Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки эффективности проведения профилактических мероприятий.
Под адаптацией понимается: процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Адаптация в образовательном учреждении представляет собой процесс формирования механизма приспособления индивида к требованиям и условиям обучения. Существуют ряд критериев эффективности адаптации, которые подразделяются на объективные и субъективные. К субъективным критериям относятся внутренние переживания, чувства, ощущения, а также степень удовлетворенности индивида. Объективные критерии фиксируют внешние признаки адаптированности индивида. Данные критерии одинаково характерны как для воспитанника дошкольного образовательного учреждения, так и для студента высшего учебного заведения.
Диагностика субъектных и объектных критериев происходит посредством включенного и невключенного наблюдения, анализа документов и продуктов деятельности, экспертного опроса, интервью, тестирование, анкетирования, социометрии, тенденции подверженности к заболеваниям, а также на основе медицинских показателей.
Домашнее задание: 1. Повторение лекционного занятия. 2. Составить субъективные и объективные критерии дезадаптации индивида. Список рекомендуемой литературы: Александровская Э.М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — 272 с. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - Кишинев,1990 - с.29-41 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. на соиск. ст. канд. психол. наук. Л., 1985 – 17 с. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков.Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с. Практическое занятие 1. Тема: «Диагностика уровня адаптивности» Цель занятия – формирование навыка диагностики адаптивных возможностей личности с использованием многоуровневого личностного опросник (МЛО) «Адаптивность», разработаного А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993).
Список рекомендуемой литературы Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во Академпроект, 2005. – 230 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
Ход работы 1-й этап. Преподавателем дается описание методики: название, авторы, предназначение, теоретические основы, особенности процедуры проведения. 2-й этап. Каждому студенту раздается инструкция, стимульный материал и бланк опросника «Адаптивность». Далее предлагается определить собственные адаптационные возможности, пройдя методику. 3-й этап. Выдаются ключи опросника.Рассказываются способы обработки данных. Затем данные обрабатываются студентами самостоятельно. 4-й этап. Выдаются интерпретация опросника и бланки постановки психологического диагноза. Студентам предлагается написать психологическое заключение, которое характеризует их собственные адаптационные возможности. 5-й этап. Студентам предоставляется высказать собственные впечатления о проделанной работе. Психологические заключения сдаются преподавателю.
Практическое занятие 2. Тема: «Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу». Цель занятия – формирование уменияразрабатывать интервью для родителей о развитии ребенка до поступления в школу.
Список рекомендованной литературы Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2000. -3-е изд., перераб. и доп. — 184 с. Карандашев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов.— М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с. Ход работы 1-й этап. Студентам предоставляется информация о схеме интервью о развитии ребенка до поступления в школу: 1)анкетные данные ребенка и основные сведения о семье; 2) особенности перинатального развития; 3) состояние здоровья ребенка; 4) воспитание ребенка; 5) развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве; 6) развитие ребенка в дошкольном детстве. 2-й этап. Студенты разделяются на микрогруппы по 5-6 человек. Каждой микрогруппе предлагается составить интервью на основе предложенной преподавателем схемы. Время выполнения задания – 40 мин. 3-й этап. Каждая микрогруппа представляет разработанное интервью. 4-й этап. Групповое обсуждение проделанного практического занятия.
Семинарское занятие 3. Тема: «Специфика проведения четырех форм профилактических мероприятий в образовательном учреждении». Цель – определение специфики проведения различных форм профилактики дезадаптации. Вопросы для обсуждения: 1. Организационная работа как форма профилактики дезадаптации. 2. Лечебно-оздоровительная работа как форма профилактики дезадаптации. 3. Психологическое обеспечение адаптационного периода как форма профилактики дезадаптации. 4. Социально-педагогическая деятельность как форма профилактики дезадаптации.
Список рекомендуемой литературы
Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Учебное пособие. - М.: Наука, 1976. - 272 с. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социальная дезадаптация детей и подростков: Причины, проявления, преодоление // Сборник методических материалов сотрудников экспериментального комплекса. М., 1995. - С. 22-30. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. - 278 с. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация у детей и подростков. Диагностика и коррекция. М, 2005. – 160 с.
Практическое занятие 3. Тема: «Организация различных форм проведения профилактики дезадаптации». Цель – формирование умения планировать организацию проведения различных форм профилактики дезадаптации.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.016 с.) |