Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какую собаку можно считать охранной?

Поиск

В.Б. Высоцкий

Собака сопровождения

 

 

В.Б.Высоцкий

Собака сопровождения

 


ББК 46 73

В93

 

 

Серия «В вашем доме» основана в 2000 году

 

Художник Н Н. Колесниченко

Автор благодарит за помощь в создании книги

Веронику Высоцкую, Виталия Голоту,

коллег по дрессировочному центру «Арес»

 

Высоцкий В. Б.

В93 Собака сопровождения / В.Б. Высоцкий; Худож. Н.Н. Колесниченко. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2001. – 96 с: ил. – (В вашем доме).

 

ISBN 5-17-009226-1 (ООО «Издательство АСТ»)

ISBN 966-596-514-Х («Сталкер»)

 

В книге подробно освещены вопросы содержания и воспитания собак сопровождения, даны рекомендации по выбору специального снаряжения для л их собак описаны способы зашиты хозяина в экстремальной ситуации, а также нюансы шоу-карьеры собак-телохранителей

Книга будет интересна и полезна как профессионалам, так и собаководам-любителям

 

 

ББК 46 73

 

© В Б Высоцкий, 2001

©ИКФ«ТББ», 2001

© Серийное оформление

Издательство «Сталкер», 2001


Введение

 

Занимаясь дрессировкой собак в течение ряда лет, я накопил достаточно материала, которым мне хотелось бы поделиться с коллегами и владельцами собак.

Во время работы в дрессировочном центре «Арес» мне постоянно приходилось сталкиваться с неутешительными фактами, а именно: непрактичностью существующих методик подготовки «телохранителей», откровенным шарлатанством и клоунадой многих дрессировщиков, просто непрофессионализмом и нередко неумением самих владельцев пользоваться и содержать уже подготовленных собак.

Все это и побудило меня написать небольшую по объему книгу, нечто вроде практического руководства по подготовке и использованию собак-телохранителей.

Замечу сразу, что предлагаемые методики направлены на воспитание реальных собак, что требует определенной жесткости как по отношению к собаке, так и по отношению к «злоумышленникам» – вепрям* и хозяевам будущих телохранителей.

Поэтому я сразу предлагаю читателям, испытывающим к собакам приторно-слащавую любовь, символом которой является «сытая тюрьма», закрыть эту книгу и дальше не читать. То же самое я могу предложить тем читателям, которые искренне верят, что собаку сопровождения можно воспитать при помощи выломанного прутика, дрессировочного рукава и безопасности участников учебного процесса. Результат такой подготовки не заставит себя долго ждать: подвыпивший рыбак с удилищем в руках окажется слишком серьезным противником для вашего «телохранителя».

Говорить об умении собаки «работать в человека» не приходится, если она не побывала в серьезных ситуациях, моделирование которых – дело фантазии инструктора, а реальность их – результат профессионализма последнего, его умения корректировать свое психическое состояние и способности идти на разумный риск.

При всем уважении к моему коллеге г-ну Власенко (Россия), книги которого («Ликбез», «Поэма о немецкой овчарке в России», «Спортивная дрессировка служебных собак») являются для меня настольными, я не могу согласиться с предложенными им методиками адаптации спортивных собак к реальной работе.

Применение скрытого снаряжения лишь для работы в наморднике, отсутствие психического противоборства с собакой и элемента «неожиданной неожиданности» вызывают, мягко говоря, удивление. Лично я могу объяснить это лишь его любовью к коллегам и радением об их безопасности.

Во всяком случае, практика подготовки специальных собак в центре «Арес» Украинской федерации работников негосударственных служб безопасности подтверждает несостоятельность подобного рода методик.

Мои коллеги, работающие в этом направлении, к сожалению, часто увлекаются эффектностью контакта с собакой (акцентирование атаки в горло, например), рассчитанного в основном на дилетанта. При этом значительно снижается эффективность работы собаки, объясняющаяся серьезным искажением внешнего вида «злоумышленника». Да, использование лишь относительно легких бойцовых пород вызывает у меня внутренний протест. Но работа в таком варианте мне все же ближе.

Обращаю внимание читателей, что в данной книге речь идет только о подготовке собак, не вызывающей искажений их психического здоровья: так называемые «срывы собак в сторону злобы» и применение психотропных средств, с моей точки зрения, ничего общего с дрессировкой не имеют.

