Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и сфера применения закона о торговле

Поиск

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Положения комментируемого закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

· внешнеторговой деятельности;

· торговли на товарных биржах;

· деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

· купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.[18]

Также в сферу его применения не входят вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей.
Основными целями принятия Закона о торговле являются:

· развитие торговой деятельности и формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров;

· обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, и лиц, совершающих поставки производимых или закупаемых товаров.

Немаловажно, что данным документом прописаны только отношения производителей (поставщиков) с торговыми сетями. Однако поставщики зачастую работают не напрямую с сетями, а с переработчиками. Как будут выстраиваться отношения в этом случае, в Законе о торговле не сказано.

Основные понятия и термины, используемые в законе

Статья 2 Закона о торговле посвящена раскрытию ряда определений, используемых в нем.

В начале документа законодатели расшифровали термин "торговая деятельность", под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Далее даны определения оптовой и розничной торговли. Причем они соответствуют положениям Гражданского кодекса. Так, под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т. ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная же торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Закон о торговле содержит также определения торгового объекта и его площади.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Так, к первому виду относятся объекты, прочно связанные с землей, фундаментом здания и присоединенные к сетям инженерного технического обеспечения. Нестационарными считаются объекты, представляющие собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
При подсчете площади торгового объекта берется площадь помещений, отведенных не только для торговли, но и для размещения покупателей товаров. Ключевым понятием данного закона является термин "торговая сеть". Это совокупность 2 и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность 2 и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Также чиновники дали определение понятию "продовольственные товары". Так, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т. ч. продукты детского, диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Права и обязанности субъектов торговой деятельности

В Законе о торговле определены основные права и обязанности субъектов торговой деятельности. В законе установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров договоров комиссии, а также иных смешанных договоров, которые содержат элементы договора комиссии.
На практике зачастую возникают ситуации, когда поставщики напрямую не работают с торговыми сетями, а выстраивают отношения с ними через посредников. Законом о торговле этот момент не запрещен. Главное, чтобы между поставщиком и торговой сетью не был заключен договор комиссии.
Торговые сети, поставщики несут обоюдную обязанность информировать об условиях отбора потенциальных контрагентов для заключения договоров поставки и существенных условий такого договора. Реализовать такую обязанность можно либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете, либо путем безвозмездного предоставления запрашиваемой информации. В последнем случае на исполнение такого запроса законодатель отвел 14 дней.
Антимонопольные правила

Закон о торговле ограничивает торговые сети и их поставщиков в совершении определенных действий, которые являются следствием выполнения условий хозяйственных договоров между ними.

Сетям и поставщикам запрещено создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Кроме того, они не могут навязывать контрагентам условия:
- о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами;
- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше условий для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
- о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
- о внесении платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту и изменение ассортимента продовольственных товаров;
- о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их стоимости не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
- о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары (исключение — утрата или повреждение произошли по вине поставщика);
- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
- о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.
За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность.

Вознаграждение и скидки

В цену договора может быть включено вознаграждение. Его размер подлежит согласованию сторонами. Вознаграждение предоставляется покупателю за то, что он приобретает у поставщика определенное количество продовольственных товаров. Предельная его величина — 10 процентов от цены.

Если вознаграждение превышает 10 процентов, то стороны должны изменить это условие согласно указанному ограничению. Устанавливать его за приобретение не определенного количества продовольственных товаров, а, например, за сумму поставки стороны договора не могут, поскольку выплата вознаграждения по иным основаниям законом не предусмотрена. Данное вознаграждение включается в цену договора, а иные выплаты в нее не входят.
Кроме того, поставщик не может выплачивать вознаграждения, если приобретаются отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Их перечень определяется Правительством РФ.
Законом о торговле не урегулированы такие вопросы, как:
- сколько вознаграждений можно выплачивать одному покупателю в рамках одного договора поставки, потому что стороны могут предусмотреть в нем выплату, например, ежемесячных, квартальных и годовых вознаграждений;
- какой период брать в расчет при нахождении определенного количества продовольственных товаров, за которое предусмотрена начисление вознаграждения. Поскольку барьер такой выплаты, например, за месяц и квартал будет отличаться.

 

Выводы по 2 главе

Таким образом, суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Особенно развитыми в области антимонопольного регулирования принято считать США, поскольку юридический (законодательный) аспект основывается на прецедентной системе. Специфика же российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. Система антимонопольного регулирования формировалась в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находились лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю. Также в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

А регулировать коммерческую деятельность в сфере товарного обращения помогает Федеральный Закон 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в котором указаны основные аспекты.

 

 

Заключение

Можно подвести итого, что государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

На трудном пути к рынку старые структуры уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам.

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности.

В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуется осуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.

Кроме того, немаловажную роль играет антимонопольный метод государственного регулирования на нынешнем рынке. Однако, основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

Библиографический список



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.012 с.)