
Ощущение включенности в деятельность группы Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы
Высокая работоспособность и успешность в учебной деятельности
Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций
Соматическое благополучие
Стабильность во время обучения функционального состояния организма (отсутствие резких сдвигов в со­стоянии психофизиологических функций)
Отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности
Минимально необходимые затраты времени педагогов и учащихся на достижение определенных результатов
Максимально возможные результаты в формировании знаний, умений и навыков у учащегося

Диагностика субъектных и объектных критериев происходит посредством включенного и невключенного наблюдения, анализа документов и продуктов деятельности, экспертного опроса, интервью, тестирование, анкетирования, социометрии, тенденции подверженности к заболеваниям, а также на основе медицинских показателей.

Домашнее задание:

1. Повторение лекционного занятия.

2. Составить субъективные и объективные критерии дезадаптации индивида.

Список рекомендуемой литературы:

Александровская Э.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — 272 с.

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с.

Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. психол. наук. Л., 1985 – 17 с.

Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков.Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

Практическое занятие 1.

Тема: «Диагностика уровня адаптивности»

Цель занятия – формирование навыка диагностики адаптивных возможностей личности с использованием многоуровневого личностного опросник (МЛО) «Адаптивность», разработаного А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993).

 

Список рекомендуемой литературы

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Академпроект, 2005. – 230 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

 

Ход работы

1-й этап. Преподавателем дается описание методики: название, авторы, предназначение, теоретические основы, особенности процедуры проведения.

2-й этап. Каждому студенту раздается инструкция, стимульный материал и бланк опросника «Адаптивность». Далее предлагается определить собственные адаптационные возможности, пройдя методику.

3-й этап. Выдаются ключи опросника.Рассказываются способы обработки данных. Затем данные обрабатываются студентами самостоятельно.

4-й этап. Выдаются интерпретация опросника и бланки постановки психологического диагноза. Студентам предлагается написать психологическое заключение, которое характеризует их собственные адаптационные возможности.

5-й этап. Студентам предоставляется высказать собственные впечатления о проделанной работе. Психологические заключения сдаются преподавателю.

 

 

Практическое занятие 2.

Тема: «Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу».

Цель занятия – формирование уменияразрабатывать интервью для родителей о развитии ребенка до поступления в школу.

 

Список рекомендованной литературы

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.

Карандашев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с.

Ход работы

1-й этап. Студентам предоставляется информация о схеме интервью о развитии ребенка до поступления в школу: 1)анкетные данные ребенка и основные сведения о семье; 2) особенности перинатального развития; 3) состояние здоровья ребенка; 4) воспитание ребенка; 5) развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве; 6) развитие ребенка в дошкольном детстве.

2-й этап. Студенты разделяются на микрогруппы по 5-6 человек. Каждой микрогруппе предлагается составить интервью на основе предложенной преподавателем схемы. Время выполнения задания – 40 мин.

3-й этап. Каждая микрогруппа представляет разработанное интервью.

4-й этап. Групповое обсуждение проделанного практического занятия.

 

Семинарское занятие 3.

Тема: «Специфика проведения четырех форм профилактических мероприятий в образовательном учреждении».

Цель – определение специфики проведения различных форм профилактики дезадаптации.

Вопросы для обсуждения:

1. Организационная работа как форма профилактики дезадаптации.

2. Лечебно-оздоровительная работа как форма профилактики дезадаптации.

3. Психологическое обеспечение адаптационного периода как форма профилактики дезадаптации.

4. Социально-педагогическая деятельность как форма профилактики дезадаптации.

 

Список рекомендуемой литературы

Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с.

Иовчук Н.М., Северный А.А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. - С. 22-30.

Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 278 с.

Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков. Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.

 

Практическое занятие 3.

Тема: «Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации».

Цель – формирование умения планировать организацию проведения различных форм профилактики дезадаптации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.016 с.)