Выступления полицейских собак, которые мы можем видеть на многочисленных видеокассетах, очень часто ничего, кроме улыбки, вызвать не могут.

Поэтому я взял на себя смелость познакомить читателей с собственными взглядами на подготовку собак сопровождения и теми методиками, которые с успехом применяются в нашем Центре.

Жизнь доказала правильность избранного нами пути: сегодня в Украине программа «Собака сопровождения» является самой популярной системой обучения собак. С 1996 года регулярно проводятся национальные чемпионаты и разыгрываются кубки страны, в которых принимают участие 50-70 дуэтов. Всего за 5 лет было проведено 20 турниров собак сопровождения, в которых свое мастерство продемонстрировали 482 собаки 19 пород из 14 городов Украины.

«Собака сопровождения» является официальным курсом Украинской Федерации работников негосударственных служб безопасности и Общества содействия обороне Украины, признается как профилирующая Государственной службой охраны МВД Украины и является допуском в «Рабочий класс» практически во всех кинологических организациях Украины.

«СС» получила самую высокую оценку специалистов из США, Канады, Израиля, Польши, Беларуси, Венгрии и России.

 

ГЛАВА 1

Собака сопровождения с точки зрения этологии*

 

Я глубоко убежден, что принципиальные ошибки, допускаемые дрессировщиками при подготовке собак сопровождения, объясняются их недостаточным знакомством с законами этологии, в частности, ее положениями, касающимися инстинкта внутривидовой агрессии. У нас считается «дурным тоном» незнание перечня навыков по уже не существующим ОКД и ЗКС («Общий курс дрессировки» и «Защитно-караульная служба»). Однако незнание основных положений этологии приводит к значительно более серьезным методологическим ошибкам. Если иметь в виду сегодняшнее практическое отсутствие официально признанных отечественных курсов дрессировки собак, то не надо удивляться возникновению кошмарных «винегретов» из ЗКС, IPO (Международная система испытаний) и SchH (Защитная собака) под названием СК (которое у меня почему-то ассоциируется с сырокопченой колбасой) – специальный курс – в понимании некоторых наших дрессировщиков. Самое смешное, что подобные полупрофессионалы нередко являются инструкторами-методистами при кинологических клубах и не только разрабатывают соответствующие, с позволения сказать, «методические рекомендации», но и выдают соответствующие документы, которые являются ничем иным, как обыкновенной «липой».

Давайте попробуем рассматривать процесс подготовки телохранителя с точки зрения этологии. Эта наука называет всего четыре «великих инстинкта»: Голод, Любовь, Страх и Агрессию. Теперь давайте вспомним два самых распространенных термина, которыми пользуются дрессировщики при подготовке «защитных» элементов. Один из приемов называется «развитие злобы». В этом словосочетании смысла столько же, сколько в выражении «усиление любви». Дело крайне неблагодарное – пытаться «развить» злобу. Этология утверждает, что инстинкт агрессии дается любому животному, в том числе и собаке, с рождения и «количественно» изменить его невозможно. Другое дело, если мы говорим о вызывании агрессии.

Дрессировщики и «вепри» моделируют определенную ситуацию и вынуждают собаку проявить агрессию (физически проявить свою врожденную агрессивность), закрепляя ее агрессивность в этой конкретной ситуации положительным воздействием. Собака, обладающая достаточным агрессивным потенциалом, охотно «разряжается» затем при возникновении сходной с моделируемой ситуации (работа без команды) или при применении условного раздражителя-команды. Этот процесс имеет еще две положительные тенденции: во-первых, собака становится более дисциплинированной и не пытается «саморазряжаться» там, где этого делать нельзя. И, во-вторых, объектом атаки для такой собаки никогда не станет член своей «стаи».

Если же у собаки агрессивный потенциал недостаточен с рождения, то «развивать» его можно сколько угодно. Конечно, это очень выгодно в случае, если имеешь дело с состоятельным владельцем, но порядочные и работающие «на результат» дрессировщики хорошо знают цену таким «телохранителям».

