Динамическая структура личности по К. Платонову 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамическая структура личности по К. Платонову



Название подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологи-ческого Уровень анализа Виды формирова- ния
Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихичес-кие свойства Убеждения, мировоззре- ние, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навы- ки, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства Биологичес- кого почти нет Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет Социально-психоло-гический Психолого- педагоги- ческий Индивиду- ально- психологи- ческий Психофи-зиологиче-ский Нейропси- хологичес-кий Воспитание Обучение Упражнения Тренировка

 

 

Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности.

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические

особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и

легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,

умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их

быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой

различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из

них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,

при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа

условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-

историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной

среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе

которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,

учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою

очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы

особого рода задатки и их развитие (способности математические,

технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,

спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и

обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-

логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к

конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно

лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной

и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень

творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень

способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1 но, речь

человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей,

социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,

вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с

природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,

обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,

обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство

психологов считает, что задатки — это некоторые генетически

детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной

системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку)

формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например,

Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные

(природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это

особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),

отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной

предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,

создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под

влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с

окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные

различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных

способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена.

Это — высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и

предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни

человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной

искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию

соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие

в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения;

наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания,

умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и

воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности

поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к

последующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они

становятся развитыми, выступают так называемые функциональные органы -

прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, обеспечивающие

функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование

и развитие происходит в процессе определенным образом организованной

деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность

- одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга

способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который

обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать

сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий

создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный

уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

Темперамент

Понятие и типы темперамента Темперамент - совокупность индивидуальных

особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны

поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент

можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило,

обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим

образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа:

холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Такое

разделение имеет длительную историю (Гиппократ, Гален, Кант, Павлов и др.),

хотя имеются и другие классификации типов темперамента (Кречмер, Шелдон,

Сиго и др.).

1. Холерик - сильный тип темперамента, проявляющийся в общей

подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в

бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности.

2. Сангвиник - сильный тип темперамента, характеризующийся

подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики,

отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью.

3. Флегматик — сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,

инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним

выражением эмоций, низким уровнем психической активности.

4. Меланхолик — слабый тип темперамента, которому свойственны

замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень

психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать

даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций,

сензитивность.

Нет ни хороших, ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои

достоинства и недостатки. Достоинство холерика — в возможности

сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а

недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.

Сангвиник, обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в

начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-

за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Достоинство

флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии

быстро со-' браться и сконцентрировать свои усилия. Меланхолик отличается

большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность

выше в середине или в конце работы, а не в ее начале.

Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд

предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам

человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.026 с.)