Это вовсе не значит, что с «добрыми» собаками не нужно работать: любую собаку можно подготовить до определенного уровня. Очень часто от собаки требуется всего лишь обнажить клыки и чуть податься вперед, чтобы пресечь назойливое приставание к хозяйке или грубое обращение к хозяину. Да и «доброта» собаки во многом может быть результатом постоянных запретов в процессе воспитания. Достаточно часто, разобравшись в правильных (скорректированных инструктором) требованиях хозяина-вожака и одержав несколько побед в схватках с вепрями, ничем внешне не отличающихся от обычных людей, собака перестает быть «добренькой» и превращается в достаточно контактного, но уравновешеннного и гордого зверя в самом хорошем смысле этого слова.

Кроме того, не нужно путать доброту с трусостью или раболепием. Мой «кавказец» Варлай, будучи «телохранителем с зоной охраны», то есть активно-агрессивным по отношению к посторонним и малознакомым людям, для «своих» является огромным ласковым котом. Так какой же он на самом деле? С полной уверенностью могу утверждать лишь то, что его врожденный инстинкт агрессии точно сориентирован.

При соблюдении определенных требований можно добиться и от «доброй» собаки так называемого агрессивного отношения к посторонним (мы говорим сейчас о собаке с низким зарядом агрессивности), но беда в том, что это будет уже не агрессивное, а злобно-трусливое животное – и такое состояние собаки является результатом срыва нервной системы.

Теперь рассмотрим второй термин. Вопрос здесь сводится, в конечном счете, к взаимоотношению спортивной и пользовательной подготовок. Ну а термин этот звучит так: «рукав-добыча» у зарубежных дрессировщиков и иногда (в понимании отечественных дрессировщиков) – «фигурант-добыча».

Возьмем вариант первый – «рукав-добыча». Думается, не нужно теоретических доказательств, чтобы согласиться – человек в этом случае собаку не интересует. Иначе говоря, собака превращается в обычную «тряпичницу». И пускай никого не вводят в заблуждение два рукава, надетые на фигуранта. Да, собака оставляет первый сброшенный рукав, но ради чего? Ради точно такого же рукава. А вот что будет, если сбросить и второй рукав? Это было бы действительно интересно! Будет ли работать подготовленная по этой схеме собака в реальной ситуации? Предлагаю ответить на этот вопрос самим читателям. К великому сожалению, этим недостатком отмечены не только спортивные схемы, но и наш отечественный курс ЗКС (Защитно-караульная собака).

Для того чтобы хоть как-то сгладить этот очевидный недостаток, авторы ряда методик предлагают своеобразную адаптацию спортивных собак к условиям реальной жизни. В этом случае говорится об изменении установки «рукав-добыча» на «человек-добыча». И все бы хорошо, но в такой теоретической предпосылке и кроется серьезная ошибка, сводящая на нет всю подготовку собаки.

Дело в том, что, с точки зрения этологии, человек не может быть для собаки добычей, за исключением аномальных случаев, вызванных особыми условиями.

Если мы будем отталкиваться от положения о том, что собака воспринимает людей как членов своей или чужой стаи, то мы неизбежно вынуждены будем признать, что собаки не едят себе подобных, а стало быть, ни о какой добыче в нашем случае речь идти не может. Рукав, надетый на фигуранта, может быть добычей в том смысле, что собака стремится им завладеть, как, например, заброшенной хозяином палкой, на которую претендует другая собака. Показательно, что в случае с палкой кобель с сильно развитым апортированным рефлексом может атаковать даже суку, что, с точки зрения этологии, является аномалией.

Но каким образом собака может «завладеть» человеком? Как видим, даже в такой интерпретации человека нельзя называть добычей.

Однако существует одно неоспоримое доказательство некорректности выражения «человек-добыча». Если мы даже приняли утверждение, что человек может являться для собаки добычей, как верное, мы вынуждены будем признать, что в этом случае собакой должен управлять инстинкт Голода, а не Агрессии. По остроумному замечанию Конрада Лоренца, хищник к своей жертве испытывает такую же агрессию, как человек к жареному гусю. Для человека, видевшего волчью охоту, последнее утверждение не вызывает сомнения. Конечно, если жертва является в то же время и сильным соперником, то может произойти серьезная схватка, базирующаяся на инстинкте Голода. По такие случаи крайне редки, так как тот же волк – «хищник хищников» – сопротивляющуюся жертву предпочитает оставить в покое (за исключением, опять-таки, особых случаев).

Тем же, кто серьезно продолжает отстаивать положение «человек-добыча», я рекомендую всегда держать перед глазами кошку, играющую со своей «добычей» – мышкой. К таким поведенческим характеристикам вы стремитесь?

Все же давайте сформулируем, что такое собака сопровождения с точки зрения этологии и какие теоретические положения нужно иметь в виду при разработке курса телохранителя и проведении занятий.

Агрессивность собаки есть врожденный инстинкт, причем инстинкт полезный и необходимый для нормального существования любого вида в природе.

Жесткое подавление агрессии собаки, направленной на «чужого», насилование ее сущности неизбежно приведет к психической нестабильности животного.

Агрессия, агрессивные действия есть физическое проявление врожденного инстинкта Агрессии (агрессивности), в той или иной степени свойственного абсолютно всем живым существам.

Человек-злоумышленник (фигурант-хэлпер) должен являться для собаки-телохранителя объектом атаки, соперником, врагом, но ни в коем случае не добычей.

Агрессивность «нормальных» собак регулируется жесткими внутривидовыми табу, не позволяющими убивать или калечить соперника, принявшего позу покорности, что являлось бы злом для вида в целом, и социальными комплексами, не позволяющими, например, кобелю атаковать суку или молодое животное.

При работе с так называемыми бойцовыми породами нужно всегда иметь в виду особенности их психики, к которым как раз и стремились селекционеры-разведенцы, создавшие эти породы: заряженность на убийство и отсутствие табу и социальных комплексов.

 

ГЛАВА 2

ГЛАВА 3

Породная принадлежность

ГЛАВА 4

ГЛАВА 5

Курс собаки-телохранителя:

основные сведения и рекомендации.

Работа по крови и алкоголю

 

Итак, мы с вами уже определились с породой будущего телохранителя, вырастили его до возраста, позволяющего начать серьезную подготовку (9-18 месяцев в зависимости от породы), правильно воспитывали его и купили необходимое снаряжение. Тут также необходим элемент везения: вы должны заниматься со знающим и опытным инструктором, имеющим достаточное количество «хелперов» и хорошее снаряжение. Конечно, будет лучше, если «ваш» инструктор имеет необходимые документы и лицензию.

Успешно пройдя тестирование и попав к «нужному» инструктору, вы можете быть уверены в успехе. Ну а гарантии должны быть указаны в контракте, который вы подпишете.

Что же является основной идеей курса собаки сопровождения? На чем он базируется? Каковы его основные методы? Не нарушая норм профессиональной этики, я опишу в этой главе основные моменты, отличающие собаку сопровождения от всех других, раскрою некоторые методики и обосную их. Надеюсь, что для специалистов-практиков, занимающихся проблемами, которые затрагивают данный курс, это будет полезная информация. Для владельцев собак эта глава может быть своеобразной экспертизой, позволяющей моментально распознать «подделку».

1. Принципиальная схема курса

Курс собаки сопровождения СС рассчитан на 25 занятий плюс тестирование и сдача экзамена.

I блок

Занятия 1-3. Дрессировочная площадка. Работа на привязи.

1) Понятия звукового сигнала «Чужой!».

2) Выработка хватки.

3) Настороженное отношение к посторонним.

 

Занятие 4. Те же условия.

1) Выработка и закрепление хватки.

2) Отказ от предлагаемого с руки корма.

3) Приучение к раздражителям (выстрел).

 

Занятие 5-6. Те же условия.

1) Закрепление хватки.

2) Отказ от корма (с руки и подброшенного).

3) Вызывание агрессии и ее ориентирование.

Закрепление агрессивной реакции на:

▪ предложенный корм;

▪ грубое обращение;

▪ вызывающее (провоцирующее) поведение;

▪ внешний вид оружия: палка, нож, пистолет;

▪ выброс агрессии по команде;

▪ команды, исходящие от посторонних.

 

Шестым занятием завершается I блок подготовки.

Я рекомендую обязательно выдержать следующие условия:

1. Выработка и закрепление хватки.

С тем чтобы с первого занятия внести в учебный процесс элементы реальной работы, хватку лучше всего ставить на мягкий щиток. Это позволит не развивать склонностей «тряпичницы» у собаки.

Мягкий щиток вставляется в зауженный рукав куртки, в свободный рукав куртка надевается. Получается своеобразный «валик» («третья рука»), «привязанный» к человеку. Таким образом, этот «валик» уже не является добычей, абсолютно не связанной с человеком. Добившись крепкой хватки в не надетый щиток, плотно прижатый к коленям, следует поднять его на уровень паха и затем груди. При этом следует всячески провоцировать «трепку» щитка. Добиться этого можно, освоив круговые движения коленями слева-на-право снизу-вверх. При умелой работе корпуса собака будет пытаться работать «на отрыв», перехватывая и вырывая щиток движениями головы (так называемое «ритуальное убийство»).

Следующим этапом является придание щитку объема (вставленный внутрь традиционный валик) при соблюдении прочих условий и перемещении места атаки (поднятие наполненного щитка на разные уровни и поворот фигуранта в момент атаки на 90°) (рис. 12).

Затем переходным моментом является надевание куртки, незаметное для собаки. Причем куртка должна оставаться та же. Если же собака растрепала и порвала один рукав, следует заменить куртку точно такой же и пройти сначала все этапы по одному «откусыванию». В результате собака должна активно и уверенно атаковать и трепать руку, защищенную щитком.

 

 

Рис. 12. Работа в предплечье

 

Отметим сразу, что при отработке любого элемента курса должно неукоснительно соблюдаться старое доброе «правило трех П.», то есть должны неукоснительно соблюдаться принципы постепенности, последовательности и постоянства. Это относится и к коррекции психического состояния «злоумышленника», и к прикладываемым усилиям.

Кроме того, первые атаки «злоумышленник» должен завершать стоя на коленях или лежа.

Что касается приучения к выстрелам и агрессивного отношения к оружию, то на первых занятиях желательно скрыть связь между звуком и внешним видом оружия.

Вызывание агрессии не должно носить игрового характера. Легкие, но достаточно неприятные воздействия на собаку со стороны «злоумышленника» могут носить характер щипков и шлепков по груди или носу. «Злоумышленник» должен обладать достаточным опытом, чтобы «чувствовать» собаку. В дальнейшем внимание следует уделить жесткому снятию собаки со «злоумышленника». После снятия собака должна яростно стремиться к продолжению схватки с противником.

Если же собака спокойно возвращается на место с чувством выполненного долга, значит, что-то было сделано не так. В этом случае следует проанализировать проведенные занятия и отыскать ошибку.

В любом случае полезным будет использование испытанного способа: реальность событий можно подчеркнуть реальностью отбираемой у собаки пищи. В этом случае собака должна не получать пищу 36 часов. Эффективны в равной степени два варианта:

1) миска с едой стоит перед собакой, но последняя на несколько сантиметров не может до нее дотянуться;

2) миска отдается собаке, и «злоумышленник» пытается отнять ее во время еды.

Во втором варианте собаки с сильно развитой пищевой реакцией могут не атаковать «злоумышленника», а пытаться поскорее проглотить пищу. К таким собакам применим только вариант № 1.

После прохождения I блока (6 занятий) собака должна:

1) активно, агрессивно атаковать «злоумышленника»;

2) проводить крепкую хватку, что должен отметить «злоумышленник»;

3) проявлять агрессию по команде на предлагающего корм и на внешний вид оружия;

4) настороженно встречать приближение постороннего. Если все эти требования выполняются, значит, можно переходить ко II блоку.

К этому времени собаки уже хорошо знакомы друг с другом, они заняли свои места в стае. Именно на этом этапе особое значение приобретает подражательный метод. Если занятия в группе ведутся так называемым поточным методом, то расположение собак на привязи должно быть строго продуманно.

Кроме того, на 6-12-м занятиях собаки могут находиться на площадке или все вместе, или по одной-две. Решать это должен инструктор.

II блок

Занятия 7-8.

1) «Неожиданный» обрыв собаки.

2) Отказ от корма, наброшенного на морду собаки.

3) Защита хозяина от нападения.

4) Стайная атака.

5) «Неожиданные» нападения на хозяина с собакой после занятия в непосредственной близости от дрессировочной площадки.

6) «Зона интенсивной охраны».

 

Занятия 9-10.

1) Лобовая атака с психологическим воздействием на собаку.

2) Приучение к жесткому контакту со «злоумышленником».

3) Пресечение попытки увода за ошейник.

4) Самостоятельная работа на привязи: тактическое мышление.

5) Упражнение «Тротуар».

6) «Неожиданное» нападение на хозяина с собакой до занятия на значительном удалении от площадки.

 

Занятие 11.

Неожиданные нападения четверых «злоумышленников» (по очереди) на улицах (оговоренный маршрут) с интервалом 20 минут.

Занятие 12. Ночное.

Проверка всех навыков и умений собаки в условиях темноты.

II блок занятий является переходным по двум пунктам:

1) переход к самостоятельной работе;

2) переход к работе в реальных условиях.

Очень важным является элемент «неожиданный обрыв собаки». Он может выполняться в двух вариантах. Это может быть так называемая слабая привязь, когда собака освобождается сама со второго-третьего рывка. Или же один из хелперов удерживает собаку на 10-метровом поводке и затем неожиданно отпускает.

При условии уверенной работы хозяина собаки возможно самостоятельное отстегивание карабина владельцем.

Обрыв должен происходить совершенно неожиданно для собаки. Она должна вначале атаковать и лишь в ходе схватки замечать, что она свободна.

 

 

Рис 13

 

При применении второго варианта неожиданного обрыва очень полезно совмещение его с отработкой элемента защиты хозяина Последний располагается в 1 -2 метрах перед собакой, которую удерживает хелпер. Чтобы собака не отвлекалась на хелпера, ее внимание следует «переключить» на одного из «злоумышленников» Хелпер должен отпустить собаку через 2-3 секунды после начала схватки злоумышленника с хозяином Трудно переоценить значение упражнения «Тротуар» (рис 13) Владелец с собакой движется по прямой (отрезок 50 метров) Фигуранты (4-5 человек) произвольно движутся в двух направлениях, имитируя «прохожих» По очереди они набрасываются на владельца спереди, сзади и сбоку Особое внимание следует уделить «боковым» атакам, когда «злоумышленник» некоторое время движется рядом с собакой, затем – рядом с хозяином параллельным курсом.

Это упражнение подготавливает собаку к четкой работе в условиях оживленной улицы.

В части отказа от корма на этом этапе следует отработать наиболее сложный вариант, когда «злоумышленник» набрасывает корм по дуге, прямо на морду собаки. В реальной жизни этот вариант наиболее распространен, поскольку он наиболее эффективен (собака рефлекторно схватывает летящий кусок пищи) и безопасен для злоумышленника.

Говоря о подражательном методе дрессировки, нельзя не упомянуть об упражнении «Стайная атака», преследующем сразу несколько целей: увеличение темпа атаки, правильная ориентация агрессивности «учеников», придание уверенности более слабым собакам.

На практике это упражнение выглядит следующим образом: группа выстраивается вогнутой цепочкой. «Злоумышленник» располагается в 10 метрах. Возбудив собак замахом палицы, он убегает. По сигналу инструктора группа начинает преследование. Затем одна собака выполняет лобовую атаку. Остальные участники останавливаются и «поддерживают» работу своего «товарища».

«Стайная атака» (рис. 14)

 

 

Рис.14

 

Однако наиболее важными элементами II блока является самостоятельная работа собаки и уклонение от ударов.

Что касается уклонений (перехватов), то схема отработки следующая:

1) контакт с собакой без укуса с нанесением ударов слева, справа и перед собакой;

2) контакт с собакой без укуса с ударами палицей по голове.

Удары должны усложняться: от размеренных и неторопливых с паузой на замахе до достаточно резких.

В этом упражнении самая ответственная часть – умение владельца работать поводком. Нужно всячески избегать рывков, а плавными движениями перемещать собаку в сторону (или назад) от ударов и тут же давать возможность атаковать в момент паузы между ударами (рис. 15).

 

Рис 15 Работа на привязи

 

Переход к самостоятельной работе может быть моментальным или постепенным Во втором случае нужно постепенно увеличивать расстояние между собакой и владельцем. Переход владельца на следующую позицию происходит только после того, как собака уверенно отрабатывает навык на предыдущей.

После завершения 12-го занятия собака должна уверенно выполнять учебную программу в любое время суток, в любую погоду и самостоятельно (рис. 16).

 

 

Рис.16

 

Попытка увода собаки за ошейник должна активно-агрессивно пресекаться собакой.

При проверке этого элемента «злоумышленник» может давать любые команды, набрасывать корм на морду собаки, приближаться к собаке в любом темпе.

Собака также должна обладать своеобразным тактическим мышлением: уклоняться или перехватывать удары, уметь вести борьбу со «злоумышленником», не имея возможности кусать его Если собака выполняет все вышеуказанные навыки, можно переходить к III блоку.

III блок

Занятия 13-15.

1) Закрепление навыков самостоятельной работы.

2) Отработка «высокой атаки» (атака «килем»).

3) Работа по лежащему сопернику.

4) Отучивание от самостоятельного прекращения борьбы.

5) Фактор внезапности.

6) Шлифовка навыка «зона интенсивной охраны».

7) Отвлекающие факторы.

Занятия 13-15 разделены для каждой собаки на две равнозначные части: работу на дрессировочной площадке и работу в реальных условиях.

Основными являются навыки №№5, 6.

Фактором внезапности является ситуация, когда злоумышленник в течение 5-7 минут усыпляет бдительность собаки (спокойный разговор с хозяином) и затем резко меняет линию поведения («вскидывание» оружия, замах, грубое обращение и т.д.). Собака должна мгновенно атаковать «злоумышленника».

«Зона интенсивной охраны» является «профилирующим» навыком для телохранителя (рис. 17).

 

 

Рис.17

 

Одним из вариантов его закрепления может быть следующее упражнение.

Хозяин с собакой стоят в центре площадки. Двое или четверо «злоумышленников» ходят вокруг в индифферентной зоне, затем входят, выходят по очереди и все вместе в зону внимания. Ведут они себя максимально естественно: останавливаются, разговаривают друг с другом, зашнуровывают обувь и т.д.

Затем они по одному врываются (позже – спокойно заходят) в зону интенсивной охраны. Собака на поводке по команде (позже – самостоятельно и с укусом) атакует «злоумышленников», моментально жестко пресекая их попытки прикоснуться к хозяину.

При отработке «атаки килем» очень важно не акцентировать внимание собаки на защитном щитке, надетом на голую руку.

«Вытягивать» собаку нужно движением руки, направленным на защиту лица.

В законченном варианте собака должна при атаке высоко выпрыгивать, целясь в лицо злоумышленника и нанося мощнейший удар грудью.

Нужно всегда помнить о том, что атака в лицо парализует противника и лишает его возможности оказать реальное сопротивление. Как правило, после первой же атаки в лицо противник уже психологически сломлен и фактически проиграл поединок.

Заметим сразу, что реальную атаку в лицо можно отрабатывать только в наморднике, безразличное отношение к которому должно быть выработано до начала занятий по курсу телохранителя (рис. 18).

Любое снаряжение (пластиковые колпаки, кожаные маски, валик, кожаные языки) имеет серьезные недостатки, что может привести к образованию нежелательных связей: от развития и закрепления привычек «тряпичницы» до отказа кусать.

Занятия 16-18.

Эти занятия являются ключевыми.

Работа ведется в реальной обстановке. Освоенные навыки «обкатываются» в парке, на улице, во дворе дома хозяина и в чужом дворе. На последнем, 18-ом, занятии навыки отрабатываются в более сложных ситуациях: в парадном, в лифте, в подземном переходе.

 

 

Рис 18

 

В конечном счете, моделирование подобных ситуаций зависит только от фантазии и опыта инструктора.

После окончания III блока собака должна являться фактически подготовленным сопровождающим охранником.

19-е занятие проводится на квартире. Торопиться здесь не следует: на 19-м занятии достаточно уверенной в себе собаки в присутствии ее владельца.

После этого желательно сделать перерыв на 2-3 недели.

После перерыва следует приступать к отработке заключительного – IV блока.

Занятия 20-22.

На 20-м занятии на дрессировочной площадке отрабатываются навыки с использованием осложненных отвлекающих факторов: отвлечение собакой или котом, использование сильных запаховых отвлечений, включающих тормозящие механизм собаки в соответствии с генетической программой. Таковыми можно считать выделения течной суки или щенячий «морковный» запах.

На этом же занятии проводится знакомство с кровью.

На этом моменте следует остановиться подробнее.

Прежде всего необходимо установить реакцию на кровь. Практика свидетельствует, что некоторые собаки после получения крови становятся вялыми, сонливыми. Другие, наоборот, – приходят в возбужденное состояние. Из этого и следу- * ет исходить при постановке на кровь.

В любом случае хлынувшая неожиданно кровь может оказаться для собаки настолько неожиданным фактором, что помешает выполнить ее «работу» (рис. 19).

21-е занятие носит название «веселого».

Его назначение – познакомить собаку с ситуацией, когда ей предстоит атаковать человека, бесстрашного по причине алкогольного опьянения.

 

 

Рис 19. Работа по крови

 

Для проведения этого занятия желательно пригласить «злоумышленника», которого собаки никогда не видели. Начать отработку этого элемента лучше с «мягкого» неожиданного нападения.

Особое внимание следует обратить на нюансы работы злоумышленника и на обеспечение его безопасности.

22-е занятие является тестовым и дает инструктору возможность на свое усмотрение проверить наиболее слабые элементы в программе каждого «ученика» и отшлифовать нюансы работы каждого владельца.

Занятия 23-24.

Эти занятия посвящены работе на квартире и в парадном дома владельца. В случае проживания хозяина в частном доме условия должны быть подкорректированы соответствующим образом.

Заключительное, 25-е, занятие является подготовительным к сдаче экзамена.

Крайне желательно проверить в реальных условиях все навыки, входящие в программу, и убедиться в безотказной работе собаки-телохранителя и готовности ее хозяина.

Успешное завершение курса зависит от многих факторов.

Желательно иметь в виду следующие моменты:

1) Интенсивная нагрузка на каждую собаку должна составлять 12-13 минут плюс 5-6 минут работы «по фоновой поддержке». Отсюда считается продолжительность занятия.

2) Если состояние собаки вызывает у инструктора малейшие подозрения, ее следует освободить от работы.

3) Занятия не рекомендуется проводить в полнолуние.

4) «Злоумышленники» должны работать исключительно из укрытия.

5) Надевание скрытого снаряжения на виду у собаки недопустимо.

6) Негодное снаряжение на виду у собаки недопустимо.

7) Негодное снаряжение является достаточной причиной для отстранения от занятия.

8) Контакты «злоумышленников» с владельцами следует ограничить до необходимого минимума.

9) Соблюдение правила привязывания собак (высота привязи 1 м, длина поводка 1,5-2 м, привязь осуществляется «через петлю») убережет «злоумышленников» от серьезных травм конечностей и срывов в работе.

10) Аптечку лучше всегда оставлять на площадке в укромном месте, т.к. ее ношение на площадку считается дурной приметой.

И последнее. К сожалению, работа инструктора и «злоумышленников» при самом строгом соблюдении техники безопасности достаточно часто приводит к травмам, в том числе и укусам. Поэтому рекомендую испробованное народное средство, предотвращающее нагноение или загнивание ран. Необходимо взять шерсть укусившей собаки, сжечь ее и наложить на рану.

 

ГЛАВА 6

ГЛАВА 7

Требования к «вепрям-злоумышленникам».

Снаряжение, необходимое для подготовки

Телохранителя

 

Работа вепрей-злоумышленников по СС вызывает наибольшее восхищение. Их умения не ограничиваются никакими рамками, их техника должна быть настолько отточенной, что для человека непосвященного может казаться полным отсутствием таковой. Действительно, при филигранной технике и умении одним взглядом «завести» собаку «злоумышленник» должен минимально походить собственно на фигуранта и максимально напоминать обычного человека.

«Злоумышленник» должен уметь грамотно «отдаться» собаке, в последнее мгновение закрывшись защитным местом. К сожалению, собака не всегда соглашается «играть по нашим правилам», о чем свидетельствуют шрамы, ушибы и синяки «злоумышленников».

Какому нормальному человеку понравится перспектива получить удар 70-80-килограммового пса в незащищенное лицо? Так что случайные люди здесь долго не задерживаются.

Злоумышленник должен обладать профессиональным чувством собаки, напоминающим «чувство воды» у пловцов. Оно заключается не только в умении возбудить собаку или моментально ей «отдаться», но и в мгновенном понимании малейших, порой совершенно не заметных глазу, нюансов в ее поведении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.015 с.)